Рабочая программа по истории России 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) по теме
Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект Данилов, Косулина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6_klass_rossii.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Усть-Кутского муниципального учреждения.
Согласовано: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ № 5 УКМО
_________ И.В. Будаева ___________ Л.А.Горемыкина ___________С.В.Фетцова
«____»____________2013 г. «____»____________2013 г «____»______________2013г
Протокол № ______.
Рабочая программа
по истории
6 класс.
Составитель:
Матафонова Алена Владимировна –
учитель истории первой категории
МОУ СОШ № 5 УКМО.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса истории России с древнейших времен до конца XVI века для 6 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по истории, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920 –мр).
- Учебный план ОУ МОУ СОШ № 5 УКМО.
- Примерная программа (основного общего образования) по истории (История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина (сборник программ по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Просвещение", 2009 г.)
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение истории России с древнейших времен до конца XVI века в 6 классе отводится не менее 34 часов из расчета 2 ч в неделю. Проведено будет 32 часа , т.к. 23.02; 08.03, 01.05 - государственные праздники.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории России .
Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:
- Учебник. История России с древнейших времен до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. 6 класс. М.: Просвещение, 2009г.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века . 6 класс. – М.: Просвещение,2010.
- История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс/ авт.-сост.Н. Ю. Колесниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Электронный учебник . Энциклопедия истории России 862-1917. Комильфо.: Интерактивный мир., 2002.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам
общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно
национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи раздела «История России IX- XVI века»
Обучения:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового
материала, практические работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему
из 34 уроков;
- способствовать формированию у школьников предметных и умений и навыков:
- умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и
вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Развития:
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
- эстетических эмоций,
- положительного отношения к учёбе,
- умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
Способствовать формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока
Требования к уровню подготовки.
Знать/ уметь:
учащиеся должны усвоить знания курса истории Отечества с 9 по16вв. (этапы и особенности становления Русского государства - от Киевской Руси до Московской);
- уметь давать характеристику историческому деятелю,
- с помощью памятки анализировать ответ товарища и делать самоанализ собственного ответа,
- ориентироваться во временном пространстве,
- составлять сложный план по тексту,
- обладать первичными навыками составления конспекта лекции,
- работать с тестами, анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а так же из документов, предложенных учителем;
- обладать навыками работы с картой ( знание сторон света, частей света и материков, пользование легендой карты, заполнение контурных карт),
- анализа и составления исторических схем,
- ведения тетради по предмету и словаря исторических терминов,
- исследования различных источников,
- составления хронологических, сравнительных, обобщающих таблиц.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Уроков | Контр. Меропр. | ||
1 | Введение. | 1 | 1 | |
2 | Тема 1. Восточные славяне. | 2 | 2 | |
3 | Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. | 6 | 6 | |
4 | Тема 3.Русь во второй половине XII – XIII в. | 9 | 8 | 1 |
5 | Тема 4. Образование единого русского государства | 8 | 7 | 1 |
Тема 5. Московское государство в XVI в. | 6 | 5 | 1 | |
Итоговое повторение | 2 | 2 | ||
Итого | 34 |
Содержание программы учебного курса.
Введение. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона- часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
Тема 1. Восточные славяне.
Материал раздела даёт учащимся представление о народах и государствах, существовавших на территории нашей страны до образования Древнерусского государства. В четырёх темах раздела характеризуются: а) заселение просторов нашей Родины первобытными людьми и их жизнь в каменном, бронзовом и железном веках; б) античное наследие отечественной истории, представленное греческими колониями Северного Причерноморья и эллинистическими государствами этого региона; в) скотоводческие народы юга европейской России и их государственные образования; г) происхождение славян и заселение ими территории Восточно-Европейской равнины, общественный и хозяйственный уклад их жизни, религиозные верования.
Учащиеся получают представление о жителях нашей страны в первобытную и античную эпохи, месте славянских народов в общеисторическом процессе раннего Средневековья, предпосылках образования Древнерусского государства.
Опорные понятия и термины: родовая община, скотоводы, земледельцы, каменный век, бронзовый век, железный век, племена, античные полисы, кочевники, каганат, готы, гунны, авары, хазары, булгары, восточные славяне, варяги, кровная месть, родовой строй, язычество, волхвы.
Персоналии: Геродот. Митридат VI Евпатор, Прокопий Кесарийский, Нестор.
