Рабочая программа по истории России 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме
Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект Данилова, Косулиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_7_klass_rossii.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Усть-Кутского муниципального учреждения.
Согласовано: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ № 5 УКМО
_________ И.В. Будаева ___________ Л.А.Горемыкина ___________С.В.Фетцова
«____»____________2013 г. «____»____________2013 г «____»______________2013 г
Протокол № ______.
Рабочая программа
по истории
7 класс.
Разработчик:
Матафонова Алена Владимировна –
учитель истории первой категории
МОУ СОШ № 5 УКМО.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса Истории России. XVII-XVIII век. для 7 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по истории, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920 –мр).
- Учебный план ОУ МОУ СОШ № 5 УКМО.
- Примерная программа (основного общего образования) по истории (История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина (сборник программ по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Просвещение", 2009 г.)
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение Истории России. XVII-XVIII век. в 7 классе отводится не менее 42 часов. Проведено будет- 40 уроков - т.к. 09.05 – государственный праздник. Повторительно-обобщающих урока : 2 часа
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по Истории России. XVII-XVIII век.
Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект:
- Поурочные планы по истории России к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной: «История России: конец XVI – XVIII век. 7 класс» / Е.В. Симонова. – М.: Издательство « Экзамен», 2009.
- Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI – XVIII век. - М.: ВАКО, 2009.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - рабочая тетрадь по истории России : конец XVI – XVIII век. 7 класс– М.: Просвещение,2010.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - учебник по истории России : конец XVI – XVIII век. 7 класс– М.: Просвещение,2010.
- Электронный учебник . Энциклопедия истории России 862-1917. Комильфо.: Интерактивный мир, 2002.
- Атлас и контурные карты по России : конец XVI – XVIII век . 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.
- Авторские презентации
Курс История России : конец XVI – XVIII век входит в число дисциплин, включенных в учебный план.
Курс ставит своей целью:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.
Задачи раздела «История России XVII – XVIII века»
- Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа
(изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам работы с учебной книгой.
- Учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как
к способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
- Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть
у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей; анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью; уметь выбирать линию поведения исходя из представления о возможных последствиях.
Основная функция курса.
— формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Требования к уровню подготовки.
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
- анализировать исторические явления, процессы, факты; обобщать и систематизировать полученную информацию;
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
- уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Уроков | Контр. Меропр. | ||
1 | Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 4 | 4 | |
2 | Тема 2. Россия в XVII в. | 11 | 10 | 1 |
3 | Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. | 11 | 11 | |
4 | Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. | 4 | 4 | |
5 | Тема 5. Россия в 1762- 1800 гг. | 11 | 11 | |
6 | Итоговое повторение и обобщение по курсу : «Россия и мир на рубеже XVIII- XIX в.в.» | 1 | 1 | |
Итого | 42 |
Содержание программы.
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Раздел посвящен периоду между пресечением московской династии Рюриковичей и восшествием на престол первого царя из династии Романовых. Эту эпоху традиционно называют в историографии Смутным временем. Материал раздела даёт представление о причинах и предпосылках Смуты, об основных событиях Смутного времени — переворотах и войнах, народных движениях, иноземных вторжениях. Большое внимание уделено личностям наиболее ярких деятелей Смуты. Учащиеся узнают о путях выхода страны из кризиса, о восстановлении государства и последствиях «великого разорения».
История Смутного времени позволяет понять, что даже в самые сложные и тяжёлые годы, когда перед страной стояла угроза потери независимости, представители разных сословий народа смогли объединиться для возрождения государственности.
Основные понятия и термины: Смутное время, самозванство, междуцарствие, Семибоярщина, ополчение, «прелестные письма», Земский собор.
Персоналии: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Василий Шуйский, патриарх Гермоген, Иван Болотников, Лжедмитрий II, Филарет Романов, Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий, князь Дмитрий Трубецкой, Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, Михаил Романов.
Российское государство в конце XVI в. Правление Федора Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова, его внутренняя и внешняя политика. Учреждение патриаршества. Социально-экономическое развитие. Отмена Юрьева дня.
