Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"
методическая разработка по истории на тему
Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сладко-Балковская средняя общеобразовательная школа № 13
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках истории и обществознания
Разработал: учитель истории и обществознания
Дорошенко Н.С.
2015 год
Содержание
Часть 1. Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности учащихся.
1.1 Активизация познавательной деятельности как психолого-педагогическая проблема.
1.2 Возрастные особенности обучающихся.
Часть 2. Методика активизации познавательной деятельности учащихся
2.1 Основные способы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.
Список использованных источников
Межпредметный урок (история и литература) по теме
«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».
Урок по теме: Потребитель и его права.
Игры на уроках истории и обществознания
Пояснительная записка.
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.
Сухомлинский В. А.
На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения. В первую очередь это поток необработанной информации, который идет на учеников и нежелание учиться. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Традиционные формы уроков не отвечают требованию современных стандартов. Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. Результативная познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и конечно же реализовывать свои возможности.
Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества образования обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Для этого необходимо использовать современные педагогические технологии; использовать межпредметные и метапредметные связи, повышающие уровень познания; учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Новизна методической разработки по предмету заключается в совершенствовании образовательного процесса посредством использования инновационных технологий, проектной деятельности и, что немало важно, создавать условия для формирования познавательной активности подрастающего поколения. Педагогическая деятельность, на мой взгляд, должна быть направлена на формирование творчески мыслящей личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самовыражению. Поэтому на уроках необходимо учить ребят слушать и слышать, уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; активно и творчески работать; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу и проявлять свою индивидуальность.
Цели методической разработки:
- Изучить особенности познавательной деятельности учащихся;
- Апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.
Задачи методической разработки:
- выявить наиболее эффективные приемы, методы, формы и технологии активизации познавательной деятельности учащихся;
- повысить интерес к преподаваемым предметам (история и обществознание);
- развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения (ГИА, ЕГЭ);
- активизировать подготовку и участие учащихся к предметным олимпиадам и различным творческим конкурсам.
Ожидаемые результаты:
- высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;
- ценность творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления;
- ценность образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, инструментальных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Часть 1. Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности учащихся.
Каждому педагогу необходимо учитывать тот факт, что учащиеся разных возрастных категорий, будут по-разному проявлять активность на уроке.
Старшеклассники обычно проявляют свою активность с волевой и интеллектуальной стороны, а для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя. Соответственно можно говорить об уровнях познавательной активности.
- Познавательная пассивность – характеризуется отсутствием желания учиться. Нужен постоянный контроль и напоминание учителя. Здесь учитель должен проявлять терпение: давать время на обдумывание, не перебивать ученика во время ответа; стараться установить добрые отношения.
- Активный уровень – характеризуется наличием активности, но только в эмоционально-привлекательных учебных ситуациях. Знания, умения и навыки не имеют системного характера. В этом случае учителю необходимо уметь поддерживать активность ученика на протяжении всего урока.
- Исполнительно-активный уровень – характеризуется стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к решению проблемных задач и ситуаций. В данном случае учитель должен уметь не допускать скуки на уроке и поддерживать высокий уровень познавательной активности. Использовать активные методы: «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссии и дебаты и т.д.
- Творческий уровень – характеризуется готовностью школьников самим ставить задачи и находить поиск их решений. В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу.
У одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может резко изменяться, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его профессионального мастерства.
Критерии степени профессиональной подготовки учителя:
- Умение создать учебно-познавательную атмосферу.
- Используемые методы обучения.
- Деятельность и активность учащихся на уроке.
- Контроль и коррекция деятельности учащихся.
- Речь учителя и её значение на уроке.
- Взаимоотношения учителя и учащихся.
- Воспитывающая сторона урока.
- Результативность урока.
Систематическое внедрение определенных педагогических методов и приёмов, помогающих переходу учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, способствует и повышению профессионализма самого учителя. Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех, условиях, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности, о специфике работы с разными группами учащихся, о роли учителя в этом процессе.
Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. Каждый возрастной период приносит ребёнку особое личностное новообразование. В современной психологии принято выделять 9 возрастных периодов человека:
1) перинатальный период (новорождённость);
2) младенчество (от рождения до 1 года);
3) раннее детство (1-3 года);
4) дошкольный возраст (3-7 лет);
5) младший школьный возраст (от 7-12 лет);
6) подростковый возраст (отрочество) (12-15 лет);
7) юношеский возраст (15-25 лет)
8) зрелость (от 25-60 лет)
9) старость (60 лет и старше).
Проблемами возрастной периодизации особенно интенсивно занимались Л.С.Выгодский и А.Н.Леонтьев. По утверждению Л.С.Выгодского, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем, поэтому существуют так называемые «кризисы возрастного развития» - переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития: кризис новорождённого (до 1 месяца), кризис 3-х лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис. Н.Леонтьев считает критерием возрастной периодизации ведущую деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.
Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции» (Л. С. Выгодский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев):
Период | Возраст | Критерии периодизации | ||
Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Личностное новообразование | ||
Новорождённость | 0-1 мес. | Взрослый-ребёнок | Физиологические отправления | Способность активно бодрствовать, перцептивная память |
Младенчество | 1 мес. – 1 год | Взрослый-ребёнок | Эмоциональное общение | Способность активно бодрствовать, перцептивная память |
Раннее детство | 1-3 года | Взрослый=ребёнок | Предметно-манипулятивная деятельность | Потребность в ориентировке, речь, система «Я» |
Дошкольное детство | 3-7 лет | Ребёнок-взрослый | Сюжетно-ролевая игра | Внутренняя позиция, соподчинение мотивов |
Младшее школьное детство | 7-12 лет | Ребёнок-сверстники | Игра и учение | Произвольное целеполагание |
Подростковый возраст | 12-15 лет | Подросток=сверстники | Интимно-личностное общение | Способность к идентификации |
Юность | 15-17 лет | Юноша-сверстники | Самоопределение | Чувство одиночества, первая любовь |
В работе необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. В обучении истории и обществознания разноуровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено также и спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение истории, а конкретно дат, событий сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий на зачетах, контрольных работах. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по истории и обществознанию. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим.
Часть 2. Методика активизации познавательной деятельности учащихся
2.1 Основные способы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.
