программа патриотического воспитания и формирования гражданской ответственности и правового самосознания
рабочая программа на тему
Программа может быть использована как воспитателями детских домов, так и классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_grazhdanskoy_otvetstvennosti.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРАВОВОГО САМОСОЗНАНИЯ
«Мои права, мои обязанности»
Программу ставили:
Разувайлова Н.И.
Журавлева Ю.А.
ГКОУ РО детский дом №3 г. Таганрога
Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое воспитание понимается как деятельность, объединяющая граждан, общество и государство вокруг нравственных и общих для всей страны базовых ценностей, гражданских идеалов, смысложизненных ориентиров.
Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства.
Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование и развитие личности в коллективе и через коллектив. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания.
Патриотические мотивы имеют особую побудительную силу исключительно под влиянием соотнесения, отождествления себя с идеальным, культовым образом человеческой коллективности, все внешние характеристики которой «переплавлены» сознанием человека и выступают уже как его субъективные качества («любовь к Родине», «преданность Отчизне», «служение Отечеству»).
Программа определяет содержание системы гражданско - патриотического воспитания в детском доме и направлена на формирование патриотизма как личностной характеристики каждого из воспитанников, гражданской ответственности, правового самосознания и коллективного гражданско-патриотического сознания сотрудников и воспитанников детского дома.
Программа опирается на принципы универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания и личностно - ориентированного подхода, предполагающего использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников детского дома.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.
Таким образом, реализация основных направлений программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Актуальность программы гражданско-патриотического воспитания
Проблема нравственного и патриотического воспитания в учреждениях для детей-сирот одна из самых главных на сегодняшнее время. Как привить нормы и ценности, принципы чести и долга, ответственности перед близкими и обществом? Имея первичный негативный опыт, воспитанники чаще формируют у себя потребительское отношение, рассматривая государство как «спонсора» собственной жизни.
В связи с этим встает вопрос о том, как научить воспитанников любить свою Родину, защищать не только собственные права, но и права всех граждан своей страны. Программа патриотического воспитания и формирования гражданской ответственности и самосознания направлена на дальнейшее формирование у детей нравственных и духовных ценностей, культурных и исторических основ общества.
Право живет в действии, в практике его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности. Право лежит в принципиально иной плоскости отношений, а значит, и обучение праву должно быть особенным. Главное здесь – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими, умение мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает подростка к самостоятельному и автономному существованию после выпуска из детского дома или школы.
В соответствии с этим, целью программы «Мои права мои обязанности» является содействие правовому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.
Оценка знаний подростков о правах проводится с помощью тестов, мини-викторины, анкетирования.
Программа рассчитана на 30 часов (по 1 часу в неделю в течение 1 года) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста. Программа рекомендована для использования в воспитательной работе воспитателей детского дома, классных руководителей, социальных педагогов школ.
Содержание программы
«Мои права – мои обязанности»
Цели:
- правовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания;
- формирование системы ценностных отношений воспитанников к миру.
Задачи программы:
- формирование правовой культуры у воспитанников;
- воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости;
- воспитание у детей общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, уважения к ценностям демократического общества;
- формирование навыков законопослушного поведения, положительного отношения к здоровому образу жизни .
Принципы реализации программы
- Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практический (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональный (общение с окружающими.
- Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
- Личностная направленность – учет интересов детей, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.
- Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей воспитанников.
Алгоритм реализации программы
Первый этап – диагностический – выявление и анализ знаний подростков о правах.
Второй этап – деятельностный – осуществление запланированных мероприятий
Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, мониторинг уровня владения воспитанниками знаниями о правах.
Методы и технологии работы
В работе с подростками по изучению прав человека мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, переубеждение, переключение, сотрудничество и т.д.), технологии проблемно-ценностных дискуссий, социально-образовательного проектирования, анализа «Мировоззренческого кино».
Формы работы:
- групповая работа; беседы; игры; тесты; анкетирование; тематические воспитательные часы; встречи с представителями правовых структур, ветеранами ВОВ; посещение музеев воинской и трудовой славы; памятных мест нашего города; конкурсы и викторины по патриотической и правовой тематике.
Ожидаемые результаты:
- Формирование правовой базы воспитанников, развитие патриотического отношения к своей стране;
- Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях;
- Снижение правовых проступков и преступлений среди несовершеннолетних.
