разработка урока по истории России 9 класс "Немецкое наступление 1942г и предпосылки коренного перелома"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Фроленкова Марина Михайловна

Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Способствовать выяснению источников победы СССР в Великой Отечественной войне, рассмотрев предпосылки коренного перелома на советско-германском фронте, а  также борьбу советского народа на захваченной территории при установлении немецкого оккупационного режима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_istorii_rossii_v_9_klasse.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Разработка урока по истории России в 9 классе

                                            Тема: «Немецкое наступление 1942г и предпосылки коренного перелома».

Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Способствовать выяснению источников победы СССР в Великой Отечественной войне, рассмотрев предпосылки коренного перелома на советско-германском фронте, а  также борьбу советского народа на захваченной территории при установлении немецкого оккупационного режима

Задачи урока:

I. Педагогические:

1.Развивающая: совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом (учебник, карта) и дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности.

2.Воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство уважения гордости за своих соотечественников и земляков-участников Великой отечественной войны за их подвиги и борьбу, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу.

3.Образовательная: ознакомить учащихся с обстановкой на фронте и в тылу врага в  1942 г., выделить основные причины, которые позволили начать активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.    

II. Развитие образовательного процесса:

1. диагностические

2. познавательные

3. исследовательские

III. Саморазвития учителя:

1. профессиональные

2. личностные

Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», мультимедийный проектор и ПК (видео, презентации).

Тип урока:  урок изучения нового материала

Опережающее задание:   подготовить краткий рассказ -1) о фашистских концлагерях на территории Ершичского района; 2) о деятелях партизанского движения на территории нашего района ; 3) о деятелях Кузьмичского подполья.

                                        План урока:

  1. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.
  2. Немецкое наступление летом 1942г. Начало Сталинградской битвы.
  3. Немецкий оккупационный режим.
  4. Партизанское и подпольное движение.
  5. Образование антигитлеровской коалиции.
  6. Итоги первого этапа войны.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учителя, знакомство с  общим ходом урока.

2.  Актуализация знаний: Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, второй мировой войны и непосредственно началом Великой Отечественной войны. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.

Опрос д/з в форме блиц - опроса

утверждение

ответ

II мировая война началась 22 июня 1941г.

с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов

23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР

+

по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций

+

план нападения на СССР назывался “Барбаросса”

+

первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.

в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов

+

главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция

апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.

контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.

+

Учащиеся меняются ответами, совместная проверка

«бонус» задание: показать на карте-схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».

3.  Учитель: Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г.  А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока

  Записывается тема урока (слайд 1)

определение цели урока совместно с учениками 

4. Изложение нового материала учителем  

1) «Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон.»

Учитель: В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении.  

2) «Немецкое наступление летом 1942г. Начало Сталинградской битвы.»

Учитель: На лето 1942 года Вермахтом был разработан план под кодовым названием «Брауншвейг». Враг был ещё силён. Немцы сохраняли количественное и качественное превосходство своих войск, стратегическую инициативу. Отсутствие второго фронта в Европе позволило германскому командованию выставить к лету против советских войск 237 дивизий (работа учителя по карте) Германские войска под командованием генерала Ф.-В. Паулюса должны были нанести удар в направлении Сталинграда, перерезать перешеек между Доном и Волгой и захватить город. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к Северному Кавказу, означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия. (Слайд 2)

Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря… Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.   Ставка верховного главнокомандования на основе анализа обстановки определила значение Сталинграда, что именно здесь развернётся решающая борьба на данном этапе войны. (работа учителя по карте) В июле 1942 года, когда враг прорвался в излучину Дона, началась Сталинградская битва.  (Слайд 3)

Сталинградская битва проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943, и состояла из трёх периодов:

 1. 17.07 – 12.09. 1942 – оборонительные бои советских войск на подступах к Сталинграду (запись в тетрадь).

Сегодня  на уроке мы охарактеризуем первый период.

«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».

В середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса.    ВИДЕО

Учитель: Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного  направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу.

Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Опасаясь быстрой потери всего советского Юга, Сталин издал 28 июля 1942г приказ № 227.Приказ «Ни шагу назад!» (Слайд 4)

Работа с документом   (слайд 4)

1.        Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227?

2.        Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?

3.        О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?

4.        Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?

5.        Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?

6.        Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите? *

Итог по документу:

Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?

Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и к середине августа вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.

Учитель: А теперь внимание.

На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/

Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т.к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.

Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.

Работа с таблицей «Соотношение сил накануне Сталинградской битвы» (слайд 5)

3) Немецкий оккупационный режим. (слайд 6)

   Учитель: К осени 1942 г германским войскам удалось оккупировать огромную часть европейской территории СССР.  На занятых землях был установлен жестокий оккупационный режим. Гитлеровское командование разработало план «Ост», который предусматривал полную ликвидацию советского государства, выселение в Сибирь значительной части населения Зап.Украины, Белоруссии, Латвии,Литвы и Эстонии, онемечивание оставшихся, физическое истребление 5-6 млн. евреев и 30 млн. русских. Население нашей страны они считали « неполноценным народом» и хотели расчистить жизненное пространство и заселить его немецкими колонистами. На оккупированных землях  проводилась политика экономического ограбления и беспощадного террора, принудительной отправки трудоспособного населения в Германию. Повсюду на оккупированных землях был установлен каторжный режим труда, велась идеологическая обработка гражданского населения разжигание межнациональной вражды.(Слайд 7) 

На оккупированных территориях создавались лагеря смерти для военнопленных и тех советских людей, которые не подчинялись решениям немецких властей. Аресты, расстрелы, повешения партийных и советских активистов, участников подполья стали повседневным явлением. (Слайд 8)

- Сообщение уч-ся «Фашистские концлагеря на территории Ершичского района»

4) Партизанское и подпольное движение.(слайд 9)

Учитель: Всего за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 11 миллионов человек. Но угроза физической расправы не останавливала советских людей в борьбе с врагом не только на фронте, но и в тылу врага. Советское подпольное движение возникло уже в первые недели войны. В местах, подвергшихся оккупации, были созданы подпольные партийные органы ВКП(б), выступавшие координаторами всей подпольной работы. В различные периоды войны на оккупированной территории действовали нелегальные ЦК КП(б) Украины и Белоруссии, 90 подпольных обкомов и межрайонных партийных центров.

Работа с термином :  подполье. ( слайд 10)

-Как вы понимаете значение этого слова?

На территории, оккупированной  врагом, действовали подпольные организации, возглавляемые партийными и комсомольскими руководителями.

Основные формы борьбы подполья: (Слайд 11)

Расклеивали листовки, в которых призывали к борьбе, освещали настоящее положение дел на фронте

Срывали поставки вооружений немецким войскам для ведения военных действий

Скрывали бежавших из плена, от отправки в Германию

Сообщали Советскому командованию важные сведения о противнике

- Рассказ учащегося  «Кузьмичское подполье»

Учитель: Партизанские отряды создаются на всей оккупированной территории (слайд 12)

В годы войны на территории страны действовало более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых воевало более 1 млн. человек.

Украина: Л.Дрожжин, В.Костенко, А.Зленко, С.А.Ковпак, А.Н.Сабуров.

Белоруссия: П.Пономаренко, П.Калинин, В.Малинин, К.Мазуров

Центральные районы СССР: Д.Н.Медведев, А.Ф.Фёдоров

Ленинградская область: Г.Бумагин, А.В.Герман (Слайд 13)

 Гитлеровцы боялись партизан, во многих местах даже были такие таблички, оповещающие о близости партизан

В партизанские отряды записывались и стар и млад, они давали клятву в борьбе с врагом(Слайд 14) 

Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в плен более 1 млн. вражеских солдат и офицеров, представителей оккупационной администрации, выведено из строя более 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин и 1100 самолетов. Партизанские отряды разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос свыше 20 тыс. железнодорожных эшелонов. Для координации действий партизанских соединений в 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко. Главнокомандующим партизанским движением был назначен К.Е. Ворошилов. Герои – подпольщики не только действовали против войск противника, но и приводили в исполнение смертные приговоры кровавым палачам своего народа. Легендарный подпольщик Николай Кузнецов уничтожил главного судью Украины Фука, вице-губернатора Галиции Бауэра, похитил командующего войсками Германии на Украине генерала Ильгена. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе был взорван подпольщицей Еленой Мазаник прямо в постели собственной резиденции.

