5класс урок по истории древнего мира "Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

"Афинская демократия при Перикле" один из уроков раздела "Древняя Греция". Использованы технологии развития критического мышления через чтение письмо. Форма урока: фронтальная,груповая, индивидуальная.

Приемы обучения: "Мозговой штурм", "Тонкие и толстые вопросы", "Резюме".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»

Цель урока: Расширение и дополнение знаний учащихся о демократии в Древней Греции.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в5 в. до н.э.;
  • систематизировать знания о демократии в Афинском полисе.

Развивающие:

  • способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями,
  • способствовать развитию умений сравнивать, анализировать первоисточники, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы технологии критического мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности;
  • воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло;
  • стремление совершать хорошие поступки.

Планируемые результаты:

  1. углубление знаний учащихся об античной демократии,
  2. Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор, оплата работы госслужащих

Основные понятия: демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая;

Методы урока: словесный, наглядный, практический.

Образовательная технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее – РКМЧП).

Приемы обучения: «Мозговой штурм», «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт, или условные значки», «Резюме»

Ход урока.

Оргмомент: Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок.

Мотивационная беседа – ПРИЕМ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»:

Ребята, сегодня мы с вами продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и свою жизнь посвятил тому, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.

Работа в тетради - запись темы и плана урока сформулированного по вопросам:

1. Личность Перикла

2. Демократия при Перикле (нововведения при Перикле)

3. Роль Перикла в истории (Слайд № 1)

Вопрос учителя: Вспомним изученный материал.

- Кому принадлежат следующие слова: (Слайд №2)

«Мать черна земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная»

- Объясните, о чём идёт речь в данном отрывке?

- В каком году Солон провёл свои преобразования?

Предполагаемые ответы учащихся:

Речь идет о реформе, проведенной Солоном в 594 г. до н.э.; Учащиеся также вспоминают о борьбе демоса и знати, понятия демос, демократия.

Учитель: А сейчас, ребята, предлагаю сформулировать цели изучения темы в виде вопросов, на которые надо получить ответы в результате работы на уроке

Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов.

Учащиеся формулируют вопросы:

- Что означает расцвет демократии? Какие события позволяют делать такие выводы?

- Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории?

Стадия осмысления – ПРИЕМ «ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»:

Рассказ учителя о Перикле. По ходу рассказа учащиеся самостоятельно заносят в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был?

Предполагаемая запись:

Перикл. С 495 по 429 г. до н.э. Афины. Стратег, видный государственный деятель, аристократ.

Далее учитель предлагает познакомиться с отрывком из исторического источника «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и дать характеристику личности Перикла.

Приём «Инсерт, или условные значки» (работая с текстом документа, учащиеся делают пометки над словами, которые можно отнести к характеристике Перикла)

Слайд № 3 «Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан».

Предполагаемые ответы:

Характеристика Перикла: он был человеком спокойным, обладал выдержкой, целеустремлённый, неподкупный, бескорыстный, осторожный. Умел выступать перед гражданами, произносить речи.

Учащиеся делают вывод о том, что Перикл пользовался большим уважением, так как 15 раз выбирался народным собранием на высшую должность.

Учитель продолжает рассказ о Перикле

Поэты воспевали могущество Перикла: Слайд № 4

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. (Слайд № 5-6)

III. Физкультминутка (с пользой для урока)

После такой напряженной мыслительной деятельности я предлагаю пятиклассникам отдых. Для этого я делю доску на 3 равные части и предлагаю детям 1, 2 и 3 ряда как можно быстрее заполнить свою часть доски. Первый ряд я прошу вспомнить все географические названия по истории Древней Греции, второму ряду – известных правителей, третьему ряду – термины из истории Древней Греции. Ребята каждого ряда по очереди выбегают к доске и выполняют задания. И разминка, и с пользой.

