Технолгическая карта урока истории 10 класс «Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Райкова Наталья Александровна

Технолгическая карта урока истории 10 класс «Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_raykova_n.a.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

Аттестационная работа

слушателя курса «Концептуальные основы и современные технологии в преподавании истории в условиях реализации обновленного Федерального государственного образовательного стандарта»

Тема: Технологическая карта урока «Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы», История России, 10 класс

Автор: Райкова Наталья Александровна

Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева

Должность: Учитель истории и обществознания

г. Южно-Сахалинск, 2020 г.

Технологическая карта урока

Тема урока:

Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы

Тип урока:

Комбинированный

Список используемой литературы:

Россия и мир.10 класс. А.А.Данилов. Учеб для ОО  -М.: Просвещение, 2016.

Хрестоматия по истории России. Т.1. М., 1994. отрывки из работ историков

Оборудование

интерактивная доска, видеофрагмент «Русь под властью Золотой Орды»

Демонстрационный материал

Карты “Киевская Русь”, “Борьба с иноземными захватчиками”,  репродукция картины Сергея Иванова  «Баскаки»  

Раздаточный материал для групповой работы с текстами из работ историков(Л.Н. Гумилев, Н.М. Карамзин, В.В. Каргалов)..

План урока:

1.Актуализация знаний

2. Анализ видеофрагмента

3. Анализ текста учебника

4. Влияние монголо-татарского ига на политическое, экономическое, культурное развитие Руси

5. Анализ документов

6. Аналитическая беседа.

Интернет-ресурсы:

http://www.hist.msu.ru/-   исторические источники

http://lants.tellur.ru/history/index.htm-     сайт материалов по отечественной истории.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. 2006.

Цель педагогическая:

Сформировать представление у обучающихся о роли Золотой Орды в истории нашего государства

Цель ученическая:

Как изменилась жизнь на Руси после установления монголо-татарского ига.Выяснить положительные и отрицательные стороны нашествия

Задачи:

- -;

Образовательные: систематизировать знания учащихся об особенностях, последствиях и значении Золотоордынского ига на Руси;

Развивающие: развить аналитические навыки работы с текстом, документами, видеоматериалами, умения определять и аргументировать собственную точку зрения;

Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление к формированию собственной гражданской позиции в отношении тех или иных событий русской истории

Формы и методы обучения:

Методы: репродуктивные, поисковый, аналитический, наглядный; формы работы:, текста учебника, документов, беседа.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, анализ видеоматериала

Основные понятия и термины

Золотая Орда, монголо-татарское иго, ярлык, ордынский выход

Планируемые результаты:

Предметные результаты: иметь представление о событиях русской истории периода Золотой Орды  , видеть результаты политической, экономической зависимости и культурного влияния Золотой Орды на Русь; формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории.

Метапредметные результаты: познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы; умение  использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать как свои достижения на уроке так и одноклассников.

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции. 

Личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; развитие  интереса  к истории страны

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Вре-мя

(мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей-ствия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточ-ный контроль

Мотивационный этап

2

Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся

Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Проводит беседу
по обсуждению темы, целей урока

1.Обучающиеся называют объекты, определяют общий признак, устанавливают логическую связь.

2. Определяют тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные:

общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск существенной информации

Вспоминаем, о чем говорили на предыдущем уроке

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

3

Актуализация опорных знаний

Слово учителя:  Давайте попытаемся дать оценку последствиям этого завоевания. На уроке мы рассмотрим различный материал, познакомимся с мнениями известных историков, и к концу занятия сделаем общий вывод по данному вопросу.

Монголо-татарское иго – традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями, установленное в результате нашествия Батыя.

Золотая Орда – государство монголо-татар, образованное ими в XIII в. На завоеванных территориях Азии и Европы.

Фронтальная

Коммуникатив-ные: принимать другое мнение и позицию;

Познавательные:

общеучебные – формулирование ответов

Устные ответы

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

5

Работа с раздаточным материалом.

Приложение 1.

