Сочинение "История - это четвертое измерение?"
статья по истории на тему

Маркова Светлана Петровна

Сочинение "История - это четвертое измерение?".  оно было написано в рамках конкурса идеи и творчество Д.С. Лихачева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_istoriya_-_eto_chetvertoe_izmerenie.docx68.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение

«История-это четвертое измерение?»

«Будем знать историю – историю всего,

                                                                  что нас окружает в большом и малом

                                                                    масштабах. Это ведь четвертое, очень

                                              важное измерение мира».

Введение

На одном из уроков обществоведения мы как то разговаривали про труд  Дмитрия Сергеевича Лихачева

«Письма о добром и прекрасном».Учительница завела разговор про научные труды Д.С. Лихачева в области истории . И что для меня стало открытием, так это то, что тема разговора  вызвала живой интерес и заинтересованность даже у тех моих одноклассников, кто обычно сидел на уроках не совсем с желанием. Я понимаю, вы скажете:«Это вина учителя, каждый урок должен строиться с  определенной целью, выполнение которого и есть конечный результат каждого урока. Но, мы же реалисты, и понимаем, что это не возможно, достижение всех целей и выполнение всех сто процентностью задач. Многое и для меня стало действительно открытием. Например, то что он работал над произведением  «Слово о полку Игореве» .

Когда я стала читать его «Письма к молодым читателям», поверьте, это для меня было открытием. Раньше, Д.С.Лихачев как то «проходил меня стороной», не было большой заинтересованности. Спросите, а что же сейчас изменилось? Изменилось многое. Этому предшествовало ещё одно событие. Мы готовились к ГИА и задали написать эссе по теме «Зачем нам изучать историю?» Готовясь к сочинению я тоже столкнулась некоторыми интересными моментами.

Моя работа состоит из трех частей:

- что такое четвертое измерение;

- зачем мы должны знать прошлое;

- история –это четвертое измерение?;

  Тема моей работы, бесспорно актуальна. Вы спросите в чем? Попытаюсь кратко разъясниться. Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель. Многие проблемы, которыми был озабочен Д.С. Лихачев в годы своей деятельности, – это вечные проблемы, которые актуальны и по сей день, так как он всегда был убежден в том, что «добро... во много раз ценнее и весомее зла. И культура строится на добре, а не на зле, выражает доброе начало в народе». Отсюда и неразрывная связь литературы и нравственности: «Литература, — подчеркивал Д. С. Лихачев, не только богатство, но и нравственная сила народа». И еще более категорично: «Русская литература — совесть русского народа». Как же совесть без почитания, уважения к предкам, к предшествующим поколениям, к истории своего родного края и Родины?

Для меня, совесть - есть высший нравственный критерий, что Д. С. Лихачев постоянно подчеркивал: «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной». И культура строится на добре, а не

на зле, выражает доброе начало в народе».

Дмитрий Сергеевич – не только выдающийся ученый, но и великий гражданин. Он прекрасно понимал, что без воздействия высокой культуры, интеллектуалов на общество жизнь не изменится в лучшую сторону.

Для своей работы я выбрала цитату: «Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень  важное измерение мира». Думаю, что данная цитата Лихачева поможет раскрыть актуальность  таких проблем, как проблема нравственности и безнравственности, совести и чести, духовности и бездуховности и раскроет вклад Д. С. Лихачева в их развитие.  История находиться в неразрывной связи культурой родного народа и края.

 

Основная часть.

  1. Что такое четвертое измерение?

Не смотря на сложность научно доказать существование четвёртого измерения, проще говоря невидимого мира, всё же, человеческое сообщество признаёт, что сталкивается подчас с необъяснимыми, а точнее с невероятными явлениями в природе и в жизни, с тем, что невозможно описать имеющимися в арсенале науки цифрами и формулировками.
Я думаю, это происходит по причине того, что невидимый мир отличается от видимого не только размерами, но и какими-то иными качествами, которые мы люди не в состоянии определить, ни понять. Всё это говорит нам о том, что законы, действующие в нашем трёхмерном мире совершенно бесполезны в мире четвёртого измерения, о котором мы всё же имеем кое-какие представления.
Мне самой настолько интересна эта тема, эта загадка ощущений, образов, которые я не могу отрицать, так как «вторгаясь» со всеми своими экспериментами в эту запредельную область, совершенно реалистично получаю настоящие эмоциональные и физические ощущения, логичную и наполненную смыслом информацию, и не просто важную на текущий момент, но и содержащую сведения о состоянии прошлого и будущего.
Чтобы хоть как-то начать разбираться в этих измерениях предлагаю порассуждать, даже если это будет выглядеть в некотором роде забавным.
 Интересно, например, как должен выглядеть человек «первого измерения», и какие ощущения он будет испытывать глядя на мир?
Такой человек наверное должен быть совершенно плоским в виде отрезка или линии. И на этой линии должны быть расположены наши два плоских глаза, которыми он будет взирать на мир, воспринимая его таким же абсолютно плоским, потому что он от природы такой сам. Значит всё окружающее, все предметы разных форм, любых объёмов, будут представляться ему в виде больших и малых чёрточек. А если он
 пожелает приблизиться к предмету, скажем к шару, то будет приближаться к кажущейся ему черте/линии, составляющей его, шара диаметр. Интересно, а если он захочет пересечь область шара, то пройдя его центр, и двигаясь дальше, отрезок, составляющий диаметр шара станет перед ним уменьшаться? Но это ведь не значит, что шар совсем не шар, а плоская ограниченная линия, и мир именно таков, каким его воспринимает плоский человек.
Второе измерение по законам должно иметь длину и ширину. Такому человеку повезёт больше. Он будет видеть большие и малые плоские образы, и шар для него станет теперь кругом. Но ведь это не означает, что предметы, находящиеся вокруг этого человека совершенно плоские.
 Третье измерение. Сразу вспоминается образ кубика. Мне удобнее всего его представлять, такой чёткий параллепипед на координатной плоскости. Теперь у человека третьего измерения появилась возможность лицезреть и виртуально простраивить объёмы. Так квадрат превратился в куб, и «шар» стал настоящим шаром, а не плоским кружком в плоском пространстве.
 Получается, что все последующие изменения восприятия расширяют вещь, вернее сама вещь/предмет становится объёмно широко охватываемым глазом. Тогда можно предположить, вернее попытаться сконструировать новый образ «предмета» четвёртого измерения. Если в начале это линия, затем плоский односторонний объект, затем объект получивший объём, то на четвёртом этапе это может быть тот же объёмный объект, но прибавивший к каждой своей стороне или грани своё собственное отображение. И с каждым последующим измерением число этих отображений должно также многократно увеличиваться, «визуально» демонстрируя добавленные сведения о предмете, новыми свойствами и качествами, доступными для глаз тем, кто обладает способностью так фантастически «видеть», что называется «от минус бесконечности, до плюс бесконечности» всех точек пространства.
Эх, если бы только было возможно выявить этот фантастический четвёртый перпендикуляр, человечество свернуло бы горы!  

