«Природа и люди Древней Индии»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-kospekt_uroka.2.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по дисциплине «История» (5 класс)
на тему : «Природа и люди Древней Индии.»
учителя второй квалификационной категории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5" ЕМР РТ
Сушковой Ларисы Сергеевны.
Методические материалы:
При подготовке к уроку
1.Мультимедийное учебное издание «История. 5 класс», издательство Просвещение.
2.http://fcior.edu.ru/card/21576/priroda-i-naselenie-drevney-indii.html
3.http://fcior.edu.ru/card/21230/priroda-i-naselenie-drevney-indii.html
На уроке
1. Михайловский, Ф.А. История Древнего мира / Ф.А. Михайловский - М. : Русское слово-РС, 2006. – 286 с.
2. Презентация «Природа и население Индии.»
3. Карточки с заданиями и текстом документа.
Учебно-практическое оборудование
- Проектор или интерактивная доска
- Компьютер
Цель урока (с позиции ученика): Познакомиться с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии.
Задачи:
- Актуализация изученного материала.
- Изучение источников и фактического материала по теме урока.
- Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
4. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.
Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, научиться самостоятельно составлять рассказ, выделять главное из рассказа учителя, использовать ИКТ
Педагогические технологии - компетентностного подхода
- Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент (1-2 мин.) Сообщение темы и целей. Здравствуйте, ребята! Садитесь. надеюсь, что вы станете сегодня моими помощниками. Ребята, многие из вас, любят путешествовать. И сегодня мы с вами совершим путешествие в одну замечательную страну. А что это за страна вы назовёте мне сами после подсказки. Догадались ли вы, о какой стране идёт речь? Правильно, это Индия. Итак, тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии ». Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию… Сегодня в течение урока мы с вами должны будем узнать где расположена Индия, какие моря её омывают, какие реки протекают по её территории, есть ли горы и как они называются. Постараемся определить по карте особенности географического положения и природы Древней Индии. Занятия и религиозные верования древних индийцев. Для этого мы используем мультимедийный комплекс, и будем работать с историческими картами, датами, историческими документами и понятиями. Ребята, каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов в истории. Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый правильный ответ и за работу на уроке вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным. За каждый правильный ответ даю ребятам жетоны-«следы ног». Актуализация опорных знаний знаний учащихся по теме «Персидская держава Царя царей». Опрос домашнего задания
В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарии I. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя». -Какими средствами Дарий I держал в повиновении покорённые народы? -Охарактеризуйте положение завоёванных стран. 2.Устный ответ учащегося по карточке: Подготовьте развернутый ответ на вопрос: «Как правил Персидской державой Дарий I?» Для этого вспомни: - Какие государства нами изученные вошли в состав персидской державы при Дарии I и его предшественниках? - Для чего Дарий I разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил наместников? -Чем платили налоги покорённые народы? -Для чего Дарий начал чеканить золотые монеты? - Почему Дарий заботился о своей армии? -Как выглядела «царская дорога»? Сделай вывод. 3.Работа с классом. 1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.Задание №79,с.66. 2 .Решение задачи: Вот как описывается строительство дворца: «Я- Дарий. Царь великий, царь царей, царь стран, царь этой земли. Этот дворец… я построил в Сузах. Все работы по рытью земли, по засыпке гравия, по ломке кирпича выполнял народ вавилонский. Недр был доставлен с горы, называемой Ливанской. Золото, здесь употреблённое доставлялось из Сард и из Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы… Рабочие, которые тесали камень, были панийцы и мидяне. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были медяне и египтяне. При правильном ответе ученика учитель поощряет: «Молодец! Ты справился с заданием хорошо!» В случае неточности к доске приглашается более сильный ученик. 