Урок истории в 11 классе "Третьемюньская монархия и реформы П.А.Столыпина"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Конспект урока истории в 11 классе "Третьемюньская монархия и реформы П.А.Столыпина" с использованием ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_reformy_p.a.stolypina.rar | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина»
Конспект урока истории в 11 классе
учителя МОУ «СОШ №76» г.Саратова Зайцевой Н.Н.
Цель урока:
- обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А.Столыпина.
- подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой поддержки в стране.
- продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с документами и вопросами в форме ЕГЭ, самостоятельно делать выводы.
Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: рассказ, беседа.
Основные понятия: хутор, отруб, кооперация, землеустроительные комиссии, переселенческая политика.
Оборудование урока: учебник Н.В.Загладина, С.И. Козленко «История Отечества XX – начало XX века» (§6), карта «Российская империя в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П.А.Столыпина», тетрадь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме «Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.»: фронтальный опрос, проверка домашнего задания:
1. Чем объяснить быстрый процесс возникновения партий в начале XX века?
- работа с кроссвордом «Общественно-политические деятели России начала XX века -http://puzzlecup.com/?guess=6C580F2ED362C9AU
2. Дайте анализ деятельности политических партий в Государственной думе.
3. Сравните состав I и II Государственных дум. Какие изменения в нем произошли и почему?
Слайд. Таблица «Состав депутатов I, II и III Государственных дум»
3. Изучение новой темы.
План.
- П.А. Столыпин и его политика.
- Реформы П.А. Столыпина.
- Итоги правления П.А. Столыпина.
- Политический кризис 1912-1913 гг. (самостоятельное изучение).
Для того, чтобы приступить к изучению темы учитель просит ребят ответить на вопросы:
- Назовите одну из главных причин первой российской революции?
- Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
- Каких изменений добились крестьяне в ходе первой русской революции?
- Вспомните, что такое крестьянская община. Какую роль она играла в аграрных отношениях России в начале XX века?
- Почему аграрный вопрос рассматривался в программе всех политических сил того времени и как его предлагали решить? (слайд)
Вопрос: Что вы знаете о П.А.Столыпине и почему именно ему было предложено возглавить правительство в то непростое для страны время?
- ответы учеников;
- сообщение о деятельности П.А.Столыпина в Саратове (презентация)
- работа класса с коллекцией ЦОР «Личность в истории: Петр Аркадьевич Столыпин»
http://fcior.edu.ru/card/21242/lichnost-v-istorii-petr-arkadevich-stolypin.html
Работа с учебником (49-50):
- Охарактеризуйте политику «успокоения» страны, проводимую Столыпиным.
Учитель: Читает цитату Столыпина из обращения ко II Государственной думе: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
- Как вы понимаете смыл высказывания? Как складывались отношения между Столыпиным и депутатами Думы?
Учитель: Большое значение П.А. придавал подавлению оппозиции со стороны Госуд. думы. После принятие нового избирательного закона 3 июня 1907 г. В стране возникла новая политическая система, получившая название третьеиюньской монархии.
- Сравните состав III Государственной думы с предыдущими думами. Могло ли повлиять изменение избирательной системы на развитие политической ситуации в России и почему?
- (Выборы в Государственную думу http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/lesson_material_image/1242/10f5d1cf86f6a56a4f7e9ca956f258e6.jpg)
- Слайд. Таблица «Состав депутатов I, II и III Государственных дум»
Учитель: Политика Столыпина имела 2 направления: «успокоение» и «реформы». Программа реформ, которую задумывал П.А.Столыпин, охватывала самые разные отрасли, включая изменения систем местного самоуправления и образования. Как и противники царского режима, премьер-министр П.А.Столыпин видел главную проблему в аграрном вопросе.
Задание: на основе высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы. (Столыпин об аграрной реформе - http://history1-35.ucoz.ru/forum/156-1119-1)
Под запись в тетрадь: цели:
- «Успокоение» страны.
- Создание слоя земельных собственников -социальной и экономической опоры монархии.
- Продолжение процесса модернизации.
Работа с учебником (с. 51-52)
- Определите и выпишите в тетрадь основные направления аграрной реформы:
- разрушение крестьянской общины и закрепление земли в частной собственности;
- оказание финансовой помощи крестьянству;
- создание хуторов и отрубов;
- переселение безземельных и малоземельных крестьян за Урал, в Сибирь и Ср. Азию;
- развитие крестьянской кооперации;
Учитель: после того, как мы с вами рассмотрели основные положения аграрной реформы, нам необходимо подвести ее итоги и дать им оценку.
Работа с учебником (с. 51-52)
(Совместно подводят итог):
- Записывают в тетрадь (слайд Итоги аграрной реформы)
Учитель: Но П.А. Столыпин был озабочен не только аграрным вопросом, он пытался модернизировать Россию и по его инициативе в стране начали проводиться преобразования в таких сферах как (запись в тетрадях):
- Введение свободы вероисповедания
- Установления гражданского равноправия (вспомнить избирательный закон)
- Улучшение быта рабочих
- Реформа местного самоуправления
- Реформа высшей и средней школы
- Введение всеобщего начального обучения
- Улучшение материального обеспечения народного учительства
- Полицейская реформа.
Итоги и значение аграрной реформы П.А.Столыпина
(работа с тестом самостоятельно, затем проверка)
Домашнее задание:
- § 6, записи в тетради,
- Задание (ЕГЭ) выкладывается в разделе «Домашнее задание» портала
С5. Ниже приведены три точки зрения на политику П.А.Столыпина.
- Проводившиеся реформы отвечали глубинным интереса развития страны, дали значительные положительные результаты, и если бы на их реализацию историей был отпущен более длительный срок, привели бы к устойчивому развитию России как одного из мировых лидеров.
- Реформы П.А.Столыпина были слабой попыткой совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранение господства старой земельной аристократии. Реформы в целом провалились, а их влияние на развитие России следует оценить негативно.
- Столыпинская политика – это сложный и противоречивый процесс, включающий и прогрессивные и консервативные элементы. Итоги реформ выглядят как половинчатые: частичный успех соседствует с крупными просчетами.
Задание: Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 9, 11 кл.: "Реформы Столыпина" или "Программа модегнизации России"
История РоссииРоссия в начале ХХ – ХХI в.Россия в начале ХХ в.(1900-1916 гг.) 12 ч.Урок №9. Тема урока: «Реформы П..А. Столыпина» или «Программа модернизации России»...
Презентация к уроку истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века"
Презентация раскрывает суть либеральных преобразований Российской империи в годы правления императора Александра II....
Тест по истории России по теме: "Экономические реформы П.А. Столыпина", 9 класс
Данный гомогенный тест по теме: «Экономические реформы П.А. Столыпина» разработан мною для учащихся 9х классов с целью осуществления тематического контроля по теме. Тест выполняется на заранее подгото...
Конспект урока истории в 11 классе "Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина"
Конспект урока истории в 11 классе по теме: «Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина»....
Открытый урок в 9 классе по истории на тему "Социально-экономические реформы П. А. Столыпина"
Открытый урок прошел в 9 классе в рамках предметной недели естественных и общественных дисциплин, технология используемая на уроке-технология проблемного урока...
Открытый урок в 9 классе по истории на тему "Социально-экономические реформы П. А. Столыпина"
Открытый урок прошел в 9 классе в рамках предметной недели естественных и общественных дисциплин, технология используемая на уроке-технология проблемного урока...