Таким образом, человека действительно можно считать властелином своей судьбы, так как от качества его мыслеформ, идей и желаний зависит «чистота» его излучения, так называемой ауры, становящейся видимой в четвертом измерении, где каждый предмет обладает свойством особого цвета и прозрачности.

       

  1. Зачем мы должны знать свое прошлое.

«Ох, уж эта учеба!» — часто говорим мы, устав от уроков. Так хочется отвлечься, поиграть с друзьями, просто полениться. А если и почитать, то что-нибудь такое, где не нужно прилагать много умственных усилий. Но правильно ли это?
Жизнь человека и его поступки настолько значимы, насколько глубоки его знания, насколько развиты умственные способности. Ведь недаром по латыни мы человека называемся «гомо сапиенс», что значит «человек разумный». Без знаний становятся мелкими интересы человека, его душа и он сам пустеют. Эта пустота постепенно убивает все истоки прекрасного, убивает стремления, мечты.
 Да, человек отличается от всех остальных существ на Земле именно способностью думать, осмысливать. И нет для человеческого разума ничего страшнее незнания. А следовательно, нет ничего страшнее лени. Ведь как можно обогатить свои знания, научиться мыслить, если не прилагать усилий, не заниматься, не работать над собой?
Разуму все время нужно давать работу, тогда все более широкие горизонты открываются перед ним с каждым днем — так считал великий древнегреческий философ Демокрит. Сам ученый прожил на земле более века. И, может быть, именно благодаря своей любознательности. Всю жизнь он старался умножить свои знания, пытался понять, как и зачем все происходит на белом свете. Такие мудрецы, как он, и проложили первые тропинки в мировой науке. Это теперь ученые достигли небывалых высот в познании мира. Но один из выдающихся мыслителей сказал: «Не преувеличивайте значение моих работ. Я карлик — но стоял я на плечах гигантов». И действительно, эстафета знаний передается от поколения к поколению. И на достижения предшественников опираются новые поколения ученых, идущие вперед во всех областях знаний. Сейчас прогресс достиг небывалых вершин по сравнению с тем, что было еще несколько десятков лет назад. А когда мы станем взрослыми, трудно представить, каких высот достигнет наука. И нам нужно тянуться за ней, иначе можно безнадежно отстать.
  Зачем нужно знать историю – таким вопросом задаются многие школьники, когда им задают домашние задания, устраивают контрольные и ставят не всегда хорошие отметки. История рассказывает о былом, а значит, ее события уже не актуальны, — так скажут многие мои одноклассники — и будут ошибаться. Потому что, наверное, нет более значительной науки, чем история. Кто-то из великих исторических деятелей как-то сказал, нет будущего у той страны, которая не изучает уроки своего прошлого, потому что история имеет тенденцию повторяться. Я полностью согласна с этим высказыванием. История раскрывает нам целый огромный мир событий, поучительных историй, исторических личностей и судеб. Изучать обычаи, нравы, порядки различных культур захватывающе интересно. Ведь современная история формируется именно на событиях прошлого, современные традиции уходят своими корнями в исторический опыт. Примечательно, что есть традиции, которые изменились со временем очень сильно, другие почти остались неизменными. Изучая историю человек получает невероятный опыт того, как трансформировались во времени все человеческие проявления. Взять к примеру, оружие. В древнем мире это были камни и полки. Постепенно появляются лук и стрелы. Потом появляются ножи и другие виды холодного оружия. Потом огнестрельное, ядерное и так далее. Какая бы еще наука, кроме истории смогла бы поделиться, кроме истории? Или история женского и мужского национального костюма, история моды. На мой взгляд, главная нелюбовь многих моих сверстников к этому предмету объясняется узостью восприятия истории только рамками школьной дисциплины. Если бы они проявили любознательность и открыли для себя историю родного края или исторические персоналии полководцев, политических деятелей, великих женщин, потрясающих художников, то они бы имели возможность взглянуть на эту дисциплину под другим углом. Они бы непременно влюбились в историю. Если бы так же поступали взрослые, возможно, наша страна была бы сейчас успешнее и занимала бы более значимое положение на мировой арене.

 Историю надо знать. Это элементарное уважение предков. Из историй отдельных семей складывается история страны. И из истории нашей семьи - тоже. Знание истории собственной страны – это самоуважение. Кто-то из великих людей сказал: «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее». Каждая страна должна знать своих героев. «Все новое - это хорошо забытое старое». Изучение истории великолепно развивает память, у нас будет о чем поговорить с эрудированными людьми, кроме того, это очень и очень интересно!

У любого человека кроме родителей должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история.

Мне очень нравится читать книги по родной истории. Родители покупают мне исторические справочники и энциклопедии. Они помогают мне лучше понять настоящее и задуматься о будущем. Ведь мы должны с благодарностью относиться к тем, кто искренне служил Отечеству, кто хранил веру, развивал науку и искусство.