Смута в Российском государстве. Экономические трудности начала XVII в. Народные выступления. Лжедмитрий I. Поход Лжедмитрия на Москву. Смерть Бориса Годунова. Народные движения на окраинах России. Вступление Лжедмитрия I в Москву. Политика нового правителя. Заговор против самозванца. Приход Василия Шуйского к власти. Восстание И.И. Болотникова: причины, характер, последствия. Лжедмитрий II. Осада Москвы. Тушинское правительство.
Окончание Смутного времени. Заключение Василием Шуйским военного союза со Швецией. М. В. Скопин-Шуйский. Интервенция польских войск. Распад Тушинского лагеря. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Призвание Владислава на русский престол. Первое и Второе ополчения. К. Минин. Д.М. Пожарский. Патриарх Гермоген. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых.
Тема 2. Россия в XVII в. В разделе рассматривается история России при первых царях династии Романовых – Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче. Учащиеся приобретают знания по следующим проблемам: а) пути преодоления Смуты и возрождения российского государства; б) основные направления и задачи внешней политики России и пути их реализации; в) внутриполитическая ситуация, законодательство, народные движения; г) экономическое развитие; д) раскол в Русской православной церкви; е) развитие русской культуры, новые тенденции в ней.
Основные понятия и термины: Земский собор, Боярская дума, приказы, дьяки, подьячие, воеводы, стрельцы, раскол, старообрядцы, мануфактура, приписные крестьяне, всероссийский рынок, казаки, землепроходцы, ясак.
Персоналии: Михаил Фёдорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Богдан Хмельницкий, Степан Разин, Семён Дежнёв, Иван Москвитин, Ерофей Хабаров, Симон Ушаков.
Население и хозяйство России в XVII в. Сословный строй России. Восстановление хозяйства страны. Рост экономики. Мануфактурное производство. Развитие товарно-денежных отношений. Рост мелкотоварного производства. Денежная реформа 1654–1663 гг. Ярмарки. Россия в системе международной торговли. Государственная политика протекционизма и торговые уставы. Активизация связей с Западной Европой. Немецкая слобода в Москве.
Политический строй. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Начало становления абсолютизма. Прекращение созыва Земских соборов. Изменение роли Боярской думы. Соборное уложение 1649 г. Учреждение Тайного приказа. Начало создания регулярной армии.
Внешняя политика России в XVII в. Россия в системе международных отношений. Основные направления и задачи внешней политики. Присоединение Украины к России. Возвращение смоленских и северских земель. «Вечный мир» 1686 г. с Речью Посполитой. Присоединение и начало освоения Восточной Сибири. Русские первопроходцы. С.И. Дежнёв, Е.П. Хабаров.
Русская православная церковь в XVII в. Значение православия в жизни страны. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Протопоп Аввакум. Патриарх и царь. Смещение Никона.
Народные движения. Положение податных сословий в Российском государстве. Причины и характер массовых народных движений в XVII в. Городские восстания середины столетия. Соляной бунт 1648 г. в Москве. Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина.
Культура и быт в XVII в. Новые черты духовной жизни. Развитие научных знаний (география, история, естествознание). Образование. Основание Славяно-греко-латинской академии. Новые элементы в быту. Усиление светских элементов в культуре. Дворец в Коломенском. Рост каменного строительства. Московское барокко. Живопись. С.Ф. Ушаков. Придворный театр Алексея Михайловича. Быт знати, посадского населения и крестьян.
Народы России в XVII в. Русский народ. Украина в составе России. Народы Сибири, Поволжья и Приуралья. Закавказье.
Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. Материалы данного раздела рассматривают сложный и переломный исторический период, когда преобразования, начатые Петром I, затронули практически все сферы жизни тогдашнего общества. В темах раздела охарактеризованы реформы в области экономики и государственного управления, военного дела и культуры, быта. Показано сопротивление проходившим изменениям, представлена сложность и неоднозначность реформа-ционного процесса.
Внимание учащихся обращено на следующие вопросы: а) причины и предпосылки петровских преобразований; б) пути и методы проведения реформ; в) значение реформ Петра I в истории России.
Основные понятия и термины: местничество, стрелецкие бунты, реформы, абсолютизм, флот, гвардия, рекруты, подушная подать, ревизия, губернии, коллегии, Сенат, Синод, Табель о рангах, ассамблея.