Особо распространена была деятельность партизан в Брянской обл. Город  Брянск называют городом партизанской славы. В лесах брянщины действовало несколько партизанских отрядов.

Работа над понятиями «Партизанский край», «Партизанская зона» ( слайд  15)

Партизанский край – территория в тылу немецких войск, освобождённая и долгое время удерживаемая партизанами

Партизанская зона – территория, контролируемая  партизанами

Рассказ уч-ся о деятельности партизан    «Партизанские отряды на территории Ершичского района»

Учитель: давайте рассмотрим таблицу   (Слайд 16)

А теперь внимание:

 -Какие выводы можно сделать на основании данной таблицы о развитии партизанского и подпольного движения на оккупированной территории СССР?

-Как соотнести данные цифры и мнение о гуманном отношении к мирному населению немцев на первом этапе оккупации?

Учитель: За годы войны орденами и медалями СССР были удостоены более 184 тыс. партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. А легендарные командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А.Ф. Федоров получили это звание дважды.(слайд 17)

5.Образование антигитлеровской коалиции. (слайд 18, 19)

Учитель: Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская - в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.

Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.

По рассказу учителя  уч-ся составляют таблицу «Основные события в процессе формирования антифашистской коалиции, решения конференций»

Дата

событие

Итоги и значение события

5.  Итоги первого этапа войны. (Слайд 20)

Учитель: Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «молниеносной войны».

Несмотря на крупные военные поражения первого года войны, Красная армия показала свои высокие боевые качества. К лету 1942 г. благодаря усилиям тружеников тыла в основном завершился перевод экономики на военный лад. Оформилась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.

Главный итог первого периода войны - формирование предпосылок для коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. (Слайд 21)

Сколько бы ни прошло десятилетий, мы всегда должны помнить тех, кто отдал самое дорогое - ЖИЗНЬ, кто выстоял и победил фашизм. Мы говорим об этом, а значит помним, чутко и уважительно относимся к нашему героическому прошлому. Это лишь малая плата воинам за то, что они сделали для нас в 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 годах …

 6.Закрепление изученного материала. Тест с взаимопроверкой (слайд 22)

 7. Рефлексия, выставление отметок учащимися.

  8.д/з  п. 30, задание 1,2 на стр 221.

1.Приветствие, подготовка рабочего места

2. Выполнение задания. Отрабатывается умение анализировать достоверность полученной информации;

Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок

10 верных ответов – «5»;

8-9 –«4»;

6-7 –«3»;

Отрабатывается умение работать с картографическим материалом

3..Запись в тетрадь (!)

4.Отрабатывается умение работать с картографическим материалом

Запись в тетрадь (!)

Умение работать с историческим источником, уметь оценивать действия руководства с точки зрения исторической ситуации, уметь «погружаться в эпоху».

Умение синтезировать знания

Умение работать с таблицей

Умение синтезировать знания

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

запись в тетрадь

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

запись в тетрадь

Умение уч-ся защищать  исследовательский проект

Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал, умение работать с таблицей

Умение синтезировать знания

запись в тетрадь

Умение работать в группе, рецензировать исторические документы, наглядный материал Умение работать с таблицей

Формирование коммуникативных действий, умений рецензировать, адекватно оценивать работу одноклассников, выставление отметок

Умение синтезировать знания, давать оценку действиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Разработка урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России».

Предлагаю вам конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России». Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных ...

Разработка урока по истории России в 11 классе "Падение монархии в России"

Разработка содержит конспект урока и слайдовую презентацию....

«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.

Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...