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки.

  Каждый человек вправе гордиться своей историей. История отдельного человека есть часть истории народа. История русского народа неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки: они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью  миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о днях минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа.  

  1. История –это четвертое измерение?

 Каждый день мимо нас проходит очень много интересного, важного, которое мы считаем мелочью. Проходит день, и это уже история. Каждый из нас оставляет след после себя. Кто-то очень «жирный», а кто-то менее заметный. И многое остается вне нашего зрения и внимания. Для того, чтобы иметь всю картину и обладать всей полнотой картины, мы должны научиться узнавать, изучать историю всего, что нас окружает в больших и малых масштабах. Это и есть, на мой взгляд, четвертое, очень важное измерение  мира. Попытаюсь аргументировать.

У нас в школе работает краеведческий кружок. Есть школьный краеведческий музей «Мой край». И мы часто на уроках истории и во время кружка, занимаемся изучением именно истории нашего родного края, наших односельчан.

История деревни до настоящего времени еще не нашла глубокого изучения на основе документальных письменных источников. Хотя в рукописях односельчан , Михаила Григорьевича Ильина , Н.Т.Хмелева отражены воспоминания, рассказы старожилов об основных веках развития  наших населенных пунктов , которые представляют определенный интерес.

До образования (ТАССР) Татарской автономной республики (1926г) наши населенные пункты, как и другие населенные пункты Убеевской волости входили в состав Симбирской губернии. Город Симбирск до конца XVIII века назывался «Синбирск». Город строился период с 1648 по 1652 годы. До 1780 года был уездным центром со своим воеводой и входил в состав Казанской губернии. Синбир- он назван в честь князя чувашского происхождения, которой жил в Волжской Болгарии.

Наша территория была обитаема глубокой древности, южные и юго- восточные районы, а также Дрожжановского района, когда-то  входили в состав Волжской Болгарии. Жившие на этой территории Болгарские племена предки чувашей- занимались охотой. скотоводством, земледелием. В 1236 году на города  и селения Волжской Болгарии напали монголо-татарские орды, пленившие большинство их жителей. Болгарское государство,  было разгромлено и его территория вошла в состав Золотой Орды. Болгарскими землями стали управлять монгольские наместники. Монголо-татарская иго принесло местному населению неисчислимые  беды и страдания, населенные пункты разрушены. В результате южные районы Среднего Поволжья , Закамья- центр Волжской Болгарии- превратилось в «дикое поле». Оставшиеся население было обязана ежегодно платить ясак- десятую часть имущества, ряд других налогов, строить дороги, мосты и крепости. Спасаясь  от опустошительных походов  монгол -татар, укрываясь от невыносимого золотоордынского гнета, население  юго-восточных районов Татарии бежало в лесные северные и центральные районы Татарии. После разгрома казанского ханства и присоединения  к Русскому государству ее население  получило возможность занятия мирным трудом.Для защиты от набегов крымских и ногайских татар сооружались крупные укрепленные линии и засечные линии. В конце XVI века  наши края проходил Карлинский вал. Потом  это земля активно заселяться чувашами, мишарами ,  мордвами.

 Когда  появились в наших краях первые жилища людей? Вопросов много. А мы так мало знаем о родной сторонке - о той, где родились выросли и живем.

Наши  предки в основном искали такие места для поселения. Где  можно было свободно заниматься землепашеством… охотой  использовали бортные урожаи… и не платили ясак.Старясь быть подальше  от всяких воевод и царских исправников, в поиске  плодородных земель они селились среди сплошных  лесов или на окраине лесных массивов. В  XVI веке и второй половине XVII века в юго- восточной части нынешней Татарской республики земель вследствие  разорительных набегов татаро-монгол  было много. В период с 1798 по 1815 год было проведено генеральное  описание и межевание Какерлинской волости Буинского уезда Симбирской губернии, сел Рождественское Шемурша тож и Церковные Убеи с деревнями Андреевкой. Новой Шемуршы, Три-изба Шемурша, Новых Шигалей, Какерли Шигали, Хорновар Шигали. Старых и Малых Убей, Новых Убей, Старых и Новых Какерли, Новых и Старых Ищлей. Первое межевание было проведено 22 сентября 1798 года . к этой утверждение границ этих населенных пунктов состоялось 12 августа 1815 года  и совершил это действие старший землемер Симбирской губернии, титульный советник А.Жуков.

Наша деревня начиналась тогда, когда-то ушли от царских податей. Но и на новом месте их высветили и начали платить налог за все;  за охоту на птиц, зверей, за ловлю рыбы, за землепашество другое. Но наши предки в основном искали таки места для поселений, где можно было бы заниматься выше перечисленными занятиями, чтоб не платить ясак. Кругом был лес, а потом на этой земле порубили, а иные выжгли, чтоб их пожженною землею и  сенными покосы завладеть.

 По течению реки Цильна  на правой стороне 2 мукомольные мельницы , на коих  мелиться  хлеб, для крестьянского обихода. Недалеко от кладбища находилось шерстобойное или шерстобит  куда отдавалась шерсть в отработку . Южной и Восточной сторон  деревня  окружена была пахотными полями.

 По  итогам пятой ревизии , которая состоялась 1795 года в  Новых Убеях состояло  дворов , численностью населения  267   душ, в том числе  121  мужчин и 146  женщин, деревни Старые Убеи всего населения 126 душ . в том числе 56 мужчин и70 женщин. Село Церковные Убеи, население 505 душ, в том числе 221 мужчин и 284 женщин, в деревни Малые Убеи население чуваш 206 в том числе 87 мужчин и 119 женщин, мордвы  43, в том числе мужчин 20 и женщин 23.