Персоналии: Фёдор Алексеевич, царевна Софья, Пётр I, царевич Алексей Петрович, Екатерина I, Ф.Я. Лефорт, Ф.Ю. Ромодановский, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Карл XII, П.А. Толстой, Демидовы, К.А. Булавин.
Предпосылки реформ Петра I. Усиление иностранного влияния на Россию. Предпосылки петровских реформ. С. Полоцкий. А. Л. Ордин-Нащокин. Внутренняя и внешняя политика царя Федора Алексеевича. Отмена местничества. Реформаторские планы В.В. Голицына.
Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Цари Петр и Иван. Правление Софьи. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство. Сподвижники Петра.
Внешняя политика Петра I. Северная война. Начало Северной войны. Поражение под Нарвой. Создание регулярной армии и флота. Военные действия в течении Невы. Основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Сражения на море. Ништадтский мир и провозглашение империи. Рост международного авторитета России.
Социально-экономическое развитие страны. Новые государственные потребности и изменение социально-экономических отношений. Сельское хозяйство, развитие мануфактурной промышленности. Ремесло. Торговля. Новая система налогов и рост государственных повинностей. Перестройка монетной системы. Монетные дворы. Развитие внешней торговли.
Государственные преобразования. Реформа государственного аппарата. Реформа местного управления. Церковная реформа. Указ о престолонаследии. Утверждение абсолютизма. Табель о рангах. Перенос столицы в Петербург. Сопротивление реформам. Дело царевича Алексея.
Народ и государство в годы Петровских реформ. Изменения в положении различных сословий в годы реформ Петра. Причины народных выступлений. Восстание в Астрахани. Восстание под предводительством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Выступления старообрядцев, работников мануфактур.
Перемены в культуре России в годы преобразований Петра. Становление отечественной науки и развитие системы образования. Появление военно-учебных заведений. Учреждение Академии наук, первой гимназии. Посылка дворянских детей на учебу за границу. Первый музей – Кунсткамера. Развитие художественной культуры. Регулярная застройка Петербурга. Появление новых типов общественных зданий. Дворцово-парковые ансамбли. Д. Трезини. В.В. Растрелли. Портретный и батальный жанры в изобразительном искусстве. Перемены в быту и образе жизни.
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. В данном разделе рассматривается период, условно именуемый в историографии эпохой дворцовых переворотов. Трудности изучения этого периода обусловлены частой сменой лиц, стоявших во главе государства, и сложностью династической ситуации в то время. Учащиеся ориентируются на освоение следующих проблем: а) причины и сущность государственных переворотов; б) внутренняя и внешняя политика в тот период; в) развитие культуры и науки в середине XVIII века, достижения в этой области.
Особо выделяется значение петровских реформ как залог поступательного развития государства — изменения в этом развитии или, наоборот, возвращение к петровскому наследию.
Основные понятия и термины: междуцарствие, временщик, фаворит, гвардейский переворот, Верховный тайный совет, кондиции, заговоры, кабинет министров, регентство, Академия наук, Академия художеств.
Персоналии: Екатерина I, А.Д. Меншиков, Пётр II, Долгорукие, Анна Иоанновна, Э.И. Бирон, Анна Леопольдовна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Ф.Г Волков, Ж. Делиль, Л. Эйлер, В. Беринг, В.В. Растрелли.
Дворцовые перевороты. Причины дворцовых переворотов. Усиление роли бюрократической верхушки и гвардейских полков. Екатерина I. Верховный тайный совет. Борьба в верхах в период правления Петра II. Анна Иоанновна. Провал попыток ограничения самодержавия. Елизавета Петровна. Петр III.
Внутренняя и внешняя политика России в 1725–1762 гг. Социально-экономическое развитие России в середине XVIII в.: усиление крепостного права, рост дворянских привилегий. Состояние сельского хозяйства, ремесла, торговли. Политика в отношении крестьянства, казачество. Русско-турецкая война 1735–1739 гг. Участие России в Семилетней войне. Манифест о вольности дворянства.