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятие и образ жизни. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Тема 2. Русь в IX – первая половина XII в.
В разделе изучается история Древнерусского государства до начала удельного периода. Материалы этого раздела имеют очень важное значение, поскольку в них изложены фундаментальные для дальнейшей русской истории события, такие, как образование Русского государства и принятие христианской веры.
Учащиеся получают представление о следующих проблемах: а) причины, сам процесс и этапы образования Древнерусского государства; б) значение христианизации Руси и её этапы; в) культурное развитие древнерусского государства; г) причины княжеских усобиц и распада Руси на самостоятельные княжества.
Опорные понятия и термины: государство, дружина, дань, купцы, города, торговые пути, полюдье, варяги, печенеги, усобица, воевода, посадник, митрополит, епископ, священник, монастырь, смерды, бояре, вотчина, тиуны, вече, уделы, письменность, кириллица, летопись, зодчество, иконопись.
Персоналии: Кий, Рюрик, Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Ярославичи, Владимир Мономах, Феодосии и Антоний Печерские, Иларион, Константин (Кирилл) и Мефодий, Алим-пий, Агапит.
Предпосылки и причины создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей и образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения.
Правление князя Владимира и крещение Руси. Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Укрепление внешних рубежей. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Жители Древнерусского государства. Формирование древнерусской народности. Основные социальные слои древнерусского общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники. Княжеская власть, городское вече. Занятия и образ жизни землевладельцев и земледельцев. Земельные отношения, вотчина. Зависимые категории населения, развитие городов, ремесла и торговли. Быт и образ жизни знатных и простых горожан.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства. Русская правда.
Начало распада Древнерусского государства. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир Мономах – последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с половцами. Устав Владимира Мономаха.
Культура и быт Руси IX – начала XII в. Русь в орбите восточнохристианского мира. Легенды, былины и сказания. Письменность, образование и грамотность на Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литературы. Художественная культура: деревянная и каменная архитектура, живопись, ювелирное и прикладное искусство. Вклад древнерусской культуры в мировую.
Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII в.
Раздробленность русских земель. Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства в XII в.: взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со Степью в период раздробленности. Идея единства Руси в «Слове о полку Игореве». Политическая карта русских земель XII – середины XIII в. Последствия раздробленности.
Владимиро-Суздальское княжество. Территория и население. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель Руси. Политическая история Владимиро-Суздальского княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях, борьба за великое княжение. Дробление княжества. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи.
Господин Великий Новгород. Территория и население. Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления Новгородской республики. Внешняя политика: связи Новгорода с остальными русскими землями, взаимоотношения с Западной Европой, колонизация земель Севера. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры.
Родной край в древности.
Тема 4. Образование единого русского государства.
В разделе содержится большой фактический материал, охватывающий историю соседних с Русью государств — Монгольской империи и Золотой Орды, Ливонского ордена, Великого княжества Литовского. Учащиеся получают представление об исторических процессах международного масштаба, к которым оказались причастны и русские земли. В процессе изучения материалов раздела привлекаются знания учащихся по всеобщей истории Средневековья, расширяется их общеисторический кругозор. Подчеркивается географическое положение Руси на стыке Запада и Европы. Показаны не только завоевательные походы на Русь, но и особенности положения русских земель в период ордынского ига и в составе Литовского государства, последствия иноземных нашествий, разделение исторических судеб восточных славян.
Учащиеся ориентируются на сравнение государственного и общественного строя западных и восточных стран и на изучение тех изменений, которые произошли в русской жизни под влиянием этих государств и культур.
Опорные понятия и термины: нашествие, завоевание, монголы, ордынцы, татары, иго, хан, улус, ярлык, баскак, украинцы, белорусы, литовцы, шляхта, рыцари.
Персоналии: Чингисхан, Батый, Михаил черниговский, Александр Невский, Биргер, Узбек, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло.
Монгольские завоевания в Азии. Поход Батыя на Русь. Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами – битва на Калке. Хан Батый и его походы в Волжскую Булгарию, в русские земли и в Европу. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.
Борьба русских земель против экспансии с Запада. Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Военная и дипломатическая борьба Северо-Западной Руси за государственную самостоятельность. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.
Русь и Орда в XIII–XIV вв. Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Этнический состав населения, культура и религиозные верования ордынских народов. Принятие Золотой Ордой ислама. Политическая зависимость русских земель от Орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Руси и Орды.
