Дифференцированные задания для 11 класса по истории России
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Разноуровневые задания к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannye_zadaniya_11_klass.docx200.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сахаптинская СОШ»

Назаровского района Красноярского края

Дифференцированные задания по истории

11 класс

 (материалы для учащихся)

Составитель: Джебко Галина Павловна,

учитель истории

Сахапта 2013

Инструкция при организации работы с дифференцированными  заданиями.

            Выполните одно задание по выбору (из 3).

           

            Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.

           1-й уровень (базовый) предусматривает знание и воспроизведение учащимися основных вопросов темы в объёме учебника. Для успешного выполнения заданий этого уровня учащимся в начале изучения каждой темы предлагается «Карта темы», содержащая базовый минимум (понятия и названия; даты; персоналии; основные вопросы).

            Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.

2-ой уровень (несколько продвинутый) предусматривает применение учащимися знаний и умений в знакомой учебной ситуации (по образцу).

            Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности –

            выбирает задание 3.

3-й уровень (углублённый) предусматривает умение учащихся переносить знания в изменённые ситуации. Для успешного выполнения заданий 2-го и 3-го уровней в «Карте темы» учащимся предлагается список дополнительной литературы.

Каждый уровень соответствует оценке: 1-й уровень – 3 (удовлетворительно), 2-ой уровень – 4(хорошо), 3-й уровень – 5 (отлично).

                                                               

Успехов в учебе!!!

Тема урока

Базовый уровень

Повышенный уровень

Творческий уровень

Россия в начале XX в.

Какова была численность населения Российской империи к 1914 г?

Какой процент российского населения в начале XX в. проживал в городах?

Какой народ среди населявших Россию в начале XX в. занимал второе по численности место после русских?

Охарактеризуйте особенности территории и населения Российской империи. Как они влияли на развитие страны?

Один из биографов Николая II писал: «Трагедия Николая II в том, что он оказался не на своём месте в истории. Обладая образованием для царствования в XIX веке и темпераментом для правления в Англии, он жил и царствовал в России XX века. Мир, который был понятен ему и привычен, рассыпался на глазах…В конечном счёте, он сделал для своей супруги в семье всё, что было в его силах; так ли это было для России?.. Попав в гибельную паутину,… Николай оплатил свои ошибки, погибнув как мученик вместе с женой и детьми» (Р.Мэсси). Прокомментируйте предложенную оценку личности последнего российского царя. В чём видит трагедию Николая II автор? Можно ли считать это трагедией России?

Экономическое развитие Российской империи

Что такое «модернизация»?

Экстенсивно (вширь) или интенсивно(вглубь) развивалась экономика России в начале XX в.?

В чём состояли особенности российской экономики в начале XX века по сравнению с предшествующим периодом?

Как вы думаете, почему в начале XX в. индустриализация страны рассматривалась передовыми политиками как первейшая государственная задача? Могла ли проблема индустриализации решаться в России так же, как и в ведущих европейских странах? Если нет, то каковы на ваш взгляд, должны были быть её особенности?

Социальное развитие России

Кого в начале века в России называли кулаками ?

На какие социальные слои могло опираться российское самодержавие в начале XX в.?

Вопрос о вхождении нерусских народов в состав Российского государства и по сегодняшний день является актуальным и в то же время противоречивым. С одной стороны, некоторые народы, проживающие по соседству с Россией, вошли в неё на добровольных началах. С другой стороны, Россию столетиями называли (и называют) тюрьмой народов. Как вы думаете, можно ли согласиться с утверждением, что Российская империя была тюрьмой народов?

Образование политических партий

Какая социалистическая партия под руководством В.М. Чернова была создана в 1902 году из объединившихся народнических кружков?

Руководитель боевой организации партии эсеров, тайный агент полиции.

Какое название получило радикальное крыло РСДРП?

Что было общего между социал-демократами и эсерами? В чём заключались различия в программах и тактике социал-демократов и эсеров?

Выскажите своё мнение: существуют ли вопросы, по которым представители обеих социалистических партий и либеральной оппозиции были едины? Если «да», то назовите эти вопросы. Если «нет», то почему?

Внешняя политика России в начале       ХХ века

Укажите причины русско-японской войны.

В какие годы велась русско-японская война?

Какое влияние на общественно-политическую жизнь страны оказала русско-японская война?

Согласны ли вы с оценкой итогов русско-японской войны, предложенной С.Ю. Витте: «И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки или, правильнее , наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы». Свой ответ аргументируйте.

Россия в годы первой русской революции

Дайте определение понятию революция. Какой по характеру была революция 1905-1907 гг.?