Тема 5. Россия в 1762- 1800 гг. Раздел посвящен эпохе правления Екатерины II. Существенное внимание в материалах раздела сосредоточено на основных направлениях внешней и внутренней политики её царствования, отведено место и личности самой императрицы, её влиянию на политический, экономический и культурный курс. Важное значение имеют и темы, рассматривающие науку и культуру того времени, обогатившиеся многими выдающимися открытиями и творениями. Учащиеся получают представление: а) о реформах в области внутренней жизни; б) о достижениях внешней политики; в) о развитии науки и культуры.
Раздел заканчивается главой о правлении Павла I, где основное внимание уделено, с одной стороны, непоследовательности его политики, а с другой — военным подвигам А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.
Основные понятия и термины: просветители, Уложенная комиссия, Жалованные грамоты, ассигнации, народное восстание, народные училища, барокко, классицизм.
Персоналии: Пётр III, Екатерина II, Павел I, А.В. Суворов, братья Орловы, ГА. Потёмкин, Ф.Ф. Ушаков, П.А. Румянцев, Е.И. Пугачёв, А.Н. Радищев, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, Д.С. Бортнянский, Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.П. Лосенко, Ф.С. Рокотов, Д.Г Левицкий, В.Л. Боровиковский.
Внутренняя политика Екатерины II. Переворот 1762 г. Сподвижники Екатерины. Уложенная комиссия. «Наказ» императрицы. Меры в отношении крестьян. Церковная политика Екатерины. Секуляризация церковных земель. Личность императрицы. Ужесточение внутренней политики после крестьянской войны. Расширение дворянских привилегий. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Губернская реформа.
Социально-экономическое развитие страны во второй половине XVIII в. Начало разложения крепостнической системы. Рост промышленности. Развитие российского рынка. Изменения в сельском хозяйстве. Вольное экономическое общество. Хозяйственное освоение юга страны. Новоучрежденные города. Приглашение иностранных колонистов. Развитие внешней торговли. Протекционистская политика правительства. Купеческие гильдии. Российско-американская компания.
Крестьянское восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Предпосылки крестьянского восстания. Личность Пугачева. Армия Пугачева. Основные этапы восстания. Социальные мероприятия Пугачева. Поражение восставших. Значение крестьянского восстания.
Внешняя политика Екатерины II. Основные задачи и направления внешней политики России во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны. П.А. Румянцев. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение Северного Причерноморья. Г.А. Потемкин. Участие России в разделах Польши. Война со Швецией. Поддержка североамериканских колоний в борьбе за независимость. Борьба Екатерины II против революционной Франции.
Внутренняя и внешняя политика Павла I. Особенности характера и государственные взгляды императора. Указы в отношении крестьян. Ограничение дворянских привилегий. Закон о престолонаследии. Итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова. Причины и последствия сближения с наполеоновской Францией. Заговор 11 марта 1801 г.
«Век просвещения» в российской культуре середины – второй половины XVIII в. Академия наук. Научная деятельность М.В. Ломоносова. Московский университет. Естественные науки. Гуманитарные науки. Академические экспедиции. Образование. Учреждение женских учебных заведений, воспитательных домов. Развитие технической мысли. И.П. Кулибин. И.И. Ползунов. Российское просветительство.
Развитие художественной культуры в XVIII в. Европейские художественные стили в России – барокко и классицизм. Литература классицизма. Г.Р. Державин. Критическое и реалистическое начало в творчестве Д.И. Фонвизина. Появление профессионального драматического театра. Ф.Г. Волков. Деятельность Академии художеств. Развитие портретной живописи. В.Л. Боровиковский. Классицизм в скульптуре. Э. Фальконе. Ф.И. Шубин. Крепостные художники и архитекторы Аргуновы. Барокко и классицизм в архитектуре. В.В. Растрелли. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков.
Быт основных сословий в XVIII в. Дворяне, купцы, мещане, крестьяне, казаки, духовенство: жилище, питание, досуг.
Итоговое повторение и обобщение по курсу : «Россия и мир на рубеже XVIII- XIX в.в.»
Контроль.
Система измерения результатов состоит из:
- входного, промежуточного и итогового контроля;
- тематического и текущего контроля,
- административного.