Великое княжество Литовское и Русское в XIII–XIV вв. Образование нового государства в Восточной Европе. Его взаимоотношения с соседями. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Устройство государства и общества: особенности хозяйственной жизни, социальные группы и слои, этнический состав населения, государственное управление. Культурное развитие земель Великого княжества Литовского и Русского. Власть и церковь. Начало формирования литовской, белорусской и украинской народностей.
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в. Положение Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь.
Собирание русских земель во второй половине XIV в. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель. Рост территории Московского княжества в XIV в. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Подвижническая деятельность Сергия Радонежского. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды к концу XIV в.
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV в. Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных русских землях в XIV в. Отражение духовно-политического развития русских земель в памятниках культуры. Литература. Появление новых центров летописания. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек.
Московское княжество в первой половине XV в. Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история Московского княжества в первой половине XV в.: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междоусобная война второй четверти XV в. Самостоятельность московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV в.
Распад Золотой Орды. Образование Большой Орды, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Границы, этнический состав, занятия населения новых государств. Особенности общественного устройства и государственного управления. Религия и культура.
Российское государство во второй половине XV – начале XVI в. Великий князь Иван III и его внешняя политика: продолжение собирания земель, ликвидация зависимости от Орды, отношения с европейскими государствами. Великий князь Василий III. Завершение объединения русских земель. Централизация политического строя. Система органов государственной власти: Боярская дума и обычай местничества, казна, появление приказов. Административно-территориальное деление и система кормлений. Судебник 1497 г. Государство и церковь. Геральдические символы Российского государства.
Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI в. «Знатные люди» Российского государства: служилые князья, боярско-княжеская аристократия; формирование дворянского служилого сословия. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Ограничение свободы крестьян. Юрьев день. Быт русского крестьянина. Городская жизнь в XV в. – хозяйство и управление. Образ жизни тяглого населения русских городов. Появление служилого казачества на окраинах государства.
Русская культура в XV – начале XVI в. Развитие общественной мысли. «Москва – третий Рим». Литературные памятники XV в. «Сказание о Мамаевом побоище». Развитие летописания и его политическое значение. Развитие географических знаний. Русская художественная культура. Новые черты в архитектуре. Московский Кремль. Андрей Рублев. Дионисий. Отражение в искусстве процессов укрепления государства.
Тема 5. Московское государство в XVI в.
В разделе содержится фактический материал, рассказывающий о создании Московского царства: а) окончательное объединение русских земель московскими великими князьями; б) ликвидация ордынского господства и борьба с наследниками Золотой Орды; в) создание централизованного государственного управления; г) установление полной независимости Русской православной церкви; д) формирование культуры единого Московского царства.
Учащиеся знакомятся не только с позитивными сторонами процесса создания централизованного государства, но и с особенностями русского самодержавства, превратившегося при Иване Грозном в тиранию. Особое внимание уделено новой государственной, общественной, экономической и идеологической системе Русского государства.
Опорные понятия и термины: царство, Боярская дума, земский собор, приказы, уезды, сословия, боярство, дворянство, вотчины, поместья, слободы, посады, тягло, стрельцы, крепостное право, барщина, оброк, казачество, патриаршество, книгопечатание, парсуна.
Персоналии: Иван III, Василий III, Марфа Борецкая, хан Ах-мат, Софья Палеолог, Иван Грозный, Сильвестр, Адашев, князь Курбский, Стефан Баторий, Ермак, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Аристотель Фиораванти, митрополиты Макарий и Филипп, патриарх Иов, Дионисий, Иван Федоров, Андрей Чохов.
Начало правления Ивана IV. Реформы избранной рады 50-х г.г. XVI в. Социально- экономические и политичсекие итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е г.г. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимодействие с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х г.г. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально- экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI веке. Нестяжатели и иосифляне. Отношение церкви и государства. Ереси. Письменность и книжность. Летописание. Исторические повести. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Архитектура, иконопись, Дионисий. Декоративно-прикладное искусство. Литейное дело. Андрей Чохов.
Родной край в древности. Итоговое повторение.
Контроль.
Система измерения результатов состоит из:
- входного, промежуточного и итогового контроля;
- тематического и текущего контроля,
- административного.
Входной контроль – январь
Промежуточный контроль – апрель
Итоговый контроль – май
Тематический контроль:
Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.
- Контрольная работа № 1 по теме : «Культура русских земель в XII – XIII в».
