Урок по истории древнего мира: "Афинская демократия при Перикле"
методическая разработка по истории (5 класс)

Латкина Анна Алексеевна

Методическая разработка урока.Технологическая карта урока.Презентация по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока по истории "Афинская демократия при Перикле"

Дата: 20.02.2020г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;

Задачи:

Обучающие: выявить основные направления преобразований в общественной и политической жизни Афин; рассмотреть с  обучающимися деятельность Перикла и её влияние на жизнь афинского общества;

Развивающие: способствовать формированию навыка работы с источниками информации (прочтение текста и нахождение нужной информации, обобщение и систематизация исторического материала); формировать у обучающихся  навыки грамотной устной речи ;

Воспитательная: способствовать развитию чувства солидарности и сопричастности к жизни Отечества, на примере деятельности Перикла по усовершенствованию общественно-политического строя Афин;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

углубление знаний обучающихся об античной демократии, 
Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, голосование, оратор, оплата работы госслужащих, контроль над работой государственных органов.

развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы).

продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие.

Познавательные УУД:

-Использовать знаково-символьные средства (таблицы, схемы) для решения учебных задач.

-Строить речевое высказывание в устной форме.

-Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

- воспринимать другое мнение и позицию;

Личностные УУД:

- продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

- развивать умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

-адекватно воспринимать оценку учителя.

-различать способ и результат действия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация начала занятия

Здравствуйте ребята! А мне хотелось бы надеется, что вы с хорошим настроением пришли ко мне  сегодня на урок.

В начале урока мы с вами проведём разминку по датам.(Учитель показывает карточку с датой, обучающиеся должны назвать событие)

– На доску выводиться два портрета с именами (сл.1 презентации)

  • Верны ли подписи под портретами? Что объединяет этих людей?
  • Какое слово лишнее? Почему? (сл.3 презентации)
  • Какое слово объединяет эти слова? (сл.4,5 презентации)

Отвечают на вопросы по датам(карточки)

Отвечают на вопросы

2

Постановка учебный проблемы.

- Определяем проблему урока:

  • На доске выводятся две точки зрения на афинскую демократию(сл.6,7 презентации)
  • Запишите тему  урока: Афинская демократия при Перикле» (сл.8презентации)

     Прошло несколько десятилетий и в Афинах появился новый государственный деятель по имени Перикл. Он 15 раз начиная с 443г до н.э. выбирался на самую главную должность  в Афинах должность - 1 стратега. Его женой стала одна из образованнейших женщин Эллады Аспасия. Среди его друзей были ученый Анаксагор, поэт Софокл, скульптор Фидий, "отец истории" Геродот. (сл. 9 презентации)  Современный ученые считают, что при нем Афинская демократия достигла своего расцвета.

На сегодняшнем уроке мы постараемся выяснить почему ученые делают такой вывод, какие достоинства и недостатки были у афинской демократии.

Отвечают на вопросы

Записывают тему урока

Сообщение о Перикле

Дату записывают в конце  тетради.

Записывают новые термины в тетрадь.

3

Изучение нового материала.

Давайте представим, что вы путешественники и путь ваш лежит в Афины, но не современные, а 5 в до н.э. Вот вы проезжаете сквозь мощные городские ворота и дорога ведет вас к центру города главной торговой площади- агоре.(сл. 10 презентации). Там много людей, кто-то занят делами, а кто-то отдыхает и готов вам рассказать о своём городе. Их рассказы Вы найдете в рабочих листах(задание 1) Прочитайте эти рассказы и будьте готовы ответить на мои вопросы.

  • Где проводилось Народное собрание?
  • Кто имел право участвовать в заседаниях Народного собрания? Как часто оно проводиться?
  • Какие вопросы решает Народное собрание? Как принимаются решения?
  • Кто такие стратеги, какими вопросами они ведают и как часто их избирают?
  • Чем занималось Собрание пятисот?
  • Зачем стали оплачивать работу людей, занимающих  выборные должности?

А теперь давайте подведем итоги, того о чем мы говорили. Посмотрите на задание 2 в ваших рабочих  листах. Вам нужно вставить недостающие элементы в схему "Система управления в Афинах при Перикле"(сл. 11презентации).

  • А теперь, давайте снова вернемся в Афины и побываем на  заседании Народного собрания. (сл. 12 презентации).

Все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла, который ни на одну драхму не увеличил оставленного ему отцом состояния.

Но враги Перикла – завистники и недоброжелатели из числа знатных – воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинён в неумелой трате громадной суммы.

– Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов?

Об этом мы узнаем, прочитав рассказ. Посмотрите на задание номер 3(рабочие листы). Читаем по ролям.

Рассматривают план города.

Читают рассказы(5мин.)

Отвечают на вопросы.

Работают со схемой.

Проверяют схему

Читают по ролям.

