Фрагменты календарно-тематического планирования по истории
календарно-тематическое планирование (история, 11 класс) по теме
Примерная программа по истории 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_11_kl._istoriya_rossii.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стандарты среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне предусматривают достижение следующих целей:
- Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
- Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
- Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
- Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
- Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Реализация этих целей позволяет обеспечить требования
знать и понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Базовый уровень изучения истории предполагает не только усвоение основ исторических знаний, но и значительную практическую ориентированность этих знаний, формирование различных умений работать с информацией, социальной и коммуникативной компетентностей. Одним из способов повышения эффективности процесса обучения на базовом уровне и одновременно средством мотивации старшекласников будет использование деятельностного подхода в преподавании предмета.
Изучение истории направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.
- Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
- Освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.
- Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
- Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Реализация этих целей позволяет обеспечить требования
знать и понимать:
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории.
уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-поз-навательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Сопоставление целей обучения истории и требований к уровню подготовки выпускников наглядно представляет особенности обучения истории: более высокий уровень оценочной деятельности, освоение элементов философии истории и методологии истории как науки, овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач. Перед учителем встают сложные задачи: «оснастить» процесс обучения необходимыми средствами, которые «подчиняют» усвоение фактов, явлений, процессов, понятий творческой исследовательской деятельности учащихся; добиться баланса в изучении теоретического и «прикладного» материала; сформировать необходимые навыки представления результатов групповой или индивидуальной деятельности; развивать самостоятельность учеников.
Особое место в системе исторического образования отводится изучению истории России. Оно формирует у учащихся знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); ценности, среди которых важнейшими
являются патриотизм, гуманизм, уважение прав человека, толерантность; способы мыследеятельности, обеспечивающие присвоение исторического материала
(включая проведение исторического исследования, проектирование моделей различных общественно - политических; самоидентификацию (культурную, этнонациональную, государственную) и самоопределение по отношению
к ключевым событиям отечественной истории. В процессе усвоения исторических знаний курс истории России ХХ века занимает особое место. Он должен быть органично связан с аналогичным курсом, изучаемым в первом концентре, и, вместе
с тем, качественно отличаться от него, раскрывая причинно-следственные связи, внутреннюю логику исторического процесса, мотивы деятельности субъектов
истории – исторических личностей и рядовых людей, различных социальных групп, то есть природу и движущие силы исторического развития Отечества в ХХ веке.
Реализуя цели учебного курса и учебника Н.В.Загладина «История России» , автор программы стремился решить следующие задачи:
- включить историю России ХХ века в мировую историю как ее важнейшую составную часть, особенно при рассмотрении таких вопросов, как опыт политической трансформации, опыт модернизации, борьба с фашизмом, роль патриотического и национального факторов в историческом развитии, вклад в развитие мировой культуры, решение глобальных проблем;
- последовательно придерживаться принципа историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок;
- представить альтернативность развития на двух уровнях: выявляя возможные направления развития в точках исторической бифуркации с последующим выяснением причин реализации определенной альтернативы (первый уровень) и включая различные исторические оценки ключевых явлений и событий;
- посредством использования документального материала, включенного в основной текст или представленного после параграфов, создать на страницах учебника ситуации, когда учащиеся могут увидеть столкновение различных точек зрения на одни и те же факты, процессы и явления и непосредственно включиться в напряженный исследовательский поиск, определяя свою собственную позицию;
- придерживаясь, как было сказано выше, альтернативного подхода к рассмотрению исторических событий, процессов, личностей и, не отказываясь от освещения дискуссионных проблем, например, таких, как Великая российская революция, Гражданская война, модернизация страны в 30-е гг., развитие и кризис советской системы и др., исключить антигосударственные, антисоциальные и конфронтационные трактовки, избегать политизированности, стремиться научить школьников воспринимать факты, не домысливая их и не подгоняя под идеологические схемы;
- в целях борьбы с перегрузкой учащихся избегать излишней детализации в освещении ряда вопросов, при этом обеспечить пропорциональное освещение всех основных проблем и аспектов развития России: на каждом этапе общественного развития страны (Российская империя – СССР – Российская Федерация) проследить развитие экономики, социальной структуры, государственно-политической системы, культуры, национальных отношений, внешней политики, место и роль революций и войн, роль различных социальных групп, исторических личностей и рядового человека в истории. При этом при изложении материала, посвященного современной России, уделяется внимание возможностям реализации гражданина России в экономической, социальной и духовной сферах.
Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.
В ходе осуществления контроля ЗУН обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе тестирования, семинарских занятий, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, исторического (терминологического) диктанта, собеседований и др. Обучающиеся уже владеют опытом составления уроков-презентаций в электронной форме, умеют составлять и защищать проекты. Задача учителя развивать данные способности старшеклассников.
Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование их на уроках истории повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов. Основные виды работы с персональным компьютером на уроке можно подразделить на 2 группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ (или их компонентов), различных приложений и электронных версий урока самим учителем с дальнейшим применением при объяснении материала или при его отработке и проверке.
Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(51 урок)
Календарно – тематическое планирование.
Номер урока | Название разделов, тем, уроков. | Кол–во час |
1 | Введение | 1 |
Глава 1. Российская империя накануне Первой мировой войны.(7ч).
| ||
2-3 | Россия на рубеже XIX – XX веков. | 2 |
4-5 | Кризис империи: русско-японская война | 2 |
6 | Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года. | 1 |
7 | Третьиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина | 1 |
8 | Культура России в конце XIX - начале XX вв. | 1 |
Глава 2. Россия в годы революции и гражданской войны. (6ч).
| ||
9-10 | Россия в Первой мировой войне: конец империи. | 2 |
11 | Февральская революция 1917 года. | 1 |
12 | Переход власти к партии большевиков. | 1 |
13-14 | Гражданская война и иностранная интервенция. 1918-1922 гг. | 2 |
Глава 3. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. ( 9ч).
| ||
15 | Новая экономическая политика. | 1 |
16 | Создание СССР и его международное признание. | 1 |
17 | Культура и искусство после октября 1917 года. | 1 |
18-19 | Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция. | 2 |
20 | Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом. | 1 |
21 | Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. | 1 |
22 | Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг. | 1 |
23 | СССР в 1939-1941 гг. | 1 |
Глава 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (5ч). | ||
24-25 | Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941-ноябрь 1942 гг. | 2 |
26 | Коренной перелом в Великой отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 гг. | 1 |
27 | Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. | 1 |
28 | Причины, цена и значение Великой победы. | 1 |
Глава 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг. (6ч). | ||
29 | Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». | 1 |
30 | СССР в последние годы жизни И.В.Сталина. | 1 |
31 | Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. | 1 |
32 | Противоречия политики мирного сосуществования. | 1 |
33 | Советское общество конца 1950-х-начала 1960-х гг. | 1 |
34 | Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг. | 1 |
Глава 6. СССР в годы «коллективного руководства». (5ч). | ||
35 | Политика и экономика: от реформ к «застою». | 1 |
36 | СССР на международной арене. 1960-1970-е гг. | 1 |
37 | Духовная жизнь в СССР середины 1960-х – середины 1980-х гг. | 1 |
38 | Углубление кризисных явлений в СССР. | 1 |
39 | Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980 –е гг. | 1 |
Глава 7. Перестройка и распад Советского общества.(4ч). | ||
40 | Политика перестройки в сфере экономики. | 1 |
41 | Развитие гласности и демократии в СССР. | 1 |
42 | Новое политическое мышление: достижения и проблемы. | 1 |
43 | Кризис и распад советского общества. | 1 |
Глава 8. Россия на рубеже XX – XXIвв. (7ч). | ||
44 | Курсом реформ: социально-экономические аспекты. | 1 |
45 | Политическое развитие РФ в начале 1990-х гг. | 1 |
46 | Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. | 1 |
47 | Россия в начале XXI века. | 1 |
48 | Внешняя политика демократической России. | 1 |
49-50 | Искусство и культура России к началу XX века | 2 |
Обобщающее повторение «Россия в XX веке» |
Дополнительная литература для реализации требований стандарта.
Литература для учащихся.
- Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2008г.
- Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. 2005г.
- Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2009г.
- Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
- История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995.
- Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.
- Россия. Энциклопедический справочник. M. 1998г.
- Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2009г.
- Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2009.
- Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.
Литература для учителя.
- Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 2007г.
- Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 2009г.
- Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2007г. № 2.
- Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2009.
- Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 2007г.
- Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2008г. № 6.
- Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 2007г.
- История России. 1861- 1917. M. 2010г.
- История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 2009г.
- История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2010г.
- История современной России. 1985 – 1994. M. 2008г.
- Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2009г.
- Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 2007г.
- Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 2008г. № 6.
- Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков. M. 1998.
- Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 2009г.
- Российское государство и общество. ХХ век. M. 2009г.
- Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2010г.
- Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 2009г.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 2008г.
- Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 2009г.
- Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917 – 1991. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2007г.
Методическая литература для учителя.
- Данилов А.А. История России ХХ в. Справочные материалы. M. 2009г.
- Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. M. 2009г.
- История Отечества в документах. 1917 – 2005гг. В 4-х частях. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Г.В. Клокова. M. 2005г..
- История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2009г.
- Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. История России. ХХ век. M. 2008г.
- Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Жукова Л.В. Поурочные разработки к учебнику «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2007г.
- Романовский В.К. Новейшая отечественная история. 1985 – 2008г. M. 2008г.
- Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993гг. Хрестоматия. Под редакцией M.Е. Главацкого.
- Стрелова О.Ю. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ - начало ХХI века». M. 2008г.
- Хрестоматия по отечественной истории (1914 – 1945 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 2010г.
- Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 2005 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 2009г.
- Щетинов Ю.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Фрагмент календарно-тематического планирования. Математика. 5 класс. ФГОС
Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе примерной основной образовательной программы и авторской программы по математи...