Урок истории в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок истории по теме "Расцвет Руси" позволяет достаточно подробно рассмотреть причины расцвета Руси в 12 веке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_v_6_klasse.docx | 49.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Расцвет Киевской Руси.
Урок-путешествие по киевской Руси
Цели:
• Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси, показать, что к началу XII века культура Киевской Руси достигла своего расцвета;
• Дать характеристику различным отраслям культуры, показать, что культура носила городской характер.
Задачи:
• Доказать что создателем культурных ценностей был народ ,с присущими ему
трудолюбием, творчеством и мастерством.
• Развивать умение работать с картой и историческими источниками.
• Воспитывать уважение к людям труда.
Основные понятия: культура, вотчина, натуральное хозяйство, детинец, подол, фрески, мозаика, вече , миниатюра.
Даты: 1037г- Софийский собор в Киеве, 1052г.-Софийский собор в Новгороде , 997 – Летописный свод
План урока:
1 Вступительное слово учителя
2 Проверка домашнего задания
3 Русские земли к началу XII века (работа с картой)
4 Городской характер Киевской Руси (работа с документом)
5 Подведение итогов
Оборудование: карта «Киевская Русь XI-XII вв.», плакат с изображение русского города в XI-XII вв., флажки с названиями городов (Киев, Новгород, Чернигов), документы, презентация мультимедийное оборудование .
Ход урока:
I Вступительное слово:
На прошлых уроках вы знакомились с Киевской Русью в IX –XI веков. Узнали об образовании этого государства, его развитии, расширении границ, принятии первых законов. Давайте повторим:
-«пробежка» по датам, терминам;
-почему Ярослав получил прозвище мудрый? Какие сооружения при нём появились?
-какие племена совершали набеги во время правления потомков Ярослава Мудрого?
- каково значение Любеческого съезда?
II. Изучение нового материала:
Ой вы, гой еси, люди добрые,
Старина новизне низко кланяется.
Собирайтесь-ка, люди добрые
Не в дорожку-путинку ближнюю,
А в далекое путешествие,
необычное, непривычное.
Да не за сто верст,
Не за тысячу, а за тысячу лет против времени.
К XII в. Киевская Русь достигла своего наивысшего развития и расцвета культуры. Какие факторы этому способствовали? (могут быть даны не точные ответы.)
-Сегодня мы постараемся дать точный обоснованный ответ .Ответ на этот вопрос вам поможет найти тема урока:« Расцвет Руси» (тема на доске);слайд 1
В XI-XII вв. Русь было крупнейшим государством Европы (работа с картой «Киевская Русь XI-XII вв.»):
- покажите границы государства Киевская Русь
- назовите соседей на западе и востоке.
Глядя на карту, создается видимость единого государства, на самом деле Русь, как и любое феодальное государство этого периода, состояло из множества вотчин.
-как называется такой процесс? ( феодальная раздробленность)
Вопросы:
- что такое вотчина? (всякое владение, переходящее из поколения в поколение)
- кто жил в вотчине? ( князь, бояре, крестьяне смерды, холопы и др.)
- какой тип хозяйства здесь преобладал? (натуральный)
- что являлось центром вотчины? (центром вотчины был - господский замок, который представлял собой хорошо укрепленную крепость. (слайд2)
Из таких хорошо укрепленных крепостей возникали города. (слайд 3) .Численность городов постепенно увеличивалась. (на доске)
Вернёмся к городу. Обратите внимание на данный слайд:
-где располагался город? (на холме)
-с какой целью город располагали на возвышенности и обносили его рвом? (с целью защиты от врага)
-чем же являлся город? (защитным или военным центром). Давайте это отметим.
