урок в 5 классе "Афинская демократия при Перикле".
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Урок построен на работе с историческими документами, что готовит учащихся 5 класса к работе с заданиями части С в ГИА и ЕГЭ по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afinskaya_demokratiya_pri_perikle.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хотмыжская сош»
Разработка урока по истории, подготовила учитель истории и обществознания Бурменская О.В.
Тема урока:
«Афинская демократия при Перикле»
5 класс
Предмет – история
Класс – 5.
Учебник - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира, учебник для 5 класса
Дополнительная литература:
Греки. М., 1994
Древняя Греция. Книга для чтения. Любое издание.
Историки Греции: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. М., 1976.
С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин. С.В. Тырин. История древнего мира. 5 класс
Н.н.Трухина. История древней Греции. М.,1993
Тема урока: Афинская демократия при Перикле.
Цель урока:
1. Подвести учащихся к пониманию сущности Афинской демократии, формировать ценностные ориентации правового государства – уважение к закону;
2. Обучать приёмам работы с историческими документами,
вырабатывать навыки чтения исторических схем, обучать переводу информации из одной знаковой систему в другую (схема – текст);
развивать навыки работы с различными источниками информации;
3. Воспитывать уважение к великому наследию античной цивилизации.
Задачи: Повысить эффективность процесса обучения, используя продукты информационных технологий (мультимедийные учебники, различные программы и т.д.), расширяющие возможности эмоционально и образно подать материал; способствовать формированию индивидуального стиля жизни и деятельности в условиях информационного общества; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником.
Оборудование: схемы, тексты исторических документов, мультимедийное учебное пособие «История», презентация по теме: “Афинская демократия при Перикле”, компьютер.
Ход урока.
ПРОВЕРКА ДОМ/ЗАДАНИЯ: 1. Кто такой «педагог»? 2. Со скольки лет начиналось обучение в афинской школе, а у нас? СРАВНИ?? 3. Почему в афинской школе учили только мальчиков, а у нас учат всех? 4. До какого возраста шло обучение? 5. Сравни, что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения? 6. Решение задачи.
Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок. Попытайтесь их разгадать.
- Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым.)
- Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало.)
- Не говори ничего и ты выразишь мое имя, но если ты назовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание.)
Чтобы быть счастливым, нужно исполнять законы.
Античная мудрость
Эпиграф не написан до конца, работа на уроке завершается его написанием.
- Актуализация знаний:
Каждый из нас рождается, чтобы быть счастливым. И у каждого - свое представление о счастье. Афиняне в 5 веке считали себя счастливым народом, потому что жили … А впрочем, вы в конце урока сами ответите на вопрос, почему афиняне считали себя счастливым народом.
Тема нашего урока – « Афинская демократия при Перикле».
s- цепочка ассоциаций к слову «демократия»;
- «Управление в 7 в. до н.э.»
-как было устроено управление в Афинах в 7в. до н.э.?
-объясните слово «демос», из кого он состоял?
- «Управление в Афинах при Солоне»
-какие изменения произошли в управлении государством в 6в. до н.э.? Какие реформы провёл Солон? На доске СХЕМА «ФУНКЦИИ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ»
Задача (работа в группах):
Солон установил, чтобы все его законы оставались в силе в течение ста лет. Они были написаны на деревянных таблицах, которые были заключены в четырёхугольники и могли поворачиваться. Их выставляли для всеобщего ознакомления на городской площади.
Совет давал коллективную присягу твёрдо соблюдать Солоновы законы. Кроме того, каждое должностное лицо давало клятву неуклонно соблюдать законы Солона, заявляя, что если он нарушит что-либо в этих законах, то посвятит богу в Дельфах золотую статую, равную…
s Вопрос: Предположите, чему должна быть равна золотая статуя за нарушение законов Солона?
Ответ: Должностное лицо, допустившее нарушения законов Солона, наказывалось тем, что посвящало богу в Дельфах статую, равную своему росту.
- И всё же законы Солона были изменены, и произошло это в 5в.
до н.э.
- Изучение нового материала.
Что мы знаем об Афинах 5в. до н.э.? Расцвет, возвышение, могущество.
