Рабочая программа по истории России 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) по теме

Матафонова Алёна Владимировна

 Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект Данилов, Косулина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6_klass_rossii.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального учреждения.

                   Согласовано:                                                                         Согласовано:                                                                Утверждено:

                   Руководитель ШМО                                                             Зам. директора по УВР                                               Директор МОУ СОШ № 5 УКМО

                   _________  И.В. Будаева                                                      ___________ Л.А.Горемыкина                                   ___________С.В.Фетцова

                   «____»____________2013 г.                                                «____»____________2013 г                                         «____»______________2013г

                   Протокол № ______.

                                                   

Рабочая программа  

по истории

6 класс.

Составитель:

Матафонова Алена Владимировна –

учитель истории  первой   категории

МОУ  СОШ № 5 УКМО.  


Пояснительная записка.

         Рабочая программа   учебного курса истории России  с древнейших времен до конца  XVI  века  для 6  класса составлена  на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по истории, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3.  Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920 –мр).
  5. Учебный план ОУ МОУ СОШ № 5 УКМО.
  6. Примерная программа (основного общего образования) по истории  (История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина   (сборник программ по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Просвещение", 2009 г.)
  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

         Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение истории России  с древнейших времен до конца  XVI  века в 6  классе отводится не менее 34 часов из расчета 2 ч в неделю. Проведено будет 32 часа , т.к. 23.02; 08.03, 01.05 -  государственные праздники.

         Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования по истории России .

         Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:

  1. Учебник. История России с древнейших времен до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. 6 класс. М.: Просвещение, 2009г.
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина -  рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века . 6 класс. – М.: Просвещение,2010.
  3. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные  планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс/ авт.-сост.Н. Ю. Колесниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  5. Электронный учебник . Энциклопедия истории России  862-1917. Комильфо.: Интерактивный мир., 2002.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам

общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической

преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно

национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,

полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи раздела «История России IX- XVI века»  

         Обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового

материала,  практические  работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.

  • создать условия для формирования  у  учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
  • обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему

из 34 уроков;

  • способствовать формированию у школьников предметных и умений и навыков:
  • умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;  
  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и

вещественные и изобразительные;

  • умения работать с исторической картой;
  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.  

Развития:

       Создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:

  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
  • эстетических эмоций,
  • положительного отношения к учёбе,
  • умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных  пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания: 

            Способствовать формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у  шестиклассников   бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока

Требования к уровню подготовки.

Знать/ уметь:

         учащиеся  должны усвоить знания курса истории  Отечества с 9 по16вв. (этапы и особенности становления Русского государства - от Киевской Руси до Московской);

  • уметь давать характеристику историческому деятелю,
  • с помощью памятки анализировать ответ товарища и делать самоанализ собственного ответа,
  • ориентироваться во временном пространстве,
  • составлять сложный план по тексту,  
  • обладать первичными навыками составления конспекта лекции,  
  • работать с тестами, анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а так же из документов, предложенных учителем;
  • обладать навыками работы с картой ( знание сторон света, частей света и материков, пользование легендой карты, заполнение контурных карт),
  • анализа и составления исторических схем,
  • ведения тетради по предмету и словаря исторических терминов,
  • исследования различных источников,
  • составления хронологических, сравнительных, обобщающих таблиц.

      Учебно- тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем  

Кол-во часов

Всего

Уроков

Контр. Меропр.

1

Введение.

1

1

2

Тема 1. Восточные славяне.

2

2

3

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII  в.

6

6

4

Тема 3.Русь во второй половине XII – XIII в.

9

8

1

5

Тема 4. Образование единого русского государства

8

7

1

Тема 5. Московское государство в XVI в.

6

5

1

Итоговое повторение

2

2

Итого

34

Содержание программы учебного курса.

Введение. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История  региона- часть истории России. Исторические источники о прошлом  нашей Родины.

Тема 1. Восточные славяне.

Материал раздела даёт учащимся представление о народах и государствах, существовавших на территории нашей страны до образования Древнерусского государства. В четырёх темах раздела характеризуются: а) заселение просторов нашей Родины первобытными людьми и их жизнь в каменном, бронзовом и железном веках; б) античное наследие отечественной истории, представленное греческими колониями Северного Причерноморья и эллинистическими государствами этого региона; в) скотоводческие народы юга европейской России и их государственные образования; г) происхождение славян и заселение ими территории Восточно-Европейской равнины, общественный и хозяйственный уклад их жизни, религиозные верования.

Учащиеся получают представление о жителях нашей страны в первобытную и античную эпохи, месте славянских народов в общеисторическом процессе раннего Средневековья, предпосылках образования Древнерусского государства.

