Урок истории в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Урок истории по теме "Расцвет Руси" позволяет достаточно подробно рассмотреть причины расцвета Руси в 12 веке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_v_6_klasse.docx49.54 КБ

Предварительный просмотр:

  

 Тема : Расцвет Киевской Руси.

 Урок-путешествие  по киевской Руси

 Цели:

 • Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси, показать, что к началу XII века культура Киевской Руси достигла своего расцвета;

 • Дать характеристику различным отраслям культуры, показать, что культура носила городской характер.

   Задачи:

 • Доказать что создателем культурных ценностей был народ ,с присущими ему

 трудолюбием, творчеством и мастерством.

 • Развивать умение работать с картой и историческими источниками.

 • Воспитывать уважение к людям труда.

 Основные понятия: культура, вотчина, натуральное хозяйство, детинец, подол, фрески, мозаика, вече , миниатюра.

 Даты: 1037г- Софийский собор в Киеве, 1052г.-Софийский собор в Новгороде , 997 – Летописный свод

 План урока:

 1 Вступительное слово учителя

 2 Проверка домашнего задания

 3 Русские земли к началу XII века (работа с картой)

 4 Городской характер Киевской Руси (работа с документом)

 5 Подведение итогов

 Оборудование:  карта «Киевская Русь XI-XII вв.», плакат с изображение русского города в XI-XII вв., флажки с названиями городов (Киев, Новгород, Чернигов), документы, презентация мультимедийное оборудование .

                                                       

                                                   

                           Ход урока:

I Вступительное слово:

 На прошлых уроках вы знакомились с Киевской Русью в IX –XI веков. Узнали об образовании этого государства, его развитии, расширении границ, принятии первых законов. Давайте повторим:

-«пробежка» по датам, терминам;

-почему Ярослав получил прозвище мудрый? Какие сооружения при нём  появились?

-какие племена совершали набеги во время  правления потомков Ярослава Мудрого?

 -  каково значение Любеческого съезда?

 

II. Изучение нового материала: 

Ой вы, гой еси, люди добрые,

Старина новизне низко кланяется.

Собирайтесь-ка,  люди добрые

Не  в дорожку-путинку ближнюю,

А в далекое путешествие,

 необычное, непривычное.

Да не за сто верст,

Не за тысячу,  а за тысячу лет против времени.

  К XII в. Киевская Русь достигла своего наивысшего развития и расцвета культуры.  Какие факторы этому способствовали? (могут быть даны не точные ответы.)

-Сегодня мы постараемся дать точный обоснованный ответ .Ответ на этот вопрос вам поможет  найти тема урока:« Расцвет Руси» (тема на доске);слайд 1

 В XI-XII вв. Русь было крупнейшим государством Европы  (работа с картой «Киевская Русь XI-XII вв.»):

 - покажите границы государства Киевская Русь

 - назовите соседей на западе и востоке.

 Глядя на карту, создается видимость единого государства, на самом деле Русь, как и любое феодальное государство этого периода, состояло из множества вотчин.

-как называется такой процесс? ( феодальная раздробленность)

 Вопросы:

- что такое вотчина? (всякое владение, переходящее из поколения в поколение)

 - кто жил в вотчине? ( князь, бояре, крестьяне смерды, холопы и др.)

 - какой тип хозяйства здесь преобладал? (натуральный)

- что являлось центром вотчины? (центром вотчины был - господский замок, который представлял собой хорошо укрепленную крепость. (слайд2)

Из таких хорошо укрепленных крепостей возникали города. (слайд 3) .Численность городов постепенно увеличивалась.  (на доске) 

Вернёмся к городу. Обратите внимание на данный слайд:

-где располагался город? (на холме)

-с какой целью город располагали на возвышенности и обносили его рвом? (с целью защиты от врага)

-чем же являлся город? (защитным или военным центром). Давайте это отметим.