Поясняет задание обучающимся

Выполнение задания: на партах у учащихся лежат карточки  с заданиями: предложения с пропущенными фразами, необходимо заполнить пропуски

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные -систематизировать знания

Проверка задания: взаимопроверка, один ученик отвечает устно.

Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия

Изучение нового учебного материала

15

Просмотр видеофрагмента «Русь под властью Золотой Орды»  

Анализ видеофрагмента:

1. Назовите особенности политического, экономического устройства Золотой Орды.

2.В чем особенность зависимости Руси от Золотой Орды? Являлась ли Русь частью Золотой Орды?

 

3.Как изменилась жизнь на Руси после установления монголо-татарского ига?

4. Выскажите

собственное мнение, как данные перемены отразились на развитии нашего государства? (замедлили развитие, подорвали экономику).

Сделайте записи о политическом, экономическом устройстве Золотой Орды, основных формах зависимости Руси от Орды.

Примерные ответы : 

Во главе государства был хан (царь, как его называли на Руси), основой экономики было натуральное хозяйство, также развито ремесло, торговля с Западом и Востоком

 Русь не входила непосредственно в состав Орды, была лишь зависима от нее

Править продолжали русские князья, но им необходимо было получить на это ярлык от хана – грамоту на право княжения; Русь выплачивала Орде дань, несла ряд других повинностей – содержала монголо-татарские отряды, когда они были на территории Руси, русские люди входили в состав ордынского войска, и пр.; церковь имела особое положение: не платила дани, и в целом монголо-татары не меняли религии

Фронтальная

Личностные:

развитие творческих способностей учащихся.

Коммуникативные:

развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции в различных источниках.

Анализируют увиденное, используя при этом ранее полученные знания. Устно отвечают на вопросы

Работа в тетради: записи о политическом, экономическом устройстве Золотой Орды

10

Работа с учебником. Анализ текста учебника (с.106 – 108)

Класс делится на 3 группы: политики, экономисты, культурологи, назначается руководитель группы. Необходимо каждой группе проанализировать свою часть текста и сделать вывод о влиянии монголо-татарского ига на политическое, экономическое, культурное влияние Руси

Выступление участников группы. По ходу ответов каждой группы остальные заполняют другие графы таблицы в своих тетрадях.

Групповая

Познавательные:

ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы;

Личностные:

умение объективно оценивать свои способности, развитие   интереса к русской истории,

формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории

Заполняют положительные и отрицательные последствия по  сферам: политические, социальные.  экономические, культурные

Изучение нового учебного материала

5

Анализ документов Приложение №2

Аналитическая беседа.

Какие оценки Золотоордынского ига дают историки? Знакомы ли вам эти люди, на каких уроках вы о них уже говорили?

Что говорят о влиянии Золотой Орды башкирские исследователи?

Ответы детей: 1.Н.М. Карамзин: положительное влияние, так как прекратились междоусобицы, власть стала сосредотачиваться в одних руках, то есть монголо-татарское иго положило конец раздробленности, ускорило процесс объединения русских земель. 2. Л.Н. Гумилев: ига как таковог не было, был некий военный союз, который помог противостоять Западу, угроза которого для Руси была намного страшнее. 3. В.В. Каргалов + С.М. Соловьев, В.О. Ключевский: отрицательное влияние монголо-татарского ига на Русь, так как оно тормозило экономическое развитие, нарушили естественный процесс объединения земель.

Рустем Вахитов подчеркивает влияние монголо-татар на последующее присоединение Башкортостана к Московской Руси

Индивидуальная

Личностные:  осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению;

Коммуникативные:

проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

 

Устные ответы , аргументация собственной точки зрения

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

3

Обобщение полученных на уроке сведений

Беседа о роли Золотой Орды в истории народов нашей страны.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке  

Оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения
изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

1

с.133-138 учебник Данилов А.А. Россия и мир.

С. 140, вопросы 5, 7.

Допустим, что в 13 веке монголы не дошли до Руси. Составьте вероятный сценарий дальнейшей русской истории на 200+ лет.

Объяснение домашнего
задания

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Приложение №1

=========================================================================================================

Империя монголов была образована в __________ году.

