Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознании
материал
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц.Номтоева»
Активизация познавательной
деятельности учащихся на уроках истории и обществознании
Учитель
истории и обществознании
Климова Т.А. первая категория
2016 г.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Условия, для проявления познавательной деятельности:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
Активные методы обучения становятся популярными в последнее время, также, как и ИКТ технологии, как интерактивные технологии, как исследовательские технологии и проектные технологии. Главное их отличие в том, что учащиеся не просто накапливают знания, умения и навыки, а применяют их в практической деятельности. В этих условиях меняется и сам учитель, он больше становится организатором, консультантом.
Результативность активного метода обучения:
*активизируется познавательная деятельность;
*возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
*формируется творческое мышление;
*развиваются коммуникативные способности;
*выполняются задания исследовательского характера;
*применяются полученные знания в жизни.
Все это приводит к таким умениям и навыкам как:
*приобретение новых знаний;
*овладение умений самостоятельно приобретать знания;
*формирование умений анализировать, комментировать и оценивать;
*формирование умений и навыков практического характера: работа с историческими документами, ведение исследовательских работ;
*развитие воображения, мышления, речи и памяти;
*формирование взглядов, убеждений.
Но чтобы достичь этих результатов, нужно задуматься над тем, как заинтересовать учащихся и как поддержать интерес к изучаемому материалу. Поэтому моя деятельность основывается на следующих подходах:
1. Компетентностный подход в обучении. С применением такого подхода меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Реализация компетентностного подхода в практике моей работы направлена на формирование у обучающихся ключевых компетентностей надпредметного характера (формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действия в группе и т.д.); Хорошие результаты дает применение технологии Ю.Троицкого - работа с документально-методическими комплексами.
2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока и внеурочной деятельности. При выполнении любого задания ученик должен видеть свой успех. При этом следует учитывать, что задание должно быть посильным и в то же время достаточно сложным, чтобы для его выполнения ученик прилагал усилия.
3. Личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через использование в работе взаимо- и самоконтроля; использование методик, при которых учащиеся работают с опорными конспектами; организацию индивидуальной работы с отдельными учащимися; индивидуализацию домашних заданий; организацию работы учащихся в группах; организацию исследовательской деятельности; постановку проблемы и поиск ее решения (проблемный метод); организацию самостоятельной поисковой деятельности школьников при выполнении заданий разного уровня сложности.
Использую различные формы заданий: вопросы, упражнения, сочинения, игры, хронологические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет.
Личностно-ориентированное обучение истории возможно в условиях тесного контакта учителя с учеником, взаимного сотрудничества и уважения.
4. Использование исследовательского метода обучения. На уроках истории, учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме "Первые законы на Руси" ребятам было предложено проанализировать "Русскую правду" и сделать вывод - значении этого документа. Всё это шло в сравнение «Салической правдой». В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира, он придаёт уверенность в своих возможностях, создаёт положительную мотивацию к обучению.
5. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Компьютер я освоила самостоятельно, но для уверенности прошла курсы. В настоящее время мой навык работы достаточный для использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе, но работать есть еще над чем. Создание тандема учитель + компьютер делает учебно-воспитательный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.
Наше государство диктует свои условия, по которым молодое поколение, выйдя из-за школьной парты должно быть готово к сложившимся общественным отношениям. Я работаю учителем истории и обществознания 24 года, и могу сказать, что базовое содержание исторического образования - это обязательное необходимое обществу образование, без которого личность не в состоянии вписаться полноценно в социальную среду.
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, как отмечал А.К. Макаров, заключается в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, потому что не владеет способами выполнения новых форм универсальной учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы» (А.Н.Леонтьев). Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Как показывает психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в не сформированности у учащихся навыков универсальной учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. Сформированной универсальной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.
История является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений с точки зрения нравственно-патриотической, идеологической и культурологической направленности. Поэтому, одной из задач учителя истории является как можно интереснее, разнообразнее, содержательнее сделать свои уроки.
История и обществознание отличаются от других предметов тем, что способствуют формированию собственных норм и ценностей, установлению отношений с окружающими, формированию активной жизненной позиции. Поэтому на уроках использую активные формы и методы развивающего обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, развитию критического мышления и умения аргументировать свое мнение. Исходя из этого, применяю технологии на уроках истории и обществознания: проблемного обучения, использования игровых методов, лекционно-семинарскую систему, метод проектов. Применяю на уроках истории такие прогрессивные технологии как КСО (коллективный способ обучения), ТРИЗ – педагогика (теория решения изобретательских задач), эвристического обучения, сделали процесс преподавания более разнообразным и интересным.
