Программа подготовки к олимпиадам
рабочая программа по истории по теме

Лущикова Галина Степановна

Представлен материал по подготовке учащихся к выполнению заданий разного уровня сложности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_k_olimpiadam.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области

Рассмотрено

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №______

От ___________2013 г

Руководитель МО:_______

                     /Лущикова Г.С./

Согласовано

с заместителем директора

школы по УВР:_________

____________2013 г

__________________

/Козинцева Л.В./

«Утверждено»

Педагогическим Советом

школы.

Протокол №__________

От________________2013 г

Директор школы:_________

                       /Нечкина О.И./

ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                                                                   Разработана и реализована: Лущиковой Г.С.,

                                                                              учителем истории и обществознания,

                                                                                   высшая квалификационная категория

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

На уроках истории и обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. На них учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в классах среднего звена. Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий.

По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи: 

• стимулирование интереса детей к истории и обществознанию;

• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;

• расширение информационного пространства в области истории и обществознания.

Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.

УМК,  применяемый  при подготовке к олимпиадам разного уровня:

  1. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история На уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии. М., «Глобус», 2009
  2. Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 10-11 классы. М., «Вако», 2013
  3. Пазин Р.В. Обществознание. Сборник  олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы. Ростов – на – Дону, «Легион», 2012
  4. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. М., «Айрис – пресс», 2010
  5. Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ. История». Решение сложных заданий. М., «Интеллект – Центр», 2012
  6. Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ.  Обществознание». Решение сложных заданий. М., «Интеллект – Центр», 2012

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела или темы

Кол-во часов

1.

Вводный урок

1

2.

Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов

5

3.

Раздел II. Задания на соответствие элементов

3

4.

Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных

6

5.

Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом

2

6.

Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами

6

7.

Раздел VI. Решение познавательных задач

4

8.

Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами

6

9.

Обобщающее тестирование

1

Итого:

34

Основное содержание:

Введение -1 час

Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.

Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов -5 часов

Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни пропуски». Задания на выявление лишнего элемента

Раздел II. Задания на соответствие элементов        - 3 часа

Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)

Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных  - 6 часов

Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ диаграмм

Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом  - 2 часа

Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями

Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами        - 6 часов

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте.

Раздел VI. Решение познавательных задач  - 4 часа

Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.

Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 6 часов

Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей. Написание сочинений – эссе.

Тестирование с различными видами заданий  -        1 час

Выполнение итогового теста

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

№ п/п

Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них практическая работа

Количество часов на самостоятельную работу

1.

Введение: зачем нужны олимпиады; виды олимпиадных заданий

1

Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов

5

4

1

2.

Общая характеристика заданий данного типа

1

3.

Задания по принципу образования и продолжения рядов

1

1

4.

Задания типа «Заполни пропуски»

1

1

5.

Задания на выявление лишнего элемента

1

1

6.

Самостоятельное выполнение заданий

1

1

Раздел II. Задания на соответствие элементов

3

2

1

7.

Общая характеристика заданий этого типа

1

8.

Выполнение заданий с учителем

1

1

9.

Самостоятельная работа с тестами этого типа

1

1

Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных

6

4

1

10.

Общая характеристика заданий данного типа

1

11.

Как выполнять задания со схемами

1

1

12.

Анализ таблиц и построение таблиц

1

1

13.

Работа с графиками

1

1

14.

Задания на анализ приведенных в диаграмме данных

1

1

15.

Самостоятельная работа с заданиями данного типа

1

1

Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом

2

1

16.

Общая характеристика заданий

1

17.

Практическое выполнение заданий

1

1

Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами

6

5

2

18.

Общая характеристика заданий этого типа

1

19-20.

Работа с историческими текстами

2

2

1

21-22

Работа с обществоведческими текстами

2

2

1

23.

Самостоятельная работа с текстом

1

1

Раздел VI. Решение познавательных задач

4

3

1

24.

Общая характеристика заданий

1

25.

Решение познавательных  исторических задач

1

1

26.

Решение познавательных обществоведческих задач

1

1

27.

Самостоятельная работа с задачами познавательного характера

1

1

Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами

6

5

2

28.

Общая характеристика заданий

1

29-31

Написание сочинения - эссе

3

2

1

32-33

Составление исторических текстов из заданных слов

2

1

1

34.

Тестирование с различными видами заданий

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку в 7 классе

Работу по данной программе начала во втором полугодии 6 класса, продолжу и закончу в 1 четверти 7 класса, римерно к началу  муниципального этапа олимпиад....

Программа подготовки к олимпиадам 5-9 классы

Программа подготовки к олимпиадам учащихся 5-9 класов...

Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 9-11 классов

Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить и...

Программа подготовки к олимпиаде по литературе для учащихся 9-11 классов

Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа худ...

Программа подготовки к олимпиадам

Данный материал содержит программу подготовки к олимпиадам 9-11 классов...

Программа подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии

Программа содержит план работы с одаренными детьми при подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии...

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИСТОРИИ

Программа содержит лекционные и практические занятия по темам олимпиадой истории, соответствующих требованиям состязаний.  Представленный олимпиадный курс — это, прежде всего, идеи, которые часто...