Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике и истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_istorii_i_informatike_v_10_a_kl_na_primere.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере
темы «Александр Невский и Золотая Орда»
Разработка урока:
Учитель истории высшей категории Сафонова О.В.
Учитель информатики второй категории Бобровникова С.В.
Цель урока:
образовательная –
выяснить в чем состояла политика А. Невского по отношению к Золотой Орде
дать всестороннюю характеристику личности князя через музыкальный отрывок, худ. образ
выяснить предпосылки возрождения Руси
знать понятия анализ, синтез, сравнение, обобщение
развивающая –
устанавливать причинно-следственные связи
анализировать источники, выделять главное и второстепенное, приводить примеры из них для подтверждения выдвигаемых суждений
уметь формулировать вопросы, вести диалог
переносить приобретенные знания в нестандартную (новую) учебную ситуацию
развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся
воспитательная –
формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику
привлечение внимания к таким чертам характера А. Невского как смелость, мужество, любовь к Родине
Тип урока: комбинированный интегрированный урок (история + информатика)
Форма урока: проблемного изложения с элементами лабораторной работы
Оборудование: класс ПК, интерактивная доска, ДМК об А. Невском, презентация «Александр Невский. Кто он?», познавательные задания по истории и информатике.
Основные понятия и термины: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Ход урока:
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
1. Организационный момент (2-3 мин)
2. Мотивация (учитель истории) (1,5)
Ребята! Обратите внимание на эпиграф нашего урока.
«Знаменитые люди делятся на две категории: одних человечество не хочет забыть, других не может».
Мы живем с вами в сложное, непростое время, которое требует от нас быть активными и глубоко мыслящими людьми, хорошо знающими историю своей Родины.
В процессе обучения человек усваивает разнообразную информацию – т.е. знания, которые он получает из различных источников. Эти знания помогают нам лучше понимать и объяснять происходящие события и факты, давать всестороннюю оценку деятельности выдающихся исторических личностей. Многие понятия, которые мы используем при изучении истории, носят универсальный характер.
3. Актуализация опорных знаний
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ. Сегодня у нас с вами необычный урок. И сама тема урока представленная на слайде, тоже необычна (озвучивает тему). Сегодня мы продолжим работу по формированию умений и навыков применения универсальных понятий при изучении указанной темы.
1. Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке.
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ. Как будем решать задачу? Для решения поставленной задачи мысленно разделим объект на составные части.
Каким логическим приемом мы воспользовались, отвечая на вопросы?
Учащиеся: Для ответов на вопросы мы воспользовались логическим приемом: анализ.
Давайте вспомним, какие еще методов вы знаете? Дайте определения (ученики формулируют определения, приводят примеры)…
Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
«Все познается в сравнении»,- гласит народная мудрость.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение – мысленное объединение однородных объектов.
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ
Предлагаю продолжить работу и выполнить следующее задание:
Анализируя как будем решать задание №2, приходим к выводу, что здесь надо сравнить, сделать обобщение и вычеркнуть лишнее.
2. Зачеркните «лишнее» слово, присутствующее в каждой строке. Будьте готовы объяснить, почему вы так считаете. Например:
1) ухо, лицо, нос, язык, глаз;
2) рысь, медведь, тигр, лев, кошка;
3) Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал;
4) Россия, Франция, Петербург, Китай;
5) диван, кровать, тетрадь, шкаф, парта;
6) текст, число, график, бумага;
7) клавиатура, джойстик, сканер, принтер;
8) монитор, графопостроитель, принтер, мышь;
9) винчестер, дискета, компакт-диск, процессор;
10) обработка, хранение, калькулятор, передача.
Вывод: Итак, из рассмотренных примеров, очевидно, что анализ, синтез, абстрагирование и обобщение являются логическими приемами формирования понятий. А так же помогают в освоении новых знаний.
Переходим к теме сегодняшнего урока. Передаю слово учителю истории.
4. Изучение нового материала.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
1. Политика А.Н. по отношению к Золотой Орде
2. Предпосылки возрождения Руси
1. Работа учащихся с ДМК в группах с заданиями
Факты и мнения.
1 «Если бы Александр кинул клич: " На Орду!- за ним, за победителем шведов и германцев, пошли бы люди из всех русских земель. Но он понимал, что такой поход был бы для Руси самоубийством. Могло случиться и так, что Золотая Орда второе нашествие на Русь совершала бы не одна, а совместно с крупными католическими державами З.Е, послы папы Римского предлагали это ханам и в Каракоруме, и в Сарае. ( А. Митяев "Ветры Куликова поля " М, 1986;с75)
2 "Доселе Александр не преклонял выи в Орде, и россияне ещё с гордостью именовали его своим независимым князем: даже стращали им монголов. Батый слышал о знаменитых его достоинствах и велел сказать ему: "Князь Новгородский! Известно ли тебе, что бог покорил мне множество народов? Ты будешь независимым? Но если хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно, да познаешь славу и величие монголов. " Александр любил Отечество более своей княжеской чести: не хотел гордым отказом подвергнуть оное новым бедствиям и вслед за братом поехал в стан монгольский..."(Н.М. Карамзин " Об истории Государства Российского" с. 101).
