Урок истории в 9 классе "Свержение монархии"
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме

Жирнов Петр Владимирович

Урок истории в 9 классе "Свержение монархии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sverzhenie_monarkhii_konspekt.pptx.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Учитель: Жирнов П.В.                  

Класс: 9                                                              

Тема: Свержение монархии

Цель урока: Продолжитьформировать историческое сознание и исторический стиль мышления школьников на основе глубокого осмысления и понимания причин, приведших к началу Февральской революции и свержению монархии.

Программное содержание: Революционные события 1917г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

- объясняет причины и сущность событий Февраля 1917г.;

- анализирует различные версии и оценки событий Февраля 1917г.;

- высказывает и аргументирует свою оценку;

- объясняет значение понятий регентство, Учредительное собрание, двоевластие, Временное правительство.  

- умеет работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное;

- показывает по карте основные географические объекты;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Мировоззренческая идея: Февральская революция – попытка осуществить буржуазно-либеральный путь развития страны.

Основные понятия: регентство, Учредительное собрание, двоевластие, Временное правительство.

Основные имена:М.В. Родзянко, Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский, Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, Н.В. Рузский.

Основные даты: 2 марта 1917г.

План изучения нового материала:

1. Причины  революции.

2.Задачи революции.

3. Революционные события Февраля 1917г.  

4. Образование новых органов власти.

5. Отречение Николая II.

6. Двоевластие.

7. Итоги и значение революции.

Оборудование урока: м/м презентация, раздаточный дидактический материал

Оформление доски: тема урока, главный вопрос урока, основные понятия, даты.

Мизансцена урока: традиционная

Домашнее задание: прочитать §10; ответить на вопросы и выполнить задания в конце §10.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

На столах: учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Письменный опрос по карточкам № 1, 2, 3.

2. Беседа с классом

- Назовите причины Первой мировой войны.

- Какие военно-политические союзы образовались накануне войны?

- Назовите цели стран-участников Первой мировой войны.

- Что послужило поводом к войне?

- Назовите дату вступления России в Первую мировую войну.

- Расскажите о начале боевых действий и о планах Германии.

- каким было отношение общества к начавшейся первой мировой войне?

- Какова была роль Восточного фронта в военных действиях 1914-1916гг.?

- Какие факторы обеспечили перевод экономики на военный лад?

- Как и почему изменились настроения в русском обществе и на фронте в 1916г.?

- Как вы понимаете значение термина продразверстка?

3 ученика, за партами

Фронтально

(применяется жетонная система)

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с историей России 1917-1921гг.  Тема нашего урока – «Свержение монархии».
Наша сегодняшняя задача не просто ознакомиться с событиями Февраля 1917г.Мы должны понять, какие причины привели к революционным событиям Февраля 1917г.

Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.

Домашнее задание: прочитать §10; ответить на вопросы и выполнить задания в конце §10.

Слайд 1

Запись темы урока в тетрадь

Запись в тетрадь домашнего задания

Слайд 2

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Причины  революции

Вопрос классу:

- Вспомним, что такое революция. И какая сложилась обстановка накануне революции.

Словарная работа:

Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя.

Образное повествование:

В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ещё более усиливается.

Отмечается ухудшение материального положения народа, так как правительство установило низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, и это привело к её сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия. В результате резко выросли цены на продовольствие, растёт спекуляция, началась инфляция.

Были отмечены постоянные перебои в поставках продовольствия в Москву и Петроград.

В армии недовольство тоже нарастало из-за бездарности высшего военного руководства и поражения на фронтах. Учащались случаи открытого неповиновения приказам офицеров, случаи братания с солдатами противника.

Армия слабо обеспечивалась оружием и продовольствием из-за дезорганизованности тыла. Шло революционизирование армии. Деревня осталась без мужей, братьев, сыновей, которые сражались на фронтах войны. Работать там было некому. Таким образом, падал жизненный уровень. Росло недовольство тяготами войны. Ряды недовольных пополняли буржуазия, интеллигенция, крестьяне, рабочие. Страна стояла на пороге революции.

Причины революции:

  1. Нерешенность аграрного вопроса. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.
  2. Отсутствие рабочего законодательства. (установление 8 часового рабочего дня).
  3. Кризис самодержавия (ограничение власти царя Конституцией).
  4. Ожидание народом прекращения  Первой мировой войны.(армия устала воевать, боевой дух солдат упал, дезертирство в армии, поражение на фронтах, 80% экономики работало на войну, перебои в снабжении топлива и продовольствия).
  5. Экономическая разруха, обнищание и голод. (Цены на предметы первой необходимости выросли на 300%, а средняя зарплата рабочих- на 100%. Правительство ввело хлебную разверстку. На потребляющие деревни надвигался голод.)
  6. Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам (В 1912-1914 гг. не прекращались крупные волнения среди народов Средней Азии. В Польше и на Украине усилилось движение сторонников за выход из России. В мусульманских районах укрепилась протурецкая ориентация. Дело Бейлиса).