- Древний город делился на аристократический, защищенный «детинец» и менее безопасный, но более удобный торгово-ремесленый «подол». (на доску), другими словами на центр и окраину
Детинец- центральная укрепленная часть русского средневекового города.(запись в словарь) слайд 4
Подол-часть древнерусского города, расположенная у подножья горы на низменном месте, обычно около реки. (запись в словарь) слайд 4
Как вы думаете кто проживал на каждой из этих территорий? ( детинец заселял князь, бояре, иногда и дружинники; подол – ремесленники, крестьяне. Они же и составляли основную массу городского населения).
Как вы думаете какие виды ремёсел существовали в киевской Руси? (гончары, кузнецы и др.)Давайте мы с вами убедимся правы мы или нет. Сейчас мы разделимся на три группы и отправимся в путешествие по русским городам XII века. В каждом городе был свой ремесленный район.
Одна группа поедет в Киев и посетит одну из мастерских Киевского подола, другая группа на деревянных ладьях поплывет, в Чернигов . И, наконец, третья группа путешественников плывет в Новгород . Совершив путешествие вы должны будите ответить на следующие вопросы( учитель зачитывает)
--- какое ремесло развито в данном городе;
--- докажите, что любое ремесло требовало умения, упорства и терпения;
--- покажите, что мастерам было присуще желание трудиться для людей ;
-- покажите, что развитие ремесла способствовало развитию торговли ;
Учащиеся в группах получают по три текста, выбирают свой и отвечают на вопросы.
Работа длиться 7-10 минут.
После завершения работы каждая группа защищает свое мнение, отвечает на вопросы.
(по очереди на первый вопрос, остальные обсуждаем вместе)
--- Верно. Киев знаменитый город кузнецов. Славились киевские мастера своим оружием, орудиями труда. слайд 5
-- Чернигов. Здесь проживали мастера ювелирного дела .Загорался глаз каждой девушки при виде красоты этих изделий (слайд 6)
-- Новгород. Город плотников. Новгородские плотники мастера на все руки: могут и лавку починить и избу срубить, да как ладно.(слайд 7)
После третьего вопроса
-Зачастую ремесленники одной и той же специальности селились вместе, целой улицей давая ей название по виду своей деятельности . Открыли учебник на (с.52).Прочитали.
И последний 4 вопрос : способствовало ли развитие ремесла расширению торговых отношений? ( да конечно, производимые товары ремесленники несли на торги).
-Давайте подумаем чем же ещё являлись города?( центром развития ремесла и торговли) подписать. ( на доску)
-Физкультминутка.
-Но только ли ремесло и торговля развивались в городах? (Развивалась и культура).
Для городов была характерна своя городская культура. Здесь зарождались новые профессии: художники, переписчики книг, врачи.В селах и других сельских поселениях сохранялась старая славянская культура с языческими традициями В это время зарождаются былины(русские народные эпические песни-сказания) ( на доску).Они повествовали о различных героях и событиях Руси.слайд8
Ребята событий в истории государства было много .Как вы думаете как их удавалось сохранять и доносить до потомков?( Создавали летописи). (слайд9)
Ле́топись — погодово́й, более или менее подробный рассказ о событиях. Еще при Владимире Святославовиче в 997г. был создан летописный свод, украшенный миниатюрами- маленькими рисунками. (на доску)
Самая известная летопись «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.( слайд 10)
-Как вы понимаете смысл названия «Повесть временных лет»? (“рассказ повременный о прошедших годах )
-Как вы думаете о чём рассказывает данное произведение? (оно рассказывает о происхождении славян, их развитии)
- Говоря о летописях , мы можем смело утверждать, что на Руси развивалась…?
( письменность)
Ребята ещё раз обратим внимание на древнерусский город. Какие строения привлекают наше внимание? Верно – церкви, храмы .К роме письменности в городах развивалась архитектура. В XII веке появились замечательные произведения архитектуры - Софийский собор в Киеве в1037г( слайд 11) и Новгороде 1052г. ( слайд 12), Дмитриевский собор во Владимире( слайд 13),украшенные фресками и мозаикой( слайд 14) .Данные памятники до сих пор поражают своей красотой.