На уроках с использованием коллективных способов обучения учащиеся решают проблемные или творческие задания по группам или в парах. Это помогает ученику почувствовать себя более уверенным в своих силах. Ребята становятся рассказчиками, учатся правильно формулировать вопросы собеседнику или давать более полный ответ.
Пример: Тема "Великая Отечественная война" 9 класс. По моей программе на эту тему отводится 3 часа +1 час НРК. За неделю до изучения этой темы каждому из учащихся даю опережающее задание выучить одно из сражений Великой Отечественной войны по материалам учебника (с использованием дополнительного материала), Бурятия в годы войны. В течение недели каждый ученик подходит к учителю со своим планом изучения, выделенными главными событиями, дополняя все это знаниями исторической карты. Когда все ученики (без исключения) готовы, проводится урок. Из предложенного “набора слов” ученики выбирают (методом проб и ошибок) самостоятельно название темы урока, задуманное учителем: “Основные военные операции Великой Отечественной войны”, "Воины Бурятии на фронтах ВОВ". Таким образом, тему “сузили”. Далее дети начали работу в парах сменного состава. С удовольствием каждый из них по плану рассказывал об изученной накануне битвы. (битва за Москву, Курская дуга, Сталинградская, снятие блокады Ленинграда, Берлинская операция, Кавказ и др.). Ученики освоили за время урока восемь основных операций Великой Отечественной войны, узнали о воинах из Бурятии, участвовавших в этих битвах. После того, как работу закончили, качество знаний было проверено тестированием и открытой проверкой этого теста. Результат: из 20-ти учащихся оценки "5"- 5, "4"- 6, "3"- 9, средний балл за эту тему составил 3,8, качество знаний-55б.
Подобный урок был проведен в 5 классе. Но здесь уже другие особенности. Например, урок по темам "Правитель Древнего Египта", "Подданные фараона", "Повседневная жизнь древних египтян". Учитывая возрастные особенности детей, у них не было задания заранее выучить материал. Ребята учили параграф самостоятельно по рядам: §7 – первый ряд, §8 – второй ряд, §9 – третий ряд. Этому был посвящен первый урок. Каждый ряд старался разобрать свой параграф так, как им удобно, интересно. Делали записи в тетради, составлял план пересказа, рисовали. Второй урок дети работали в парах сменного состава. Каждый из них должен был рассказать выученную часть параграфа своим двум одноклассникам и с помощью товарищей выучить оставшиеся две темы.
Интересно наблюдать за работой учеников в парах сменного состава, детям нравится выступать в роли учителя. Они чувствуют себя на таких уроках легко, раскованно, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению поставленной перед ним цели. Оставшийся один урок используется для практических заданий в виде письменных работ, мини -проектов или игры.
Огромный интерес вызвала ТРИЗ-педагогика (теория решения изобретательских задач). Применение ее на уроке развивает мыслительные и творческие способности учащихся. В ТРИЗ-педагогике, учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. ТРИЗ-педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру. Знакомство с работами современных ученых и педагогов по ТРИЗ-педагогике (А.А. Гин, А.А.Нестеренко, Ю.С.Мурашковский и др.), последующее применение ее на своих уроках показало, что одни и те же правила подходят для игр самого различного содержания.
Конечно, трудно сделать каждый урок таким, но это не обязательно. Можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы. Например, простая игра "Да-нет-ка", с которой начинаем многие уроки. Урок в 5-м классе: "Я задумала животное, на которое охотились древние люди". Смысл игры в том, чтобы не отгадать сразу, а задать как можно больше вопросов, причем, таких, чтобы учитель мог ответить "да", "нет" или "и, да и нет". Здесь начинает работать фантазия детей, они спрашивали: "У этого животного есть рога?", "Оно большое?", "Оно ходит на двух ногах?","Оно волосатое?" и т.д. Таким образом, узнав все, что нужно для правильного ответа, они отвечают: “Это мамонт”. Или “Лови ошибку!”. Ученикам раздаю тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, систематизации и обобщении, при проверке знаний. Такой же эффект имеют задания типа “Повторяем с контролем”, когда ученики составляют серию вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.
В старших классах предлагаются игры в форме решении проблемных задач из предложенных исторических дат. Например, найдите значение выражения, составленного из исторических событий.
Х = (издан «Судебник» Ивана III +отменена опричнина + заключен Ништадтский мир + М.С.Горбачев избран Президентом СССР +120): 5=….
1. Какие события отечественной истории произошли в год Х?
