Урок истории в 6 классе по теме "Культура Древней Руси. Быт и нравы."
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Тема урока: «Культура Древней Руси. Быт и нравы.»
Цели урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о самобытном характере древнерусской культуры, соединяющей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями, о выдающихся достижениях древнерусской культуры.
Развивающая: развивать умения работы с текстом учебника, выделять главное, совершенствовать навыки устной речи, формировать умения комментировать, систематизировать материал при выполнения творческого задания.
Воспитательная: способствовать развитию уважения и любви к культуре своего народа, желания знакомиться с ней.
Понятия: житие, миниатюра, патриотизм, былина, самобытный, фреска, мозаика, образ жизни, слобода, хоромы.
Тип урока: урок – игра.
Оборудование: таблицы, кроссворд, карточки с заданиями, картины.
Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Культура Древней Руси. Быт и нравы.»
Цели урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о самобытном характере древнерусской культуры, соединяющей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями, о выдающихся достижениях древнерусской культуры.
Развивающая: развивать умения работы с текстом учебника, выделять главное, совершенствовать навыки устной речи, формировать умения комментировать, систематизировать материал при выполнения творческого задания.
Воспитательная: способствовать развитию уважения и любви к культуре своего народа, желания знакомиться с ней.
Понятия: житие, миниатюра, патриотизм, былина, самобытный, фреска, мозаика, образ жизни, слобода, хоромы.
Тип урока: урок – игра.
Оборудование: таблицы, кроссворд, карточки с заданиями, картины.
Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2012,
Ход урока:
Методы и приемы | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Предположительные ответы учеников | ||||||||||||||||||||
Организационный момент Вступительное слово Фронтальный опрос Работа с текстом учебника Беседа по картине Рассказ. Описание. Подведение итогов. | Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и письменные принадлежности на парте? Молодцы! А теперь попрошу вашего внимания! Ребята, мы с вами уже успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. А вот сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы совершим экскурсию по древним городам Руси, храмам, познакомимся с творчеством деятелей культуры и искусства первых веков существования нашего Отечества. Экскурсоводом в нашем путешествии буду я, а в конце урока ими станете и вы, но всему свое время. Предлагаю начать нашу экскурсию. Итак, записываем тему нашего урока «Культура Древней Руси. Быт и нравы». (Слайд 1). План: (Слайд 2).
Результатом нашей экскурсии должна стать вот такая таблица и заполненный кроссворд. (Слайд 3). Делимся на команды (разделяю на 4 команды). А для начала проверим уже имеющиеся у вас знания. Итак, сейчас мы сыграем с вами в игру «Кто? Что? Когда?» Я буду называть вам год, а вы по очереди называть историческую личность (т.е. кто) и событие (что), произошедшее в этот год. За правильный ответ вы получаете жетончик. (Слайд 4). 862 год – призвание варягов; начало правления Рюрика. 882 год – объединение Киева и Новгорода; захват Киева князем Олегом. 907 год – морской поход войск князя Олега на Константинополь, торговый договор с Византией. 945 год – первое восстание древлян, убит киевский князь Игорь; начало правления княгини Ольги. 965 год – первый русский поход на Хазарию, разгром войска под командованием кагана князем Святославом и захват хазарского города Саркеля и Тмутаракань. 988 год – крещение Руси князем Владимиром. Каждая группа получает карточку-задание с примерными вопросами, с помощью которых вы должны заполнить соответствующий столбик в таблице и составить краткий рассказ-выступление. И по ходу мы с вами должны будем заполнить вот такой кроссворд. (Слайд 6, 7). Итак, у вас несколько минут, чтобы изучить ваш вопрос и заполнить табличку. 1 карточка (Устное народное творчество – стр. 60-61): - Что такое былина? - Примеры былинных героев. - Главная идея былин. 2 карточка (Письменность и грамотность – стр. 61-62): - Чем прославились Кирилл и Мефодий? - Из чего делали листы книг? - Что такое миниатюра? 3 карточка (Литература – стр. 62-64): - Какое произведение написал Нестор? - Что такое житие? 4 карточка (Зодчество и изобразительное искусство – стр. 64-67): - Что было характерно для деревянного зодчества? - Первые русские храмы. - Убранство храмов.
Выступление 1 команды. Добавить примеры былин. Картина Васнецова «Три богатыря» (Слайд 8). Беседа:
Вывод: русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов. Воспевание нелегкого труда пахаря – землевладельца. Выступление 2 команды. Дополнение. (Слайд 9). В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). И выбор оказался неслучайным. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Они были братьями, родились в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян. В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках. Выступление 3 команды. Дополнение. (Слайд 10). Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, один из авторов «Повести временных лет». Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром. Выступление 4 команды. Дополнение. (Слайд 12-14). Слайд 13. Картина. Софийский собор в Новгороде – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой. Монументальный массив храма увенчан пятью куполами, расположенными в четком симметричном порядке. Внутри нет ярких мозаик, только суровое и спокойные фрески. А теперь, ребята, откройте ваши рабочие тетрадки на стр. 18. Задание: «Проведите в схеме соединительные линии». Заполним с вами последний столбик таблицы. (кто-то прочитает вывод). А теперь давайте закрепим наши знания и заполним кроссворд. ЗАПОЛНИМ КРОССВОРД. (Слайд 7).
Итак ребята, больше всех баллов набрала команда «________». Мы поздравляем. Все, кто работал сегодня активно, получат хорошие оценки! Итак, мы можем отметить, что древнерусское государство отличалось для своего времени высоким уровнем развития культуры. В нём формировались самобытные культурные традиции. И Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры. И закончить урок я бы хотела строками русской советской поэтессы Натальи Кончаловской: Времена теперь другие, Домашнее задание: (Слайд 18).
| Ученики настраиваются на работу Записывают тему в тетрадь. | Богатыри, пахарь-земледелец. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович. Сказка – плод фантазии автора, былина – от слова «быль», пересказ реального действа, хоть и обросшего мифом. Храбрость, справедливость, бесстрашие и т.п. Культурное наследие восточных славян: резьба по дереву и камню, кузнечное дело, мифы и сказания. Византийские культурные традиции: строительство храмов, церковные книги, иконопись. | ||||||||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"
Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"
Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока: выяснить, какую роль в борьбе с западными завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....
презентация к уроку истории 5 класс Религия в Древнем Египте
презентация к уроку истории 5 класс Религия в Древнем Египте...
Технолгическая карта урока истории 10 класс «Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы»
Технолгическая карта урока истории 10 класс «Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы»...
Презентация к уроку (история, 5 класс) "Варны в Древней Индии"
Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация....
Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»
Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»...