Назовите причины революции 1905-1907 гг.

Являлась ли революция 1905-1907 гг. неизбежной?

Как вы считаете, революция: зло или благо?

Реформы П.А. Столыпина

Какими словами П.А. Столыпин определял новый политический курс, который пытался проводить?

Сравните аграрные проекты, разработанные крестьянскими депутатами (трудовиками), с положениями столыпинского аграрного законодательства. В чём их принципиальные различия?

Можно ли согласиться с мнением известного монархиста В.В. Шульгина, что агарная реформа П.А. Столыпина проходила под лозунгом «Всё для народа – вопреки народу?». Аргументируйте свой ответ.

Русская культура конца XIX – начала XX в.

Какое название получил в истории русской культуры период конца XIX – начала XX вв.?

Россия не входила в число самых развитых в экономическом отношении государств. С чем, по вашему мнению, был связан подъём российской науки на рубеже XIX – XX вв.?

Как процессы российской модернизации отражались в развитии культуры начала XX в.?

Революция 1917 года в России

Каковы причины Февральской революции?

Сравните поведение армии в революции 1905 г . и в феврале 1917 г . Почему произошёл переворот в сознании масс?

2 марта 1917 г . Николай II отрёкся от престола. Один из современников заметил по этому поводу: «Отрёкся, как командование эскадроном сдал». Согласны ли вы с подобной оценкой? Какие обстоятельства побудили Николая II принять подобное решение? Были ли у него иные альтернативы?

Становление новой России (октябрь 1917   – 1920 г)

Назовите новые органы законодательной, исполнительной и судебной власти, сформированные большевиками после прихода к власти.

Почему первые мероприятия советской власти в области экономики получили название «красногвардейской атаки на капитал»?

Согласны ли вы с точкой зрения, что смерть Николая II была выгодна всем политическим силам, участвовавшим в вооружённом противоборстве: и красным, и белым, и руководителям Антанты?

Советское государство в первой половине    20-х годов XX в.

В каком году политика «военного коммунизма» была заменена новой экономической политикой?

Сравните политику нэпа с политикой «военного коммунизма» (меры в области сельского хозяйства, меры в области промышленного производства, меры в области товарно-денежных отношений, меры в области трудовых отношений).

Как вы понимаете следующие слова В.И. Ленина: «Экономика весны 1921 г . превратилась в политику…»?

Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.

Каковы цели внешней политики советского государства в 20-е годы?

Какие факторы обусловили сближение советской России с Германией в 20-е гг.?

В 1921 – 1922 гг. в России разразился страшный голод. Помощь голодающим оказывали международные организации. Советское руководство в это время осуществляло финансовую и техническую поддержку Афганистана и Турции. Дайте оценку этому факту. Почему руководители страны, находившейся в столь бедственном положении, решились на такой шаг?

СССР во второй половине 20-х– 30-е годы ХХ в.

В каком году XIV съезд ВКП (б) провозгласил курс на индустриализацию?

Каковы цели индустриализации?

Какие альтернативные программы по выводу страны из кризиса существовали в конце 20-х гг. в партии?

Выскажите свою точку зрения: какова цена форсированной модернизации? Справедливо ли утверждать в этом случае, что «цель оправдывает средства»? Аргументируйте своё мнение.

Советская культура в 1917-1940 гг.

Что такое «культурная революция»?

Укажите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в 20-е годы по сравнению с дореволюционной Россией.

Известно, что многие деятели искусства создавали сочинения, восхвалявшие Сталина. Как вы думаете, почему они это делали? Можно ли возложить на творческую интеллигенцию определённую долю ответственности за установление в стране тоталитарного режима?

Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах

Когда и какими действиями началась Великая Отечественная война?

Определите причины поражения Красной Армии в начальный период войны. В какой степени её неудачи были обусловлены объективными причинами?

Почему в своей речи по радио 3 июля 1941 года Сталин обратился к народу нашей страны со словами «Братья и сёстры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны

Что такое оккупация ? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях.

Сравните условия труда и жизни советских людей в мирное и военное время.

Как вы можете объяснить сохранение огромного числа узников ГУЛАГа даже в годы войны, когда не хватало людей на фронте?

Внешняя политика СССР в годы войны

Какие страны образовали антигитлеровскую коалицию?

Кто является политическими лидерами этих стран?

Сравните решения Ялтинской конференции с решениями конференции в Тегеране.