На протяжении многих лет методисты пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И с каждым годом возникает все больше и больше вопросов по этому поводу. Именно методика обучения истории и обществознания дает нам ответы на сложные вопросы практики. Понятие «метод» означает – путь исследования, теория, «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели». Известный философ и мыслитель прошлого Френсис Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученого в темноте. Действительно, правильно выбранный метод достижения определенных целей играет важную роль в достижении желаемого результата. От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
- Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки - творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки - ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.
Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.
Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.
3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
4. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.
Виды ситуаций:
— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
— ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;
— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;
— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
— ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.
Пример проблемного задания: «Пользуясь картами, установить, почему вода в бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)». Это задание предлагается учащимся в VII классе, в курсе географии материков и океанов. Из предшествующего курса они знают, что сточные озера имеют пресную воду, а соленая характерна для бессточных озер. Столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом создает у школьников интеллектуальное затруднение, озадачивает их, т.е. возникает проблемная ситуация.
Итак, затруднение вызывает противоречие между отсутствием поверхностного стока и почти пресной водой. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить. Учащиеся уже знают, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, не только постоянным, но и временным, и делают предположение, что один из этих видов стока здесь существует.
Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщаться к такому роду деятельности.
5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.
Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные. Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Организация групповой формы общения предусматривает два варианта: а) общеклассная (учитель → учащиеся класса), б) бригадная (учитель → группа учащихся). Для этого класс делится на рабочие группы по несколько человек в каждой. Задание получает группа в целом. Возглавляет группу доверенное лицо учителя – консультант. Работа в группах может строиться по-разному; иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Иногда группа фронтально проговаривает и обсуждает трудные вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать любой вопрос. Если же группа не получает от него ответ, то ребята просят помощь у учителя. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик → ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик. Коллективный способ организации обучения предполагает такую организацию учебной работы, которая является коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей ценностью.
6. Применение новых информационных технологий
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
- тематические презентации,
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
- видеофрагменты и видеосюжеты,
- карты,
- картосхемы,
- таблицы и многое другое.
Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является использование интерактивных карт. Интерактивные карты - новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.
7. Систематическое использование различных средств контроля. Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса географии.
8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, причем одну из самых распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий.
Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.
9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов. 1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
5) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).
6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).
7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.
10. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.
III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности
IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно - ориентированного развивающего подхода.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
С использованием активных методов обучения информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.
Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие исторические процессы, полученные знания применяются на практике.
Показатели успеваемости за последние три года
В чем инновационность моей деятельности:
- в развитии творческой индивидуальности учащихся;
- в формировании у школьников способности выявлять, формулировать,
анализировать и решать творческие задачи;
- а также в развитии общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта;
- в определении структуры объекта, видение альтернативы решения или
его способа;
- в развитии критичности мышления.
Заключение
Апробированные при реализации методической разработки методы и технологии развития у обучающихся активной познавательной деятельности на уроках истории и обществознания:
- позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;
- повышают мотивацию к учению;
- развивают познавательную активность;
- вызывают интерес к предмету;
- дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
- способствуют повышению качества знаний.
Список использованных источников
- Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 2004.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
(Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Бондаревский В..Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
- Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. - М., 2001.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-ое изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
- Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. - 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 3).
- Шкарина И. Б. Применений информационных технологий в учебном процессе. // Преподавание истории в школе, 2003, № 9, с. 44.
- Щукина Г.И.Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1972. - 218 с.
- Интернет-ресурсы.
Приложение 1
Межпредметный урок (история и литература) по теме
«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».
Предмет: история + литература
Класс: 8
Тип урока: урок обобщение изученного материала.
Цель урока: активизировать познавательную деятельность учащихся путём интегрированного изучения материала на совместном уроке истории и литературы.
Задачи:
Образовательные: обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории; познакомить с поэтическим творчеством поэтов – декабристов.
Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся ярко показать проявление декабристами таких моральных качеств, как мужество, стойкость, любовь к Родине.
Развивающие: создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности; продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом.
Оборудование: презентация и иллюстрации, дополнительная литература, сообщения учащихся (опережающие задания).
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА:
Эпиграф:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
А.С.Пушкин.
Учитель истории: Ребята, о чем строки А.С. Пушкина?
(О благородстве, о том, как люди посвящают свою жизнь служению Отечеству)
Учитель истории: Сегодня мы поговорим с вами о подвиге декабристов и их творчестве, потому что их влияние на русское общество и культуру определялось не только их революционной деятельностью, но и их нравственным, бескорыстным подвигом, личными качествами «лучших людей из дворян».
Учитель истории: 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, инициаторами которого стали представители русского дворянства. Тогда ими была предпринята попытка изменить существующий государственный строй – в надежде установить свободные, справедливые отношения в российском обществе.
Учитель литературы: ребята, послушайте строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи,
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи,
И в рассуждении свободном,
Об управлении народном
Они ценили выше слов
Резон отточенных штыков,
Но Робеспьерово наследство
Их не смущало потому,
Что просвещенному уму
Дано ж избрать и цель, и средство...
И русских правд неверный рой,
Уже кружился над Невой.
Учитель литературы: Пушкин, всей душой разделяя идеи, которые обсуждались в кругу тайных обществ, выражал их в своих стихотворениях, не опубликованных, ходивших по рукам в списках, и ставших своеобразными программными сочинениями для декабристов. Именно у будущих декабристов – «беспокойного Ильи» – Долгорукова и «осторожного Никиты» – Муравьева Пушкин часто бывал на дружеских собраниях, где читал свои вольнолюбивые стихи.
Учитель истории: Ребята, за что боролись декабристы? Каковы были их идеи?
(отмена крепостного права, ограничение самодержавия конституцией и парламентом)
Учитель истории: «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…» - утверждал Л. Толстой. Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей)
Учитель литературы: Среди декабристов было немало известных литераторов, таких как: К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, В. Раевский, А. Бестужев и, конечно же, А.С. Пушкин. А.С. Пушкин не был на Сенатской площади, но по своим убеждениям, по близости идеалов Пушкин стоит рядом с поэтами-декабристами. Многие декабристы были друзьями Пушкина ещё по лицею. Уже в ранних стихах поэтов- декабристов звучит горячая любовь к Родине, Свободе. Ребята, как вы считаете, почему поэты и писатели были среди декабристов? (Ответы детей)
Учитель истории: Александр I давно знал о существовании тайных обществ, но странно бездействовал. И именно это нелепое бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула к созданию тайных обществ и организаций.
