5класс урок по истории древнего мира "Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
"Афинская демократия при Перикле" один из уроков раздела "Древняя Греция". Использованы технологии развития критического мышления через чтение письмо. Форма урока: фронтальная,груповая, индивидуальная.
Приемы обучения: "Мозговой штурм", "Тонкие и толстые вопросы", "Резюме".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5класс "Афинская демократия при Перикле" | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»
Цель урока: Расширение и дополнение знаний учащихся о демократии в Древней Греции.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в5 в. до н.э.;
- систематизировать знания о демократии в Афинском полисе.
Развивающие:
- способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями,
- способствовать развитию умений сравнивать, анализировать первоисточники, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы технологии критического мышления.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности;
- воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло;
- стремление совершать хорошие поступки.
Планируемые результаты:
- углубление знаний учащихся об античной демократии,
- Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор, оплата работы госслужащих
Основные понятия: демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая;
Методы урока: словесный, наглядный, практический.
Образовательная технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее – РКМЧП).
Приемы обучения: «Мозговой штурм», «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт, или условные значки», «Резюме»
Ход урока.
Оргмомент: Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок.
Мотивационная беседа – ПРИЕМ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»:
Ребята, сегодня мы с вами продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и свою жизнь посвятил тому, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.
Работа в тетради - запись темы и плана урока сформулированного по вопросам:
1. Личность Перикла
2. Демократия при Перикле (нововведения при Перикле)
3. Роль Перикла в истории (Слайд № 1)
Вопрос учителя: Вспомним изученный материал.
- Кому принадлежат следующие слова: (Слайд №2)
«Мать черна земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная»
- Объясните, о чём идёт речь в данном отрывке?
- В каком году Солон провёл свои преобразования?
Предполагаемые ответы учащихся:
Речь идет о реформе, проведенной Солоном в 594 г. до н.э.; Учащиеся также вспоминают о борьбе демоса и знати, понятия демос, демократия.
Учитель: А сейчас, ребята, предлагаю сформулировать цели изучения темы в виде вопросов, на которые надо получить ответы в результате работы на уроке
Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов.
Учащиеся формулируют вопросы:
- Что означает расцвет демократии? Какие события позволяют делать такие выводы?
- Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории?
Стадия осмысления – ПРИЕМ «ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»:
Рассказ учителя о Перикле. По ходу рассказа учащиеся самостоятельно заносят в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был?
Предполагаемая запись:
Перикл. С 495 по 429 г. до н.э. Афины. Стратег, видный государственный деятель, аристократ.
Далее учитель предлагает познакомиться с отрывком из исторического источника «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и дать характеристику личности Перикла.
Приём «Инсерт, или условные значки» (работая с текстом документа, учащиеся делают пометки над словами, которые можно отнести к характеристике Перикла)
Слайд № 3 «Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан».
Предполагаемые ответы:
Характеристика Перикла: он был человеком спокойным, обладал выдержкой, целеустремлённый, неподкупный, бескорыстный, осторожный. Умел выступать перед гражданами, произносить речи.
Учащиеся делают вывод о том, что Перикл пользовался большим уважением, так как 15 раз выбирался народным собранием на высшую должность.
Учитель продолжает рассказ о Перикле
Поэты воспевали могущество Перикла: Слайд № 4
Он город любой мог связать иль оставить свободным,
И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.
В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.
При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. (Слайд № 5-6)
III. Физкультминутка (с пользой для урока)
После такой напряженной мыслительной деятельности я предлагаю пятиклассникам отдых. Для этого я делю доску на 3 равные части и предлагаю детям 1, 2 и 3 ряда как можно быстрее заполнить свою часть доски. Первый ряд я прошу вспомнить все географические названия по истории Древней Греции, второму ряду – известных правителей, третьему ряду – термины из истории Древней Греции. Ребята каждого ряда по очереди выбегают к доске и выполняют задания. И разминка, и с пользой.