Входной контроль – декабрь
Промежуточный контроль- ( административный)
Итоговый контроль – май ( итоговый )
Тематический контроль:
Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.
- Контрольная работа № 1 по теме: « Окончание Смутного времени»
- Контрольная работа № 2 по теме: «Россия и мир на рубеже XVII- XVIII в.» (Административный контроль).
- Контрольная работа № 3 по теме: «Народные движения первой четверти XVIII в»
- Контрольная работа № 4 по теме: «Россия и мир на рубеже XVIII- XIX в.в.» ( Итоговый)
Текущий контроль:
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся.
Тест 1. | Внешняя политика Бориса Годунова | Тест 7. | Реформы Петра I |
Тест 2. | Новые явления в экономике в XVII в. | Тест 8. | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Изменения в быту. |
Тест 3. | Политическое развитие страны в XVII в. | Тест 9. | Дворцовые перевороты: Фаворитизм. Елизавета Петровна. |
Тест 4. | Внешняя политика России в XVII в. | Тест 10. | Внешняя и внутренняя политика в 1725 – 1762 гг. |
Тест 5. | Петр I. Россия на рубеже веков. | Тест 11. | Внутренняя и внешняя политика Екатерины II |
Тест 6. | Северная война | Тест 12. | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. |
Административный контроль:
На административный контроль выносится контрольная работа № 2 «Россия и мир на рубеже XVII- XVIII в.»
Учебно-методические средства.
- Карты по истории России;
- Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты, карты по истории Российского государства);
- Дидактический материал (раздаточный материал);
- Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;
- Мультимедийные энциклопедии по истории России;
- Мультимедийная энциклопедия «Войны России;
- Мультимедийная энциклопедия «Культура России»;
- «История России с древнейших времён до конца XVII века»: под редакцией А.Н. Сахарова. М.: Просвещение. 2008.
- «История России, конец XVII –XIX век»: под редакцией А.Н. Сахарова. М.: Просвещение. 2008.
- Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. М., 1999.
- Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе: Практическое пособие для учителей. М., 2002.
- Клоков В.А., Пономарёв М.В. Тренажёр для подготовки к экзамену. История России. 10-11 классы. М., 2004.
- История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: Работа с историческими документами. /авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарёва. Волгоград: Учитель, 2005.
- Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. – М.: Вече, 2005. -320 с.
- Петрович В.Г. Лекция в ИПК и ПРО.-2004.
- Быков А.В., Кузьмина О.В. Эпоха Куликовской битвы. – М.: Вече, 2005. – 320 с.
- Валишевский К.Иван Грозный. – М.: «ИКПА»,1989.- 418 с.
- Валишевский К. Петр Великий. – М.: «ИКПА», 1990.- 411 с.
- Виноградов В.Н. Борьба России за выход к Чёрному морю в XVIII-XIX вв. // Преподавание истории в школе, 2005.-№ 4.- С. 2-7.
- Гордин Я. События и люди 14 декабря. – М.: Советская Россия, 1985.- 288 с.
- Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. - М.: Центрполиграф, 1975.- 495 с.
- Греков Б.Д. Киевская Русь.- М.: Учпедгиз, 1953. – 489 с.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. Вопросы к олимпиаде. - М. ВЛАДОС – пресс, 2001.- 208 с.
- Ежов В.В. Самые знаменитые заговоры и перевороты России. - М. :ЭКСМО, 2002.- 409 с.
- Жукова Л.В. История. Ответы на вопросы.- М.: Экзамен, 2000.- 256 с.
- Зарезин М.И. Последние Рюриковичи. – М.: Вече, 2005.- 320 с.
- Кириллов В.В. Курс истории России XVI – XX веков. - М.: Аквариум, 1998.- 256 с.
- Коняев Н.М. Первые Романовы. – М.: Вече, 2006.- 320 с.
- Коняев Н.М. Романовы. Расцвет и гибель династии. – М.: Вече, 2006.- 320 с.
- Королёв А.С. Загадки первых русских князей. – Вече, 2003.- 320 с.
- Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. – М.: Вече, 2005.- 320 с.