Век ПЕРИКЛА – так называли это время.
s Учащиеся с помощью фрагмента должны определить характеристику личности Перикла. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ
Плутарх[1]. Сравнительные жизнеописания. Перикл (гл. 7-9)
7. В молодости Перикл очень боялся народа: собою он казался похожим на тирана Писистрата; его приятный голос, легкость и быстрота языка в разговоре этим сходством наводили страх на очень старых людей. А так как он владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, то он боялся остракизма и потому не занимался общественными делами, но в походах был храбр и искал опасностей. Когда же Аристид умер, Фемистокл был в изгнании, а Кимона походы удерживали по большей части вне Эллады, тогда Перикл с жаром принялся за политическую деятельность. Он стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов - вопреки своим природным наклонностям, совершенно не демократическим. По-видимому, он боялся, как бы его не заподозрили в стремлении к тирании, а кроме того видел, что Кимон стоит на стороне аристократов и чрезвычайно любим ими. Поэтому он и заручился расположением народа, чтобы обеспечить себе безопасность и приобрести силу для борьбы с Кимоном.
Сейчас же после этого Перикл переменил и весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге - на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей на обед; только, когда женился его родственник Эвриптолем, он пробыл на пире до возлияния и тотчас потом встал из-за стола. И действительно, панибратство обладает такой силой, что перед ним не может устоять никакая напускная величавость, и при коротких отношениях трудно было сохранить важность, которая рассчитана на приобретение славы. Напротив, в истинной добродетели всего прекраснее то, что в ней наиболее явно, и в добродетельных людях ничто не кажется посторонним настолько удивительным, как их повседневная жизнь - лицам, их окружающим. Перикл так же вел себя и по отношению к народу: чтобы не пресытить его постоянным своим присутствием, он появлялся среди народа лишь по временам, говорил не по всякому делу и не всегда выступал в Народном собрании, но приберегал себя, как Саламинскую триеру, по выражению Критолая, для важных дел, а все остальное делал через своих друзей и подосланных им других ораторов. Одним из них, говорят, был Эфиальт, который сокрушил мощь Ареопага, наливая, как сказано у Платона, гражданам много несмешанного вина свободы. Упившись ею, народ, как конь, стал своевольным и, как говорят комики, «не хотел больше повиноваться, но стал кусать Эвбею и кидаться на острова».
8. Перикл, настраивая свою речь, как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни й высокому образу мыслей, во многих случаях пользовался Анаксагором, примешивая понемногу, как бы в подкрепление, к своему красноречию науку о природе. «Ту высоту мыслей и способность творить нечто совершенное во всех отношениях», как выражается божественный Платон, «он извлек из этого учения и присоединил к своим природным дарованиям, заимствуя из него все полезное для искусства слова». Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище. Впрочем, некоторые думают, что он был прозван «Олимпийцем» за те сооружения, которыми украсил город, другие - что за его успехи в государственной деятельности и в командовании войском; и нет ничего невероятного, что его славе способствовало сочетание многих качеств, ему присущих. Однако из комедий того времени, авторы которых часто поминают его имя как серьезно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом, и носил страшный перун на языке. Кто-то упоминает еще шутку Фукидида, сына Мелесия, по поводу красноречия Перикла. Этот Фукидид принадлежал к аристократической партии и очень долгое время был политическим противником Перикла. Однажды спартанский царь Архидам спросил его, кто искуснее в борьбе, он или Перикл. «Когда я в борьбе повалю его, - отвечал Фукидид, - то он говорит, что не упал, чрез это оказывается победителем и убеждает в этом тех, которые это видели».
Однако и сам Перикл был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящего к данному делу. Сочинений в письменном виде Перикл никаких не оставил, кроме народных постановлений; замечательных выражений его сохранилось тоже совсем мало. Так, например, он советовал Эгину удалить, как гнойник, Пирея; он говорил, что видит, как война несется от Пелопоннеса. Однажды, когда он вместе с Софоклом участвовал в морской экспедиции в должности стратега, и Софокл похвалил одного красивого мальчика, Перикл ему сказал: «У стратега, Софокл, должны быть чистыми не только руки, но и глаза». По словам Стесимброта, Перикл, произнося с трибуны надгробную речь в память граждан, павших на Самосе, назвал их бессмертными подобно богам. «Ведь и богов мы не видим, - сказал он, - но по тем почестям, которые им оказывают, и по тем благам, которые они нам даруют, мы заключаем, что они бессмертны; эти черты свойственны и тем, которые погибли в бою за отечество».