В Нюрнберге судили главных нацистских преступников. Понятно, за какие преступления привлекались Геринг, Гесс, Кальтенбруннер, Денниц, Йодль, Борман: они несли непосредственную ответственность за гибель миллионов людей, разрушения и беды. А почему под суд попали министр экономики Функ и промышленник Крупп?

СССР в 1945 – 1953 гг

В чём суть доктрины " сдерживания коммунизма " и доктрины " отбрасывания коммунизма "?

Приведите факты, доказывающие, что источником развязывания "холодной войны" был СССР, и факты, доказывающие, что "холодную войну" развязали США. Сформулируйте вывод.

Докажите или опровергните мнение, что послевоенные годы стали апогеем тоталитаризма.

СССР в 1953-1964 гг.

Укажите фамилии лиц, начавших борьбу за власть после смерти И.В. Сталина.

Когда состоялся ХХ съезд КПСС? Какие вопросы он рассматривал?

Приведите факты, свидетельствующие об изменениях политического режима после смерти И.В. Сталина, и факты, показывающие преемственность политических традиций. Сформулируйте выводы.

В правление Н.С. Хрущёва стало "модным" перераспределять земли: Узбекистан передал Таджикистану свыше 50 млн. га, Казахстан Узбекистану - 3,5 млн. га, РСФСР передала Украине территорию Крыма. Почему? Ведь все республики входили в единое государство - СССР.

СССР в годы «коллективного руководства»

Кто был избран первым секретарём ЦК КПСС в 1964 г . после снятия со всех постов Н.С. Хрущёва?

С именем какого государственного деятеля связаны реформы, проводившиеся в промышленности во второй половине 60-х годов?

Почему, несмотря на проведённые реформы, темпы экономического развития нашей страны в 70-е годы снижаются?

Наша страна пережила период "развитого социализма". Согласно предложенным ЦК КПСС критериям "развитой социализм" должен опережать "развитый капитализм", к примеру, по уровню техники, технологии и производительности труда и т.п. Но такого опережения не наблюдалось ни в 60-е, ни в 70-е гг. - такого явления попросту не существовало. На чем же была основана концепция "развитого социализма", выдвинутая Л.И. Брежневым, М.А. Сусловым и другими? Ведь не могли же они не видеть, что теория оказалась в отрыве от реальности, от действительного положения дел в обществе?

Перестройка и распад советского общества

Кто был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985 г .?

Какое название получил последний этап в истории СССР?

Сравните мероприятия перестройки с экономическими реформами 1960-х гг.

Можно ли считать распад Советского союза закономерным явлением? Если нет, то, каким образом, на ваш взгляд, его можно было сохранить или реформировать?

Россия на рубеже ХХ-ХХ I вв.

С какой меры в январе 1992 г . была начата либерализация российской экономики?

Как называется процесс превращения государственной собственности в частную?

Укажите название неименных приватизационных чеков, на основе которых проводился первый этап превращения государственной собственности в частную.

Назовите основные успехи и проблемы внешней политики России в 1990-е гг.

В.В. Путин. Из выступления на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического совета. Шанхай, 19 октября 2001 г . "Сегодня нельзя бояться глобализации, глобализация –объективный экономический процесс. Это я говорю как гражданин страны, которая особенно пострадала от изоляции. Изоляция губительна для экономики. Но нельзя не замечать и негативных сторон глобализации. Наиболее развитые страны должны понять, что невыгодно создавать базу бедности и нищеты в других странах. Бедность и нищета – это основа для терроризма и коррупции". Разделяете ли вы такую точку зрения? Каково ваше отношение к процессу глобализации?

Использованная литература:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XX век. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Выпуск 1. – М.: Просвещение, 1998.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XX век» (9 класс): Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. Контрольные и проверочные работы по истории России XX века. 9-11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2000.

Капустина Л.Г. Разноуровневый контроль знаний по истории России 20 века. – Ульяновск, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по Истории России с ответами 6,7 класс

Задания для олимпиады по Истории России 6,7 класс с  выбором ответа из предложенных вариантов. Максимальное количество баллов - 15. Ответы прилагаются....

тестовое задание к Теме 1 (история России)

После изучение темы 1 по истории России в 9 , 11 классах ученики отвечают на задание следующего теста....

Викторина для 10 класса по Истории России "Россия при Петре I"

Презентация с вопросами, может использоваться как для проверки знаний, так и для урока-викторины....

Дифференцированные задания 5 класс

Дифференцированные задания 5 класс...

Дифференцированные задания 7 класс

Дифференцированные задания 7 класс...

Проблемные задания в школьном курсе история России.

Российское общество на современном этапе поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Обр...