Природа и люди древней Индии
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Новоселова Наталья Юрьевна

Урок истории проблемного обучения в 5 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок по истории Древнего мира 5 класс

Тема: «Природа и люди Древней Индии»

Цели:

- ознакомление учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии;

- формирование умений работать с картой, извлекать информацию из разнообразных источников, отбирать главное;

- развитие познавательного интереса;

- развитие умений работать в группе, сотрудничать.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Презентация «Природа и люди древней Индии», учебник  для 5 класса Вигасин А.А., Годер, Г.И. «История Древнего мира».

Основные понятия: джунгли.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать, где находится Индия; называть основные географические объекты полуострова Индостан; уметь рассказывать о природе, занятиях и религии Древней Индии.

Ход урока

Орг. момент

Стадия вызова. 

Учитель зачитывает познавательную задачу

Стадия содержания

Рассказ учителя

Слайд 2-5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Работа с учебником

Слайд 10

Физминутка

Слайд 11

Работа с текстами.

Слайд 12, 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд  16

Слайд 17,

Слайд 18, 19

Слайд  20

Стадия рефлексии

Слайд 22-23

«Один древний путешественник вернулся на родину.

– Представляешь, -  рассказывал он приятелю, - в какой удивительной стране я побывал! Там на кустах растет белая шерсть.

– Ну, какой же ты выдумщик и враль! – ответил ему приятель.

– Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… А еще жители этой страны добывают мед без пчел  и ездят на слонах.

- О какой стране идет речь?

Тема нашего урока «Природа и люди древней Индии»

Работа строится на основе заполнения таблицы ЗХУ (приложение № 1).

  1. Учитель предлагает учащимся заполнить первый столбец таблицы, записав в нем все то, что они знают о древней Индии.
  2. Обсуждение заполненного столбца в парах.
  3. Учитель опрашивает 2-3 пары. На основе данных опрошенных заполняет первый столбец таблицы ЗХУ на доске.
  4. Что мы еще хотим узнать о природе и людях Индии – Учитель просит составить по 2 тонких и толстых вопроса.
  5. Учитель записывает все вопросы учащихся во второй столбец таблицы ЗХУ и предлагает выделить «основные» вопросы данной темы.

Изучение нового материала

1. Географическое положение и природные условия Индии

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Для начала, нам нужно выяснить, где находится эта страна, и ее основные географические объекты.

Индия находится на юге материка Евразия, на полуострове Индостан. С запада, с востока и с юга полуостров омывает Индийский океан. С севера ее границей служат самые величайшие горы Земли – Гималаи. Отсюда начинают свой бег к океану две великие реки – Инд и Ганг.

Отметим на карте географические объекты: Индийский океан, Гималаи, Инд и Ганг.

Индия лежит близко к экватору, а Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера, поэтому большую часть года здесь очень жарко и влажно.

Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы останавливают их. Поэтому два месяца в году, в июле и августе, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов.

В каких странах Африки и Западной Азии вы встречали разливы рек (Египет, Междуречье)?

В древности долину Ганга покрывали густые, труднопроходимые леса – джунгли.  

«Что хорошего, и что плохого могли принести джунгли людям?». Стр. 93-95 учебника прочитать и ответить на этот вопрос. (Человек питался фруктами, растущими в джунглях: плодами манго, бананами, кокосовыми орехами и др. Индийцы охотились на диких зверей, ловили птиц. Приносили дрова для очага. Джунгли были опасны ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы “Махабхарата” и ответим на вопрос: «Какие еще животные населяли джунгли полуострова Индостан»? Читали ли вы книгу Р.Киплинга «Маугли»? О каких животных джунглей там рассказывается?

Первичное закрепление.

  • На каком полуострове находится Индия?
  • Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга?
  • Какие горы защищают Индию с севера?
  • Назовите реки, протекающие по её территории?
  • Что такое джунгли?

Какие животные проживали в джунглях (да – хлопаем, нет – топаем)

Львы, жирафы, крокодилы, обезьяны, попугаи, пантеры, львы, волки, тигры, черепахи, бегемоты, антилопы, кабаны.

2. Занятия жителей Индии.

Первые поселения в Индии возникли еще в каменном веке на берегах рек Инд и Ганг. Почему? (Вода источник жизни, плодородные почвы)

Каковы же были занятия населения Древней Индии?

1 группа читает текст Занятия жителей Индии (приложение 2).

2 группа читает текст Занятия жителей Индии (приложение 3).

Прочитав текс документов, составьте кластер «Занятия жителей Индии»

Решите историческую задачу.