2. Задачи революции.

Вопрос классу:

- Исходя из причин революции, как вы думаете, какие задачи были поставлены перед Февральской революцией?

1) Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

2) Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.

3) Свержение самодержавия, установление республики.

4) Прекращение войны и заключение мира. Ликвидация экономической разрухи.

5) Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление им прав на самоопределение вплоть до отделения.

Выводы:

Беседа с классом:

- Определите, исходя из задач революции ее характер(буржуазно-демократический).

- Как вы думаете, какие социальные группы российского общества были заинтересованы в решении задач революции? (буржуазия, рабочие, крестьяне, интеллигенция, часть армии).

3. Революционные события Февраля 1917г.  

Работа с учебником:

- Пользуясь текстом учебника, заполните хронологическую таблицу «События Февральской революции».

Дата

Событие

18.02

Рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Требования повысить з/п. в ответ на это администрация объявила о закрытии производства. =>более 30 тыс. рабочих осталось без средств к существованию.

23.02

демонстрацию возглавили женщины. Требовали хлеба и возвращения мужчин с фронта.

25. 02

всеобщая политическая стачка

26.02

Николай II распускает Государственную Думу. Массовый переход солдат на сторону демонстрантов.

27.02

Восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили Арсенал, Петропавловскую крепость, из тюрем освобождены политические заключенные

1.03

образование Временного правительства

2.03

отречение НиколаяII в пользу своего брата Михаила

3. 03

отречение Михаила

Работа с историческим документом:

- В чем смысл предложений Родзянко?

- Какими аргументами он пытался убедить царя в необходимости действовать именно так, как он предлагает?

4. Образование новых органов власти.

Образное повествование:

Вечером, 27 февраля опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Гос.Думы.

Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы.  Его главой стал Родзянко М.В.

В это же время было принято решение о создании Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.  

Председателем Исполнительного комитета Петроградского совета избрали Н.С. Чхеидзе. Его заместителями были А.Ф. Керенский, М.И. Скобелев.  

В ночь с 1 на 2 марта 1917г.  Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, которое состояло бы из либералов, но проводило в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Его возглавил князь Г.Е.Львов.

Временным правительство называлось потому, что должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания.

Нужно было решить вопрос о судьбе монарха и монархии.

5. Отречение Николая II.

Рассказ:

Находившийся в Ставке царь выехал в столицу. Но его поезд был остановлен. Т.к. поступило сообщение, что ближайшие ж/д узлы заняты восставшими войсками.  Царский поезд повернул в Псков, где находился штаб Северного фронта.

В ночь с 1 на 2 марта Родзянко передал главнокомандующему Северным фронтом генералу Рузскому телеграфное сообщение с просьбой убедить Николая 2 отречься от престола в пользу своего сына Алексея (13 лет), а регентом назначить брата – великого князя Михаила Александровича.

Вопрос классу:

- Кого называли регентом?

Словарная работа:

Регентство временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин.

Рассказ:

Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями были отправлены срочные телеграммы с просьбой высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая.

Все согласились. Такая позиция высших армейских чинов потрясла Николая 2.

2 марта он подписал акт об отречении в пользу своего брата Михаила. На следующий день Михаил заявил, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание.

Словарная работа:

Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

6. Двоевластие.

Образное повествование:

В стране тем временем сложилось двоевластие – одновременно существовали 2 органа власти: Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Составление схемы: «Двоевластие».

Образное повествование:

    Временное правительство не располагало кокой-либо реальной властью, его распоряжения осуществлялись лишь на столько, на сколько допускал Петроградский Совет. Он располагал важнейшими элементами реальной власти: войска, железные дороги, почта, телеграф.

1 марта Петроградский совет издал Приказ №1:

- создавались выборные солдатские комитеты.

- оружие передавалось в их распоряжение.

- приказ уравнивал в правах солдат и офицеров

- отменял традиционные формы армейской дисциплины (обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты»).

3 мартабыла опубликована Декларация Временного правительства.

Работа с документом:

- Какие изменения внесла декларация в политический строй России?

- Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?

- Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации.

Выводы:

Для политики временного правительства характерно принятие полумер по самым наболевшим вопросам:

  1. Национальный – Временное правительство выступало за сохранение единства Российского государствава на основе предоставления всем жителям страны равных гражданских прав и свобод. Польше – обещали в будущем предоставить независимость. Предоставлена автономия Финляндии, Украине, Белоруссии.
  2. Аграрный – решение вопроса о земле откладывалось до созыва Учредительного собрания. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведет к дезорганизации фронта: крестьяне, одеты в солдатские шинели, не смирятся, что он пройдет без их участия.

В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.

  1. Военный – правительство, связанное обязательствами с Антантой, считало, что победа в войне повысила бы международный авторитет России. Война до победного конца.
  2. Рабочий – отклонен закон о введении 8-часового рабочего дня  (причина-продолжение войны).

7. Итоги и значение революции.

