Конспект урока в 9-ом классе на тему: «Февральская революция 1917 года».
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Конспект урока в 9-ом классе на тему:
«Февральская революция 1917 года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 9-ом классе на тему: «Февральская революция 1917 года». | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9-ом классе на тему:
«Февральская революция 1917 года».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: сочетание эвристической беседы с элементами групповой практической работы обучающихся с историческими документами.
Цели урока:
Обучающая - сформировать у обучающихся представления о том, что Февральская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально–экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне усталости от I мировой войны;
Воспитательная – способствовать верному нравственному и этическому осмыслению событий Февраля 1917 года;
Развивающая – продолжить формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
Основные знания: причины революции; задачи революции; характер революции.
Основные понятия: революция; кризис власти; двоевластие.
Оборудование урока: исторические документы, фрагменты мемуаров и дневников; схема «Февраль 1917 года»; хронологическая таблица; настольные таблички с названиями основных групп российского общества; на доске – формулировка проблемно – познавательной задачи, перечень проблем, существовавших в России к началу 1917 года.
План урока.
Мотивационная беседа, формулировка целей урока.
Изучение нового материала на основе групповой работы обучающихся с историческими документами, схемами и таблицей.
Закрепление изученного материала с опорой на конспект.
Пояснения к домашнему заданию.
Мотивационная беседа, формулировка целей урока.
Цель урока – выяснить причины, задачи и характер революции и ответить на вопрос: «Почему так быстро рухнуло самодержавие в Феврале 1917 года?»
Сегодня вы, работая в группах, должны продемонстрировать умение добывать необходимые знания, пользуясь разнообразными информационными источниками, знаниями своих одноклассников и продемонстрировать свою информационную и коммуникативную компетентность.
К концу урока в ваших рабочих тетрадях должна быть воспроизведена хронологическая таблица «События Февральской революции 1917 года» а также основные знания: причины, задачи и задачи революции.
Изложение нового материала.
Что же представляла из себя ситуации в России к началу 1917 года?
Учащиеся знакомятся с выдержкой из донесения Протопопова и делают вывод о ситуации в России к началу 1917 года о том, что война вызвала расстройство всего народного хозяйства. Кроме того:
1) общие расходы на войну составили более 30 млрд. руб. Часть из них покрывалась за счёт внешних и внутренних займов, часть – путём увеличения выпуска бумажных денег; 2) покупательная способность рубля к февралю 1917г. составила 27 коп.;в стране назревал голод; хлеб был, но крестьяне придерживали его, ожидая повышения цен. Цены на мясо увеличились по сравнению с 1914 г. на 200 – 220%; З/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%; повсюду стояли очереди за продуктами. В одном из полицейских донесений утверждалось: «Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам и десяткам тысяч революционных прокламаций».
- А что же правительство?
Царское правительство лихорадило; происходили частые смены министров. В 1914 – 1917 гг. сменились 4 председателя совета министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра, 4 министра земледелия. Многих возмущало или раздражало влияние Г. Распутина на царскую семью. Присутствие при дворе этого старца с сомнительной репутацией дискредитировало самодержца. В ночь на 17.12.1916 года Распутин был убит. Но желаемых результатов это не дало.
Усилилось стачечное движение, происходили волнения на национальных окраинах империи. Всё говорило о том, что страна на пороге революции.
На основе полученной информации, выделите проблемы, существовавшие в России к началу 1917 года.
Чтобы понять смысл происходившего в то время в России, необходимо узнать, что думали современники тех далёких событий, как они оценивали ситуацию.
Групповая работа учащихся с документами.
Общее задание для всех групп:
После изучения документов дать характеристику ситуации в России к февралю 1917 года, как её увидели герои ваших документов.
Сделать вывод о позиции героев документов по вопросу о путях дальнейшего развития событий.
- группа изучала материалы, отражающие позицию социал – демократов.
- группа изучала материалы о том, как оценивали положение в стране царь, его семья и ближайшее окружение.
- группа изучала материалы о настроениях в армии.
- группа изучала материалы о том, как видели ситуацию лидеры крупнейших буржуазных партий, члены Государственной думы.
- группа анализирует материалы, отражающие настроения рабочих и крестьян.
Помимо текстов документов ребята получают карточки с краткой характеристикой автора текста и с минимальными биографическими сведениями.
