Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии».
Для работы с учебными модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее установить программу OMS, которые Вы можете найти на сайте Федерального Центра Информационных Образовательных Ресурсов (http:/fcior.edu.ru). Конспект урока в электронном виде содержит гиперссылки, которыми можно воспользоваться для упрощения понимания структуры урока.
Технологическая карта учебного занятия «Природа и люди Древней Индии».
Предмет: | История |
Класс: | 5 |
Тема урока | Природа и люди Древней Индии |
Форма урока: | Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы) |
Оборудование: | Учебник Вигасина А. А. и др.; контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок; ЦОР “История древнего мира 5 классы”, издательство НФПК, модули Единой коллекции образовательных ресурсов Федерального Центра Информационных Образовательных Ресурсов (http:/fcior.edu.ru) (программа OMS) «Возникновение цивилизации в Индии и Китае» (практика), «Древняя Индия»; презентация «Природа и люди Древней Индии»; компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, цветные наклейки и жетоны на столах для оценивания и рефлексии. |
Цель: | Познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии. |
Задачи: | Развитие познавательного интереса Воспитание у учащихся эстетического вкуса Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками |
Ожидаемые результаты: | Учащиеся должны представлять особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы в группе (коммуникативные навыки). |
В курсе «История древнего мира 5 класс» тема «Природа и люди Древней Индии» освещена недостаточно широко. Поэтому на своих уроках при прохождении данной темы применяю различные методы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся, мотивацию, интерес к предмету. Таковым, в том числе, является применение на уроке информационных технологий. Применение информационных технологий позволяет совершенствовать практические умения и навыки; эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; формировать ключевые компетенции учащихся.
Использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.
На уроке использую учебные модули, с которыми ребята работают самостоятельно на интерактивной доске. Модули, слайдовая презентация позволяют оптимально использовать время урока, расширить рамки изучаемого материала, который учащимися был успешно усвоен.
Так же оптимизирует учебный процесс и работа с контурной картой как группой, в парах, так и индивидуально.
Применяемые на уроке методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, работа с картой, постановка проблемного задания, описание, рассказ, работа с кластерами на интерактивной доске и др. позволяют обучающимся достигнуть ожидаемого результата.
Работа с учебными модулями ФЦИОР (модули для работы необходимо «открыть» (воспроизвести) заранее, установив программу OMS). Модули можно скачать на сайте Федерального Центра Информационных Образовательных Ресурсов (http:/fcior.edu.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
india.zip | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия «Природа и люди Древней Индии».
Предмет: | История |
Класс: | 5 |
Тема урока | Природа и люди Древней Индии |
Форма урока: | Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы) |
Оборудование: | Учебник Вигасина А. А. и др.; контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок; ЦОР “История древнего мира 5 классы”, издательство НФПК, модули Единой коллекции образовательных ресурсов Федерального Центра Информационных Образовательных Ресурсов (http:/fcior.edu.ru) (программа OMS) «Возникновение цивилизации в Индии и Китае» (практика), «Древняя Индия»; презентация «Природа и люди Древней Индии»; компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, цветные наклейки и жетоны на столах для оценивания и рефлексии. |
Цель: | Познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии. |
Задачи: | Развитие познавательного интереса Воспитание у учащихся эстетического вкуса Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками |
Ожидаемые результаты: | Учащиеся должны представлять особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы в группе (коммуникативные навыки). |
Ход урока
1. Организационный момент.
Обучающиеся разделены на 5 групп. В каждой группе имеются консультанты для консультирования и взаимопроверки (при работе в парах).
2. Проверка домашнего задания – выполнение письменного задания №1 в индивидуальных карточках (Приложение №1).
Презентация
Мотивация - Слайд 1. (Звучит индийская музыка)
Ребята, судя по предложенным в презентации иллюстрациям и фото и слушая музыку, скажите какова сегодня тема урока?
Слайд 2.
Действительно, сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства.
Слайд 3 – План урока.
3. Постановка логического задания, которое будет решаться во время всего урока: Почему греки считали Индию “волшебной сказочной страной”? (задание для групп)
Слайд 4
4. Объяснение нового материала.
4.1. Географическое положение Индии (практическая работа с контурной картой)
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
Перед вами контурные карты, давайте заполним их. Задание №2 в индивидуальных карточках (Приложение №1).