…. Для истории воспроизводим  точную запись Церковных Убей. Истории села Убеи ( Церковной . церковная летопись ( 1873 г. 1828 г.) Как указывает Н.Новруски, в церкви не сохранилось документов в том, когда и кем  построен  первый храм, нет  о нем и рассказов- воспоминание  старожилов . До 1834 года Симбирск составлял часть Казанской епархии, а епископ был в Казани. Не будь священнослужителей, много  мы бы потеряли безвозвратно и не сохранили бы  отголоски истории. Не секрет.  благодаря грамотным людям из церковных храмов открывались первые школы, появлялись грамотные люди…. Продолжим вехи истории. Управляющий удельной конторы Глинка  .Статья « Буинский уезд 1783 г.» Арнольдов.Симбирск.1866 с.41

XVII  века в « Ландратской книге и ревизских сказок», которая  хранится в  Москве , Российском  государственном архиве древних актов, в описи 1 содержатся  материалы первой ревизии ( 1707-1718 г.г.) проведенных по образцу переписей XVII века , в основе которых лежал подворный учет населения.

Новый Убей -..при речке Цильна по течении на правой стороне  между деревнями Убеи и Цильна, при большой дороги лежащий из города Алатыря в город Буинск..Составлен этот документ в 1798 году Большой тракт Алатырь-Буинск уже свидетельствуют новое место расположения деревни Новые Убеи. Это  место , кроме подтверждения архивных документов, знают многие односельчане и говорят « сурт выране» ( место дома )  ). Они могли быть переселенцами толи ,речка, протекающая  рядом с деревней , по имеющимся архивным картам , называлась «Цильна» Раньше населенные пункты , как правило, располагались ближе текучей воде, размещение вдоль речек объясняется необходимостью водоснабжения, жизнедеятельности людей. Как известно, деревня Новые Убеи находилась « при большой дороги лежащей из города Алатыря в город Буинск». Эта дорога намечена и указана на карте Симбирской губернии в 1889 году. Ширина этой дороги, по словам старожилов , была метров 4-5 и гнали по этой дороге каторжан.Проходили воинские формирования и цыганские таборы. Одним слов , место было оживленное. В селе Убеи, базар , больница, почта  и от Буинска 45 версты.

Наша деревня когда-то располагалась рядом лесом. Об этом говорят еще люди, родившиеся в начале первой половины ХХ века. По их словам, еще они видели на местах отдельно стоящие деревья, а потом их спили. Помнят « Исаак юппи». Человек по имени Исаак потерял дорогу и там погиб.

 15.09.-1780 года жалованной  грамотой Екатерины 2 было образовано  Симбирское наместничество, объединившее 13 уездов. Село Убеи, деревни Новые Убеи, Старые и Малые Убеи вошли Буинский уезд.. указом Павла  12 декабря 1796 года Симбирское наместничество переименовано в губернию.

3 параллельно  расположенные улицы, по обе стороны которых построены деревянные и кирпичные дома. Есть еще  короткая, четвертая улица с домами с одной стороны.  Новый Убей был утвержден Департаментом  уделов по предоставлению  Буинской удельной конторы (1844 года ). На сельском сходе  тогда  участвовали…

Многие помнят и пользуются слухами о некоторой дороге, ведущей в сторону города Казани. Эта земляная насыпь. Местами по сей день сохранилась. Правда уже значительно потеряло свою форму. Некоторые говорят, будто эту дорогу построили накануне взятия Иваном Грозным  горда Казани. ( Статья Буинский уезд 1783 г.).

Более подробно описание деревни Новые Убеи приводится «Ландраткой книге и ревизских сказок «которые хранятся в Москве. Для определения географического  местоположения деревни, конечно нужно руководствоваться  только историческими материалами.Очень знаменит был в середине 20 века наш колхоз им. Чапаева. Мы изучали историю создания коллективных хозяйств в нашей деревне. После 15 съезда партии в стране развернулась работа по созданию массовых коллективных хозяйств. В Малых Убеях (название деревни) колхозное движение началось в 1927 году. До массовой коллективизации были организованы «Товарищества по единой обработке земли». Туда вошли семь хозяйств. Выселилось из деревни и поселилось около поселка Красный Вазан (соседняя деревня) товарищество «Рассвет», которое существовало до 1931 года. После они слились с колхозом «Маяк к социализму». Весной в 1930 году в деревне организован колхоз «Маяк к социализму», туда вошли :

1.Мурзин Василий Николаевич

2. Сердцев Николай Михайлович

3. Красильников Александр Яковлевич

4. Михайлов Дементий  Михайлович и т. д.

Всего их было 17 человек. Председателем колхоза был избран Мурзин Василий Николаевич, участник Первой Мировой войны.

Не прошел стороной и такой момент в истории нашей страны, как раскулачивание. Раскулачиванием и выселением руководили активисты Киселев Тимофей и Киселев Александр. Было раскулачено 18 семейств. Начались строительства скотного двора, конюшни, мельниц, больниц, магазинов, амбаров, шерсточесалки, маслобойни, кузницы, общественной пассики (на месте бывшего раскулаченного, в ней было около 80 семей улей ). Появляется первый общественный сад. Одним из первых бригадиров садоводческой бригады был Игнатье Матвей Игнатьевич. Родился он в 1894 голу. В 1908 году окончил Убеевскую церковноприходскую школу. В 1915 призвали в царскую армию. Когда началась революция воевал в составе Красной Армии. В одном из боев был ранен, попал в плен к белым. Только через семь месяцев был освобожден. В 1922 году вернулся в родную деревню и три года проработал милиционером, а затем секретарем сельского совета.

Началась индустриализация, в село в большом количестве хлынули трактора. Первыми трактористами  были:

1.Ильин Федор Степанович

2. Ирюков Гурий Тихонович

3.Чернеев Иван Давыдович

4.Зотов Сергей Никифорович

5. Трофимов Егор Иванович

6.Прокопье Василий Михайлович

7.Лашманова Мария Васильевна

Первыми шоферами были: Ирюков В.Т. Кудряшов П. В., Яргунов К.А.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. За годы отечественной войны на фронт было мобилизовано из Новых и Малых Убей 535 человек, в том числе и девушки: Адъютантова О.Е., Баскакова К.И., Ирюкова А.А., Исланова С. И., Молгачева О.П., Спиридонова К.П., Французова З.Г..