- Контрольная работа № 2 по теме: «Основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVI в.»(Административный контроль).
- Контрольная работа № 3 по теме: «Культура и быт в XVI вв.» (Итоговый контроль)
Текущий контроль:
Самостоятельные работы.
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся.
Тест 1. | Соседи восточных славян. | Тест 5. | Русь и Золотая Орда. |
Тест 2. | Первые киевские князья. | Тест 6. | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв. |
Тест 3. | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Тест 7. | Московское государство в конце XV – начале XVI вв. |
Тест 4. | Главные политические центры Руси. | Тест 8. | Опричнина. |
Административный контроль:
На административный контроль выносится контрольная работа № 2 по теме «Основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVI в.»
Учебно- методические средства.
- Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. М., 2009.
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 2007.
- Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 2008
- Карамзин Н.М. предание веков .М., 2008.
- Соловьев С.М. Сочинения. М., 2008. Кн.1. Т.2
- Бушуев С.В. История государства российского. М., 2007.
- Рыбаков Б.А. Куликовская битва // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 2007
- Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. М., 2008.
- Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 2008.
- В.Ф. Антонов Книга для чтения по истории с древнейших времен до конца XVIII века. М.: Просвещение, 2008.
- Р.Г. Скрынников Россия накануне « смутного времени» -М.: Мысль., 2008.
- Л.П.Борзова Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.
- История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В.Н.Амбаров, П.Андреев и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 20099.
- Х.АнисимовЕ.В. Елизавета Петровна. М, 2009.
- Емельян Пугачев на следствии. Сборник документов и материалов. М., 2007.
- Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России. М., 200
- Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XV столетиях. Т. 1-2. М., 1895-1901.,2009
- Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 2007.
- История внешней политики России. XVIII век. М..2007.
- История государства российского. Хрестоматия. ХVII века М.,2008.
- История России в лицах. М., 2007.
- Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 2008
- Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций.2008
- Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта М., 2008.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т. 1-3.,2009
- Красницкий А.И. Русский чудо-вождь. Граф Суворов-Рымникский, князь Италийский, его жизнь и подвиги. М., 2009.
- Леонтьева Г.А. и др. Ключи к тайнам Клио. М~ 2008.
- Любавский М.К Обзор истории русской колонизации.М., 2006.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. С 1898-1913.,2009
- Митяев А.В. Героические страницы истории нашей Родины IX XVIII bb.M.,2007.
- Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века. М., 2007
Календарно-тематическое планирование уроков История России с древности до конца XVI в.
6 класс.
Праздничные дни –
№ п/п | Дата проведения урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Контроль | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 |
| Введение. ( 1ч) | ||||
2 | Тема 1. Восточные славяне. ( 2 ч) | Восточные славяне. | ||||
3 | Соседи восточных славян. | тест | ||||
4 | Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. ( 6 ч) | Формирование Древнерусского государства. | ||||
5 | Первые киевские князья. | тест | ||||
6 | Владимир Святославич. Принятие христианства | |||||
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | тест | ||||
8 | Культура Древней Руси. | |||||
9 | Быт и нравы Древней Руси. | |||||
10 | Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII в. ( 9 ч) | Начало раздробления Древнерусского государства. | ||||
11 | Главные политические центры Руси. | |||||
12 | Главные политические центры Руси. | тест | ||||
13 | Нашествие с Востока. | |||||
14 | Борьба Руси с западными завоевателями. | |||||
15 | Русь и Золотая Орда. | тест | ||||
16 | Русь и Литва. | |||||
17 | Культура русских земель в XII – XIII в. | к/работа | ||||
18 | Родной край в древности ( 1 ч) | |||||
19 | Тема 4. Образование единого русского государства ( 8 ч) | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | ||||
20 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | |||||
21 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв. | тест | ||||
22 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | |||||
23 | Московское государство в конце XV – начале XVI вв. | тест | ||||
24 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв. | |||||
25 | Культура и быт в XIV- начале XVI в. | |||||
26 | Основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVI в. | к/работа | ||||
27 | Тема 5. Московское государство в XVI в. ( 6 ч) | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | ||||
28 | Внешняя политика Ивана IV. | |||||
29 | Опричнина. | тест | ||||
30 | Культура и быт в XVI вв. | |||||
31 | Культура и быт в XVI вв. | к/работа | ||||
32 | Родной край в древности ( 1 ч) | |||||
33 | Итоговое повторение и обобщение | |||||
34 | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...