В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины индийских городов Мохенджо-Даро и Хараппа, основанных в III тысячелетии до н.э. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Двухэтажные кирпичные дома стояли вдоль широких улиц. В комнатах были найдены золотые украшения, глиняные фигурки идолов, гири, сосуды и игрушки из глины.

(Люди строили города, дома. Были развиты ремесла, торговля)

Рассмотрите карту. Что еще можете добавить в свой кластер.

Давайте сравним ваши кластеры с моим кластером.

3. Религиозные верования индийцев.

Единого бога в Древней Индии не было. Первоначально индийцы обожествляли животных: слонов, коров, львов и обезьян. Но особо почитали корову. Считалось, что все исходящее от коровы, свято и обладает целебными свойствами. Чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. Временами он даже жил в коровнике.

В какой другой древней стране также поклонялись животным?

Позднее у индейцев появились боги, с головами животных. Одним из главных богов был мудрый Ганеша  с головой слона. Почитали индийцы и  Ханумана – царя обезьян.

Более 4 тысячелетий тому назад из множества богов главное место заняли три бога.

Бог Брахма - творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.

Бог Шива - грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

 

Учитель предлагает поработать с таблицей с верными и неверными утверждениями (приложение № 4).

Д/З

 Слайд 21

§ 20 с. 93-97. Прочитать отрывок из сочинения Диодора Сицилийского “Природные богатства Индии” и письменно ответить на вопрос: «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной»?

Приложение № 1

З – что мы знаем

Х – что хотим узнать

У – что мы узнали

  1. В Индии живут индийцы.
  2. В Индии водятся слоны.

  1. Где находится Индия?
  2. Есть ли там реки?
  3. Какая природа?
  4. Занятия жителей Индии?
  5. Религиозные верования индийцев?

Приложение № 2

«Природные  богатства Индии»

Диодор Сицилийский

Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.

Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными - как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм, благодаря чему индийские слоны значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии.

Обилие плодов, доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там отличаются рослостью и дородством. К этому следует добавить, что они сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду.

В Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью дикорастущее.

Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, когда, как и у других, происходит сев пшеницы, другой - летний, во время которого сеют рис и просо.

Приложение № 3

Занятия жителей Индии

Основным занятием древних индийцев было земледелие. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали также сахарный тростник и хлопчатник. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок - сахар. Из   хлопчатника они делали пряжу, а затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани, но такие тонкие, что платье можно было продеть сквозь маленькое колечко. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы еще в древности строили оросительные системы, похожие на египетские.

Индийцы разводили скот. Археологические раскопки позволили установить, что  в  каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица. Многие индийцы держали кошек и собак. Из всех домашних животных  больше всех ценилась корова. Она давала людям молоко, простоквашу, масло и поэтому её называли божественной кормилицей.

С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Позже пряности и благовония стали продавать торговцам из разных стран.

Приложение № 4 

Занятия жителей Индии

С течением времени удобных мест для поселений вдоль рек перестало хватать. И тогда индийцы стали строить деревни на краю джунглей. Так они отвоевывали землю у непроходимого леса. Иногда деревни строились на краю джунглей.  Животные, обитавшие в джунглях, оказывались соседями людей. И с ними приходилось вести постоянную борьбу или приручать. Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна.  Специально обученные животные участвовали в сражениях.  На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников.  Древние индийцы были искусными мастерами. Они изготовляли на гончарных кругах глиняные сосуды и покрывали их красивыми узорами. Индийцы умели делать обожженный кирпич. И из него жители Индии строили свои жилища. Индийцы были превосходными ткачами.  Они широко использовали медь и бронзу, делая из них ножи, булавы, гири, бусы, печати.  

 Индийцы были превосходными кораблестроителями и путешественниками. Их торговые караваны, вероятно, достигали городов Месопотамии и Египта.  

Приложение № 5

Утверждение

да/нет

1

Индия находится на полуострове Индостан

да

2

С юга, востока и запада полуостров омывает Атлантический океан

нет

3

На севере границей Индии служат самые высокие горы Гималаи

да

4

Самые многоводные реки Индии – это Тигр и Евфрат

нет

5

Первые поселения индийцев возникли на берегах рек

да

6

Человек мог найти в джунглях плоды манго, кокосовые орехи, бананы, сладкие корешки

да

7

Индийцы занимались земледелием, охотой, рыболовством, ремеслом, скотоводством

да

8

Индийцы обожествляли животных

да

9

Индийцы верили в одного бога Шиву

нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии».     Для работы с учебными  модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее  установить  програм...

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

«Природа и люди Древней Индии»

На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...