Так же, мы изучали историю нашей родной школы, которой в этом году исполниться 85 лет. До 1917 года в деревне мало было грамотных людей. Не было библиотек, очагов культуры, книжных магазинов. На базаре продавались религиозная литература, народные сказки и оракулы для гадания. В зимнее время старики, пожилые и молодые люди собирались в помещение караульных, приглашали мастеров сказок и до рассвета слушали сказки и всякие небылицы. Девушки долгими зимними вечерами собирались на посиделки, где пряли, шили, вышивали, пели песни и танцевали. Людей, умеющих читать и писать в конце 19 века было в Малых и в Новых Убеях не более 5-6 человек, а к 1910-1912 годам не более 14-15 человек.

Грамотными людьми до революции были Цыфаркин Николай Ефимович, Кириллов Иван Кириллович, Цыфаркин Иван Федорович, Фролов Тимофей, Музыкантов Антон, Савин Захар Тихонович ,Мурзин Ефим Тимофеевич, Кудряшов Степан, Емельянов Василий Кузьмин, Яргунов Иван Игнатьевич, Макаров Александр Тихонович , Ятманов Герасим Егорович, Пузырев Григорий Дмитриевич, Ятманов Матвей Кузьмич, Саландаев Кузьма Николаевич.

До открытия школ дети из Малых и Новых Убей ходили учиться в Убеевскую церковно- приходскую школу. Эта школа была четырёхгодичная, расположена на месте дома Новикова П.С. Все учащиеся 1-4 классов занимались в одном помещении. Одним из учителей этой школы был Ксенофонтов Алексей Александрович. В школе учили читать, писать, арифметике и священному писанию, т. е. «закону божьему», а также изучали евангелия и другие религиозные книги. Учащиеся после окончания этой школы могли поступить в Хорновар-Шигалинскую второклассную школу, но в связи с трудными условиями жизни до революции немногие могли продолжать свое образование.Первые начальные школы в Малых и Новых Убеях были открыты в 1910-1912 годах. Из – за отсутствия здания они были помещены на частных квартирах. Так, например, в Малых Убеях первые школы помещались в домах Семенова Матвея, Зотова Осипа, Зотова Алексея, Красновой Устинии. Учителями в эти годы работали Веденский Федор Алексеевич, Давид Петрович, Пирогов Петр Семенович, Райков Михаил Семенович. В Новых Убеях первая школа была открыта в доме Ятманова Егора. В последующие годы дети занимались в домах Ятманова Василия, Ярзуткина Федора Александровича, Трофимова Егора Ивановича, Саландаева Спиридона Васильевича и Долгова Михаила. Учителями в то время были Александра Петровна, Пирогов Федор Алексеевич, Райков Петр Семенович, Каргин Василий Никифорович. В 1918-1920 годах, несмотря на то, что гражданская война отвлекла все силы и средства, в стране велось большое культурное строительство. Успешно преодолевалась неграмотность населения. В 1930 году всеобщее начальное обучение на родном языке детей в возрасте 8-9 лет. В 1927 году было начато строительство школьного здания в Новых Убеях. Предполагалось построить школу в конце Новой улицы, там было отведено еще до революции место для будущей школы, но собрание решило отвести для строительства территорию нынешней основной школы.

Осенью 1929 года новая школа распахнула двери для школьников. В первые годы в школе были комплектованы только два класса, а два класса все еще находились в частных домах. В одном из помещений была открыта столярная, мастерская.Первыми учителями в Новоубеевской начальной школе были Веденский Михаил Федорович, Макаров Николай Васильевич, Мокшин Василий Григорьевич, Гультяев Петр Иванович, Туманин Егор Алексеевич, Утехин Анатолий Васильевич, Лукьянов Степан Петрович, Макаров Павел Сергеевич, Ефимов Василий Кондратьевич, Кириллов Петр Андреевич(заведующий).

В деревне развернулась борьба за ликвидацию безграмотности. Были охвачены обучением лица в возрасте от 17 до 50 лет, не имеющих начального образования. Общее количество охваченных обучением лиц было около 120.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. В первые же дни на фронт были мобилизованы учителя нашей школы: Лашманов А.З., Музыкантов Н.С., Смирнов В.П., Саймуллов А.Н., Эмир Антонович из поселка Триер. Заведующей школой была назначена Корнилова Анна Кирилловна. Учителями в Новоубеевской школе работали: Кузьмина Людмила Тихоновна, Дмитриева Феодосия Николаевна, Ярухина Вера Пантелеймонова, а в Малоубеевсой начальной школе работали: Альмяшкина Елизавета Сосипатровна, Арисова Нина Ивановна, Райкова Нина Петровна, Макарова Александра Васильевна.

Каковы бы не были трудности в деле обучения детей, ни на один день не прекращалась работа школы. Не хватало дров для отепления классных помещений, не было школьных письменных принадлежностей. Приходилось писать между строчками старых ученических тетрадей, на газетных листах пользоваться самодельными ручками.

В 1949 году в Новоубеевсой начальной школе был открыт 5-й класс, а в последующие годы 6-й и 7-й классы. Школа была преобразована в семилетнюю. Директором был назначен Сердцев Иван Николаевич, завучем - Кузнецов Василий Егорович.После пятой пятилетки партия решила перестроить всю систему народного образования. Закрылась Малоубеевская школа. Дети стали ходить в Новые Убеи. В 1959 году наша семилетняя школа была преобразована в восьмилетнюю. Широко распространились вечерние школы. Десятки юношей и девушек получали образование без отрыва от производства. С 1983 до 2000 года директором школы был Сердцев Константин Константинович, а завучами были Ирюков Иван Тихонович и Саландаева Галина Петровна. Много труда и сил в обучение и воспитание подрастающего поколения вложили учителя Ирюкова Анна Андреевна, Герасимова Марина Николаевна, Верхеев Петр Макарович, Сердцева Елена Николаевна, Верхеева Мария Степановна, Дергунова Луиза Сергеевна, Ильин Михаил Григорьевич, Мошков Анатолий Александрович, Молгачёв Агафон Иванович, Гультяева Мария Андреевна, Андреева Нина Васильевна, Тихонова Зинаида Васильевна.4 сентября 2013 года началось строительство новой школы на новом месте.