Опорные понятия и термины: родовая община, скотоводы, земледельцы, каменный век, бронзовый век, железный век, племена, античные полисы, кочевники, каганат, готы, гунны, авары, хазары, булгары, восточные славяне, варяги, кровная месть, родовой строй, язычество, волхвы.

Персоналии: Геродот. Митридат VI Евпатор, Прокопий Кесарийский, Нестор.

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятие и  образ жизни.  Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.  Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Тема 2. Русь в IX – первая половина XII в.

В разделе изучается история Древнерусского государства до начала удельного периода. Материалы этого раздела имеют очень важное значение, поскольку в них изложены фундаментальные для дальнейшей русской истории события, такие, как образование Русского государства и принятие христианской веры.

Учащиеся получают представление о следующих проблемах: а) причины, сам процесс и этапы образования Древнерусского государства; б) значение христианизации Руси и её этапы; в) культурное развитие древнерусского государства; г) причины княжеских усобиц и распада Руси на самостоятельные княжества.

Опорные понятия и термины: государство, дружина, дань, купцы, города, торговые пути, полюдье, варяги, печенеги, усобица, воевода, посадник, митрополит, епископ, священник, монастырь, смерды, бояре, вотчина, тиуны, вече, уделы, письменность, кириллица, летопись, зодчество, иконопись.

Персоналии: Кий, Рюрик, Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Ярославичи, Владимир Мономах, Феодосии и Антоний Печерские, Иларион, Константин (Кирилл) и Мефодий, Алим-пий, Агапит.

 Предпосылки и причины создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей и образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения.

Правление князя Владимира и крещение Руси. Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Укрепление внешних рубежей. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Жители Древнерусского государства. Формирование древнерусской народности. Основные социальные слои древнерусского общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники. Княжеская власть, городское вече. Занятия и образ жизни землевладельцев и земледельцев. Земельные отношения, вотчина. Зависимые категории населения, развитие городов, ремесла и торговли. Быт и образ жизни знатных и простых горожан.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства. Русская правда.

Начало распада Древнерусского государства. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир Мономах – последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с половцами. Устав Владимира Мономаха.

Культура и быт Руси IX – начала XII в. Русь в орбите восточнохристианского мира. Легенды, былины и сказания. Письменность, образование и грамотность на Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литературы. Художественная культура: деревянная и каменная архитектура, живопись, ювелирное и прикладное искусство. Вклад древнерусской культуры в мировую.

Тема 3. Русь во второй половине  XII – XIII в.

Раздробленность русских земель. Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства в XII в.: взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со Степью в период раздробленности. Идея единства Руси в «Слове о полку Игореве». Политическая карта русских земель XII – середины XIII в. Последствия раздробленности.

Владимиро-Суздальское княжество. Территория и население. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель Руси. Политическая история Владимиро-Суздальского княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях, борьба за великое княжение. Дробление княжества. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи.

Господин Великий Новгород. Территория и население. Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления Новгородской республики. Внешняя политика: связи Новгорода с остальными русскими землями, взаимоотношения с Западной Европой, колонизация земель Севера. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры.

Родной край в древности.

Тема 4. Образование единого русского государства.

В разделе содержится большой фактический материал, охватывающий историю соседних с Русью государств — Монгольской империи и Золотой Орды, Ливонского ордена, Великого княжества Литовского. Учащиеся получают представление об исторических процессах международного масштаба, к которым оказались причастны и русские земли. В процессе изучения материалов раздела привлекаются знания учащихся по всеобщей истории Средневековья, расширяется их общеисторический кругозор. Подчеркивается географическое положение Руси на стыке Запада и Европы. Показаны не только завоевательные походы на Русь, но и особенности положения русских земель в период ордынского ига и в составе Литовского государства, последствия иноземных нашествий, разделение исторических судеб восточных славян.

Учащиеся ориентируются на сравнение государственного и общественного строя западных и восточных стран и на изучение тех изменений, которые произошли в русской жизни под влиянием этих государств и культур.

Опорные понятия и термины: нашествие, завоевание, монголы, ордынцы, татары, иго, хан, улус, ярлык, баскак, украинцы, белорусы, литовцы, шляхта, рыцари.

Персоналии: Чингисхан, Батый, Михаил черниговский, Александр Невский, Биргер, Узбек, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло.

Монгольские завоевания в Азии. Поход Батыя на Русь. Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами – битва на Калке. Хан Батый и его походы в Волжскую Булгарию, в русские земли и в Европу. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.