  - Древний город делился на аристократический, защищенный «детинец» и менее безопасный, но более удобный  торгово-ремесленый «подол».  (на доску), другими словами на центр и окраину

Детинец- центральная укрепленная часть русского средневекового города.(запись в словарь) слайд 4

Подол-часть древнерусского города, расположенная у подножья горы на низменном месте, обычно около реки. (запись в словарь) слайд 4

Как вы думаете кто проживал на каждой из этих территорий? ( детинец заселял князь, бояре, иногда и дружинники; подол – ремесленники, крестьяне. Они же и составляли основную массу городского населения).

 Как вы думаете какие виды ремёсел существовали в киевской Руси? (гончары, кузнецы и др.)Давайте мы с вами убедимся правы мы или нет. Сейчас мы разделимся на три группы и отправимся в путешествие по русским городам XII века. В каждом городе был свой ремесленный район.

 Одна группа поедет в Киев и посетит одну из  мастерских  Киевского подола, другая группа на деревянных ладьях поплывет, в Чернигов .  И, наконец, третья группа путешественников плывет в Новгород .  Совершив путешествие вы должны будите ответить на следующие вопросы( учитель зачитывает)

  --- какое ремесло развито в данном городе;

 --- докажите, что любое ремесло требовало умения, упорства и терпения;

 --- покажите, что мастерам было присуще желание трудиться для людей ;

 -- покажите, что развитие ремесла способствовало развитию торговли ;

Учащиеся в группах получают по три текста, выбирают свой и отвечают на вопросы.

Работа длиться 7-10 минут.

 После завершения работы каждая группа защищает свое мнение, отвечает на вопросы.

 (по очереди на первый вопрос, остальные обсуждаем вместе)

 --- Верно. Киев знаменитый город кузнецов. Славились киевские мастера своим оружием, орудиями труда. слайд 5

 -- Чернигов. Здесь проживали мастера ювелирного дела .Загорался глаз каждой девушки при виде  красоты этих  изделий (слайд 6)

-- Новгород. Город плотников. Новгородские плотники мастера на все руки: могут и лавку починить и избу срубить, да как ладно.(слайд 7)

После третьего вопроса

-Зачастую ремесленники одной и той же специальности селились вместе, целой улицей давая ей название по виду своей деятельности . Открыли учебник на (с.52).Прочитали.

И последний 4 вопрос : способствовало ли развитие  ремесла расширению торговых отношений? ( да конечно, производимые товары ремесленники несли на торги).

-Давайте подумаем чем же ещё являлись города?( центром  развития ремесла и  торговли) подписать. ( на доску)

-Физкультминутка.

  -Но  только ли ремесло и торговля развивались в городах?  (Развивалась и культура).

Для городов была характерна своя городская культура. Здесь зарождались новые профессии: художники, переписчики книг, врачи.В селах и других сельских поселениях  сохранялась старая славянская культура с языческими традициями В это время зарождаются былины(русские народные эпические песни-сказания) ( на доску).Они повествовали  о различных героях и событиях Руси.слайд8

Ребята событий в истории государства было много .Как вы думаете как их удавалось  сохранять и доносить до потомков?( Создавали летописи).  (слайд9)

Ле́топись — погодово́й, более или менее подробный рассказ о событиях. Еще при Владимире Святославовиче  в 997г. был создан летописный свод, украшенный миниатюрами- маленькими рисунками. (на доску)

  Самая известная летопись «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря  Нестором.(  слайд 10) 

-Как вы понимаете смысл названия «Повесть временных лет»? (“рассказ повременный о прошедших годах )

-Как вы думаете о чём рассказывает данное произведение? (оно рассказывает о происхождении славян, их развитии)

- Говоря о летописях , мы можем смело утверждать, что на Руси развивалась…?

( письменность)

Ребята ещё раз обратим внимание на древнерусский город. Какие  строения привлекают наше внимание? Верно – церкви, храмы .К роме письменности в городах развивалась архитектура.  В XII веке появились замечательные произведения архитектуры - Софийский собор в Киеве  в1037г( слайд 11) и Новгороде 1052г. ( слайд 12), Дмитриевский собор во Владимире( слайд  13),украшенные  фресками  и мозаикой( слайд 14) .Данные памятники до сих пор поражают своей красотой.