В музее есть книга почета. Куда мы вписываем знаменитых наших выпускников. Куда их только не разбросала «судьбинушка». Например, Музыкантов П.Н.-заслуженый артист ЧР, танцор. Сердцев Н.Н.- выпускник 1956 года. В 1961 году окончил Казанский речной техникум. Рулевой –моторист и  помощник капитана. Работал капитаном теплохода «Атомоград».   Ярзуткин Н.М. выпускник 1962 года. В 1967 году окончил томский приборостроительный институт.Ильин Михаил Григорьевич- выпускник 1953 года, в 1961 году окончил факультет химии и биологии ЧГПИ. В 1958 году за участие в уборке урожая в алтайском крае награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель». Ятманов М.П.- летчик командир. Цыфаркин С.К.- гвардии майор. Принимал участие в Великой отечественной войне. Награжден орденом Красной Звезды, за освобождение крепости Кенигсберг.

Меня так же очень интересовали мифы и легенды нашей деревни. С некоторыми мне бы тоже хотелось с вами поделиться.

Cказание об истории деревни. Деревня Новые Убеи , не была большой как сегодня. В старину на месте . где находится наша деревня якобы была степь, так называемая  «дикое поле».Первые поселенцы поселились в междуречье , называемое в народе «ÇУТ» и было две семьи. И жили они в землянках. Через некоторое время из-за притеснения татар, жители деревни переселись в другое место , т.е овраг на места , где были озера( кÿлĕ)., так образовалась целая улица. Озера были напротив домов . Ярухина Егора, другое напротив дома Яргуновой Люции, следующая напротив дома Козловой Галины( раньше жили Яковлев Родион)  и последняя возле  дома Михайловых ( Макаровых ) Из-за озер на данной улицы, улицу стали называть  улица Озерная « Кÿлĕ кассии». Улица  раньше не была такой длинной, заканчивалось хозяйством « Асмулла». Далее было большое озеро, где купали лошадей, все жители улицы ходили туда. Улица современем  росла, появлялись новые хозяйства, и росла деревня,  и на сегодняшний  день в деревни около 300 хозяйств.

Святые места на территории деревни.Через деревню Новые Убеи проходит так называемая ( главная дорога) « Аслă çул». На данной дороге в деревне были три часовни. Первая часовня находилась  в начале улицы Озерная « Кÿлĕ кассии», точное место расположение знают  только старожилы, данная часовня  находилась возле деревенских ворот «ял хапхи»..Раньше жители когда уезжали куда-то далеко,  совершали круг вокруг часовни. Следующая часовня располагалась  возле так называемой (новой улицы) « Çĕнĕ касс», перед заездом в деревню. Третья  часовня располагалась , возле улицы  так называемой (нижняя улица) «Анат касс». Часовни стояли на столбах, на нем купол, на куполе крест. Во время свадеб и проводы  молодых людей в армию, народ  совершал  три круга вокруг часовни, а во время похорон останавливались возле него.. После революции , данные часовни были уничтожены, недавно жители  на место данной  часовни поставили крест и  на нем прикрепили икону.В конце (горной улицы) «Тукасс»,  имеется место для проведения  моления-жертвоприношения «чуклемелли». На этом место растет старая ива «йăмра», где в летнее время , когда нету дождя старые люди  вместе односельчанами  проводят моление «чук тунă». Для этого с каждого двора собирали   продукты: яйца, крупу и.т.п И потом варили кашу, вспоминали покойников и всех угощали кашей, после этого на самом деле шел дождь.. Места моления  « чук вырăне» в деревне были три: на улице  озерной «кÿль кассии» на против дома  человека по имени Пайкул. Следующая на улице новой   «çĕнĕ  касс» возле дома  Ярухина Михаила Матвеевича « теве Миша».

Название полей ( уй ячесем) Возле  деревни .за колхозным садом имеется поле  под названием  (шестьдесят  ветвей) « утмăл турат».(в настоящее время  на данном месте  сеют и собирают урожай осталось одно название) В старину на данном месте дети взяв собой сумки из льна, собирали съедобные травы , трава  была высокая.  И ребенок из рода Кочуровых  в на данном поле заблудился, его друзья не нашли его след и не слышали его голос, так и пропал данный мальчик. После этого случая про данное место т.е поле  идет нехорошая молва.На  большом расстоянии от деревни  расположена поле  под названием  Исаковское « Исак юпи» В старину данное  место т.е поле принадлежало якобы   богачу по имени Исаак. Название сохранилось до сегодняшнего дня. За улицами  горная улица «тукасс» и озерна «кÿлькасси» имеется  поле  под названием  чисто поле «çут хире». Данное поле  небольшое, по словам старожилов , данное поле всегда чистое,  на нем очень мало сорняков, местность ровная , на  поле крестьянам было работать легко. Следующее поле под названием северный «северный хирĕ». Данное поле принадлежало поселку Северный. На данное место в свое время  переселись жители п.Задворка  В настоящее время данного поселка Северный  нету, жители переселись в другие места, где-то в 1960-70 годах ,  осталось  в народной памяти только название поселка и  название поля. Еще одно поле под названием поселок « пасулка хире». На данном месте ранее были населенные пункты . поселки Ильмово «Йелмел». Сюда переселись жители из села Ново Ильмовый куст . В настоящее время поселка Ильмово нету  , жители  в 1970-80 переселились в другие место. Осталось в народной памяти   название поселка и полей. Хорошо сохранилось кладбище данных поселков . Жители данного поселков  часть живет в селе Убеи , часть в деревни Новые Убеи,  желание уехать в город у них не было. На празднике троица « Çимек» , бывшие жители данный поселков обязательном порядке посещают  кладбище данных поселков , чтоб помянут своих предков. Кроме того в районе данного поселка имеется так называемая  шестое поле « шестой юпи», в одно время полям давали нумерацию . : первый . второй и далее, и поэтому данное нумерация т. е. название так осталось до сегодняшнего времени . Недалеко от этого поля имеется поле так называемый пятый куст , в одно время поля делили по кустам.Между деревней Новые Убеи и поселком Канаш , вдоль реки Цильна имеется  место так называемое « чăн ути» ложбина , где росла хорошая трава, летом в знойную погоду пастухи останавливают на лежбище деревенское стадо , место хорошее  имеется маленькое озеро для скота.Записано в 2013 году  со слов Ярухина Егора Пантелеймоновича «Лашман Якуре».