Борьба русских земель против экспансии с Запада. Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Военная и дипломатическая борьба Северо-Западной Руси за государственную самостоятельность. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.

Русь и Орда в XIII–XIV вв. Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Этнический состав населения, культура и религиозные верования ордынских народов. Принятие Золотой Ордой ислама. Политическая зависимость русских земель от Орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Руси и Орды.

Великое княжество Литовское и Русское в XIII–XIV вв. Образование нового государства в Восточной Европе. Его взаимоотношения с соседями. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Устройство государства и общества: особенности хозяйственной жизни, социальные группы и слои, этнический состав населения, государственное управление. Культурное развитие земель Великого княжества Литовского и Русского. Власть и церковь. Начало формирования литовской, белорусской и украинской народностей.

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в. Положение Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь.

Собирание русских земель во второй половине XIV в. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель. Рост территории Московского княжества в XIV в. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Подвижническая деятельность Сергия Радонежского. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды к концу XIV в.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV в. Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных русских землях в XIV в. Отражение духовно-политического развития русских земель в памятниках культуры. Литература. Появление новых центров летописания. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек.

Московское княжество в первой половине XV в. Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история Московского княжества в первой половине XV в.: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междоусобная война второй четверти XV в. Самостоятельность московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV в.

Распад Золотой Орды. Образование Большой Орды, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Границы, этнический состав, занятия населения новых государств. Особенности общественного устройства и государственного управления. Религия и культура.

Российское государство во второй половине XV – начале XVI в. Великий князь Иван III и его внешняя политика: продолжение собирания земель, ликвидация зависимости от Орды, отношения с европейскими государствами. Великий князь Василий III. Завершение объединения русских земель. Централизация политического строя. Система органов государственной власти: Боярская дума и обычай местничества, казна, появление приказов. Административно-территориальное деление и система кормлений. Судебник 1497 г. Государство и церковь. Геральдические символы Российского государства.

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI в. «Знатные люди» Российского государства: служилые князья, боярско-княжеская аристократия; формирование дворянского служилого сословия. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Ограничение свободы крестьян. Юрьев день. Быт русского крестьянина. Городская жизнь в XV в. – хозяйство и управление. Образ жизни тяглого населения русских городов. Появление служилого казачества на окраинах государства.

Русская культура в XV – начале XVI в. Развитие общественной мысли. «Москва – третий Рим». Литературные памятники XV в. «Сказание о Мамаевом побоище». Развитие летописания и его политическое значение. Развитие географических знаний. Русская художественная культура. Новые черты в архитектуре. Московский Кремль. Андрей Рублев. Дионисий. Отражение в искусстве процессов укрепления государства.

Тема 5. Московское государство в  XVI в.

В разделе содержится фактический материал, рассказывающий о создании Московского царства: а) окончательное объединение русских земель московскими великими князьями; б) ликвидация ордынского господства и борьба с наследниками Золотой Орды; в) создание централизованного государственного управления; г) установление полной независимости Русской православной церкви; д) формирование культуры единого Московского царства.

Учащиеся знакомятся не только с позитивными сторонами процесса создания централизованного государства, но и с особенностями русского самодержавства, превратившегося при Иване Грозном в тиранию. Особое внимание уделено новой государственной, общественной, экономической и идеологической системе Русского государства.

Опорные понятия и термины: царство, Боярская дума, земский собор, приказы, уезды, сословия, боярство, дворянство, вотчины, поместья, слободы, посады, тягло, стрельцы, крепостное право, барщина, оброк, казачество, патриаршество, книгопечатание, парсуна.

Персоналии: Иван III, Василий III, Марфа Борецкая, хан Ах-мат, Софья Палеолог, Иван Грозный, Сильвестр, Адашев, князь Курбский, Стефан Баторий, Ермак, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Аристотель Фиораванти, митрополиты Макарий и Филипп, патриарх Иов, Дионисий, Иван Федоров, Андрей Чохов.

Начало правления Ивана IV. Реформы избранной рады 50-х г.г. XVI в. Социально- экономические и политичсекие итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV  на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

         Внешняя политика Ивана IV.  Внешнеполитические успехи России в 50-е г.г. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимодействие с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

         Опричнина.  Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х г.г. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально- экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

         Культура и  быт в  XVI веке. Нестяжатели и иосифляне. Отношение церкви и государства. Ереси. Письменность и книжность. Летописание. Исторические повести. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Архитектура, иконопись, Дионисий. Декоративно-прикладное искусство. Литейное дело. Андрей Чохов.

Родной край в древности.  Итоговое повторение.

Контроль.  

Система измерения результатов состоит из:

  • входного, промежуточного и итогового контроля;
  • тематического и текущего контроля,
  • административного.

