Проблемные задания в школьном курсе история России.
статья по истории (7 класс)
Российское общество на современном этапе поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ganyukovoy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемные задания в школьном курсе история России.
Российское общество на современном этапе поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.[1]
В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки и усовершенствования учебного процесса. Это вызвало обостренное внимание педагогов - исследователей в разработке вопросов проблемного обучения. Они освещаются в трудах известных дидактов: М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др. [2]
В основу проблемного занятия положено использование учебной проблемы и привлечение школьников к активному участию в решении этой проблемы. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и креативности.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он становиться консультантом, помощником, источником информации, координатором, наконец. Проблемное занятие поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и как к науке. [3]
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.
Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:
а) алгоритм решения ранее решенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;
б) решение встречавшихся ранее, но не решенных из- за отсутствия достаточных знаний проблем. Это укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически можно решить учебные проблемы - для этого надо иметь больше знаний;
в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;
г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.
В исторических задачах основу составляет сущность событий, действия личности, скрытый смысл лежащего на исторической поверхности материала, обоснование непредсказуемых поступков, нелогичных шагов, невероятных фактов и прочее. Именно в процессе решения проблемных задач ученик получает возможность сделать нравственный выбор, понять, почему тот или иной государственный деятель поступал именно так. Изучение истории становиться более прочувствованным, более личным.
Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самому учителю и в конце провести опрос проблемного характера.[4]
Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока. В 7-м классе тему «Экономическое развитие России в XVII в. » можно сформулировать так: «Стало ли XVII столетие переломным в развитии хозяйства России?». Такое название обладает потенциалом создания проблемной ситуации.
Следующим этапом будет проведение с учениками эвристической беседы на тему «Последствия Смутного времени». Ученики должны будут вспомнить как отразилась политическая обстановка в стране на ее экономическом развитии.
Переходом к следующий части урока должен служить ответ на вопрос: «По каким показателям можно судить об уровне экономического развития страны?» Ответ должен звучать примерно так: «Экономическое развитие страны определяет развитие сельского хозяйства, развитие промышленности или производительных сил и развитие торговли». В ходе урока нужно детально изучить все эти стороны экономической жизни страны и сделать вывод по изучаемой проблеме.
Изучая развития сельского хозяйства ученики должны, пользоваться картой «Экономика России в XVII в.» чтобы рассказать, какие виды продуктов производились в различных регионах страны, и сделать вывод о последствиях подобной специализации районов. В то же время необходимо учитывать и дальнейший переход земли в руки бояр и дворян, процессы закрепощения крестьян. Ученикам нужно ответить на вопрос, почему именно в это время происходило дальнейшее усиление феодальной зависимости крестьян.
Рассматривая вопрос промышленного развития страны необходимо вспомнить понятия из всеобщей истории: ремесло, мануфактура наемный труд. Пользуясь картой «Экономика России в XVII в.» школьники должны назвать основные центры развития ремесла: развитие производства кружева в Вологде, развитие кузнечного ремесла в Новгороде и Устюжне и т.д. Затем школьников можно спросить, почему в стране увеличилось количество мануфактур.
На следующем этапе урока изучается развитие торговли. Пользуясь текстом учебника, ученики должны выявить факторы, которые привели к увеличению товарообмена в стране. Здесь должны быть названы такие факторы как увеличение денежного оброка с крестьян, товарная специализация районов, появление всероссийских ярмарок. Затем, анализируя приведенную в учебнике выдержку из Новоторгового устава 1667 г., ученикам необходимо ответить на вопросы: «Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе? Почему необходимо было их ввести?»
После этого можно сделать вывод по основной проблеме урока «Стало ли XVII столетие переломным в развитии хозяйства России?».
Таким образом, по окончанию урока учениками должен быть сделан вывод о том, что XVII век стал переломным в развитии хозяйства страны. [5]
Используя проблемный метод необходимо учитывать готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала. Необходимо учитывать общий уровень знаний, настроенность на урок, а главное опыт применения проблемного обучения в данном классе. Большое значение при этом имеет вариативность, т.е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей степени соответствует уровню развития класса.
Список использованной литературы:
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 1984.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
(Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982. 192 с.
3. Бондаревский В..Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.- 412 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-ое изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.— М., 1988.
7. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории.— М., 1969.- 187 с.
8. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе. -2005. - №7.- с. 41-42.
9. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.— М., 1990. – 162 с.
10. Лернер И. Я.. Проблемное обучение. М.: Просвещение ,1974. – с.198
11. Лейбенгруб П. С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 1993, № 4, с. 36 - 37.
12. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
[1] Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе. -2005. - №7.- с. 41-42.
[2] Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
(Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982. 192 с.
[3] Лернер И. Я.. Проблемное обучение. М.: Просвещение ,1974. – с.198
[4] Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982. 192 с.
[5] Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе. -2005. - №7.- с. 41-42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...
Проблемные задания по курсу "История России"
Проблемные задания по курсу "История России"...
Итоговые задания по курсу История России с древнейших времен до начала XVI века
Данный материал поможет обобщить, повторить и систематизировать пройденный материал по курсу...
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО....
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО. ...
Методика проведения вариантов урока-игры при проведении обобщающего повторения по отдельным темам школьного курса истории России
Варианты урока-игры при проведении повторительно-обобщающих уроков...
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...