Почему лидерами тайных обществ были дворяне?
(Дворяне - самое образованное сословие России)
Какие тайные общества вы знаете?
(Союз Спасения - 1816-1817, Союз благоденствия - 1818-1821, Северное общество 1821-1825, Южное общество 1821-1825)
Что объединяло все названные вами тайные общества?
(отмена крепостного права, ограничение самодержавия, введение демократических свобод, уничтожение сословий)
Учитель истории: Одним из организаторов и руководителей Северного общества был Кондратий Федорович Рылеев. После подавления восстания Рылеева арестовали, он был заключён в Петропавловскую крепость. Здесь в могильной тишине одиночной камеры провёл он все шесть месяцев следствия. В эти трагические дни он не потерял чувства собственного достоинства, всю ответственность брал на себя, стараясь отвести беду от товарищей. От последнего свидания с женой Рылеев отказался, не хотел подвергать её такому жестокому испытанию, а себя лишить сил, необходимых, чтобы встретить казнь спокойно.
Учитель литературы:
Тюрьма мне в честь, не в укоризну:
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Коли ношу их за Отчизну.
Эти строки – словно сжатый итог творчества Рылеева.
Казнь оборвала жизнь не только выдающегося революционера, но и поэта, которому предстояло большое будущее. Портрет Рылеева будет неполным, если мы не поговорим о нём как о поэте.
Уже в первом произведении, под которым поэт поставил свою полную подпись, в стихотворении “ К временщику” (1820год), проявились мужество и гражданственность Рылеева, ведь это было политическим выступлением против всесильного Аракчеева.
Кто же этот Аракчеев?
Сообщение ученика об А.А. Аракчееве: (Опережающее задание; Чтение стихотворения “К временщику”)
Учитель литературы: Как характеризует К.Ф. Рылеев А.А.Аракчеева? (Коварство, надменность, подлость души, льстивость, лживость в дружбе, пресмыкательство, отсутствие чести и совести.) – О чём К.Ф.Рылеев предупреждает тирана? (Гнев народа не пощадит тирана.)
Учитель литературы: А.А. Аракчеев затеял злобу на молодого поэта, сделал вид, что не узнал себя в сатире, но журнал “Невский зритель”, где было напечатано стихотворение, был закрыт.
Сообщение ученика об А. И. Одоевском: (Опережающее задание)
Учитель литературы: В Чите и на Петровском заводе А.Одоевский продолжает развивать классические сюжеты декабризма, постоянно обращаясь к историческому народному преданию. В поэзии Александра Одоевского ярко отразились сокровенные думы, настроения и чувствования декабристов после разгрома восстания, в годы их подневольной жизни.
Выразительное чтение наизусть учащимся:
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард!- цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы,
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей,
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!
А.И. Одоевский
Учитель литературы: А.Одоевский смотрел вдаль. Это был поэт революционной перспективы. И "за затворами тюрьмы" он хранил верность декабристским идеалам. Он как бы слышал твердую поступь новых поколений, которые заменят "из цепи выпавшие звенья".
Сообщение ученика о П.Я. Чаадаеве: (Опережающее задание)
Учитель истории: П.Я. Чаадаев принадлежал к тому умственному течению, у сторонников которого непосредственное знакомство с западноевропейскими порядками и учреждениями и невыгодное сравнение их со строем родной страны оставили в душе тяжелый осадок и неудовлетворенность. Всего резче сказалось это в Чаадаеве, чем и объясняется то общее несочувствие, которым было встречено появление в печати начала "Философических писем".
Составьте описание портрета декабриста П.Я. Чаадаева, используя следующие высказывания:
(у учащихся на столах находятся распечатки)
Из письма С.Д. Комовского Я. Гроту: "Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми отчаянными гусарами, жившими в то время в Царском Селе (Чаадаев, Каверин и др.)».
Из доноса Ф. Булгарина "Нечто о Царскосельском Лицее и духе оного":
"В Царском Селе стоял Гусарский полк, там живало множество семейств, приезжало
множество гостей из столицы, - молодые люди постепенно начали получать идеи либеральные, которые кружились в свете. В Лицее начали читать все запрещённые книги, там находился архив всех рукописей, ходивших тайно по рукам, и наконец пришло к тому, что если надлежало отыскать что-либо запрещенное, то прямо относились в Лицей»
Из дневника А.С.Пушкина: «Друг мой…никогда я тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье» 1821 г.
Как обниму тебя! Увижу кабинет,
Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель
И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.
Из статьи П.Я.Чаадаева: «…Прочь страсти!- прочь беспокойные волнения себялюбия! Живешь для других, живешь вполне для себя: вот истинное счастье, единственно возможное, иного нет. Доброжелательство, неизмеримая любовь к ближнему, вот что украшает жизнь истинным благополучием».
(Устные ответы учащихся)
Учитель литературы: Чаадаев П.Я. - аристократ, гусарский корнет, участник войны 1812 г., революционно настроенный, высокообразованный офицер, глубоко ненавидевший рабство во всех его проявлениях - от крепостного права до светских условностей. После окончания лицея Пушкин в 1818 г. обращается с посланием "К ЧААДАЕВУ".
Выразительное чтение наизусть учащимся: «К Чаадаеву» А.С. Пушкин
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия воспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Учитель литературы: Какую тему затрагивает автор? В какой форме написано стихотворение? Во что, в свершение, какого исторического события верит автор? Какие средства художественной выразительности использует поэт, чтобы воздействовать на читателя?
Учитель литературы: Пущин и Кюхельбекер, братья Бестужевы, Дельвиг и Рылеев, Трубецкой, Раевский, Муравьев-Апостол, Одоевский…Это были люди кристальной душевной чистоты, бескорыстия и благородства. Они твердо верили в правоту и величие своих идей и в необходимость преобразований русской жизни. Скорбя о трагедии 14 декабря, они утешали себя тем, что «голос свободы раздавался» в этот день, пусть «несколько часов, но раздавался».