Итак мы узнали, что в городах развивалась письменность, появлялись литературные памятники-былины, архитектурные сооружения.
-Чем же ещё являлись города? (центрами культуры)( на доску)
III Закрепление изученного: Итак сегодня мы познакомились с культурой Руси начала 12 века. Посмотрите на доску, вспомните о чём мы сегодня с вами говорили и ответьте на вопрос заданный мною в начале урока:
- Какие факторы способствовали расцвету Руси в 12 веке? - (слайд 15)
-А теперь проверим насколько: хорошо вы усвоили тему. Выполним тест. (слайд 16)
IV Выставление оценок :(слайд 17)
Вывод
-: Общая культура, язык соединяла племена, живущие на территории киевской Руси в XII веке в единую древнерусскую народность.
-И на последок я вас попрошу оставить мне ваше настроение от нашего урока.( разрисовывают смайлики).
IVДомашнее задание
-§6 , даты и новые термины записать в словарь, подготовиться к контрольной работе §1-6.
Текст 1
Кузница. Гудит пламя в кузнечном горне. Мастер раздувает его мехами, и рубаха уже промокла от пота. Много умения и силы должно быть у мастера кузница. Огромными клещами мастер выхватывает из горна полосы металла, одни бросает на наковальню, другие закаливает, опуская в большой горшок с холодной водой. Постукивая молотком начинает ковать меч. Несколько ударов и меч готов. Сколько терпения должно быть у мастера, чтобы меч получился прочным.
-- Никогда не сломается он в бою.
-- Пора на ярмарку!- торопит мастер сына.
Приехали в Киев заморские купцы, хотят закупить мечей побольше и узнать секрет их изготовления.
Текст 2
Вот и златоуст Иван с учеником Ярошкой приступили к работе.
-- Формочку для браслета - объясняет Иван, делаем сначала из воска. Неровности и заусенцы снимем маленьким напильником. Трудно выбить на браслете рисунок. Эх, Ярошка, Ярошка! Неровно в одном месте ударил. Наш брат златокузнец ошибаться никак не может. Ты же знаешь, мы работаем для радости людей. В Чернигове ведь у нас ни одна молодка не выйдет на улицу без наших с тобой сережек, и браслетов. Да и в других городах тоже.
Текст 3
Новгородский плотник Ефим быстро починил путешественникам пострадавшую ладью.
- Плотниками Новгород стоит- говорит Ефим,- и славиться. Мостовые из дубовых досок сделаны. Избы наши ладно срублены. Наши плотники- огородники город дважды окружили великой стеной, высотой в пять человеческих ростов. Столы, скамейки, тарелки, чашки, ложки- вся домашняя утварь и посуда тоже плотниками сделана.
-- нелегкая эта работа. Тут самое главное – терпение.
Город:
Центр ремесла и торговли
Центр культуры
Военный центр
Численность городов увеличичается
Детинец
Подол
Былина
Летопись
Мозаика
Фреска
Миниатюра
1.В 12в. В Киевской Руси военными центрами служили:
1)пограничные укрепления;
2)специальные крепости;
3)города
4)населённые пункты
2..Основную массу населения городов в 12в. Составляли:
1)воины-дружинники;
2)бояре;
3) ремесленники;
4) крестьяне;
3.В киевской Руси центрами торговли были:
1)ярмарки
2)торговые поселки в приграничных районах
3)города
4)лишь Новгород и Киев
4.Первый летописный свод на Руси был составлен…году?
1)997 2)1110 3)1119 4)1154
5.Автором «Повести временных лет» был:
1)Никон 2)Владимир 3)Нестор 4) Олег
Проверим: Оценка:
1)-----3 «5»- все верно
2)----3 «4»-1 ошибка
3)----3 «3» -2 ошибки
4)----1 «2» - 3 и более ошибок
5)----3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира
Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...
Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"
Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....