Дифференцированные задания для 11 класса по истории России
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Разноуровневые задания к урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannye_zadaniya_11_klass.docx | 200.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сахаптинская СОШ»
Назаровского района Красноярского края
Дифференцированные задания по истории
11 класс
(материалы для учащихся)
Составитель: Джебко Галина Павловна,
учитель истории
Сахапта 2013
Инструкция при организации работы с дифференцированными заданиями.
Выполните одно задание по выбору (из 3).
Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.
1-й уровень (базовый) предусматривает знание и воспроизведение учащимися основных вопросов темы в объёме учебника. Для успешного выполнения заданий этого уровня учащимся в начале изучения каждой темы предлагается «Карта темы», содержащая базовый минимум (понятия и названия; даты; персоналии; основные вопросы).
Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
2-ой уровень (несколько продвинутый) предусматривает применение учащимися знаний и умений в знакомой учебной ситуации (по образцу).
Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности –
выбирает задание 3.
3-й уровень (углублённый) предусматривает умение учащихся переносить знания в изменённые ситуации. Для успешного выполнения заданий 2-го и 3-го уровней в «Карте темы» учащимся предлагается список дополнительной литературы.
Каждый уровень соответствует оценке: 1-й уровень – 3 (удовлетворительно), 2-ой уровень – 4(хорошо), 3-й уровень – 5 (отлично).
Успехов в учебе!!!
Тема урока | Базовый уровень | Повышенный уровень | Творческий уровень |
Россия в начале XX в. | Какова была численность населения Российской империи к 1914 г? Какой процент российского населения в начале XX в. проживал в городах? Какой народ среди населявших Россию в начале XX в. занимал второе по численности место после русских? | Охарактеризуйте особенности территории и населения Российской империи. Как они влияли на развитие страны? | Один из биографов Николая II писал: «Трагедия Николая II в том, что он оказался не на своём месте в истории. Обладая образованием для царствования в XIX веке и темпераментом для правления в Англии, он жил и царствовал в России XX века. Мир, который был понятен ему и привычен, рассыпался на глазах…В конечном счёте, он сделал для своей супруги в семье всё, что было в его силах; так ли это было для России?.. Попав в гибельную паутину,… Николай оплатил свои ошибки, погибнув как мученик вместе с женой и детьми» (Р.Мэсси). Прокомментируйте предложенную оценку личности последнего российского царя. В чём видит трагедию Николая II автор? Можно ли считать это трагедией России? |
Экономическое развитие Российской империи | Что такое «модернизация»? Экстенсивно (вширь) или интенсивно(вглубь) развивалась экономика России в начале XX в.? | В чём состояли особенности российской экономики в начале XX века по сравнению с предшествующим периодом? | Как вы думаете, почему в начале XX в. индустриализация страны рассматривалась передовыми политиками как первейшая государственная задача? Могла ли проблема индустриализации решаться в России так же, как и в ведущих европейских странах? Если нет, то каковы на ваш взгляд, должны были быть её особенности? |
Социальное развитие России | Кого в начале века в России называли кулаками ? | На какие социальные слои могло опираться российское самодержавие в начале XX в.? | Вопрос о вхождении нерусских народов в состав Российского государства и по сегодняшний день является актуальным и в то же время противоречивым. С одной стороны, некоторые народы, проживающие по соседству с Россией, вошли в неё на добровольных началах. С другой стороны, Россию столетиями называли (и называют) тюрьмой народов. Как вы думаете, можно ли согласиться с утверждением, что Российская империя была тюрьмой народов? |
Образование политических партий | Какая социалистическая партия под руководством В.М. Чернова была создана в 1902 году из объединившихся народнических кружков? Руководитель боевой организации партии эсеров, тайный агент полиции. Какое название получило радикальное крыло РСДРП? | Что было общего между социал-демократами и эсерами? В чём заключались различия в программах и тактике социал-демократов и эсеров? | Выскажите своё мнение: существуют ли вопросы, по которым представители обеих социалистических партий и либеральной оппозиции были едины? Если «да», то назовите эти вопросы. Если «нет», то почему? |
Внешняя политика России в начале ХХ века | Укажите причины русско-японской войны. В какие годы велась русско-японская война? | Какое влияние на общественно-политическую жизнь страны оказала русско-японская война? | Согласны ли вы с оценкой итогов русско-японской войны, предложенной С.Ю. Витте: «И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки или, правильнее , наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы». Свой ответ аргументируйте. |