Первая встреча русских с монголо-татарами произошла в ________г. на реке _____.

Чингисхан разделил сою империю на улусы, Русь и Западные земли достались его сыну ____________.

Владимирское княжество было разорено Батыем в __________ в ходе ____похода на Русь.

Из-за осенней распутицы монголо-татары не дошли до ________________ и повернули назад.

Дольше всего войскам Батыя противостоял город ________________, осада которого длилась ___ недель.

Второй поход Батыя на Русь был в ______________гг., в ходе которого пали княжества: _______________________________________.

=========================================================================================================

Ответ:

Империя монголов была образована в 1206 году.

Первая встреча русских с монголо-татарами произошла в 1223 г. на реке Калке.

Чингисхан разделил сою империю на улусы, Русь и Западные земли достались его сыну Джучи.

Владимирское княжество было разорено Батыем в 1238 г. в ходе I похода на Русь.

Из-за осенней распутицы монголо-татары не дошли до Новгорода и повернули назад.

Дольше всего войскам Батыя противостоял город Козельск, осада которого длилась 7 недель.

Второй поход Батыя на Русь был в 1239-1242 гг., в ходе которого пали княжества: Киевское, Переяславльское, Черниговское, Галицко-Волынское.

=========================================================================================================


Приложение №2

Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси.

Монголо-татарское нашествие XIII в. оказало глубоко регрессивное воздействие на экономическое и политическое развитие Руси.

Опустошение русских земель татарскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями имели крайне тяжелые последствия для страны. Городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводом в плен ремесленников, крестьянское хозяйство разорялось татарскими «ратями» и тяжелыми выплатами, в Орду, экономические связи города с деревней оказались нарушенными, ухудшились условия внешней торговли. Народное хозяйство русских княжеств, подорванное татарскими погромами и постоянно истощавшееся данями и поборами, переживало во второй половине XIII в. период упадка. Монголо-татарское завоевание надолго искусственно задержало экономическое развитие Руси.

…Завоевание страны кочевниками искусственно задерживало развитие товарно-денежных отношений, законсервировало на длительное время натуральный характер хозяйства. Этому способствовало прежде всего разрушение завоевателями центров ремесла и торговли — городов, будущих потенциальных очагов буржуазного развития. Русские города были не только разрушены монголо-татарами, но и лишены в результате избиения и увода в плен ремесленников основного условия для восстановления экономической жизни — ремесленного производства.

Русские города как политическая сила, способная в какой-то степени противостоять феодалам, погибли в огне татарских погромов. В этих условиях феодальная зависимость крестьян развивалась в своих наиболее грубых и неприкрытых формах. … Дальнейшему закрепощению крестьян способствовали и татарские переписи. Обязанность регулярно выплачивать ордынскую дань, которая проходила через руки собственных феодалов, усиливала зависимость крестьян и прикрепление их к земле.

Монголо-татарские завоеватели, опустошавшие русские земли и систематически грабившие их данями и другими «ордынскими тягостями», ничего не могли дать взамен русскому народу: ни о каком положительном влиянии завоевателей на экономику Руси говорить не приходится. Как показали исследования М. Г. Сафаргалиева, Золотая Орда была основана «на примитивном кочевом, скотоводческом натуральном хозяйстве, где только что стало возникать земледелие, ремесло же не вышло из рамок домашних промыслов, а товарно-денежные отношения не вошли в быт основной массы кочевого населения». Монголо-татарское завоевание явилось тормозом для развития производительных сил Руси, находившейся на более высоком уровне экономического и культурного развития.

В политическом плане отрицательные последствия монголо-татарского завоевания проявились прежде всего в нарушении процесса постепенной политической консолидации (объединения) русских земель, в усугублении феодальной раздробленности страны.

Нарушение монголо-татарскими завоевателями наметившегося в первой половине XIII в. процесса постепенной государственной концентрации русских земель — одно из самых тяжких последствий «татарщины». Татарские погромы, нанесшие страшный удар экономике феодальной Руси, разрушили объективные предпосылки будущего государственного объединения русских земель.