4

Закрепление  материала.

-  Почему Народное собрание утвердило расходы Перикла?

– Чем можно объяснить популярность Перикла?

– Можно ли считать Афинское государство образцовым?

 4.Игра "Верно-неверно”

  1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э.  гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – участвовал в управлении государством? (да)
  2. Верно ли, что демократия -  это народовластие? (да)
  3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
  4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием? (нет)
  5. Верно ли, что другом Перикла был философ Сократ? (нет)
  6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
  7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
  8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
  9. Верно ли, что правление Перикла -это расцвет демократии в Афинах? (да)

Проверяем ответы на вопросы. Поменялись рабочими  листами, проверяем правильность ответов.

+

+

_

_

_

+

_

+

+

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют "поля"плюсами и минусами, отвечая на вопросы игры.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

        

Проверяют ответы. Меняются  рабочими листами.

Взаимопроверка.

5

Дом. задание

Параграф 40,слова, даты,стр 193 речь Перикла

6

Рефлексия

Отношение к уроку выразите смайликами  

На доске смайлики

Рабочий лист к уроку по теме "Афинская демократия при Перикле".

Фамилия Имя_____________________________________ класс_______________

1.Рассказы жителей Афин. Прочитай текст. Ответь на вопросы.

- Слева от Агоры располагается холм Пникс. Именно здесь, ранним утром собираются все граждане нашего полиса, мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Собрания бывают 3-4 раза в месяц, а точнее раз в 9 дней. Любой гражданин, который захотел выступить, получает слово на время, отмеряемое водяными часами (клепсидрой). На собраниях решают финансовые вопросы, вопросы войны и мира, принимались законы. Решения принимаются большинством голосов. Голосуем белыми и черными камешками.

- Стратегов у нас 10, но один из них - главный. Он возглавляет армию во время военных походов, распоряжается денежным средствами, встречается с послами из других стран. Его должность очень важная и ответственная, поэтому Народное собрание выбирает его открытым голосование, то есть поднятие рук

-За исполнением решений Народного собрания следит Совет пятисот. Также Совет контролирует , как работают судьи, стратеги .

-Вообще, у нас в Афинах занятие какой-то должности очень почётно и никакой оплаты за это раньше не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Но по предложению нашего Первого стратега Перикла был принят закон, по которому эта работа стала оплачиваться. Теперь и бедняк может занимать выборныедолжности.

  • Где проводилось Народное собрание?
  • Кто имел право участвовать в заседаниях Народного собрания? Как часто оно проводиться?
  • Какие вопросы решает Народное собрание? Как принимаются решения?
  • Кто такие стратеги, какими вопросами они ведают и как часто их избирают?
  • Кто же занимался управлением Афин между заседаниями народного собрания?
  • Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнения выборных должностей?

2.Заполни, недостающие элементы схемы "Система управления в Афинах при Перикле"

3.Прочитай рассказ.

Народное собрание: – Сколько денег потрачено зря!

Перикл: – Находят ли граждане, что истрачено больше, чем нужно?

Народное собрание: – Да! Да! Слишком много!

Перикл: – Хорошо. Я верну в казну всё, что было потрачено на строительство. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке, на каждой статуе написать: "Построено Периклом! Построено на деньги Перикла! Возведено Периклом!"

Народное собрание: – Ещё чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими!

Перикл: – В таком случае утвердите мои расходы. Тогда все постройки и статуи будут ваши.

Народное собрание: – Мы согласны! Распоряжайся по своему усмотрению деньгами Афинской казны.

4.Игра "Верно-неверно".Заполните поля в таблице: "+" -верно, "-" -неверно

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира "Афинская демократия"

Урок построен в рамках технологии развивающего обучения, направлен на углубление знаний учащихся по истории афинской демократии...

Разработка урока по истории Древнего мира "Афинская демократия"

Урок построен в рамках технологии развивающего обучения, направлен на углубление знаний учащихся по истории афинской демократии...

Разработка урока в 5 классе"Афинская демократия при Перикле"

Углубление знаний учащихся об античной демократии....

урок в 5 классе "Афинская демократия при Перикле".

Урок построен на работе с историческими документами, что готовит учащихся 5 класса к работе с заданиями части С в ГИА и ЕГЭ по истории....

5класс урок по истории древнего мира "Афинская демократия при Перикле"

"Афинская демократия при Перикле" один из уроков раздела "Древняя Греция". Использованы технологии развития критического мышления через чтение письмо. Форма урока: фронтальная,груповая, индивидуальная...

Разработка урока истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

Разработка урока  истории Древнего мира в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах"...

Конспект открытого урока 5 класс. Тема: Афинская демократия при Перикле

5 класс. История. Тема. Афинская демократия при Перикле Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;Планируемые результатыПредметные:Знать общественно-по...