- Кучин В.А. Дмитрий Донской: биография и оценка деятельности //Преподавание истории в школе, 1991.-№ 2.- С. 51-59.
- Лимонов Ю.А. Россия XVIII в. Глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1989.- 544 с.
- Павленко Н.И. Тайны Петровской эпохи. – М.: Вече, 2006. – 320 с.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Итоговый экзамен по истории в средней и старшей школе. Рекомендации по подготовке и проведению, варианты тестов.- М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.
- Ушаков А.В. Демократическая интеллигенция периода трёх революций в России.- М.: Просвещение, 1985.- 216 с.
- Шефов Н.А. Хроника российской истории (в 2-х т.) – М.: Вече, 2006.- 320 с.
- Шильник Лев. Чёрные дыры российской истории.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.- 192 с.
- Широкорад А.Б. Русь и Орда. – М.: Вече, 2005. ЭНАС, 2007. -320 с.
- Шишов А.В. Тайны эпохи Екатерины II. – М.: Вече, 2006.- 320 с.
- Щавелева Н.И. Верования древних славян // Преподавание истории в школе, 1990.-№ 2.- С. 12-16.
Календарно- тематическое планирование уроков «История России XVII – XVIII века»
7 класс.
№ п/п | Дата проведения урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Контроль | Примечание | |
План | Факт | |||||
1. | Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. ( 4 ч) | Внутренняя Бориса Годунова | ||||
2. | Внешняя политика Бориса Годунова | |||||
3. | Смута | |||||
4. | Окончание Смутного времени | к/ работа | ||||
5. | Тема 2. Россия в XVII в. ( 11 ч) 9-2 | Новые явления в экономике в XVII в. (урок №1) | ||||
6. | Новые явления в экономике в XVII в. (урок №2) | тест | ||||
7. | Основные сословия российского общества в XVIIв. | |||||
8. | Политическое развитие страны в XVII в. | тест | ||||
9. | Власти и церковь. Церковный раскол в XVII в. | |||||
10. | Народные движения в XVII в. | |||||
11. | Внешняя политика России в XVII в. | тест | ||||
12. | Образование и культура в XVII в. | |||||
13. | Сословный быт, обычаи и нравы в XVII в. | |||||
14. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир на рубеже XVII- XVIII в.» | к/ работа | ||||
15. | Родной край в XVIIв. ( 1 ч) | |||||
16. | Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. ( 11 ч) | Предпосылки петровских преобразований. | ||||
17. | Петр I. Россия на рубеже веков. | тест | ||||
18. | Обзорная лекция по теме: « Северная война» (урок №1) | |||||
19. | Северная война (урок №2) | тест | ||||
20. | Реформы Петра I (урок №1) | |||||
21. | Реформы Петра I (урок №2) | тест | ||||
22. | Экономика России в первой четверти XVIII в. (урок №1) | |||||
23. | Экономика России в первой четверти XVIII в. (урок №2) | |||||
24. | Народные движения первой четверти XVIII в. | к/работа | ||||
25. | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Образование и культура в XVIIв. | |||||
26. | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Изменения в быту. | тест | ||||
27. | Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. ( 4 ч) | Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. | ||||
28. | Дворцовые перевороты: Фаворитизм. Елизавета Петровна. | тест | ||||
29. | Внутренняя политика в 1725-1762 гг. | |||||
30. | Внешняя политика в 1725 – 1762 гг. | тест | ||||
31. | Тема 5. Россия в 1762- 1800 гг. ( 11 ч) | Внутренняя политика Екатерины II | ||||
32. | Внутренняя политика Екатерины II | тест | ||||
33. | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева | |||||
34. | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. | тест | ||||
35. | Внешняя политика Екатерины II (урок № 1) | |||||
36. | Внешняя политика Екатерины II (урок № 2) | |||||
37. | Россия при Павле I | |||||
38. | Наука и образование во второй половине XVIII в. | |||||
39. | Художественная культура во второй половине XVIIIв. | |||||
40. | Быт и обычаи во второй половине XVIII в. | |||||
41. | Итоговое повторение и обобщение по курсу : «Россия и мир на рубеже XVIII- XIX в.в.» | к/работа | ||||
42. | Родной край в XVIII в. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...