Большинство русских как дореволюционных (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, так и современных историков ( Б.А. Рыбаков, В.В. Каргалов утверждают, что монголо-татарское иго на Руси было и оказало самое отрицательное влияние на ее развитие.)

Цит по: Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. .// Хрестоматия по истории России. Т.1. М., 1994. С.110 -112.

 

Гумилев Л.Н. Апокрифический диалог.

В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в XIII в., а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы.

Войны между государствами не всегда влекут за собой ненависть народов друг к другу. К счастью, между русскими и тюрками такой ненависти не возникло. Многие татары, путем смешанных браков, вошли в состав русского народа, а те, которые остались мусульманами, живут в Казани с русскими дружно.

Вряд ли такое объединение народов следует называть «игом», потому нет необходимости обвинять русских князей за то, что они договорились с татарами о взаимной помощи против наступавших с запада немцев, литовцев и венгров. Зачем называть братский народ потомками «диких грабителей»? Да, они воевали жестоко. Но эта жестокость была вполне в духе того времени. Просто татары воевали более удачно, чем их враги. Можно ли их обвинять за это?

Великороссия, тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная Древняя Русь — Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью — почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы — «золотой пояс» древних городов, которые при «иге» остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 г. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все.

Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы у себя под боком. Пока существовала сильная Византия, ни «Христианский (католический)», ни Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 г. этот естественный союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен крестоносцами. Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полу христианской Орды и христианской Руси.

В Древней Руси слово «иго» означало то, чем скрепляют что-либо, узду или хомут. Существовало оно и в значении бремя, то есть то, что несут. Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I. Союз Москвы и Орды держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден. Цит по: Гумилев Н.Н. Апокрифический диалог // Хрестоматия по истории России. Т.1. М., 1994. С.113-115..

 

Н.М. Карамзин История Государства Российского.

 «Нашествие Батыево ниспровергло Россию. Могла угаснуть и последняя искра жизни; к счастию, не угасла; имя, бытие сохранилось; открылся только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом взоре: дальнейшее наблюдение-открывает и в самом зле причину блага и в самом разрушении пользу целости.

«Сень варваров, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались. ...возникали университеты... В сие время Россия, терзаемая монголами, направляла силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть...». «Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства...». «Свойства народа объясняются всегда обстоятельствами... самый нынешний характер россиян еще являет пятна, возложенные на него варварством монголов». Карамзин думает, что под влиянием татар изменился и «внутренний государственный порядок: все, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезло», «знаменитость Москвы и Твери возникла при монголах».

Карамзин Н.М.  считает, что монголо-татарское иго «ниспровергло» Россию, отбросив ее на несколько столетий назад в своем развитии. Результаты ига Карамзин видел, в первую очередь, в пресечении правовых свобод и ожесточении нравов. Так же он считал, что с монгольским игом связаны особенности национального характера русского человека. «Мы выучились низким хитростям рабства»,- пишет он.  Но в то же время Карамзин является автором фразы: «Москва обязана своим величием ханам». Другими словами, по мнению историка, монголо-татарское иго способствовало преодолению феодальной раздробленности в Древней Руси.

Полемика последних десятилетий отвергает, либо подвергает сомнению хрестоматийный факт – двухсот пятидесятилетнее татаро-монгольское иго. Так, историки Д.Калюжный и С.Ваменский выдвигают гипотезу «звуковой галлюцинации», то есть, по их мнению, Русь воевала с так называемыми «татаровцами» - жителями венгерских Татр, которые нападали на рыцарей-католиков. Когда же католические рыцари с территории Татр свалились на окружающие народы, их также называли выходцами из ада – татарами. Крестоносцы, походы которых совпадают по времени с началом и концом ига, шли усмирять непокорных иноверцев и, по мнению С. Валянского и Д.Калюжного, стали теми татаровцами, адскими людьми, которые спустя столетия вдруг превратились в монголо-татар. 
 Таким образом, вопрос татаро-монгольского нашествия и его роли в русской истории дает повод для споров еще не одного поколения историков.

Писатель Б. Васильев одну из своих статей прямо озаглавил «А было ли иго?», приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского союза, говоря о дани как законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах участия русских войск в организованных монголами военных походах.