Итак мы узнали, что в городах  развивалась письменность,  появлялись литературные памятники-былины, архитектурные сооружения.

-Чем же ещё являлись города?  (центрами культуры)( на доску)

III  Закрепление изученного: Итак сегодня мы познакомились с культурой Руси начала 12 века. Посмотрите на доску, вспомните о чём мы сегодня с вами говорили  и ответьте на вопрос заданный мною в начале урока:

 - Какие факторы способствовали расцвету Руси в 12 веке?  - (слайд 15)

 -А теперь проверим насколько: хорошо вы  усвоили тему. Выполним тест. (слайд 16)

IV Выставление оценок :(слайд 17)

Вывод

-: Общая культура, язык соединяла  племена, живущие на территории киевской Руси в XII веке в единую древнерусскую народность.

 -И на последок я вас попрошу оставить мне ваше настроение от нашего урока.( разрисовывают смайлики).

 IVДомашнее задание 

-§6 , даты и новые термины записать в словарь, подготовиться к контрольной работе §1-6.

 

 

 Текст 1

 Кузница. Гудит пламя в кузнечном горне. Мастер раздувает его мехами, и рубаха уже промокла от пота. Много умения и силы должно быть у мастера кузница. Огромными клещами мастер выхватывает из горна полосы металла, одни бросает на наковальню, другие закаливает, опуская в большой горшок с холодной водой. Постукивая молотком начинает ковать меч. Несколько ударов и меч готов. Сколько терпения должно быть у мастера, чтобы меч получился прочным.

 -- Никогда не сломается он в бою.

 -- Пора на ярмарку!- торопит мастер сына.

 Приехали в Киев заморские купцы, хотят закупить мечей побольше и узнать секрет их изготовления.

 Текст 2

 Вот и златоуст Иван с учеником Ярошкой приступили к работе.

 -- Формочку для браслета - объясняет Иван, делаем сначала из воска. Неровности и заусенцы снимем маленьким напильником. Трудно выбить на браслете рисунок. Эх, Ярошка, Ярошка! Неровно в одном месте ударил. Наш брат златокузнец ошибаться никак не может. Ты же знаешь, мы работаем для радости людей. В Чернигове ведь у нас ни одна молодка не выйдет на улицу без наших с тобой сережек, и браслетов. Да и в других городах тоже.

 Текст 3

 Новгородский плотник Ефим быстро починил путешественникам пострадавшую ладью.

 - Плотниками Новгород стоит- говорит Ефим,- и славиться. Мостовые из дубовых досок сделаны. Избы наши ладно срублены. Наши плотники- огородники город дважды окружили великой стеной, высотой в пять человеческих ростов. Столы, скамейки, тарелки, чашки, ложки- вся домашняя утварь и посуда тоже плотниками сделана.

 -- нелегкая эта работа. Тут самое главное – терпение.

Город:

Центр  ремесла и торговли

Центр культуры

Военный центр

Численность городов увеличичается        

Детинец

Подол

Былина

Летопись

Мозаика

Фреска

Миниатюра

       1.В 12в. В Киевской Руси военными центрами служили:

1)пограничные укрепления;

2)специальные крепости;

3)города

4)населённые пункты

        2..Основную массу населения городов в 12в. Составляли:

           1)воины-дружинники;

           2)бояре;

          3) ремесленники;

          4) крестьяне;

        3.В киевской Руси центрами торговли были:

         1)ярмарки

         2)торговые поселки  в приграничных районах

         3)города

         4)лишь Новгород и Киев

      4.Первый летописный свод на Руси был составлен…году?

              1)997     2)1110       3)1119              4)1154

       5.Автором «Повести временных лет» был:

           1)Никон   2)Владимир      3)Нестор        4) Олег

       

Проверим:                                                               Оценка:

1)-----3                                                                       «5»- все верно

2)----3                                                                        «4»-1 ошибка

3)----3                                                                        «3» -2 ошибки

4)----1                                                                        «2» - 3 и более ошибок

5)----3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....