3. Работа с историческими источником. В надписи персидского царя Дария I, говорится: «по воле Аурамазды, я- царь. Аурамазда дал мне царство. Следующие провинции достались мне по воле Аурамазды, я стал над ними царём: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Скифия, Арахозия, Мака, всего 23 провинции». -Какие выводы можно сделать из этой надписи? правельном ответе: «Молодец!» При неправельном или неполном ответе – учитель дает дополнения, пояснения самостоятельно 4. Дайте определение понятий: тога, хитон .- вопросы задаются преимущественно ребятам, слабоуспевающим. – «Молодец, ты очень хорошо справился с заданием». Ответ учащегося по карточке. А сейчас ребята обратите своё внимание на доску, и послушайте чем же мы будем заниматься сегодня на уроке.(слайд 1) И, так отправляемся в путешествие по Индии. Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии. 1.Географическое положение и природные условия Индии. 2.Занятия жителей Индии. 3.Религиозные верования индийцев. | Приветствуют учителя Исполнение индийского танца, одной из обучающихся. Отвечают на вопрос учителя Записывают тему урока в тетради Учащиеся получают индивидуальные задания Устные ответы учащихся Учащиеся работают в рабочих тетрадях Анализ исторических источников Поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических источниках Отзыв на ответ, одноклассников. Помогают учителю определить основные моменты, необходимые для изучения. Фиксируют план работы в тетради. Обучающиеся работают с историческими источниками. Отвечают, делают выводы. |
2.Изучение нового учебного материала
Задание на урок: (слайд1) (Задание можно продублировать на доске, чтобы оно было всегда перед глазами у учеников) 1.Местоположение и природа Индии. А)Ученики получают схематическую карту «Древняя Индия» (см.приложение),на которой нанесены одни контуры,(можно взять и обычную контурную карту). Параллельно они работают с обычной картой в учебнике, атласе.(стр 92.) или на доске большая карта. Рассказ учителя: Территория древней Индии по своим размерам равнялась Египту, Месопотамии, Малой Азии, Ирану, Финикии вместе взятым.На таком огромном пространстве климат и природные условия отличались значительным разнообразием. На вершинах самых высоких в мире Гималайских гор всегда лежит снег. Но уже в предгорьях Гималаев царит вечная весна. На большей части территории Древней Индии выпадало достаточное количество осадков для занятия земледелием. Однако в долине реки Инд климат сухой и жаркий, поэтому растительность здесь скудная. В долине реки Ганг климат жаркий и влажный… В индии произрастало множество дикорастущих растений, пригодных для употребления впищу. В зарослях у водоёмов водилось много дикой птицы, реки изобиловали рыбой. В джунглях обитали тигры, пантеры, обезьяны, слоны. Люди сумели приручить слонов и стали использовать их не только как транспортное средство, но и во время боевых действий. Б) Беседа по рассказу учителя и работа с картой 1.На каком полуострове расположена Индия? (полуостров Индостан) 2.Какими водами омывается этот полуостров? (Индийский океан и Аравийское море) 3.Какие горы расположены на севере Индии? (горы Гималаи- самые высокие горы в мире) 4.Какие реки протекают по территории Индии? (реки Инд и Ганг) 5.Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые леса) 6.Чем опасны были джунгли?(разными дикими зверем) 2. Занятия жителей Индии. Решение исторической задачи. 1)Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализациями. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.—Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? 2)В начале первого тысячелетия до нашей эры наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.---Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия? Молодцы ребята. Очень хорошо вы справились с заданием. Итак ребята мы с вами выяснили, какие же основные занятия были у древних индийцев: земледелие и скотоводство.А каковы же были их религиозные верования? 3. Религиозные верования. Надо сказать, они сильно отличались от наших. Вершины Гималаев сплош покрыты льдами и снегами. Кстати, слово «Гималаи» означает «жилище снега». В гималаях находится самая высокая на земле вершина. Как она называется? (Джомалунгма –« поднебесное жилище богов»). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. А сейчас ребята мы с вами прослушаем рассказ о двух основных религиях, которые существовали у древних индийцев- индуизм и буддизм. Все слушают очень вниматель (Было дано задание 2 учащимся подготовить рассказ),основные понятия фиксируем в тетради-словаре. Учитель выводит основные понятия на интерактивной доске, ребята сравнивают и исправляют. Молодцы!- если учащиеся справились с заданием учителя, если нет, то учитель помогает вспомнить и выделить правильный ответ. – Будьте, пожалуйста внимательней. Самостоятельная работа с учебником. Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри,-упрекает жена мужа ,- будешь много пить, в следующий раз родишься червяком». Вопрос: С какими верованиями связана такая угроза? (с верой в переселение душ). Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метёлкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую- нибудь букашку. Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение? (с верой в переселение душ). Молодцы!!! Физкультминутка Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: 1)Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза- открываем(несколько раз) 2)Идем по тропинке(ходьба на месте) 3)Увидели птицу слева, справа( повороты головы) 4)Раздвигаем лианы на пути(разводим руками:правой, левой,двумя) 5)Вот вышли из джунглей, увидели солнышко,улыбнулись ему и потянулись. А сейчас вам нужно разделиться на 4 группы, выбрать капитана из тех учеников которые мало отвечали на уроке и не наследили. Практическая работа с документом. Первая группа, используя карту и отрывок из Диодора Сицилийского, рассказывает о природных и географических особенностях Древней Индии.(документ «Из сочинения древнегреческого историка Диодора Сицилийского») с.106 учебника.(слайд-карта 3) Вторая группа, определяет структуру индийского общества,используя отрывки из законов Ману , и оформляет ответ виде схемы.(на парте раздаточный материал отрывок из документа «Законы Ману». Третья группа, работает с учебником: читает пункт 4 о брахмаизме и индуизме(с.107- 108).Вопрос: Чем отличаются боги Индии от богов Месопотамии и Египта? Четвёртая группа, читает материал учебника о буддизме (с.109-112).Вопросы: 1.Какие горести человека заставили царевича Гаутаму резко изменить свою жизнь? 2.Почему идеи буддизма появились именно в Индии? Итак, ребята мы узнали с вами где же находится Древняя Индия, природные условия, занятия индийцев, религию древних индийцев. Это позволит нам ответить на поставленный в начале урока вопрос. Беседа по поставленному в начале урока вопросу | Работа с картой Обучающие слушают учителя отвечают на вопросы Ответы обучающихся фиксируем в тетради Обучающиеся делают выводы, отвечают на вопросы Обучающиеся делают выводы Слушают выступление учащихся, которые самостоятельно подготовили выступления и презентацию Основные понятия фиксируют в тетради-словаре самостоятельно Ребята читают раздел о религиозных верованиях, затем отвечают на вопросы учителя Ребята повторяют за учителем Делятся на группы, выбирают капитана Работают в группе Работа с документом, при ответе можно продублировать на доске Слушают учителя Делают выводы |
3.Закрепление учебного материала
Итак давайте еще раз , чтобы окончательно закрепить знания полученные на уроке о географическом положении и занятиях древних индийцев проведём письменную работу. Нужно вписать недостающие слова. -Индия расположена на юге материка______________ -Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название_________________ -Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает___________ океан. -Самые многоводные реки Индии- это_________ и___________ -В ____ в. До н.э. почти все индийские царства объединились под властью царя___________ -Индийский мудрец ____________учил, что главное- личные достоинства человека, а не его происхождение. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок | Вписывают пропущенные слова проверяется методом взаимопроверки. Высказывают свое мнение по поводу работу отдельных учащихся, оценивают свою работу, определяют что получилось на уроке, а что нет. Каких знаний не хватает чтобы сформировать целостную картину. в |
4.Задание на дом
1.Прочитать п.20 учебника. Можно использовать дополнительную 2.Подготовить развёрнутый ответ на вопрос « Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?» 3.Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.Выпуск 1.Задание 83,с.70 4.Нарисовать рисунок «В джунглях». Можно использовать дополнительную литературу(по желанию). При необходимости учитель называет возможные источники поиска необходимой информации | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы учителю по выполнению домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями
Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии». Для работы с учебными модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее установить програм...
Урок истории "Природа и люди Древней Индии"
Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс
Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....
Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"
Материал по истории Древнего мираКласс: 5 Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"
Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....