Приём «Толстые вопросы»
2. Переход к работе по второму пункту плана
Вопросы и задания по рядам и вариантам:
1) Пользуясь текстом учебника на стр. 182-184 заполните схему «Функции (задачи) Народного собрания» - 1 ряд
2) Докажите, что в жизни афинян огромную роль играл суд – 2 ряд
3) Ребята третьего ряда, у вас на партах лежат отрывки из сочинений современников Перикла, высказывания друзей и врагов этого выдающегося политика о его деятельности. Ваша задача: изучить, проанализировать и дополнить выступления своих одноклассников 1 и 2 ряда.
Одновременно этим 1-2 ученика (как правило, это слабые учащиеся) получают индивидуальные задания. Например:
- найди в параграфе все новые понятия по изучаемой теме, выпиши их в тетрадь и объясни, а после урока сдашь тетрадь на проверку (либо, если остается время на уроке, этого ученика можно спросить на этапе закрепления изученного материала или подведения итогов урока);
- реши тестовые задания;
- выполни задание на карточке (восстанови последовательность событий)
По истечении 5-7 минут пятиклассники начинают отвечать на поставленные вопросы и задания.
Вопрос учителя
- А как вы думаете, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?
- Дайте объяснения, почему…?
Предполагаемый ответ
1.На собрании присутствовали только граждане, а их было меньшинство.
2. Женщины не участвовали в управлении Афинами
3. Законы защищали только граждан.
Вопрос учителя
- А какие изменения в управление Афинами внес Перикл?
Предполагаемые ответы:
1. Должностным лицам платили деньги из государственной казны.
2. Должности могли занимать и бедные, и богатые
3. Должностные лица отчитывались перед Народным собранием.
Учитель при необходимости может задавать детям по ходу их ответов уточняющие вопросы. Например:
- Куда и почему было перенесено место проведения народных собраний?
- Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук?
- Чем гордились афиняне?
- Как сам Перикл определяет демократию? В чем он видит главное преимущество демократического строя?
- Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму. Что это значит?
и другие.
Учитель подводит итог по высказываниям учеников.
Не смотря на имеющиеся отрицательные стороны в Афинской демократии основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.
Стадия рефлексии
Подведение итогов поиска ответов на вопросы, поставленных в начале урока.
ПРИЕМ « РЕЗЮМЕ»
Вопросы:
Кто сыграл большую роль в оформлении основных принципов Афинской демократии?
Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения:
На уроке я узнал?
На уроке я познакомился?
Я понял что?
Предполагаемый ответ:
Перикл.
Я узнал о развитии демократии при Перикле.
--//-- о жизни Перикла
--//-- чем занималось народное собрание в Афинах.
--//-- за государственную службу в Афинах платили деньги из казны
Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета.
Учитель: Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок? Ребята, как вы считаете, стиль общения на нашем уроке можно назвать демократичным? Дайте краткое объяснение.
Предлагается оценить свою работу на уроке с помощью «чёрного» или «белого» бобов, (бобы подготовлены учителем специально).
Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.
Домашнее задание: Параграф 40.
Составить синквейн, посвящённый Периклу. Слайд № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории Древнего мира "Афинская демократия"
Урок построен в рамках технологии развивающего обучения, направлен на углубление знаний учащихся по истории афинской демократии...
Разработка урока по истории Древнего мира "Афинская демократия"
Урок построен в рамках технологии развивающего обучения, направлен на углубление знаний учащихся по истории афинской демократии...
Разработка урока в 5 классе"Афинская демократия при Перикле"
Углубление знаний учащихся об античной демократии....
урок в 5 классе "Афинская демократия при Перикле".
Урок построен на работе с историческими документами, что готовит учащихся 5 класса к работе с заданиями части С в ГИА и ЕГЭ по истории....
Разработка урока по истории Древнего мира на тему "Афины при Перикле"
Разработка урока включает в себя: презентацию, конспект урока, приложение. Можно использовать на открытый урок....
Урок по истории древнего мира: "Афинская демократия при Перикле"
Методическая разработка урока.Технологическая карта урока.Презентация по теме....
Конспект открытого урока 5 класс. Тема: Афинская демократия при Перикле
5 класс. История. Тема. Афинская демократия при Перикле Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;Планируемые результатыПредметные:Знать общественно-по...