3 «Вмешательство со стороны татар в местные русские дела было минимальным; за время правления Александра нет никаких свидетельств о пребывании татарских чиновников или военных отрядов на русской территории. Но можно ли все это приписать политике Александра? Не было ли это скорее результатом занятости татар в других местах: в Литве, в Южной Руси и особенно в Иране. И, наконец можно задать вопрос: привела ли проводимая Александром политика уступок ( каковой она несомненно, являлась) хоть к какому-нибудь улучшению положения русских при татарском господстве?» (Дж. Феннел "После нашествия")
4 "Те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были захвачены частично Литвой, частично Польшей, и судьба их была очень печальной. В рамках западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь людей второго сорта. Союз с Ордой во второй половине 13в. принёс Северо — Восточной Руси вожделенный покой и твёрдый порядок" (Л.Н Гумилёв "От Руси к России").
5 «После этого разгневался Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. Князь Великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в доме их. О таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в странах- тих, приветлив, кроток, смиренен и тем подобен Богу». (" Сказание о житии Александра Невского").
6 Гроб его привезли во Владимир; все жители вышли на встречу в Боголюбове: "был плач великий...". Так нужен был Александр, ясно понимавший, что сопротивляться было не время, что лучшее спасение было в благоразумии и уступчивости, что более можно было выиграть политикою, умевшей ладить с татарами и тем спасший русскую землю. Замечательно, что папа искал поддержки Александра. Сохранилась папская грамота, в которой папа лживо уверяет, будто Ярослав принял католицизм, но получил от Александра ответ: "Мы знаем историю веры сначала мира, к чему нам новые проповедники?" (К.Н. Бестужев-Рюмин «Александр Ярославич Невский»).
7 «Своей осторожностью, осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников…Он родоначальник возрождения России» (В.П. Пашуто об А. Невском)
«К XIII веку Русь стоит перед грозными и испытаниями. Самое ее существование – ее своеобразие и самобытность - поставлены на карту Развернувшаяся на великой восточно-европейской равнине, как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь в 13 в попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон- латинской Европы и монгольской Азии. Предстояло выбирать между Востоком и Западом . Но если
Александр мало мог приобрести, он мог очень много - если не все - потерять. Он мог потерять не только "окна в Европу" - Новгород и Псков: речь шла о самом существовании Руси, ее культуры и самобытности, о срединном очаге этой культуры. Предстояло поддержать живую энергию русской культуры - Православие - и обеспечить сохранность основного уже в то время источника этой энергии - родины русской народности. Если бы латинский Запад разгромил Новгород, Псков, Тверь - могло бы оказаться, что остаток северо-восточной Руси был бы уже слишком слаб для самостоятельной жизни, мог бы вовсе раствориться в татарской стихии, а не ее претворить в себя (как это произошло затем в действительности). Историческая задача, стоявшая перед Александром была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Для решения той и другой задачи нужно было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать - инстинктом, нутром, так сказать -! исторический смысл своеобразия русской культуры - Православие. Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра. Православие для него не на словах, а на деле было - "столп и утверждение истины". Раз основа была неколебимая и прочная.
Деятельность Александра определялась не только чисто политическими планами и расчетами. Политика его тесно связана была со всеми его нравственно-религиозными понятиями. Вернее сказать, в основе его политики лежали принципы религиозно-нравственные. Политическая система Александра есть в то же время система религиозно-нравственная.»
(Вернадский Г.В.)
«Полагают, что во второй половине жизни Александр Ярославич сделал восточный выбор, чтобы заручиться поддержкой Орды и предотвратить наезды монгольской конницы. Думается, такой подход слишком односторонний.
Политика великого князя на самом деле была евроазиатской и заключалась в балансировании между силами Запада и Востока. На Западе приходилось выступать с оружием в руках и в благоприятный момент - с предложениями «мягкого мира» и союза, не поступаясь, однако, вопросами веры; на Востоке - действовать методами переговоров, просьб, платежами дани и, нередко, проявлять смирение. Оценивая деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его месте в той катастрофической обстановке мог бы сделать большее. В этом отношении Руси повезло с одним из ее правителей, действовавшим в период, когда под вопрос было поставлено само выживание народа. Александр Ярославич не смог уберечь Северную Русь от ордынской зависимости, но своими действиями наметил трудные пути грядущего освобождения страны и превращения ее в могущественное государство» (Кирпичников А.Н.)