Учитель истории: Ребята, давайте подведем итог, каковы были итоги восстания декабристов? Какое настроение царило в обществе после восстания?
(П.Пестель, С. Муравьёв-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский - были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением, 125 человек сосланы в Сибирь на каторгу. А.И.Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года» писал: «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа…Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…»).
Учитель истории: Обобщим информацию, полученную нами: поражение восстания декабристов не решило тех проблем, которые стояли перед Россией - страна по-прежнему оставалась крепостнической, надежды обрести свободу рухнули. Передовая общественная мысль оцепенела от жестокости царизма. Николая I в народе прозвали «Николаем Палкиным». Под портретом царя появились надписи: " Немного царствовал, да много начудесил: 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил". Отсюда возникает и продуктивный вопрос: Если восстание не удалось, если оно принесло столько жертв и не были найдены решения проблем в масштабе всей страны, то почему мы с вами говорим о подвиге декабристов? Почему имена декабристов вошли в историю? Аргументируйте свои ответы.
(Обсуждение учащимися предложенного вопроса)
Учитель литературы: Давайте задумаемся: а чему можем поучиться у декабристов мы граждане XXI века? Декабристы горячо любили родину, и не было для них ничего выше этой любви. «…Мы все пламенно любили Россию, - писал М.И. Муравьев–Апостол, - Никто из нас не скрывал от себя, что угрожало нам, никто не уклонился от пути, указанного нашей любовью к Отечеству, перед которым благоговели в 1812 году».
Задание на дом: сочинение-рассуждение с примерами и аргументами «Был ли подвиг декабристов, и если был, то в чем он заключался?»
Контрольная работа по теме
«Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами и образами их мятежной лирики».
1.Сравните программные документы П.И. Пестеля «Русская правда» и Н.М. Муравьева «Конституция», заполните таблицу:
№ п\п | Линии сравнения | П.И. Пестель «Русская правда» | Н.М. Муравьев «Конституция» |
1 | Государственное устройство | ||
2 | Крепостное право | ||
3 | Гражданские свободы | ||
4 | Сословный строй | ||
5 | Крепостное право |
2. Из перечисленных литературных деятелей выпишите поэтов-декабристов: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, П.Я. Чаадаев, К.Ф. Рылеев, А. Блок, А.И.Одоевский, А.С. Грибоедов. В каких произведениях поэтов-декабристов нашли отражения программные политические положения Южного и Северного общества.
3.Укажите причины, по которым, с вашей точки зрения декабристы кроме общественно-политической деятельности создавали литературные произведения?
4.Почему на современников произвели глубокое впечатление «Философические письма» П.Я. Чаадаева?
5.Проанализируйте стихотворение К.Рылеева “Ах, тошно мне”:
Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе, в тяжкой доле,
Видно век вековать.
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями, как скотами,
Долго ль будут торговать?
Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил,
И над нами, бедняками,
Будто с плетью посадил?
По две шкуры с нас дерут,
Мы посеем — они жнут,
И свобода у народа
Силой бар задушена.
А что силой отнято
Силой выручим мы то,
И в приволье, на раздолье
Стариною заживем...
Уж так худо на Руси,
Что и боже упаси!
Всех затеев Аракчеев
И всему тому виной.
Он царя подстрекнет,
Царь указ подмахнет,
Ему шутка, а нам жутко,
Тошно так, что ой, ой, ой!
А до бога высоко,
До царя далеко,
Да мы сами ведь с усами,
Так мотай себе на ус.
- О какой неволе в родной стране идет речь?
- О каком незаконном явлении говорит поэт? Почему незаконное?
- Кто закабалил? Что такое кабала?
- В чем упрекают крестьяне бар?
- О чем мечтают? Как устроят жизнь?
- Кого винят в бедах? Почему их (его)?
- В чем упрекают царя?
- К чему призывают?
- От чьего лица написано стихотворение?
- В чем угроза России?
- Что надо изменить?
6. Прочитайте стихотворение «К временщику» К. Рылеева:
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец;
Из уст твоих хула - достойных хвал венец!
Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!
Могу ль унизиться твоим пренебреженьем,
Коль сам с презрением я на тебя гляжу
И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?
Что сей кимвальный звук твоей мгновенной славы?
Что власть ужасная и сан твой величавый?
Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,
Чем с низкими страстьми и подлою душой
Себя, для строгого своих сограждан взора,
На суд их выставлять, как будто для позора!
Когда во мне, когда нет доблестей прямых,
Что пользы в сане мне и в почестях моих?
Не сан, не род - одни достоинства почтенны;
Сеян! и самые цари без них - презренны,
И в Цицероне мной не консул - сам он чтим
За то, что им спасен от Каталины Рим...
О муж, достойный муж! почто не можешь, снова
Родившись, сограждан спасти от рока злого?
Тиран, вострепещи! родиться может он.
Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон!
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество мое кто от тебя избавит!
Под лицемерием ты мыслишь, может быть,
От взора общего причины зла укрыть...
Не зная о своем ужасном положеньи,
Ты заблуждаешься в несчастном ослепленьи,
Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь,
Но свойства злобные души не утаишь.
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он - что ты стеснил его свободу,
Налогом тягостным довел до нищеты,
Селения лишил их прежней красоты...
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ тиранствами ужасен разъяренный!
Но если злобный рок, злодея полюбя,
От справедливой мзды и сохранит тебя,
Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесет потомство!
1)Какие средства художественной выразительности используются поэтом?
2)Что делает прообраз «временщика» узнаваемым?
3)Почему автор выбирает жанр сатиры?
Приложение 2
ТЕМА: Формы культуры.
Цели урока:
Образовательные:
- обеспечить усвоение обучаемыми понятий «элитарная культура», «народная культура», «массовая культура», «субкультура», «контркультура».
Развивающие:
-развивать умение сравнивать, приводить доказательства;
- учить приводить примеры из собственной жизни
Воспитательные:
- воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в культурном развитии и самосовершенствовании.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-беседа
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Оборудование: раздаточный материал (таблицы), презентация, мультимедиоприставка.
ХОД УРОКА:
1. – Здравствуйте, ребята!
- Вы, несомненно, любите свой прекрасный город, который знаменит своим историческим прошлым, богат культурными памятниками. Я приехала из Целинского района, жители которого чтят и уважают духовное наследие своих предков.