2. К полученной дате прибавьте число 2. Какое событие произошло в этом году?
3. От последней даты отнимите число 4. Какое событие произошло в этом году?
4. К вновь полученной дате прибавьте число 100. Какое событие произошло в этом году?
Проектно – исследовательские методы – один из самых трудных для меня при реализации его в практику преподавания. Организация исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи. Но сделав из этого выводы, изменила принцип подбора учащихся для работы данного вида и добивалась определенных результатов.
Для развития работы в данном направлении поставила задачу - снизить возрастной порог учащихся, привлекаемых к исследовательской работе: попробовать начать работать с учащимися 7 – 9 классов. В среднем звене большая часть проектов по своей тематике являются генеалогическими. И это не случайно. Возрастные особенности школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, пробуждала личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, села и др. Это проекты: «Биография моего предка», «Семейные реликвии», "Загадки и легенды родного края", "Летопись родного края», «Фотография в альбоме " и др.
Успешная работа в этом направлении возможна при использовании информационных технологий в учебном процессе. Обучающиеся используют различные виды источников: мультимедийные энциклопедии, Интернет-ресурсы, материалы периодических изданий, семейные и архивные материалы. Большая часть обучающихся оформляет свои работы на компьютере. На уроках истории и обществознания использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Power Point. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов обучающимися.
Для создания условий сознательного и активного освоения материала обучающимися применяю современные педагогические технологии.
Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физкультминуток, зарядки для глаз, музыкальных пауз. Иногда музыку использую на уроках, как сопровождения для выполнения самостоятельных работ. Учащимся это нравится. Считаю, что самое главное это– сохранить здоровье детей.
ИКТ технологии дают мне возможность сделать урок не просто интересным и красочным, но и содержательным, не только на каком-то отдельном этапе, а на протяжении всего учебного процесса.
Я считаю, что применение ИКТ технологий:
* усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
* позволяет проводить уроки на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает возможность привлечения большого количества дидактического материала;
* повышает объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;
* расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;
* доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, и многое другое.
Для меня – учителя истории, главным вопросом формирования функциональной грамотности учащихся остался один – Как учить? В поисках ответа на этот вопрос я познакомилась с опытом Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств».
Информационные технологии ставят учащихся в позицию исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Опыт работы показывает, что у детей, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна моя роль - учителя истории в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатики, но и на предметных уроках. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют мне и ученикам использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы с использованием программы Power Point, как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).
Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, другие цели. Но на большинстве уроков компьютерные технологии – мои главные помощники. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки, как умение работать в группе, высказывать свое личное мнение, выслушивать мнение товарищей, а также создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи и толерантности. На уроках применяю индивидуальные, парные, групповые виды работ.
Исследовательские технологии дают возможность развивать не только «сильных» учащихся, но и детей, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом. Исследование дети проводят не только на уроках, но во внеклассной работе по предметам.
В новых ФГОС нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике. Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых детям заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования. По итогам диагностики продумываю разноуровневые индивидуальные задания. Стремлюсь не давать знания в готовом виде, учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Для себя сделала вывод, что при работе в группах дети лучше усваивают учебный материал, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений в лучшую сторону.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Для контроля уровня усвоения учебного материала и закрепления нового материала использую тесты, творческие задания.
Анализируя свою деятельность, отмечаю, что сложившаяся система работы дает положительный результат.
Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю внеурочной деятельности по предмету. Для этого мною разработана программа факультативного курса по экономике «Экономика и право». Данный элективный курс ориентирован на старшеклассников, интересующиеся экономикой, экономическими проблемами и желающие расширить свои знания по право в сфере экономики. Многие мои ученики поступили на экономический факультет в БГСХ, БГУ, ВСГТУ. Под моим руководством работает кружок «Право, и Мы». Учащиеся, которые ходили на этот кружок некоторые из них поступили на юридический факультет: Саратовский военный институт внутренних войск МВД России - Жданов Андрей, БГУ -Цырендоржиева Туяна, окончила с красным дипломом, Дашиева Дарима, ИГУ-Климова Евгения, Дашиев Дугар, ВСГТУ-Хашитов Лопсон,
С целью привития интереса к предмету, углубления знаний, умений, навыков учащихся, развития их творческих способностей, нравственного, патриотического воспитания, серьезное внимание уделяю внеклассной работе, особая роль отводится организации и проведению Недели истории. Стараюсь разнообразить внеклассную работу, чтобы детям было интересно и определить для себя, какая форма проведения мероприятия более приемлема для учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"
Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"
В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...
Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...
Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....
Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с учебным материалом являе...