«Упомянутый крестовый поход может рассматриваться как результат папской буллы 1237 г. Он был предпринят вскоре после призыва папы Григория IX. В этой связи шведская военная экспедиция на Неву в 1240 г. - звено шведской экспансии на Восток, что особенно активно проявится в начале XIV в. и будет преследовать цель установления контроля над водными путями в регионе Ладожского озера, рек Невы и Волхова» (Линд Д.Г.)
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТАМ
1. На основе документов дайте характеристику А.Невскому?
2. Какие направления в его политической и военной деятельности можно выделить?
3. Приведите аргументы в пользу того, что союз с Ордой был вынужденным?
4. Дайте общую оценку политике А. Невского.
После этого учитель вовлекает учащихся в дискуссию по проблемным вопросам, создаёт условия для формирования личных суждений о деятельности А.Н. и его политическом и религиозном выборе.
Далее выслушиваются позиции учащихся и их аргументация.
Просмотр презентации «Александр Невский. Кто он?»
Учащиеся делают выводы, которые фиксируются на доске и в тетрадях.
2. Первичное осмысление в парах.
Учитель предлагает выразить политику князя с помощью художественного образа:
Меч, а на нем голубь
Крест и меч
Учитель разворачивает диалог для изучения второго вопроса новой темы:
- Итак, каковы последствия такой политики?
- Началось возрождение Руси
- Вы хотите сказать, что были заложены предпосылки возрождения?
- Да!
Работа с опережающим заданием параграфа 14: составление схемы
«Факторы возрождения Руси»
1 Выгодное географическое положение северо-восточных русских земель
2 Миграция населения
3 Хозяйственная деятельность князей
4 Возрождение ремесла
5 Оживление русского крестьянства
6 Трехпольный севооборот, улучшение товарности сельского хозяйства
7 Развитие промыслов
8 Развитие внутренней торговли
9 Возрождение старых и появление новых городов
10 Изменение социальной структуры
11 Укрепление княжеской власти
Учитель:
- К чему приведут все эти факторы?
- К образованию централизованного государства.
5. Закрепление
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ
Предлагаю рассмотреть иерархию отношений и взаимосвязей.
Составьте пирамиду понятий:
Понятия: дуб, растение, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
Предлагаю самостоятельно определить такой же схемой отношения родства потомков А.Невского, работая с учебным текстом
Учебный текст для закрепления
Второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Родился в мае 1220 года. В 1225 году Ярослав «учинил княжеский постриг» сыновьям Василию, Александру, Андрею, Ярославу — обряд посвящения в воины. В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля-Залесского княжить в Киев (оттуда в 1238 году — во Владимир). С этого времени начинается самостоятельная деятельность Александра. В 1239 году Александр женился первым браком на Александре, дочери Брячислава Полоцкого. Во втором браке у Александра будут сыновья Андрей, Дмитрий, Даниил. После смерти отца, в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вместе с ранее прибывшим братом Андреем он был отправлен к великому хану в Монголию. Два года потребовалось им на это путешествие. В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, Александр Невский отправился в Орду просить хана помиловать восставших. Там Александр заболел. Скончался 21 ноября 1263г.
Младший сын Даниил станет основателем московской династии, которая дала Руси выдающихся деятелей Ивана Калиту и Дмитрия Донского.
6 Подведение итогов урока
Рефлексия:
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ.
Ещё раз возвращаю вас к цели нашего урока. Выскажите своё мнение относительно того, достигнута ли цель урока.
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ. Вот и подошел к концу наш необычный, но, на мой взгляд, очень насыщенный и интересный урок. Чем необычен был сегодня урок? Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном уроке?
Предлагает заполнить карту самоконтроля и предложений учащегося.
Моменты урока, вызвавшие интерес Что не понравилось на уроке Моя активность по 5-ти бальной системе Моя оценка за весь урок по 5-ти бальной системе Мои предложения по уроку и учителю по совершенствованию урока
6. Домашнее задание:
по истории $ 13, задания 1,3 в рабочей тетради.
по информатике Пользуясь знаниями, полученными в ходе урока и используя информационные источники или ресурсы подготовить презентации о деятельности наиболее понравившегося вам исторического персонажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"
Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...
Урок истории России в 10 классе по теме: Александр Невский "Восток или Запад"
Урок истории России в 10 классе по теме: Александр Невский "Восток или Запад". У рок с применением ИКТ....
Интегрированный урок английского языка и информатики в 8- Б классе по теме "Экология сегодня" ("Ecology Today")
Интегрированный уроканглийского языка и информатикив 8- Б классе по теме"Экология сегодня" ("Ecology Today")...
Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...
Открытый интегрированный урок Всемирная история и Английский язык в 10 классе по теме «Великобритания»
Тема: Великобритания Мотивация выбора данной темы. Данная тема выбрана преподавателями по следующим причинам:- тема вызывает заинтересованность в предмете со стороны учащихся и предложена им...
Интегрированный урок по истории и английскому языку для 8 класса по теме "Суд над Александром I"
Урок систематизации и обощения материала по эпохе правления Александра I, проведение судебного процесса над ним....