- Я обращаю ваше внимание на эти строки.
- Как вы понимаете главную мысль этого отрывка?
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил».
- Каким вы видите мир, в котором мы живем?
- А каким бы вы хотели его видеть?
- Что для этого надо делать?
- Культура многообразна и многолика, сегодня мы с вами поговорим о формах культуры.
- Актуальна ли эта тема для вас? Почему?
- У вас на столах имеются опорные карточки, и процессе урока вы сможете выкладывать картосхему нашего урока.
- И.А.Бунин писал:
…Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит…
2. Элитарная культура.
- Давайте заглянем в творческую мастерскую известных художников. Рассмотрите внимательно их работы.
- Какие произведения вам понравились и почему? Не понравились и почему?
- Где еще мы можем познакомиться с творчеством известных художников?
(Музеи, выставки)
Выставка «Детская художественная галерея», Чехова,60
Музей современного изобразительного искусства на Дмитровском, ул.Шаумяна,51
Выставочный зал Союза художников, ул.М.Горького,84
Выставка «Улей», ул. Ленина, 99а
Русская национальная галерея духовной живописи, бульвар. Комарова.11\3
- На каких уроках вы можете продолжить изучать творчество великих художников?
(ИЗО, МХК, история)
- Что дает нам изучение творчества художников?
- У.Шекспир говорил:
«Лишь музыки серебряные звуки снимают как рукой мою усталость».
- Прослушайте фрагмент музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года».
- Какое настроение у вас вызвала эта музыка?
- Какие впечатления и образы у вас возникли во время прослушивания?
- Если бы вы были художниками, и вам надо было написать картину к этой музыкальной композиции. Какие бы краски вы использовали?
- Современная музыка лучше, чем классическая. Вы со мной согласны?
- Изящное искусство, классическая музыка и литература, светское искусство и салонная музыка – это образцы элитарной культуры.
(элитарная, высокая, избранная)
- Почему ее так называют?
- Мне бы хотелось, чтобы вы приобщались к элитарной культуре, так как они учит нас видеть прекрасное, замечать необычное в кажущемся обыкновенном, исключительное – в будничном.
3. Народная культура.
- Теперь послушайте еще одну музыкальную композицию.
( русская народная музыка)
- Какие чувства у вас вызвала эта композиция?
- Вам нравится такая музыка? Почему?
- Посмотрите на экран. (видео сказка)
- Какой жанр культуры здесь представлен? (сказка)
- А вы любите сказки?
- Я считаю, что сказки намного лучше, чем боевики и фильмы ужасов. Вы со мной согласны? (да, нет – почему?)
- Напевная музыка, сказки – какая же это форма культуры? (народная)
- Что еще относится к народной культуре?
(Былины, обычаи, традиции, обряды)
- Влияет ли народная культура на нашу жизнь, возможно будущее?
(музыка, кино, размышления о добре и зле)
4.Массовая культура.
- А сейчас, прошу вас представить типичную ситуацию воскресного дня типичной городской семьи. После завтрака дочь-школьница разглядывает иллюстрированный журнал, брат-подросток принес новый диск, слушает музыку. Мама внимательно следит за развитием событий в 200-й серии нового сериала.
- Знакомая ситуация? Конечно да!
- А что за журнал читает дочка?
-Какую музыку слушает брат?
- События, какого сериала волнуют маму?
Газеты и журналы, радио и телевидение, книги, «Всемирная паутина» - это те каналы, посредством которых мы в основном приобщаемся к плодам культуры.
- Как вы думаете, о какой форме культуры идет речь?
(массовая)
- как называется большое скопление людей? масса
- Давайте определим круг потребителей этой культуры?
- Какие произведения массовой культуры вас привлекают больше всего? Почему?
- Я недавно окончила ВУЗ, и ищу работу. Слышала, что в вашей школе есть вакансия. Что вы можете рассказать о своей школе, чтобы заинтересовать меня?
- Вы только, что рассказали о своей школе все самое лучшее.
- Как это называется на современном языке, одним словом, мы можем назвать то, о чем вы мне рассказали? (реклама)
- Что еще можно рекламировать?
- Для чего нужна реклама?
- Чем реклама привлекательна лично для вас?
5. Субкультура.
- Многие молодые люди порывают с общепризнанными ценностями и выбирают новый стиль жизни – субкультуру.
- Как вы считаете, что такое субкультура?
Субкультура – это часть общей культуры, присущей определенной социальной группе.
- Какие направления молодежной субкультуры вам знакомы?
- На основе данных таблицы давайте определим, о каких субкультурах идет речь?
Название | Время появления | Внешний вид | Основы мировоззрения | Отношение к другим контркультурам | Символы |
Хиппи | 1960-е | пренебрежение к нормальной одежде | аполитичность, отказ от семьи и собственности, самопознание и саморазвитие | не проявляли агрессии | авангардистская музыка, бит, отрицание академической музыки |
Рокеры | середина | кожаная куртка со значками, поношенные джинсы, грубые башмаки | грубость обращения, жаргонные словечки, клички, подчеркивание мужества | враждебное к тем субкультурам, где мужчины ведут себя не “мужски” | мотоциклы, мастерство вождения, тяжелая музыка в стиле рок |
Скинхеды | конец | бритоголовые, в одежде преобладают черные цвета | приверженность идеям расизма | нетерпимое отношение к представителям иных субкультур | характерная только для них музыка с патриотическими текстами |
Яппи | 1980-е | деловой стиль и модная одежда | ориентированы на успех, карьеру, обретение знаний | равнодушны к другим культурам |
|
- Какую роль играет молодежная субкультура в современной жзни?
- Каково ваше отношение к молодежным субкультурам? (ответы детей)
Синквейн
- Существительное, обозначающее тему
- Прилагательные, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме.
- Глаголы, раскрывающие действие, воздействие.
- Фраза, раскрывающая суть явления, усиливающее предыдущие две строки.
- Существительное, которое выразит общее впечатление от урока.
- Молодежная субкультура
Познавательная, развлекательная, фасадная
Сравнивает, впитывает, удивляет
Играет одну из основных ролей в современной жизни!
За ней будущее!
- Молодежная субкультура
Агрессивная, импульсивная, эгоистичная,
Спорит, настораживает, потребляет
Занимает свое самостоятельное место!