9. Фукидид изображает государственный строй при Перикле как аристократический, который лишь по названию был демократическим, а на самом деле был господством одного первенствующего человека. По свидетельству многих других авторов, Перикл приучил народ к клерухиям, получению денег на зрелища, получению вознаграждения; вследствие этой дурной привычки народ из скромного и работящего под влиянием тогдашних политических мероприятий стал расточительным и своевольным. Рассмотрим причину такой перемены на основе фактов.
Вначале, как сказано выше, Перикл в борьбе со славою Кимона старался приобрести расположение народа; он уступал Кимону в богатстве и денежных средствах, которыми тот привлекал к себе бедных. Кимон приглашал каждый день нуждающихся граждан обедать, одевал престарелых, снял загородки со своих усадеб, чтобы, кто захочет, пользовался их плодами. Перикл, чувствуя себя побежденным такими демагогическими приемами, по совету Дамонида из Эй обратился к разделу общественных денег, как свидетельствует Аристотель. Раздачею денег на зрелища, платою вознаграждения за исполнение судейских и других обязанностей и разными вспомоществованиями Перикл подкупил народную массу и стал пользоваться ею для борьбы с Ареопагом, членом которого он не был, так как ему не выпал жребий быть ни архонтом, ни царем, ни полемархом, ни фесмофетом. Эти должности с давних пор были выборными по жребию, и, пройдя их, люди, выдержавшие испытание, вступали в члены Ареопага. Итак, Перикл со своими приверженцами, приобретя большее влияние у народа, одолел Ареопаг: большая часть судебных дел была отнята у него при помощи Эфиальта, Кимон был изгнан посредством остракизма как сторонник спартанцев и враг демократии, хотя по богатству и происхождению он не уступал никому другому, хотя одержал такие славные победы над варварами и обогатил отечество большим количеством денег и военной добычи, как рассказано в его жизнеописании. Так велика была сила Перикла у народа!
Вопросы и беседа по прочитанному.
- В чем особенность политической жизни ? (Демократическое устройство, большое значение народного собрания.)
- Как афинские государственные деятели приходили к власти? (Путем выборов, для этого им надо было привлечь симпатии народа.)
- Какие личные качества политика были востребованы в Афинах? (Ораторский талант, понимание потребностей народных масс.)
Блестящий оратор, в течение 15 лет он избирался на должность правителя Афинского государства. Его мудрость достойна восхищения. Недаром афиняне называли его Олимпийцем. Как вы думает, за что?
Задача (работа в группах):
Однажды полководец Толмид, которого прежние удачи сделали чрезвычайно самонадеянным, решил в самый неблагоприятный момент вторгнуться в Беотию. Он убедил принять участие в походе тысячу знатных афинян. Перикл пытался удержать его, но, видя, что тот не поддаётся уговорам, сказал: « Если ты не веришь моим советам, то, во всяком случае, не ошибёшься, избрав мудрейшего из советников…»
s Вопрос: Предположите, кого или что имел в виду Перикл, говоря о мудрейшем советнике?
Ответ: Время. Тогда никто не обратил внимания на эти слова Перикла. Когда же спустя несколько дней в Афинах получили известие, что Толмид и его соратники погибли, афиняне оценили осторожность и ум Перикла.
- Какие законы предложил принять Перикл?
- Если бы вы встретили Перикла, о чём бы вы его расспросили?
- Машина времени еще не изобретена, поэтому попробуем расспросить документы. Представьте, что мы с вами оказались в хранилище древних документов, изучив которые мы можем ответить на вопрос, каким же было управление Афинами при Перикле?
s& Работа по группам. Каждая группа получает текст исторических документов. Учащиеся анализируют документы, отвечая на вопрос, что мы можем узнать об управлении в Афинах на основе анализа данных документов.
Документ № 1
Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скоре сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству.
Из речи Перикла
Документ № 2
Если в отношении какого-либо жителя Афин возникают сомнения, гражданин ли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека, то государство продает его в рабство. Каждый афинянин, избранный на должность по управлению афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец и из какого он дема ? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец матери? Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?»
После всех выступлений Совет пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.
