ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИСТОРИИ
рабочая программа по истории (10, 11 класс) на тему
Программа содержит лекционные и практические занятия по темам олимпиадой истории, соответствующих требованиям состязаний. Представленный олимпиадный курс — это, прежде всего, идеи, которые часто используются при решении олимпиадных заданий по истории. Обучение на программе позволит систематизировать знания и овладеть новыми методами решения проблемных олимпиадных заданий.
Представленная программа по олимпиадной истории нацелена на систематическую подготовку школьников к олимпиадам, конференциям и конкурсам. Олимпиадные задания, а также критерии их оценки, существенно отличаются от привычных заданий в формате теста ЕГЭ. На школьном экзамене ученик в первую очередь должен продемонстрировать базовые знания и умения. Творческий характер олимпиадных заданий позволяет школьнику показать не только знания, но и достигнутый им уровень гуманитарной культуры, общей эрудиции, самостоятельности мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_k_olimpiadam.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИСТОРИИ
Разработана и реализована: Гарифуллиной О.Н.,
учителем истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
На уроках истории и обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. На них учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в классах среднего звена. Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий.
По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к истории и обществознанию;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области истории и обществознания.
Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
УМК, применяемый при подготовке к олимпиадам разного уровня:
- Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история На уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии. М., «Глобус», 2009
- Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 10-11 классы. М., «Вако», 2013
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. М., «Айрис – пресс», 2010
- Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ. История». Решение сложных заданий. М., «Интеллект – Центр», 2012
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела или темы | Кол-во часов |
1. | Вводный урок | 1 |
2. | Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 |
3. | Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 |
4. | Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 |
5. | Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом | 2 |
6. | Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами | 6 |
7. | Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 |
8. | Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 |
9. | Обобщающее тестирование | 1 |
Итого: | 34 |
Основное содержание:
Введение -1 час
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов -5 часов
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни пропуски». Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов - 3 часа
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных - 6 часов
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом - 2 часа
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами - 6 часов
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач - 4 часа
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 6 часов
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей. Написание сочинений – эссе.
Тестирование с различными видами заданий - 1 час
Выполнение итогового теста
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п | Название раздела, темы | Общее количество часов | Из них практическая работа | Количество часов на самостоятельную работу |
1. | Введение: зачем нужны олимпиады; виды олимпиадных заданий | 1 | ||
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 | 4 | 1 | |
2. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | ||
3. | Задания по принципу образования и продолжения рядов | 1 | 1 | |
4. | Задания типа «Заполни пропуски» | 1 | 1 | |
5. | Задания на выявление лишнего элемента | 1 | 1 | |
6. | Самостоятельное выполнение заданий | 1 | 1 | |
Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 | 2 | 1 | |
7. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | ||
8. | Выполнение заданий с учителем | 1 | 1 | |
9. | Самостоятельная работа с тестами этого типа | 1 | 1 | |
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 | 4 | 1 | |
10. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | ||
11. | Как выполнять задания со схемами | 1 | 1 | |
12. | Анализ таблиц и построение таблиц | 1 | 1 | |
13. | Работа с графиками | 1 | 1 | |
14. | Задания на анализ приведенных в диаграмме данных | 1 | 1 | |
15. | Самостоятельная работа с заданиями данного типа | 1 | 1 | |
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом | 2 | 1 | ||
16. | Общая характеристика заданий | 1 | ||
17. | Практическое выполнение заданий | 1 | 1 | |
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами | 6 | 5 | 2 | |
18. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | ||
19-20. | Работа с историческими текстами | 2 | 2 | 1 |
21-22 | Работа с обществоведческими текстами | 2 | 2 | 1 |
23. | Самостоятельная работа с текстом | 1 | 1 | |
Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 | 3 | 1 | |
24. | Общая характеристика заданий | 1 | ||
25. | Решение познавательных исторических задач | 1 | 1 | |
26. | Решение познавательных обществоведческих задач | 1 | 1 | |
27. | Самостоятельная работа с задачами познавательного характера | 1 | 1 | |
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 | 5 | 2 | |
28. | Общая характеристика заданий | 1 | ||
29-31 | Написание сочинения - эссе | 3 | 2 | 1 |
32-33 | Составление исторических текстов из заданных слов | 2 | 1 | 1 |
34. | Тестирование с различными видами заданий | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по истории г. Владивостока
Задания олимпиады для учащихся 8-х классов разработаны к 150-летию г. Владивостока. ...
Олимпиада по истории
Дидактический материал для проведения внутри училищной (школьной) олимпиады....
Материалы к школьной олимпиаде по истории 7-8класс.
тестовые олимпиадные задания по истории Росии для 7-8классов...
олимпиады по истории
школьный тур олимпиады по истории для 9 - 11 классов, составлены на основе Методических рекомендаций по проведению Всероссийской олимпиады школьников...
Школьная олимпиада по истории 6 класс
Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы....
лицейская олимпиада по истории 19 века
Олимпиада состоит из 5 блоков: Кто? Где? Когда? Что? Почему? и позволяет учащимся проверить все основные знания по истории 19 века. Работа может быть использована и после прохождения курса в...
Задания олимпиады по истории России
Задания для подготовки или проведения внутриклассной олимпиады по истории....