Важно ее понять!
- Молодежная субкультура
Творческая, неформальная, любознательная, продвинутая,
Развлекается, тусуется, не слушается, стремится в будущее
Молодежь решает множество проблем
Будущее за молодежью!
6. Итог.
- Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с формами культуры.
- Назовите их.
-элитарная, народная и массовая
- Я предлагаю представить культуру в виде солнца.
- Как вы считаете, почему я выбрала именно этот образ?
- Солнце – центр вселенной, небесное светило, которое дает людям свет и тепло, культура – своеобразное светило, которое делает человека чутким, добрым, понимающим.
- Чего не хватает у нашего солнца? (лучиков)
- А лучиками будут формы культуры, с которыми мы сегодня познакомились.
- Напомните мне их. (элитарная, народная массовая)
- Хорошо, теперь скажите, к какой форме культуры мы отнесем:
1) русские народные сказки - н
2) ток-шоу «Пусть говорят» - м
3) балет Чайковского - э
4) советы народной медицины - н
5) сериал «Кармелита» - м
6) картина художника В.Кандинского «Разнообразие действий» - э
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
- Мы жители Ростовской области, на Дону много талантливых писателей, художников, композиторов, актеров, певцов. Знаете ли вы кого-нибудь?
Писатели
- А.П.Чехов, М.Шолохов, Виталий Александрович Закруткин, Александр Исаевич Солженицын
Художники
- И.Чарская, В.Калинин, В.Куприянов, Васильев, Романов, Попов
Музеи
- Ростовский областной музей изобразительного искусства
- Таганрогский художественный музей
- Сальский музей имени народного художника В.Нечитайло
- Волгодонский художественный музей
Композиторы
- Виталий Семенович Ходаш (профессор консерватории)
- Юрий Евгеньевич Бирюков (собиратель казачьих песен)
- Сергей Халимов (детский композитор)
Актеры и певцы
- И. Аллегрова
- братья Пономаренко
- Александр Маршал
- Дмитрий Дибров
- Что нового и интересного было на уроке?
- Какую роль культура играет в жизни человека?
- Что нужно сделать нынешнему поколению людей, чтобы передать культурные традиции будущим поколениям?
- В память о нашей встрече, я хотела бы вам подарить диск. Ребята из моего района
Спасибо за урок. До свидания!
Приложение 3
Урок по теме: Потребитель и его права.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве и с некоторыми положениями закона РФ «О защите прав потребителей».
Развивающие:
1. Формирование элементарных умений защиты своих прав в данной области.
2. Формирование навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и применение своих знаний при решении практических задач.
Воспитательные:
- Воспитание сотруднических отношений в работе в группе.
- Воспитание культуры поведения потребителя.
Знания и умения:
- знать, кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права;
- знать, каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения.
Оборудование урока:
- Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992г. № 2300-1, редакция от 1 октября 2009г.;
- раздаточный материал, выдержки из закона о защите прав потребителя; задания для групп;
- проектор, презентация выполненная в программе Notebook,интерактивная доска.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Изучение нового материала.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
2. Сообщение темы и целей урока.
Весь мир – театр.
Все люди в нем – актеры.
И каждый здесь свою играет роль.
- Так определил место человека в обществе известный английский поэт В. Шекспир. И действительно, каждый человек за свою жизнь играет огромное количество ролей: ученика, брата, сестру, родителя, друга и т.д. Роли эти меняются с возрастом, зависят от профессий, положения в обществе и в семье.
Но есть роль, которую мы начинаем играть, только появившись на свет, и продолжаем играть всю жизнь. Часто мы играем ее бессознательно, даже не задумываясь, насколько правильно мы ведем свою партию. Это роль потребителя. И сегодня мы поговорим о правилах игры этой роли. Что мы должны делать, чтобы быть разумными и экономически грамотными потребителями. Тема нашего урока: «Потребитель и его права». На этом уроке мы определим, кто такой потребитель, выясним наши права, как потребителей, и возможности их защиты.
3.Изучение новой темы.
- Все мы когда-либо делали покупки, ездили в транспорте, но не задумывались, что в обоих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Мы выступали в роли потребителей.
А сейчас я вам предлагаю несколько ситуаций, которые вы попробуете разрешить, используя свой собственный опыт.
1) Вы пришли на рынок, чтобы купить килограмм яблок. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации?
2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве. Что вы предпримите?
3) В киоске вы купили буханку хлеба. Дома, разрезав хлеб, вы обнаружили непромес. Что вы предпримите?
- Итак, делаем вывод:
- кто может быть потребителем? – физическое лицо.
- каким способом потребитель может получить товар? – покупает, заказывает за деньги.
- с какой целью потребитель приобретает товар? – пользоваться.
- человек, который еще не приобрел, но собирается приобрести товар, является потребителем? – да.
- чем отличается потребитель от предпринимателя? – для личный нужд, не связанный с извлечением выгоды.
- Таким образом, потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд. ( Учебник п. 13)
- Внимание на экран. В каких случаях герои сказок были потребителями?
1. Муха-Цокотуха, когда «пошла на базар и купила самовар». (Да)
2. Старик по отношению к золотой рыбке. (Нет, т.к. хотел все и бесплатно)
3. Робинзон Крузо на необитаемом острове. (Нет, т.к. он ничего не покупал)
- Кто является другой стороной отношений? – продавец, исполнитель.
- Как вы считаете, какая из сторон (покупатель или продавец) более слабее, и незащищеннее?
- Почему именно потребитель?
- К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы потребительского законодательства. В России потребителям помогают:
- Гражданский Кодекс РФ
- закон РФ «О защите прав потребителей»
- закон РФ «О рекламе»
- закон «О сертификации»
- закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»
- Закон «О защите прав потребителей» - главный юридический документ целого комплекса законов. Он был принят 7.02.1992г.
- 15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962г. Президент США Дж. Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителя:
- право на безопасность
- право на информацию
- право на выбор
- право быть услышанным
Существуют так же общества по защите прав потребителей. Есть оно и у нас. Общество по защите прав потребителей находится в п. Целина по 2-ой линии 153 в здании Администрации Целинского района.
Физминутка.