Россия в годы первой русской революции | Дайте определение понятию революция. Какой по характеру была революция 1905-1907 гг.? Назовите причины революции 1905-1907 гг. | Являлась ли революция 1905-1907 гг. неизбежной? | Как вы считаете, революция: зло или благо? |
Реформы П.А. Столыпина | Какими словами П.А. Столыпин определял новый политический курс, который пытался проводить? | Сравните аграрные проекты, разработанные крестьянскими депутатами (трудовиками), с положениями столыпинского аграрного законодательства. В чём их принципиальные различия? | Можно ли согласиться с мнением известного монархиста В.В. Шульгина, что агарная реформа П.А. Столыпина проходила под лозунгом «Всё для народа – вопреки народу?». Аргументируйте свой ответ. |
Русская культура конца XIX – начала XX в. | Какое название получил в истории русской культуры период конца XIX – начала XX вв.? | Россия не входила в число самых развитых в экономическом отношении государств. С чем, по вашему мнению, был связан подъём российской науки на рубеже XIX – XX вв.? | Как процессы российской модернизации отражались в развитии культуры начала XX в.? |
Революция 1917 года в России | Каковы причины Февральской революции? | Сравните поведение армии в революции 1905 г . и в феврале 1917 г . Почему произошёл переворот в сознании масс? | 2 марта 1917 г . Николай II отрёкся от престола. Один из современников заметил по этому поводу: «Отрёкся, как командование эскадроном сдал». Согласны ли вы с подобной оценкой? Какие обстоятельства побудили Николая II принять подобное решение? Были ли у него иные альтернативы? |
Становление новой России (октябрь 1917 – 1920 г) | Назовите новые органы законодательной, исполнительной и судебной власти, сформированные большевиками после прихода к власти. | Почему первые мероприятия советской власти в области экономики получили название «красногвардейской атаки на капитал»? | Согласны ли вы с точкой зрения, что смерть Николая II была выгодна всем политическим силам, участвовавшим в вооружённом противоборстве: и красным, и белым, и руководителям Антанты? |
Советское государство в первой половине 20-х годов XX в. | В каком году политика «военного коммунизма» была заменена новой экономической политикой? | Сравните политику нэпа с политикой «военного коммунизма» (меры в области сельского хозяйства, меры в области промышленного производства, меры в области товарно-денежных отношений, меры в области трудовых отношений). | Как вы понимаете следующие слова В.И. Ленина: «Экономика весны 1921 г . превратилась в политику…»? |
Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в. | Каковы цели внешней политики советского государства в 20-е годы? | Какие факторы обусловили сближение советской России с Германией в 20-е гг.? | В 1921 – 1922 гг. в России разразился страшный голод. Помощь голодающим оказывали международные организации. Советское руководство в это время осуществляло финансовую и техническую поддержку Афганистана и Турции. Дайте оценку этому факту. Почему руководители страны, находившейся в столь бедственном положении, решились на такой шаг? |
СССР во второй половине 20-х– 30-е годы ХХ в. | В каком году XIV съезд ВКП (б) провозгласил курс на индустриализацию? Каковы цели индустриализации? | Какие альтернативные программы по выводу страны из кризиса существовали в конце 20-х гг. в партии? | Выскажите свою точку зрения: какова цена форсированной модернизации? Справедливо ли утверждать в этом случае, что «цель оправдывает средства»? Аргументируйте своё мнение. |
Советская культура в 1917-1940 гг. | Что такое «культурная революция»? | Укажите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в 20-е годы по сравнению с дореволюционной Россией. | Известно, что многие деятели искусства создавали сочинения, восхвалявшие Сталина. Как вы думаете, почему они это делали? Можно ли возложить на творческую интеллигенцию определённую долю ответственности за установление в стране тоталитарного режима? |
Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах | Когда и какими действиями началась Великая Отечественная война? | Определите причины поражения Красной Армии в начальный период войны. В какой степени её неудачи были обусловлены объективными причинами? | Почему в своей речи по радио 3 июля 1941 года Сталин обратился к народу нашей страны со словами «Братья и сёстры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение? |
Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны | Что такое оккупация ? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях. | Сравните условия труда и жизни советских людей в мирное и военное время. | Как вы можете объяснить сохранение огромного числа узников ГУЛАГа даже в годы войны, когда не хватало людей на фронте? |
Внешняя политика СССР в годы войны | Какие страны образовали антигитлеровскую коалицию? Кто является политическими лидерами этих стран? | Сравните решения Ялтинской конференции с решениями конференции в Тегеране. | В Нюрнберге судили главных нацистских преступников. Понятно, за какие преступления привлекались Геринг, Гесс, Кальтенбруннер, Денниц, Йодль, Борман: они несли непосредственную ответственность за гибель миллионов людей, разрушения и беды. А почему под суд попали министр экономики Функ и промышленник Крупп? |