Работа в группах должна помочь школьникам дополнить общую характеристику ситуации в России к февралю 1917г., предложенную учителем в начале урока.
Примерные выводы, сделанные в результате работы в группах
Ленин считал, что монархия обречена. Он был за революцию, причём полагал, что она будет мировой. Кроме того, он считал, что именно партия большевиков способна возглавить революцию и дать народу мир, хлеб и свободу.
Мартов считал, что Россия не готова к тому, о чём говорил Ленин, что не следует забегать вперёд.
Ленин откровенно издевается над Мартовым, считая себя правым. Он не стеснялся в выражениях, ругая и либералов, считал их неспособными спасти страну.
Николай II не до конца понимал ситуацию. Он не верил в возможность революции. Даже донесения охранного отделения не насторожили самодержца.
Окружение царя влияло на него противоречиво:
одни уверяли, что всё спокойно, что правительство владеет ситуацией и что царю ни в
коем случае нельзя уступать Государственной думе; другие пытались убедить Н. II в необходимости уступок, перемен.
Сам же Николай II не без влияния Александры Фёдоровны пришёл к выводу о силовом решении проблем: роспуск Государственной думы и т.д. Эта близорукость царя дорого обошлась и ему, и России.
Одна часть армии, прежде всего офицеры, была ему ещё предана. Они считали, что революционные идеи нужно вытравливать силой.
Положение солдат и матросов было ужасно: голод, холод, лишения, нередкими были издевательства офицеров. Солдатская масса пропитывалась революционными настроениями, хотела закончить войну, вернуться домой и отобрать землю у помещиков.
Всё это говорило о том, что армия уже не является опорой самодержавия.
Видные общественно – политические деятели были явно растеряны:
с одной стороны, видны попытки сохранить монархи;
с другой стороны, Гучков, Шингарёв, Милюков и Шульгин видят, что страна движется к революции. Они пытаются найти выход в воздействии на императора, но одновременно ощущают своё бессилие, не могут даже определить состав будущего правительства. Вероятно сказываются былые разногласия, нерешительность. Впоследствии это проявилось и в работе Временного правительства.
Пуришкевич – явный приверженец монархии. Но он понимает, что слишком далеко зашло разложение царизма и его не спасти.
Рабочие жили скверно. Надвигался голод, вести с фронта были не утешительные.
Они понимали, что так дальше жить нельзя: выходили на улицы с требованиями 8-ми часового рабочего дня, прекращения войны, свержения самодержавия.
Группа приводит характеристику положения рабочих и крестьян.
Теперь настало время выделить главные причины революции.
На доске – перечень проблем, существовавших в России к началу 1917 года:
- Слабость самодержавной власти.
- Продовольственные трудности.
- Продолжение войны.
- Бездействие правительства.
- Революционные настроения в армии.
- Усиление национальных противоречий на окраинах России.
- Нерешённый вопрос о земле.
- Тяжёлое положение рабочих и крестьян.
- Военные неудачи.
- Какие из перечисленных проблем, существовавших в России к началу 1917 года были наиболее болезненными? Обоснуйте свой выбор.
Работа с опорным конспектом «Февраль 1917 года».
Учащиеся формулируют причины революции:
- Всеобщее недовольство политикой царизма;
- Обострение социально – экономических противоречий, вызванных длительной и изнурительной войной;
- Нерешённость аграрного вопроса;
- Нерешённость рабочего вопроса;
- Нерешённость национального вопроса.
Затем обучающиеся определяются задачи революции:
- свержение самодержавия и установление демократической республики;
- прекращение войны и заключение мира;
- решение вопроса о земле;
- установление 8-часового рабочего дня и улучшение положения рабочих; - решение национального вопроса.
Характер революции – буржуазно-демократический.
Существуют различные точки зрения на характер революции.
Работа с документами по вопросам. Деникин А. И. «Очерки русской смуты», Троцкий Л. Д. «Итоги и перспективы».
Обучающиеся делают вывод, что к началу 1917 года Росси стояла перед выбором: эволюция или революция.
Работа со схемой.
Россия
Эволюция Революция 26.02.1917.
Когда была упущена последняя возможность развития России по пути эволюции к конституционной монархии?
Рассмотрим ход событий на основе хронологической таблицы.