- Какие же у нас есть права как у потребителей? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в юридической консультации по группам. К нам поступило несколько жалоб с просьбой рассмотреть их. Работать будем с текстом закона, по алгоритму. У вас на столе выдержки из закона РФ «О защите прав потребителей», которыми мы будем руководствоваться в принятии решений.
Алгоритм работы с текстом Закона.
- Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.).
- Определить сущность претензии (ненадлежащее качество (недостаток), неполная информация, нарушение сроков и т.д.).
- Найти необходимую статью в законе.
Задача №1.
Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила Иванову сделать перевод за 50 долларов. Опишите права покупателей в данной ситуации.
1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.) | Информация |
2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.) | Отсутствие информации о товаре на русском языке |
3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление. | Ст. 8 (2) – должна быть предоставлена информация на русском языке бесплатно |
Задача №2.
Денис купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки взял джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине Денису отказали обменять купленный товар. Прав ли продавец магазина?
1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.) | товар |
2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.) | Необходимость вернуть товар надлежащего качества |
3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление. | Ст. 25 – потребитель в теч.14 дней может обменять товар или потребовать вернуть деньги при сохранении товарного вида, т.е продавец магазина прав |
Задача №3.
Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Ваши советы пострадавшему.
1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.) | Работа (услуга) |
2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.) | Недостатки работы (услуги) Моральные страдания |
3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление. | Ст.29 (п.1) - безвозмездное устранение - уменьшение цены - безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы - возмещение понесенных расходов по устранению недостатков Ст. 15 Компенсация морального вреда |
- Уважаемые юристы, к вам обращается девушка Катя с просьбой помочь ей. Послушайте.
( Диалог двух девочек)
- Что Кате делать с туфлями?
- Как поступить в случае покупки некачественного товара? Ст. 19 п. 1.2; ст. 44.
- Спасибо вам за работу в консультации. Вы грамотно, пользуясь законом, разобрались с представленными нам ситуациями.
- Рефлексия.
Викторина «Можешь ли ты защитить права сказочных героев»?
- Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал».
- Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?
( Ст. 4 – «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Ст. 10 – «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Ст. 12 – «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре»).
- Вспомните сказку «Курочка Ряба».
- Какие права потребителей были нарушены?
(Ст. 18 – «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» гласит: потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи).
- Вспомните сказку «Теремок».
- Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?
( Ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара» гласит: потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.
Ст. 29 – «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы» указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах 5 лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
- Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Почему необходимо защищать права потребителей?
( Потребитель чаще всего непрофессионал, потребитель разобщен, потребитель чаще всего юридически безграмотен. )
- Что, по-вашему, необходимо сделать для реального выполнения прав потребителя?
( Прежде всего, необходимо быть внимательным самому, выбирая тот или иной товар, принимая определенную услугу; важно убедиться, что организация, куда вы обратились, хорошо зарекомендовала себя на потребительском рынке, не нарушает законы.)
- Хочу познакомить вас с высказыванием китайского мудреца Конфуция (5 в. До н.э.)
«У каждого человека есть три пути,
Чтобы поступать мудро и правильно:
Первый самый благородный – это размышление,
Второй самый легкий – это подражание,
Третий самый горький – это опыт.»
- Желаю вам идти по первому пути, дарю вам «Азбуку потребителя», чтобы каждый раз, когда вы будете покупать товар, помнили о ваших правах потребителя.
- Спасибо за работу на уроке.
Игры на уроках истории и обществознания
Игра «Чистая доска»
Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».
Другой вариант игры может включать небольшое соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов. В этом случае необходимо отмечать, какой ряд ответил на тот или иной вопрос.
Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи.
1. Внимательно прочтите условия задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
5. Обязательно докажите своё решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?
7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?
8. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи сделали и доказали.
Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через наглядные средства обучения.
Виды наглядных средств обучения (НСО)
Таблицы.
Текстовые таблицы (материал группируется по вертикальным или горизонтальным, или тем и другим графам (колонкам)) связаны с моим рассказом или с текстом учебника, с картой и т.д.
Примеры фрагментов уроков с использованием текстовых таблиц.
Урок - изучение нового материала в 6 классе, тема: "Борьба городов с сеньорами. Жизнь и быт горожан.". Дети самостоятельно работают с текстом и заполняют таблицу:
Группы городского населения | Чем занимались в городе (примерные ответы учащихся) |
Городские богачи (патриции) | Захватили управление в коммунах: а)заседали в городском совете; б)распоряжались казной. В быту подражали рыцарям. |
Мастера ремесленники | В начале поддерживали патрициев в борьбе с сеньорами. Начали борьбу за равные права с патрициями и за власть. |
Городские бедняки. | Нанимались на тяжелую работу. Поднимали восстания. |
Урок - повторение в 7 классе по теме «Образование Российской империи". Группе учащихся дается задание заполнить таблицу:
Реформы Петра Великого.
| Было | Стало | ||
| (примерные ответы учащихся) | |||
Промышленность | Слабо развита, Мануфактур до 30 | Значительный рост тяжелой промышленности, создано более 200 мануфактур. | ||
Армия | Слабая, неподготовленная | Создана регулярная армия, рекрутские наборы, современное вооружение, строго организована | ||
Флот | Сначала не было, затем -легкие суда | Сильнейший военно-морской флот | ||
Государственное управление | Царь | Император | ||
Боярская Дума | Земский Собор | Сенат | генерал -Прокурор | |
Приказы | Коллегии Синод Абсолютная монархия опирается на чиновничье - бюрократический аппарат. | |||
Налоговая система | Подворная подать | Подушная подать | ||
Просвещение | Церковно-приходские школы. Славяне - Греко - латинская академия | Новые виды школ: цифирные, горные, навигацкие, гарнизонные, медицинские, математических наук; Академия наук в Петербурге. Отправляли учиться за границу, были учителя из-за границы. | ||
Театр | Только придворный театр Алексея Михайловича | Появились театры | ||
Европейские традиции |
| Европейские платья, сбрили бороды, Периодическая печатная газета и д.р. | ||
Таким образом, дети обобщают знания, полученные в течение нескольких предшествующих уроков.