СССР в 1945 – 1953 гг | В чём суть доктрины " сдерживания коммунизма " и доктрины " отбрасывания коммунизма "? | Приведите факты, доказывающие, что источником развязывания "холодной войны" был СССР, и факты, доказывающие, что "холодную войну" развязали США. Сформулируйте вывод. | Докажите или опровергните мнение, что послевоенные годы стали апогеем тоталитаризма. |
СССР в 1953-1964 гг. | Укажите фамилии лиц, начавших борьбу за власть после смерти И.В. Сталина. Когда состоялся ХХ съезд КПСС? Какие вопросы он рассматривал? | Приведите факты, свидетельствующие об изменениях политического режима после смерти И.В. Сталина, и факты, показывающие преемственность политических традиций. Сформулируйте выводы. | В правление Н.С. Хрущёва стало "модным" перераспределять земли: Узбекистан передал Таджикистану свыше 50 млн. га, Казахстан Узбекистану - 3,5 млн. га, РСФСР передала Украине территорию Крыма. Почему? Ведь все республики входили в единое государство - СССР. |
СССР в годы «коллективного руководства» | Кто был избран первым секретарём ЦК КПСС в 1964 г . после снятия со всех постов Н.С. Хрущёва? С именем какого государственного деятеля связаны реформы, проводившиеся в промышленности во второй половине 60-х годов? | Почему, несмотря на проведённые реформы, темпы экономического развития нашей страны в 70-е годы снижаются? | Наша страна пережила период "развитого социализма". Согласно предложенным ЦК КПСС критериям "развитой социализм" должен опережать "развитый капитализм", к примеру, по уровню техники, технологии и производительности труда и т.п. Но такого опережения не наблюдалось ни в 60-е, ни в 70-е гг. - такого явления попросту не существовало. На чем же была основана концепция "развитого социализма", выдвинутая Л.И. Брежневым, М.А. Сусловым и другими? Ведь не могли же они не видеть, что теория оказалась в отрыве от реальности, от действительного положения дел в обществе? |
Перестройка и распад советского общества | Кто был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985 г .? Какое название получил последний этап в истории СССР? | Сравните мероприятия перестройки с экономическими реформами 1960-х гг. | Можно ли считать распад Советского союза закономерным явлением? Если нет, то, каким образом, на ваш взгляд, его можно было сохранить или реформировать? |
Россия на рубеже ХХ-ХХ I вв. | С какой меры в январе 1992 г . была начата либерализация российской экономики? Как называется процесс превращения государственной собственности в частную? Укажите название неименных приватизационных чеков, на основе которых проводился первый этап превращения государственной собственности в частную. | Назовите основные успехи и проблемы внешней политики России в 1990-е гг. | В.В. Путин. Из выступления на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического совета. Шанхай, 19 октября 2001 г . "Сегодня нельзя бояться глобализации, глобализация –объективный экономический процесс. Это я говорю как гражданин страны, которая особенно пострадала от изоляции. Изоляция губительна для экономики. Но нельзя не замечать и негативных сторон глобализации. Наиболее развитые страны должны понять, что невыгодно создавать базу бедности и нищеты в других странах. Бедность и нищета – это основа для терроризма и коррупции". Разделяете ли вы такую точку зрения? Каково ваше отношение к процессу глобализации? |
Использованная литература:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XX век. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Выпуск 1. – М.: Просвещение, 1998.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XX век» (9 класс): Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. Контрольные и проверочные работы по истории России XX века. 9-11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2000.
Капустина Л.Г. Разноуровневый контроль знаний по истории России 20 века. – Ульяновск, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории в 7 классе по истории России .Тема "Россия в 18 веке. Петр I"
Презентация о реформаторской деятельности Петра I....
Задания для олимпиады по Истории России с ответами 6,7 класс
Задания для олимпиады по Истории России 6,7 класс с выбором ответа из предложенных вариантов. Максимальное количество баллов - 15. Ответы прилагаются....
тестовое задание к Теме 1 (история России)
После изучение темы 1 по истории России в 9 , 11 классах ученики отвечают на задание следующего теста....
Викторина для 10 класса по Истории России "Россия при Петре I"
Презентация с вопросами, может использоваться как для проверки знаний, так и для урока-викторины....
Дифференцированные задания 5 класс
Дифференцированные задания 5 класс...
Дифференцированные задания 7 класс
Дифференцированные задания 7 класс...
Проблемные задания в школьном курсе история России.
Российское общество на современном этапе поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Обр...