Обобщение:

Беседа с классом:

- Назовите итоги революции. (Свержение монархии; провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание; Образование двоевластия).

- Каково значение революции?

  1. Победа февральской революции была победой всех слоев населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовыми странами в смысле провозглашения демократических и политических свобод.
  2. Велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции - под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

Отвечают на вопрос учителя.  

Запись определения в тетрадь

Слайд 3

Запись в тетрадь.

Слайд 4

Отвечают на вопрос учителя.

Запись в тетрадь.

Слайд 5, 6.

Отвечают на вопросы учителя.

С. 75-78.

Заполнение таблицы, запись новых сведений в тетрадь.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 12, 14

Слайд 15

Слайд 16

С. 75.

Фронтально

Построение схемы по ходу рассказа учителя. Запись в тетрадь.

Слайд 13

Слайд 17

Слайд 16

Запись определения в тетрадь.

Запись определения в тетрадь.

Запись определения в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Слайд 18, 19

Слайд 15

С. 79

Фронтально

Слайд 20

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтально.

Слайд 21, 22

V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Согласны ли вы,  с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте:

“Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

Фронтально

Слайд 23

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценка и отметка учебно-познавательной деятельности учащихся.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!

Приложение

КАРТОЧКА   1.

Какие из перечисленных ниже утверждений не соответствуют исторической действительности?

  1. В 1916г. в России произошло катастрофическое падение выпуска вооружений.
  2. В благодарность за оказанные в войне услуги Николай II ввел представителей крупной буржуазии в правительство.
  3. Осенью 1916г. в Москве и Петрограде ощущалась острая нехватка продовольствия.
  4. Кадеты и октябристы резко осудили правительство за начало военных действий против Германии.
  5. Лидер большевиков В.И. Ленин выдвинул лозунг поражения своего правительства в войне.
  6. Позицию Ленина по отношению к войне поддержал старейший русский марксист Г.В. Плеханов.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 2.

Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Из воспоминаний А.А. Брусилова.

        Наступление превзошло все ожидания. Фронт исполнил данную ему задачу – спасти Италию от разгрома и выхода ее из войны, а кроме того, облегчил положение французов и англичан на их фронте, заставил Румынию стать на нашу сторону и расстроить все планы и предложения австро-германцев на этот год.

        … Если бы у нас был настоящий верховный вождь и главнокомандующие действовали по его указу, то мои армии, не встречая достаточно сильного противодействия, настолько выдвинулись бы вперед и стратегическое положение врага было бы столь тяжелое, что даже без боя ему пришлось бы отходить к своим границам и ход войны принял бы совершенно другой оборот, а ее конец значительно бы ускорился.

  1. Какие причины побудили Николая II принять решение о спешном наступлении войск Юго-Западного фронта?
  2. Каковы были итоги этого наступления?
  3. Какие причины, по-мнению А.А. Брусилова, не позволили русской армии закрепить успех Юго-Западного фронта и добиться перелома в ходе войны?

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 3.

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период Первой мировой войны был:

а) Николай II;

б) великий князь Николай Николаевич;

в) А.А. Брусилов.

  1. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915г. оказали:

А) суровые погодные условия;

Б) нехватка снарядов;

В) наличие немецких шпионов при царском дворе.

        

  1. В 1915 г. Председатель IV Государственной думы М.В. Родзянко назвал «величайшей ошибкой» николаевского царствования:

А) создание Прогрессивного блока;

Б) арест военного министра В.А. Сухомлина;

В) принятие Николаем II обязанностей Верховного главнокомандующего.

  1. Какое обстоятельство стало решающим в быстрой перестройке русской экономики на военный лад:

А) объединение усилий государства и частного капитала;

Б) всеобщая трудовая мобилизация населения;

В) приток иностранных инвестиций.

  1. Каково было главное требование русской общественности в 1916г. :

А) отречение Николая II в пользу своего сына;

Б)  формирование правительства «народного доверия»;

В) устранение Г. Распутина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Британская монархия" по учебнику "English VI" О.В.Афанасьева, И.В.Михеева для школ с углублённым изучением английского языка.

Целью данного урока является ознакомление учащихся с разными британскими династиями, выполнение разнообразных лексических упражнений на данную тему. Учить детей преподносить подготовленный материал в ...

Урок истории в 11 классе "Третьемюньская монархия и реформы П.А.Столыпина"

Конспект урока истории в 11 классе "Третьемюньская монархия и реформы П.А.Столыпина" с использованием ЭОР...

Конспект урока истории в 11 классе "Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина"

Конспект урока истории в 11 классе по теме: «Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина»....

Урок истории по теме «Россия ХVII века - сословно-представительная или абсолютная монархия?»

Урок истории в 7 классе по теме "Россия 17 века - сословно - представительная или абсолютная монархия?".  Урок  построен с использованием технологии проблемного обучения"....

Урок истории на тему "Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в."

Урок истории на тему "Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в." разработан учителем истории и обществознания - Зенковой Алиной Сергеевной....