Название рек и водоемов. «шыв-шурсем»Возле деревни Новые Убеи   за главной асфальтированной дороги сообщения  село Ст.Дрожжаное и город Буинск  имеется  Исаковский овраг  Исак çырми и там течет речка. Данная речка начиналась  с  мест, полей , которые принадлежали богачу  по имени Исаак. Поэтому данную речку и овраг назвали Исаковским. ( старожилы до сех пор помнят место расположения  колодцев богача Исаака, так как долгое время пользовались ими). В настоящее время данный овраг и речку иногда называют   оврагом озерной улицы « кÿлькасси çырми».. В данном овраге до сегодняшнего дня очень много людей погибло-утонуло и поэтому овраг пользуется дурной славой, и вообще  запрещается что-то делать « аномальное место».В районе зданий  колхозных ферм имеется овраг, так называемый  белый приток «Шур юпи» «шурлăх») место болотное.Возле деревни (  деревню Малые (Турхан) Убеи и деревню Новые Убеи разделяет река под названием Цильна «Чăнлă» ) Со слов старожилов якобы данная начиналась  с  родника расположенный возле  татарской деревни Цильна «Чăнлă», из-за того что она все время росла, и в настоящее время  стало большой рекой.. Данная река дает большую пользу для деревни. Сюда на водобой водили скот,  вода использовалась для полива огородов ,  использовались для других хозяйственных нужд. Сейчас вода очень грязная, купаются только домашняя живность.Деревню Новые Убей и село  Базарный Убей Пасарла Упи, разделяет Федосеный овраг Хветуç çырми. Со слов старожилов в данном овраге весной в полноводие  погибла- утонула  молодая девушка  по имени Федосья . В настоящее время  река высохла, только весной  наполняется  талой водой.

Кроме того на  территории земель деревни  имеется  так называемый березовый овраг «хурăн çырми»,   волчий .вал –овраг « кашкăр варе»,   глубокий вал-овраг«тăрăн вар». Бараний вал-овраг «така варе» Бараний вал -овраг « така варе» ,  по одной легенде якобы  данный овраг был на землях богача по имени Така, а по словам старожилов в районе данного оврага совершали обряд моления- жертвоприношение домашним скотом в основном барашками ( такасем). Данной овраг  находится рядом улицей так называемый горная улица « Тукасс» И возле асфальтированной дороги имеется место так называемая « ишеле». Почему так назвали никто точно не знает , может из-за того что на этом месте берег оврага часто бывают оползни .Глубокий вал-овраг « тăрăн вар» начинается от земли поселка Северный и  соединяется   с бараний валом-оврагом «така варе»  возле моста через  которую проход главная дорога «аслă çул».Возле колхозного сада имеется ложбина так называемое  ложбина Утиел « Утиел канаве», почему так назвали неизвестно.От поселка Канаш  до места  поселка Ильмово идет овраг так называемый березовый « Хурăнвар çырми». Кроме того между деревней Новые Убеи и поселком Канаш , ближе к последнему  имеется озеро  « авăслăх- шур кÿли»  Кроме того  возле поселка Канаш  в районе кладбища данного поселка  имеется овраг так называемый волчий « кашкăр варе» и идет она  в сторону асфальтированной  дороги. (Записана 2001 года со слов Ярзуткина Анатолия Никандровича « Кăркăс Толи» и 2013 году со слов Ярухина Егора Пантелеймоновича  « Лашман Якуре»)