Приём «Толстые вопросы»

2. Переход к работе по второму пункту плана

Вопросы и задания по рядам и вариантам:

1) Пользуясь текстом учебника на стр. 182-184 заполните схему «Функции (задачи) Народного собрания» - 1 ряд

2) Докажите, что в жизни афинян огромную роль играл суд – 2 ряд

3) Ребята третьего ряда, у вас на партах лежат отрывки из сочинений современников Перикла, высказывания друзей и врагов этого выдающегося политика о его деятельности. Ваша задача: изучить, проанализировать и дополнить выступления своих одноклассников 1 и 2 ряда.

Одновременно этим 1-2 ученика (как правило, это слабые учащиеся) получают индивидуальные задания. Например:

  • найди в параграфе все новые понятия по изучаемой теме, выпиши их в тетрадь и объясни, а после урока сдашь тетрадь на проверку (либо, если остается время на уроке, этого ученика можно спросить на этапе закрепления изученного материала или подведения итогов урока);
  • реши тестовые задания;
  • выполни задание на карточке (восстанови последовательность событий)

По истечении 5-7 минут пятиклассники начинают отвечать на поставленные вопросы и задания.

Вопрос учителя

- А как вы думаете, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?

- Дайте объяснения, почему…?

Предполагаемый ответ

1.На собрании присутствовали только граждане, а их было меньшинство.

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами

3. Законы защищали только граждан.

Вопрос учителя

- А какие изменения в управление Афинами внес Перикл?

Предполагаемые ответы:

1. Должностным лицам платили деньги из государственной казны.

2. Должности могли занимать и бедные, и богатые

3. Должностные лица отчитывались перед Народным собранием.

Учитель при необходимости может задавать детям по ходу их ответов уточняющие вопросы. Например:

  • Куда и почему было перенесено место проведения народных собраний?
  • Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук?
  • Чем гордились афиняне?
  • Как сам Перикл определяет демократию? В чем он видит главное преимущество демократического строя?
  • Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму. Что это значит?

и другие.

Учитель подводит итог по высказываниям учеников.

Не смотря на имеющиеся отрицательные стороны в Афинской демократии основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

Стадия рефлексии

Подведение итогов поиска ответов на вопросы, поставленных в начале урока.

ПРИЕМ « РЕЗЮМЕ»

Вопросы:

Кто сыграл большую роль в оформлении основных принципов Афинской демократии?

Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения:

На уроке я узнал?

На уроке я познакомился?

Я понял что?

Предполагаемый ответ:

Перикл.

Я узнал о развитии демократии при Перикле.

--//-- о жизни Перикла

--//-- чем занималось народное собрание в Афинах.

--//-- за государственную службу в Афинах платили деньги из казны

Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета.

Учитель: Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок? Ребята, как вы считаете, стиль общения на нашем уроке можно назвать демократичным? Дайте краткое объяснение.

Предлагается оценить свою работу на уроке с помощью «чёрного» или «белого» бобов, (бобы подготовлены учителем специально).

Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.

Домашнее задание: Параграф 40.

Составить синквейн, посвящённый Периклу. Слайд № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира "Афинская демократия"

Урок построен в рамках технологии развивающего обучения, направлен на углубление знаний учащихся по истории афинской демократии...

Разработка урока по истории Древнего мира "Афинская демократия"

Урок построен в рамках технологии развивающего обучения, направлен на углубление знаний учащихся по истории афинской демократии...

Разработка урока в 5 классе"Афинская демократия при Перикле"

Углубление знаний учащихся об античной демократии....

урок в 5 классе "Афинская демократия при Перикле".

Урок построен на работе с историческими документами, что готовит учащихся 5 класса к работе с заданиями части С в ГИА и ЕГЭ по истории....

Разработка урока по истории Древнего мира на тему "Афины при Перикле"

Разработка урока включает в себя: презентацию, конспект урока, приложение. Можно использовать на открытый урок....

Урок по истории древнего мира: "Афинская демократия при Перикле"

Методическая разработка урока.Технологическая карта урока.Презентация по теме....

Конспект открытого урока 5 класс. Тема: Афинская демократия при Перикле

5 класс. История. Тема. Афинская демократия при Перикле Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;Планируемые результатыПредметные:Знать общественно-по...