Календарно-тематический план реализации программы
№ п/п | Тема | Кол-во часов, ч | Сроки |
1 | Этап диагностики Выявление и анализ знаний подростков о правах | 5 | Сентябрь -октябрь |
2 | Этап совместной работы Практические занятия по правовому воспитанию | 20 | Октябрь - февраль |
3 | Этап мониторинга Контрольный срез уровня владения знаниями о правах воспитанниками | 5 | Март - апрель |
Итого: | 30 |
1. Выявление и анализ знаний подростков о правах
Диагностический этап
п/п | Тема | Форма проведения | Кол-во часов, ч |
1 | «Моя жизнь. Мои права» | Тесты | 1 |
2 | «Семейное право» | Тесты | 1 |
3 | «Трудовое право» | Тесты | 1 |
4 | «Что ты знаешь о паспорте» | Мини-викторина | 1 |
5 | «Ответственность» | Анкета | 1 |
Итого: | 5 |
2. Практические занятия по правовому воспитанию
Этап совместной работы
№ п/п | Тема занятий | Форма проведения | Кол-во часов, ч |
2.1 | Моя страна – Моя Россия. Герб, Флаг, Гимн. | Воспитательный час | 1 |
2.2 | Главный закон РФ | Воспитательный час с компонентами игры | 1 |
2.3 | Нормы, правила, законы: в чем отличия | Беседа-рассуждение | 1 |
2.4 | Зачем людям нужны законы | Беседа-размышление | 1 |
2.5 | «Если б я стал главой государства…» | Беседа-размышление | 1 |
2.6. | Права детей – забота государства | Ситуативный практикум | 1 |
2.7. | Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека | Ситуативная беседа-диалог | 1 |
2.8. | Что такое ответственность | Беседа-размышление | 1 |
2.9. | «Права и ответственность» | Игра-путешествие | 1 |
2.10 | «Выборы в Детский Совет» | Деловая игра | 1 |
2.11 | «Мы - будущие избиратели» | Ролевая игра | 1 |
2.12 | Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм | Ситуативная беседа-диалог | 1 |
2.13 | Проступок. Правонарушение. Преступление | Ситуативная беседа-диалог | 1 |
2.14 | «Живая история» | Воспитательный час | 1 |
2.15 | Остановись у преступной черты | Ситуативная беседа-диалог | 1 |
2.16 | Как не стать жертвой преступления | Беседа-диалог | 1 |
2.17 | «Мой взгляд» | Правовая игра | 1 |
2.18 | «Вечер памяти героев» | Литературно-музыкальный вечер | 1 |
2.19 | Знатоки права | Правовой турнир | 1 |
2.20 | «Суд над баловством» | Правовая игра | 1 |
Итого: | 20 |
3. Контрольный срез уровня владения знаниями о правах воспитанниками Этап мониторинга
№ п/п | Тема | Форма проведения | Кол-во часов, ч |
«Моя жизнь. Мои права» | Тесты | 1 | |
«Семейное право» | Тесты | 1 | |
«Трудовое право» | Тесты | 1 | |
«Что ты знаешь о паспорте» | Мини-викторина | 1 | |
«Ответственность» | Анкета | 1 | |
Итого: | 5 |
Воспитанники в ходе программы ознакомятся со следующими понятиями:
«демократия», «выборы», «закон», «нормы права», «голосование», «избирательный округ», «реформа», «преступление», «преступник», «терроризм», «заложник», «ответственность», «поступок», «проступок», «уголовная ответственность», «кража», «грабеж», «насилие», «хулиганство», «вандализм», «шалость», «геральдика», «герб», «флаг», «гимн», «Конституция», «личность», «индивидуальность», «дискуссия», «дискриминация».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание черех формирование гражданского самосознания школьников
Опыт работы был представлен на одластном фестивале духовной культуры...
Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...
« Использование методов социального проектирования в предметной деятельности учителя истории, как средство формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания»
I. Проблема исследования. ...
Воспитание патриотических чувств и формирование гражданской ответственности у обучающихся.
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного обучения и воспитания сделались хорошими — это в нашей власти»Плутарх Воспитание - процесс и результат ...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ (ОБОБЩЕНИЕ, ОПЫТ РАБОТЫ)
Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных – воспитание гражданина, патриота....
Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности
В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма и национальные традиции укрепляют любовь к Родине, вызывают чувс...