Аристотель
Документ № 3
Признание в бедности у нас ни для кого не является позором, но больший позор мы видим в том, что человек сам не стремится избавиться от нее трудом. Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужные решения без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.
Из речи Перикла
Документ № 4
В нашем государстве мы живем свободно и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений… Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту обижаемых, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным…
Мы всем разрешаем посещать наш город и никогда не препятствуем знакомиться и осматривать его и не высылаем чужестранцев из страха, что противник может проникнуть в наши тайны и извлечь для себя пользу.
Из речи Перикла
Документ № 5
Ах, отец мой, если б судьи
Не сидели б на собраньях,
Где б добыл ты нам на завтрак,
Нам на ужин…
Из комедии Аристофана
s «Расцвет демократии при Перикле». Сравните со своими схемами, начертите схему в тетрадь, объясните её. Как изменялось управление государством в Афинах
4. Закрепление знаний. s Таким образом, в 5в. до н.э. в Афинах сложилась демократическая система управлении. Многие политические достижения афинян используются до сих пор. Какие?(выборы, голосование, плата за исполнение государственных обязанностей)
sВ этом также ему помогали его друзья (ЖЕНА-АСПАСИЯ, Создатель статуй - ФИДИЙ, »отец» истории - ГЕРОДОТ
sСКАЖИТЕ, Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня? (свободно излагать свои мысли, выбирать и быть избранным).
А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах?
А могут ли женщины участвовать в выборах и быть избранными в органы государств. власти?
Эпиграф на доске не дописан до конца. Учащиеся придумывают свои варианты высказывания. «Нужно исполнять законы». Как вы думаете, были ли афиняне счастливы?
s Что мы узнали об Афинском государстве?
Чему мы можем научиться у древних афинян?
Какие учебные умения вы приобрели на уроке?
С какими мыслями вы уйдёте с урока?
Домашнее задание: § 40 ; задания;
творческие задания по выбору учащихся:
вопросы к тексту, тесты, схемы,
РЕФЛЕКСИЯ “ Пятерочка “
Комментарий – пояснение к уроку.
Данный урок представляет собой урок изучения нового материала в теме “Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии. Урок завершает тему, поэтому целесообразными являются элементы повторения изученного ранее материала.
На уроке используются три вида электронных пособий, поэтому в целях рационального использования времени желательно иметь компьютер с двумя дисководами, а материл презентаций вынести на рабочий стол. Благодаря разнообразию источников информации, преподнесению информации в образной форме, обеспечивается погружение в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Таким образом, целостное представление у школьников об исторических событиях возможно формировать на уроках истории и обществознания при использовании мультимедийных учебников и обучающих программ.
В данном уроке присутствуют различные варианты использования электронных пособий и применяются они на различных этапах урока.
- Анонсирование темы, представленное на слайдах.
- Сопровождение объяснения учителя и самостоятельной работы учащихся предполагает использование специально созданных для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, схем, видеофрагментов, страниц электронного учебника.
- - Контроль знаний предполагает использование компьютерного тестирования. Однако, при наличии только демонстрационного компьютера невозможен контроль за самостоятельной работой учащихся
- Следует отметить, что применение мультимедийных технологий позволяет успешнее учиться детям как с образным мышлением, так и учащимся с преобладанием абстрактного мышления, организует комфортную среду детям с различными типами восприятия информации.
Таким образом, методика использования мультимедиа технологий на данном уроке предполагает:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
Данный урок “Афинская демократия при Перикле”, как урок изучения нового материала с использованием информационных технологий имеет важное преимущество – интерактивность. Сочетание различных типов информации привычно для современного человека. На уроке присутствует аудиоинформация, видеоинформация, анимация. Самостоятельная работа учащихся и комментарии учителя развивает познавательную активность учащихся, повышает качество преподавания и способствует развитию различных видов мыслительной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории
Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории. Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...
Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс
Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...
Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"
Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....
Урок Афинская демократия при Перикле
урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...
Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....
Разработка урока в 5 классе"Афинская демократия при Перикле"
Углубление знаний учащихся об античной демократии....
Разработка урока в 5 классе на тему : "Афинская демократия при Перикле"
Материал раскрывает содержание темы учебника по истории древнего мира "Афинская демократия при Перикле"....