Программа подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии
рабочая программа по биологии на тему
Программа содержит план работы с одаренными детьми при подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgot_k_olimp_po_biol_surgucheva_o.n.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Созонова Ю.Г.»
Программа подготовки обучающихся к
олимпиадам и конкурсам по биологии.
Составитель: Сургучева О.Н.,
учитель биологии и экологии,
первая квалификационная категория.
МБОУ: СОШ №1 им. Созонова Ю.Г.
Ханты-Мансийск, 2016г.
Пояснительная записка
В настоящее время вопрос развития интеллектуальных способностей ребенка остается очень актуальным при работе с детьми. Задача любого педагога – это выявление одаренных детей, а также развитие способностей у детей с задатками. Одаренные дети всегда будут востребованы обществом, так как являются его «запасом интеллекта» в будущем, способствующим его развитию. Задача семьи - вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности имели возможность реализоваться. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.Участие школьников в заочных олимпиадах окружного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы (региона);
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с пятого класса к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим.
- каждый участник имеет возможность получить диплом, сертификат или иное поощрение.
Программа подготовки учащихся к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам ставит своей целью формирование и развитие творческого потенциала личности, познавательной раскрепощенности, умения добывать и применять знания на практике.
Задачи программы:
- Учить работе с дополнительной и справочной литературой.
- Углубить знания учащихся по отдельным предметам.
- Создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами.
- Развивать интерес к предметам, стремление к получению новых, системных знаний
- интеллекта, логического мышления, критичности мышления, гибкости, беглости, подвижности мышления, нестандартного подхода к решению мыслительных задач, ассоциативного мышления, пространственного представления, творческого воображения, фантазии, интереса к интеллектуальным играм, заданиям, речи;
- Формировать мотивацию к учебной деятельности, уверенность в интеллектуальной и социальной сферах, позитивное мышление, творческие качества личности, самоконтроль и самооценку выполненной работы и своей деятельности на уроке, коммуникативные умения, настойчивость в поисках решения задач, активную позицию, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.
- Прививать стремление к самостоятельному получению знаний.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
Формы организации познавательной деятельности учащихся могут быть самыми разнообразными:
- фронтальная (классная),
- групповая,
- коллективная,
- индивидуальная.
Методы обучения
В процессе обучения можно использовать всё многообразие методов и приёмов обучения: беседу, спор, игру, самостоятельную работу, выполнение практических упражнений и заданий, решение проблемных ситуаций, исследовательская работа или проект и др.
Условия реализации программы
При реализации программы целесообразно:
- адаптировать изучаемый материал соответственно уровню подготовки контингента обучающихся. При этом доступность содержания не должна наносить ущерб его научности;
- при обсуждении задач использовать искусство поиска решения, в котором можно пользоваться какими угодно соображениями, нестрогими рассуждениями, и вообще, всем, что придет в голову, и главное – не надо никому объяснять, почему именно применяются те или иные соображения, лишь бы они привели к успеху, нахождению решения и только потом устанавливать его истинность;
- предельно ориентировать содержание изученного на практическое применение;
- уделять большое внимание процессу целеполагания;
- обеспечить условия, необходимые для овладения способами самостоятельного взаимодействия с различными источниками информации настоящего времени;
- считать критерием эффективности изучения программы повышение интереса к предмету.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации обучающихся к предметам.
- Повышение познавательной активности.
- Предоставление учащимся возможностей для творческой самореализации и самоорганизации.
- Вовлечение учащихся в различные школьные и заочные смотры-конкурсы
Формы работы:
- Факультативный курс «Подготовка к олимпиадам и конкурсам»
- Практикум для детей по отдельным вопросам биологии
- Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
1. Школьная олимпиада ;
2. Предметные недели;
3. Муниципальные олимпиады и конкурсы;
4. Региональные и всероссийские олимпиады и конкурсы;
5. Интернет – олимпиады и конкурсы.
6. исследовательские работы и проекты по биологии.
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам
№ | Планируемое мероприятие | Срок | Ответственный | Планируемый результат |
1 | Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности | сентябрь | педагог-психолог | Карта одаренности на каждого ребенка |
2 | Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам | октябрь | учителя-предметники, зам.директора по УВР | Проект программы |
3 | Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми | октябрь | заместитель директора по УВР, директор школы |
|
4 | Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов | октябрь | Заместитель директора по УВР, директор школы | Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов |
5 | Формирование индивидуальных образовательных программ учащихся по биологии | сентябрь | Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Индивидуальные образовательные программы на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога |
6 | Проведение школьных олимпиад | Октябрь- ноябрь | Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в данных мероприятиях – 90-100% |
7 | Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников | согласно плану работы ОУ | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в мероприятии |
8 | Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах и конкурсах | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | сертификаты участников, дипломы |
9 | Организация научно-исследовательской работы учащихся | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей, мед.группа 10 кл. обязательно |
10 | Сотрудничество с организациями образовательных и природоохранных учреждений ( СЮН, ЮГУ, Самаровский Чугас, Медицинская Академия и др.) | в течение года | Учителя- предметники, зам. директора по УВР | Участие детей, сотрудники и педагоги образовательных и природоохранных учреждений |
11 | Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения одаренных детей» | В течение года | Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО учителей-предметников | Повышение уровня педагогического мастерства с одаренными детьми |
12 | Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения» и др. | По плану ОУ | Заместитель директора по УВР, кл. руководители, педагоги - психологи | Помощь родителей при работе с одаренными детьми |
13 | Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня | В конце года | Заместитель директора по УВР |
|
Примерный план подготовки учащихся к олимпиадам
муниципального уровня по биологии.
№п/п | Направления деятельности | Мероприятия |
1 | Отбор учащихся. | Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности. |
2 | Теоретическая подготовка. |
Правила оформления. Обзор литературных источников. 2. Химический состав и строение клеток. 3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств. 4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии. 5. Общая характеристика царства Животные. 6. Характеристика систем органов человека. 7. Теоретические основы общей биологии. 8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация. 9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов. 10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет. |
3 | Практическая подготовка – формирование умений. | 1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д. 2.Решение задач по цитологии. 3.Решение задач по генетике. 4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад. 5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье». 6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные». |
4 | Самоподготовка. | 1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности. 2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад. 3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности. 4. Консультации по наиболее трудным вопросам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам и конкурсам
Рекомендации учителям истории и обществознания для подготовки учащихся основной и старшей школы к олимпиадам по истории и конкурсам по истории...
Презентация по теме "Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам"
Презентация по теме "Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам"...
Подготовка к олимпиадам и конкурсам по географии
В статье даются краткие рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по географии...
Подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку 6-7 класс
Тренировочные задания для подготовки к олимпиадам и конкурсам по русскому языку в 6-7 классе...
Система работы учителя физики с одарёнными людьми по подготовке к олимпиадам и конкурсам
В докладе описана система работы с одарёнными и талантливыми ребятами по вовлечению их в творческий поиск, по подготовке к олимпиадам, конкурсам, проектным исследованиям.Работать с такими детьми интер...
Программа курсов внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по биологии и экологии»
Центральным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для одаренных детей, организация индивидуального подхода с целью повышения результативности и мотивации школьников...
подготовка к олимпиадам и конкурсам. Рабочая программа
Рабочая программа для одаренных детей...