При закреплении и опросе в 10 классе по теме "Основные положения реформы 19 февраля 1861 года". Ребята отвечают на вопрос: "Как вы думаете, каковы последствия отмены крепостного права в России?". Обобщенные выводы после коррекции фиксируются в таблице:
Отмена крепостного права. Последствия.
Положительные | Отрицательные |
1.Для крестьян - личная свобода, втягивание в капиталистические рыночные отношения | 1 .Двойная зависимость крестьян, которые не смогли выкупиться . |
2-Увеличение производительности хозяйства. | 2. Сохранение феодального уклада. |
3.Нравственная оценка свободы |
|
4.Более быстрый процесс расслоения крестьянства |
|
5.Необходимость дальнейших реформ. |
|
На своих уроках я также использую заранее изготовленные самодельные таблицы, которые позволяют акцентировать внимание и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.
Например, в 9 классе по теме "Первая русская революция" при обсуждении вопроса о спаде революции использую следующую таблицу:
Динамика стачечной борьбы рабочих и крестьянских
выступлении (по официальным данным).
| 1905г | 1906г | 1907г |
Участвовало в стачках | 2863 тыс. | 1108 тыс. | 740 тыс. |
Число крестьянских выступлений | 3228 | 2600 | 1337 |
Она дает возможность учащимся на конкретных фактах увидеть процесс снижения стачечной борьбы и попытаться самостоятельно объяснить причину данного исторического явления.
Хронологические таблицы являются хорошим помощником, учащимся в получении прочных знаний при локализации исторического события или явления во времени.
Например.
Изучая тему "Первая русская революция" в 9 классе, по ходу изложения нового материала я на доске, а дети в тетрадях составляем таблицу:
Периодизация Первой русской революции.
Этап | Дата | Основная характеристика |
I | 9 января 1905 года весна - лето 1905 года | Начало революции Развитие революции |
II | Октябрь - декабрь 1905 года | Высший подъем революции |
Ш | 1906-1907 гг. | Спад революции |
В 7 классе предлагаю детям попытаться самостоятельно, суммировав свои знания, проследить процесс закрепощения крестьян с XV по XVI веков, используя текст учебника. Это задание нужно для подготовки учащихся к восприятию вопросов о начале Смутного времени и в дальнейшем при характеристике экономического развития России в XVII веке. После корректировки на уроке таблица выглядит следующим образом:
Закрепощение крестьян в XV - XVI веках.
Год | События и общая характеристика |
1497 | "Судебник"" Ивана Ш - разрешение уходить крестьянам за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября) |
1550 | "Судебник" Ивана IV - подтверждение права ухода крестьян, но после выплаты пожилого |
1581 | Запрет перехода крестьян в определенные годы - "Заповедные лета" |
1593 | Запрет перехода крестьян по всей стране |
1597 | Указ о сыске и возврате беглых крестьян в течение 5 лет - "Урочные лета" |
Самые большие таблицы – синхронистические таблицы
(обобщающие). Они позволяют выделять существенные стороны исторических событий и явлений и сравнивать, делая выводы.
Так в 10 классе при изучении темы "Политическая раздробленность Руси" в течение 3 уроков учащиеся заполняют таблицу, отвечая на вопросы:
1. Географическое положение.
2. Экономическое развитие.
3. Политическое развитие.
4. Внешняя политика.
5. Отношения с другими княжествами.
6. Развитие культуры.
Таким образом, дается сравнительная характеристика Киевского, Владимиро - Суздальского, Галицко-Волынского, Чернигово-Северского княжеств и Новгородской земли. На обобщающем уроке "Политическая раздробленность Руси" учащиеся защищают свои творческие работы. Так закрепляется умение анализировать, синтезировать, умение делать глубокие выводы, которые способствуют созданию базы для изучения будущих тем, например, "Складывание единого централизованного Русского государства".
Генеалогические таблицы.
На вводных уроках в 5 классе я знакомлю учащихся с пониманием "истории" как "исследования", а "историка" как "исследователя", "идущего по следу", "следопыта". Поэтому на примере своей семьи я учу детей составлять "родословное дерево" - генеалогическую таблицу "Моя родословная". Не зная, забыв свои исторические корни, можно потерять свое будущее .
Рисунок.
Педагогический рисунок и аппликации использую в работе с детьми среднего звена, так как они привлекают внимание учащихся, эмоционально воздействуют, способствуют развитию абстрактного мышления. Использование меловых рисунков является одним из методов активизации учащихся на уроке.
Например, в 7 классе при изучении темы "Восточные славяне в древности", по вопросу о языческих верованиях славян, я свой рассказ сопровождаю схемой и рисунками.
Таким образом, выполняя рисунок бегло одновременно с устным рассказом и его схематизацией на доске, я создаю зрительную опору для словесного изложения.
Домино «Даты»
III тыс. до н.э. | Захват персами Египта |
1750 г. до н.э. | Возникновение первых государств в Междуречье |
XIII в. До н.э. | Издание законов Хаммурапи |
VIII-VII вв. до н.э. | Моисей выводит евреев из египетского плена |
612г до н.э. | Расцвет Ассирийской державы |
550 г. до н.э. | Осада и захват Ниневии |
538 г. до н.э. | Захват Мидии Киром Великим |
525 г до н.э. | Захват персами Вавилона |
Матрица
Найти и выделить в матрице имена собственные:
- воспитатель детей Алексея Михайловича, ученый из Белоруссии;
- русский посол, составивший описание Китая;
- первопроходец, открывший Берингов пролив;
- дворец, украшенный в стиле «дивного узорочья»;
- художник-иконописец XVII в.
П О Л С П А У Т О Ц К Ф Ш Е Д Й И А А Р Е Ж В Р К Е М Н Е И О В Н О Й Й |
Случайная перестановка букв. Анаграммы.
- Простейший тип. Опознание термина облегчается наличием дефиниции и обозначением первой буквы термина:
ЕДЮПОЛЬ – объезд князем земель для сбора дани. ( полюдье)
- Опознание термина только через наличие дефиниции:
ЕДЮПОЛЬ – объезд князем земель для сбора дани.
- Без обозначения первой буквы:
ЕДЮПОЛЬ
Рекомендовано методическим объединением учителей истории, обществознания и права Целинского района к изданию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"
В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...
Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Выступление на семинаре...
Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Под самостоятельной познавательной деятельностью я понимаю активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознании
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, ...