Слайд 5.
Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом — Гималаями (гиперссылка). Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. По земле Индии текут две великие реки - Ганг и Инд (гиперссылка). Свое название страна получила от названия реки Инд.
Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством — Мохенджо-Даро и Хараппа (гиперссылка) В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов.
4.2. Климатические и природные условия Индии
Слайд 8.
Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы “Махабхарата” (работа с текстом). Ответьте на вопрос: какие же животные населяли джунгли полуострова Индостан.
4.3. Занятия жителей Древней Индии
Рассмотрите карту полуострова Индостан. Вспомните и опишите его природные условия.
Как вы думаете, чем могли заниматься жители Древней Индии?
Слайд 9.
Далее работа с модулем OMS(программу OMS установить вПК) (модули для работы необходимо «открыть» (воспроизвести) заранее) «Древняя Индия» часть (шаг) №2 - Древнейшее население.
Динамическая пауза. Вы знаете, ребята, а сегодня нам предстоит сюрприз: нас посетила восточная гостья!
Гиперссылка Ф1. Звучит индийская музыка и в класс входит ученица в индийском наряде, исполняет элементы индийского танца, ребята стараются повторить их (особое внимание на выразительность глаз – офтальмологическая разминка). Лучшему танцору – награда!
Давайте вспомним ещё раз, каковы же были занятия населения Древней Индии?
Слайд 10.
Закрепление материала через работу с модулем OMS «Возникновение цивилизации в Индии и Китае» части (шаги) №2 и №3 (здесь же идет взаимосвязь с уже пройденным на прошлом уроке материалом). По 2 человека от группы каждой группы (группа может помогать) работают с интерактивной доской – «переносят» изображения домашних животных (часть (шаг) №2 - Скотоводство) и изображения домашних растений (шаг №3 – Земледелие) на соответствующие страны – Индию и Китай.
4.4. Цивилизация Древней Индии.
Объяснение материала через работу с модулем OMS «Древняя Индия» часть (шаг) № 4 – Возникновение древнеиндийской цивилизации.
4.5. Религия древних индийцев. Особенности индуизма.
Слайды 11-14.
Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов.
5. Закрепление изученного - игра-викторина “Проверь себя”.
При проведении игры-викторины используется слайдовая презентация.
Слайды 15- 19
6. Решение поставленного в начале урока логического задания.
Выслушиваются ответы учащихся - от каждой группы по одному предположению (мнение коллективное), формируется вывод (слайд 21):
Чудеса Индии:
7. В группах – решение коллективного задания № 4 в карточках (Приложение №2).
Ребята высказывают решение группы. Группа получает цветные наклейки за ответы (как впрочем, и в течение урока, равно как и каждый отвечающий).
Каждый записывает новые термины в исторический словарик. (термины в карточке задания №4 – в целях экономии времени возможно отдать эти карточки домой). Слайд 22.
С целью проверки усвоения материала – выполнение задания №3 в индивидуальных карточках (Приложение 1). Взаимопроверка в парах.
8. Выставление оценок за урок. (учитывая набранные группой и каждым цветные наклейки-оценки за ответы на уроке)
9. Организация домашнего задания.
Слайд 23. § 20, пересказ “Сказания о Раме”.
10. Рефлексия.
Дети оценивают урок (свою работу, качество полученных знаний на уроке) с помощью цветных жетонов, наклеивая их на 4 полосы скотча на доске: белые – «неудовлетворительно», «жёлтые» – удовлетворительно, зелёные – «хорошо», красные – «отлично».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Природа и люди Древней Индии" 5 класс
Данная разработка подходит к изучению темы в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....
Презентация Природа и люди Древней Индии
Презентация к уроку1.Местоположение Индии2.Климат Индии3.Животный и растительный мир Индии 4.Занятия жителей Древней Индии1.Местоположение Индии2.Климат Индии3.Животный и растительный мир Индии4....
Презентация на тему "Природа и люди Древней Индии"
Презентация может стать полезной при изучении темы:"Древнейшие государства.Великие Державы Древнего Востока"...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"
Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....
Презентация по теме "Природа и люди древней Индии"
Презентация к уроку в 5 классе "Природа и люди древней Индии"...
Природа и люди Древней Индии Презентация
Природа и людиДревней Индии...