История названия улиц «урам ячесем».В деревни Новые Убеи  имеются три  длинных параллельных улиц  и две  улицы короткие  с односторонней  расположением  домов. Данные улицы  делятся  на ряд улиц с другим названием.  Деревня начинается с улиц под названием озерная « кÿль касси» и улицы  «мăрли кассии», оба официально  имеют название улица Советская и улица Садовая.. Почему назвали  улицу «мăрли кассии», в  старину кто из жителей данной улицы якобы прятался за дымоходом « мăрлĕ» и после этого  за улицей закрепился данное название.. Данная улица односторонняя , и напротив  домов расположен колхозный сад, в настоящее время иногда данную улицу называют садовая « сад кассии».От этой улице верх идет улица озерная « кÿль кассии». Название данной улицы пошло от того, что  в старину на данной улице было несколько маленьких озер, сейчас они высохли , осталось одно  название. . На данной улице некоторые дома стоят  лицом к солнцу а некоторые наоборот .Про это  есть рассказ  старожилов .. Вот что говорит об этом  Ятманов  Николай Гавриловичиз рода кăтăркан ( Каверле Микалайтете).. на вопросы  почему некоторые дома стоят лицом к солнцу , а некоторые наоборот ? Что мест мало было , для  постройки дома? . Дядя Николай отвечает ; « места были, самогона «ханша» мало было. Чтобы поставить дом лицом к солнцу нужно было  много самогона т.е две четверти «читверт», самогон нужен был чтобы  угостить и веселить всех жителей деревни. Если хозяин угостил жителей, при этом израсходовал только одну  трехлитровую банку «читверт», - закат солнца был якобы плохой, и поэтому дома ставили наоборот. В те времена насчет самогона было строго, не каждый мог позволить  это. Кто был работяга , не ленился . мог позволить это…» В свое время Ятманов Н.Г. закончил партийную школу. От улицы озерная «кÿль касси» на уровне 5 метров выше располагается  так называемая нижняя улица «анат касс». Данную улицу иногда называют школьная «шкул кассии», в конце улицы  находится школа. Название данной улицы произошло из-за того , что  жители селились от главной дороги «аслă çул» в низ в сторону реки Цильна. «Чăнлă» Данная улица самая длинная и делится на три части. Первая так называемая горная улица « ту касс», , данная улице расположена на возвышенности и поэтому  получила  данное название.   Данная улица появилась после улицы озерной.. Следующая часть  улицы так называемая нижняя улица «анат касс»,  третья часть –«пик-шик касси» , данная часть отделена переулком «правкапа».В старину и сейчас жители данной улицы , отличались своим  злым нравом «усал»Всегда  между собой, или жителями другой улицы или другой деревни, находили повод подраться, …пик или шик !!!   со свистом,  виском, угрозой   « ахăрнă, çухăрнă» ходили жители данной улицы .Какая-нибудь скотина попадала на данную улицу, то она пропадала там. «Пикникрен сурăх тухмасть», овечка не выходила с улицы пикник… говорили в старину.Рядом  так называемой  низовой улицы « анат касс» располагается - новая улица «çĕнĕ касс». Данная улица  делится на две части . Данная улица образовалась после улицы озерная « куль кассии» и низовой улицы «анат касс». Делит  новую улицу « çĕнĕ касс»,  на две части главная дорога « Аслă çул». И называются  « çĕнĕ касс» новая улица и «çĕнĕ касс ту касси», новая горная улица. Следующая улица  улица-бойна « бойнай кассии». 6 домов  на данной улице расположены друг перед другом , остальные  дома без пары. Рядом данной улицей раньше , на окраине деревни в старину был  цех по убою скота. В данный цех по убою скота . приезжали даже из соседних  деревень, так как  дома запрещалось резать скот – штрафовали . Шкуру собирало государство , а мясо собирал хозяин  животного. Место, где располагался  цех убою скота до сих пор помнят жители  и от названия данного цеха - название данной улицы.

 Все вышеназванные примеры, факты, исследования проведенные мной и моим научным руководителем, думаю, доказывают и явно показывают, что история кроет в себе много неизведанного. Это и есть, не видимое глазу, четвертое измерение.

Заключение

Дмитрий Сергеевич – фигура весьма неоднозначная. Доброта и скромность едва ли не самые глубокие основы характера Д. С. Лихачева. Обычно о нём говорили, как о совести русской нации, как о хранителе русской культуры.

Работы Лихачева могут быть рассмотрены как глобальный проект духовного исцеления российской культуры и общества. После кончины о нем писали: «Мир Лихачева ушел в небытие, а его смерть вырвала ключевое звено в нравственной преемственности русской культуры». Ведь именно нравственные качества человека определяют суть интеллигентности человека, а не образованность — которая может быть лишь «образованщиной». И  Д. С. Лихачев подчеркивает, что, когда в официальном языке исчезли понятия чести, совести, человеческого достоинства, верности своим принципам, правдивости, порядочности и благородства», их хранителями оставались те, кто были интеллигентами и подверглись преследованиям и репрессиям.Часто слышим упреки в адрес молодого поколения, т.е. нас, что оно бесхарактерно, безынициативно и слабовольно. Живем сегодняшним днем, ничего нас не интересует и нет у нас совести и чести. Хотелось бы в первую очередь показать самой себе и доказать другим, что это не так.  

 В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, он пытается самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В письме двадцать шестом «УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!» он пишет:«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков. Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!» И я готова подписаться под каждым его словом. Соглашусь.

А что касается четвертого измерения и истории он писал: «Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас – товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, – будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего. Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной».

Я бы еще добавила: «Кто не знает историю своей страны, у того нет будущего, ибо история имеет особенность повторяться. Если мы не учимся на ошибках прошлого, то у нас точно нет будущего».  В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

А завершить свою работу хочу словами  В.О. Ключевского: «История – что власть: когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают

себе самим; когда им становится плохо, они начинают чувствовать  ее необходимость и ценить ее благодеяния.». так не надо же дожидаться тех «черных дней».

Литература:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно- нравственное воспитание российских школьников// Педагогика. №4.2009.
  2. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СП6.:СПбГУП, 2006
  3. Лихачев Д.С. Письма о добром СПб.:Logos, 2006.
  4. Праздникова Г.З. Уроки Д.С. Лихачева – уроки нравственности // Начальная школа. 2008. №5. 0,25 п. л.
  5. Праздникова Г.З. Педагогические идеи Д.С. Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков // Воспитание школьников. 2010. №3. 0,5 п. л.
  6.  Краеведение: Пособие для учителя./Под ред. А.В.Даринского.-М.:1987.
  7.  Кружковая работа по истории и обществоведению: Книга для учителя./Сост.М.П.Простов.-М.:1984.
  8. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя./Н.С.Борисов, В.В.Драшников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова.-М.:1982.
  9. Д.С. Лихачев Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живого» / Новый мир, № 1, 1988 — С. 9
  10. Энциклопедия. Русская литература. Ч. 2. век. / Гл. ред. М.Д. Аксенова — М.: Изд-во «Аванта +», 1999. — С.676
  11. Русская Литература XI — XVIII вв. Слово о полку Игореве — М.: Изд-во «Худ. литература», 1988. — С.63
  12.  Д.С. Лихачев. «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы — Л.: Изд-во «Худ. лит-ра», 1967. — С. 5, 7, 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку за первую четверть для 5 класса

Данный тест проводится в конце первой четверти по изученныму материалу....

Тест за 1 четверть 8 класса

Тест в конце 1 четверти 8 класса...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"

Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....