Но сначала, работая с текстом учебника на с.96, определите, что послужило поводом для начала массовых выступлений?
18.02.1917 объявили забастовку рабочие лафетно - штамповочной мастерской Путиловского завода. Они требовали повышения з/п, оплаты простоев и сверхурочных. Администрация объявила об их увольнении. На их защиту встали все рабочие завода. Дирекция ответила закрытием завода. Более 30 тысяч рабочих остались без средств к существованию. Это послужило поводом для начала массовых выступлений.
Работа над хронологической таблицей.
23.02 – демонстрация и забастовки рабочих в Петрограде (участвовало треть столичного пролетариата).
Лозунги: «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!».
24.02 – первые столкновения демонстрантов с полицией.
25.02 – всеобщая политическая стачка (более 300 тыс.человек).
Лозунги: «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!».
В эти дни и Дума, и император пытаются переломить ход событий.
Государственная дума:
создаёт комитеты по распределению продовольствия;
26.02. Председатель Думы М.В. Родзянко отправляет телеграмму царю. Работа с учебником с. 96 (текст телеграммы).
Николай II.:
25.02 телеграмма командующему Петроградским военным округом С.С. Хабалову с требованием немедленно прекратить беспорядки; - 26.02 указ о роспуске Думы.
– 27.02 – демонстрации перерастают в вооружённое восстание.
– 28.02 – массовый переход солдат и матросов на сторону восставших.
Результатом петроградских событий было создание 27.02 двух новых центров власти:
Временный комитет членов Государственной думы во главе с председателем Думы М.В.
Родзянко;
Временный исполком Петроградского Совета. Председатель – Н.С. Чхеидзе.
01.03 – соглашение о создании Временного правительства.
02.03 – Николай II подписал акт об отречении от престола. От имени временного комитета членов Государственной думы в Псков выехала делегация в составе с А.И. Гучкова и В.В. Шульгина с предложением к царю об отречении в пользу наследника Алексея при регенстве великого князя Михаила Александровича. К этому предложению присоединилось командование армии.
Учитель зачитывает воспоминания В.В. Шульгина и Николая II об этом событии.
- Когда была упущена последняя возможность развития России по пути эволюции к конституционной монархии?
26.01.1917 года подписанием указа о роспуске Думы, когда царь оттолкнул от себя всю демократическую общественность.
Так рухнуло самодержавие. Вместо него образовалось двоевластие – одновременное существование двух властей:
с одной стороны – Временное правительство во главе с князем Г. Львовым до созыва Учредительного собрания,с другой – Петросовет.
О дальнейшем развитии событий речь пойдёт на следующих уроках.
Закрепление изученного материала с опорой на конспект.
Обобщив и систематизировав, полученные в ходе работы с различными информационными источниками, знания и опираясь на конспект «Февраль 1917 года», подведём итоги:
Каковы причины, задачи, характер революции?
Почему в феврале 1917 года столь быстро рухнуло самодержавие? Обучающиеся выделяют причины:
– сопротивление консервативных сил любым демократическим начинаниям;
– Православная церковь перестала быть опорой царского режима;
– разобщённость демократических сил;
– разрыв между монархией и народом.
Обучающиеся кратко повторяют изученный материал по опорному конспекту «Февраль 1917 года», обобщая и систематизируя полученные знания.
Таким образом, цель урока достигнута: мы выяснили причины, задачи и характер революции; ответили на вопрос: «Почему так быстро рухнуло самодержавие в Феврале 1917 года?»; - продемонстрировали свою информационную и коммуникативную компетентность.
Домашнее задание: параграф 12, вопросы №1 –3, конспект урока. Возможен вариант решения проблемной задачи дома с опорой на конспект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории в 11 классе по теме "Октябрьская революция 1917 года"
урок представлен по модульной технологии....
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»...
урок по теме : "Февральская революция 1917 года
Урок предназачен для 1 курса СПО...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 года»
Урок истории в 9 классе. Относится к I разделу "Россия на рубеже 19-20 века"...
Конспект урока истории в 10 классе по теме: Политические революции XVII- XVIII
План Предпосылки и итоги буржуазных революций. Революция 1566-1609г.г. в Нидерландах. Обострение противоречий в английском обществе начала XVIIв. Начало революции в Англии.Кризис абсолютизма и начало ...
Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»
методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...