Входной контроль – январь

Промежуточный контроль – апрель

Итоговый контроль – май

Тематический контроль:

 Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.

  1. Контрольная работа № 1 по теме : «Культура русских земель в XII – XIII в».
  2. Контрольная работа № 2 по теме: «Основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVI в.»(Административный контроль).
  3. Контрольная работа № 3 по теме: «Культура и быт  в XVI вв.» (Итоговый контроль)

            Текущий контроль:

Самостоятельные работы.
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя  задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся. 

Тест 1.

Соседи восточных славян.

Тест 5.  

Русь и Золотая Орда.

Тест 2.

Первые киевские князья.

Тест 6.  

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

Тест 3.  

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Тест 7.  

Московское государство в конце XV – начале XVI вв.

Тест 4.  

Главные политические центры Руси.

Тест 8.  

Опричнина.

Административный контроль:

         На административный контроль выносится  контрольная работа № 2 по теме «Основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVI в.»

Учебно- методические средства.

  1. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. М., 2009.
  2. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 2007.
  3. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 2008
  4. Карамзин Н.М. предание веков .М., 2008.
  5. Соловьев С.М. Сочинения. М., 2008. Кн.1. Т.2
  6. Бушуев С.В. История государства российского. М., 2007.
  7. Рыбаков Б.А. Куликовская битва // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 2007
  8. Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. М., 2008.
  9. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 2008.
  10. В.Ф. Антонов Книга для чтения по истории с древнейших времен до конца XVIII века. М.: Просвещение, 2008.
  11. Р.Г. Скрынников Россия накануне « смутного времени» -М.: Мысль., 2008.
  12. Л.П.Борзова Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.
  13. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В.Н.Амбаров, П.Андреев и  др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 20099.
  14. Х.АнисимовЕ.В. Елизавета Петровна. М, 2009.
  15. Емельян Пугачев на следствии. Сборник документов и материалов. М., 2007.
  16. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России. М., 200
  17. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XV столетиях. Т. 1-2. М., 1895-1901.,2009
  18. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 2007.
  19. История внешней политики России. XVIII век. М..2007.
  20. История государства российского. Хрестоматия. ХVII века М.,2008.
  21. История России в лицах. М., 2007.
  22. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 2008
  23. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций.2008
  24. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта М., 2008.
  25. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т. 1-3.,2009
  26. Красницкий А.И. Русский чудо-вождь. Граф Суворов-Рымникский, князь Италийский, его жизнь и подвиги. М., 2009.
  27. Леонтьева Г.А. и др. Ключи к тайнам Клио. М~ 2008.
  28. Любавский М.К Обзор истории русской колонизации.М., 2006.
  29. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. С 1898-1913.,2009
  30. Митяев А.В. Героические страницы истории нашей Родины IX XVIII bb.M.,2007.
  31. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века. М., 2007

Календарно-тематическое планирование уроков История России с древности до конца  XVI в.

6 класс.

Праздничные дни –

№ п/п

Дата проведения урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Контроль

Примечание

План

Факт

1

 

Введение. ( 1ч)

2

Тема 1. Восточные славяне. ( 2 ч)

Восточные славяне.

3

Соседи восточных славян.

тест

4

Тема 2.

Русь в IX – первой половине XII  в. ( 6 ч)

Формирование Древнерусского государства.

5

Первые киевские князья.

тест

6

Владимир Святославич. Принятие христианства

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

тест

8

Культура Древней Руси.

9

Быт и нравы Древней Руси.

10

Тема 3.

Русь во второй половине XII – XIII в. ( 9 ч)

Начало раздробления Древнерусского государства.

11

Главные политические центры Руси.

12

Главные политические центры Руси.

тест

13

Нашествие с Востока.

14

Борьба  Руси с западными завоевателями.

15

Русь и Золотая Орда.

тест

16

Русь и Литва.

17

Культура русских земель в XII – XIII в.

к/работа

18

Родной край в древности ( 1 ч)

19

Тема 4. Образование единого русского государства

( 8 ч)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

20

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

21

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

тест

22

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

23

Московское государство в конце XV – начале XVI вв.

тест

24

Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв.

25

Культура и быт в XIV- начале XVI в.

26

Основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVI в.

к/работа

27

Тема 5. Московское государство в XVI в.

( 6 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

28

Внешняя политика Ивана IV.

29

Опричнина.

тест

30

Культура и быт  в XVI вв.

31

Культура и быт  в XVI вв.

к/работа

32

Родной край в древности ( 1 ч)

33

Итоговое повторение и обобщение

34

Резерв.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...