В свою очередь, публицист В. Кожинов, не отрицая монгольского ига, отвергает тезис о его чрезвычайной обременительности для русского народа. При этом он ссылается на исследование историка П. Н. Павлова «К вопросу о русской дани в Золотую Орду», опубликованное в 1958 году. Согласно выкладкам, приведенным в этой работе, выявляется, что в среднем на душу населения годовая дань составляла всего лишь 1 - 2 рубля в современном исчислении. Такая дань не могла быть тяжелой для народа, хотя она сильно ударяла по казне русских князей.

Рустем Вахитов    От Золотой Орды к Руси Московской

Золотая Орда имела большое значение в формировании особого представления башкир о власти, что послужило косвенной причиной присоединения их к Московскому государству. Многие считают, что основной причиной вступления Башкортостана в состав Руси было желание защититься от других соседей. Конечно, башкирские Бии могли искать выгод для себя лично и для своего народа от принятия башкирами подданства московского царя, но, как бы велико ни было это их желание, оно осталось бы неосуществимым, если бы они не видели в московском царе законного правителя. Причем речь идет о понимании законности, которое было у тюркских народов XVI века.

С XII века башкиры входили в состав Джучиева улуса (Белой, или Золотой Орды) монгольской империи. Башкирские старшины  получали от ордынского хана  ярлык на княжение и платили ему ясак (дань), а также посылали в случае надобности своих воинов для его походов. Долгое нахождение Башкирии в составе Джучиева улуса монгольской империи, конечно, вовлекло башкир в орбиту влияния ордынской правовой и политической традиции. А в соответствии с законами степной империи легитимным правителем — ханом (царем) мог считаться только чингизид — мужчина — представитель «золотого рода» Чингисхана, потомок четырех первых его сыновей (Джучи, Джагатая, Удегея, Тулуя). Исторические факты показывают, что с точки зрения башкир XVI века московский царь Иоанн Васильевич IV (Грозный) в большой мере отвечал этим требованиям и рассматривался как наследник правителей Орды. В башкирских шежере Иван Грозный именуется «белый хан» или «белый падишах», то есть титулом монгольского хана: ни одного из своих правителей или правителей близлежащих государств башкиры так не называли.

 Иван Грозный, действительно генеалогически был связан с родом Чингисхана, хотя, конечно, это была не настолько прямая и бесспорная связь: мать Ивана Грозного — Елена Глинская была из рода обрусевших, крещеных татар, осевших в Литве. Одним из родоначальников Глинских был Мамай.

Таким образом для башкир XVI века присоединение к Московскому царству было не вхождением в чуждое им новое государство, на которое они якобы вынуждены были пойти из соображений реальной политики. Отнюдь, башкиры воспринимали расширение Московского царства как восстановление законной ордынской государственности после двух столетий гражданских междоусобиц (с XIV века начинается «замятня великая» — борьба за власть в Орде, что привело к ослаблению Сарая и появлению на обломках Орды новых государств — Казани, Астрахани и других). Только центром этого нового Белого царства стал уже не Сарай, а Москва, а его главой — Белым ханом — не монгольский хан, а православный, русский Белый царь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Викторина по теме "Ордынское владычество на Руси" (6 класс)

Викторина может быть использована на уроке обобщения и повторения данной темы, а также на предметной неделе по истории....

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....

Технолгическая карта урока в 5 классе Countries and Nationalities

технологическая карта урока в 5 классе по теме "Страны и национальности"...

Технолгическая карта урока "Профессии и занятия людей"

Технологическая карта урока английского языка в 3 классе...

Технолгическая карта урока "Профессии и занятия людей"

Урок формирования фонетических навыков, грамматических навыков, лексических навыков говорения....

История России 6 класс. Ордынское владычество.Викторина

Викторина может быть использована на уроке обобщения и повторения данной темы, а также на предметной неделе по истории....

История России. Викторина по теме "Ордынское владычество на Руси" (6 класс)

История России. Викторина по теме "Ордынское владычество на Руси" (6 класс)...