Элективный курс "История России в лицах»
элективный курс по истории (11 класс) по теме
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.
Курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVII века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt.doc | 156.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделя ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро ками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.
Курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе и предполагает изу чение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVII века.
Цели:
- Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых историче ских личностей.
- Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
- Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи:
- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
- Способствовать формированию культуры работы с историче скими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, ком муникативных способностей учащихся.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников,
- эвристическая беседа,
- лекция,
- дискуссия (дебаты),
- сюжетно-ролевая игра («Суд»),
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
- «мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие ра боты (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исто рической литературе; возможность создания и демонстрации элек тронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Содержание
Введение .
Роль личности в истории. Критерии причисления к историче ским личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Тема 1. Древняя Русь
1. Семинар «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Влади мир Святославич (7-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Кре щение Руси.
2. Практическое занятие «Законодатели Древней Ру си». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мо номах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав
Владимира Мономаха». «Поучение детям».
3. Семинар «Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Иго ревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Влади мир Святославич (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от
печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любечский съезд 1097г.
4. Семинар «Носители идеалов православия» (3 часа). Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)—969). Принятие христиан ства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моле ния в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство.
Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.
Тема 2. Русь удельная
1.Семинар «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090(?)—1157). Князь Ростово-Суздальский: распро странение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (111!(?)-! 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Пе ренесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговоpa. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.
2. Семинар «Защитники Отечества». Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарай ская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.
Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы
1. Ролевая игра «Суд над Иваном Калитой». Иван Калита (7-1340). «Тишина великая по всей русской земле». Подавление тверского восстания. Значение деятельности князя.
2. Семинар «Деятели Руси XIV-XV вв.» (2 часа). Дмитрий Донской (1350—1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покор ность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.
З.Семинар «Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси XIV-XV веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собо ра. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)—1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Кано низация.
4. Семинар «С. Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси».
С. Радонежский (1314—1392). Детство Варфо ломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митро политом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Жи тие». Андрей Рублев (1370(?)—1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собо ра во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551 г.
5. Лекция «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.
6. Деловая игра-дебаты «Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравст венное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)—1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канони
зация.
Тема 4. Россия XVI века
1. С е м и нар «Избранная рада» (2 часа). Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)—1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель Рос сии (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?—ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время
событий 1547г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя».Постриг. А.Курбский (1528-1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.
2. Семинар «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?— 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замуже ство дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507—1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.
3. Деловая игра «Суд над Иваном Грозным». Иван Гроз ный (1530—1584) детство, отрочество: формирование личности. Ре формы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.
4. Семинар «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497—1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность ди настии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхо ждения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.
Тема 5. Россия периода Смуты
1. Семинар «Правители эпохи» (2 часа). Б. Годунов (1552—1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриар шества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I
(1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552—1612). Про исхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свер жение. Пострижение, выдача полякам.
2. Семинар «Патриоты» (2 часа). Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интер вентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канониза ция. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский старос та. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхож дение. Начало государственной службы. Воевода. Участник перво
го ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ям ского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в ук реплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной куль туре России.
Тема 6. Россия в XVII веке
1. Лекция «Первые Романовы на Российском престоле»(2 часа). Михаил Федорович (1596—1645). Происхождение. Избра ние на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступле ние на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайло виче.
2. «Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава по сольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.
3. Деловая игра «Церковный раскол» (2 часа). Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычево. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Ми хайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители
благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз
вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старооб рядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)—1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.
4. С е м и н а р «Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625—1673). Происхож дение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочес тия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в
Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу
Учебно-тематический план.
тема | Кол-во ч |
1. Введение | 1 |
2. Древняя Русь | 7 |
3. Русь удельная | 2 |
4. Объединение Руси вокруг Москвы | 7 |
5. Россия в XVIв. | 5 |
6. Россия периода Смуты | 4 |
7. Россия в XVIIв. | 6 |
8. Итоговое занятие | 2 |
Требования к уровню подготовки
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мне ний;
- представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
- анализ точек зрения современников и историков на жизне деятельность исторических личностей, формулирование собствен ной позиции;
- обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Литература и средства:
- Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М., 1991.
- Васяева, М. Н. Смутное время — время упущенных возмож
ностей // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6. - С. 22-29. - Великие государственные деятели России. — М., 1996.
- Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.
- Жития и творения русских святых. - М., 1993.
- Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы:
очерки древнерусской духовности. — Л., 1991. - Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учеб
ники дореволюционной России по истории. — М., 1993. - Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Деми
довы: биографические повествования. — Челябинск, 1994. - История государства Российского: жизнеописания. IX—XVI вв.-М., 1996.
- История государства Российского: жизнеописания. XVII век.-М., 1997.
- История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца
XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993. - шимова, А. О. История России в рассказах для детей.
Т. 1.-СП6., 1993. - Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М.,
1990. - Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-
XII.-Калуга, 1993. - Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в
3 кн.-М., 1993. - Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели истори
ческой мысли. —М., 1990. - Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. — 1996. — № 11—12.
- Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.
- Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории.-1995.-№5-6.
- Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. —
1992.-№10. - Кучкин, В. Л. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. -
1996.-№10. - Лютых, А. А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История Рос
сии: курс лекций. — Воронеж, 1993. - Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы
истории. -1994. -№ 2. - Морозова, Л. Е., Демкин, А. В, История России в лицах: го
сударственные деятели XVI века. - М., 2001. - Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание ис
тории в школе. - 2002. - № 3. - С. 24-27. - Никольский, Н. М. История Русской церкви. -Минск, 1991.
- Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. — М.,
1995. - Перхавко, В. Б. История России в лицах: DC-начало
ХУПв.-М., 2000. - Рассказы русских летописей. — М., 1993.
- Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Фе
дорович - Петр III. - М., 1998. - Русское православие: вехи истории. -М., 1989.
- Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. —
1992.-№4-5. - Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. —
М., 1995. - Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. -
СПб., 1999. - Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. — М., 1993.
- Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. -М., 1997.
- Хрестоматия по истории России. -Т. 1.-М., 1994.
- Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.
- Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших
соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Содержание | К-во часов | план | факт | прим |
1 | Введение | |||||
2 | Древняя Русь |
| 7 | |||
3. | Русь Удельная |
| 2 | |||
4. | Объединение Руси вокруг Москвы |
| ||||
5. | Россия в 16 в |
| 5 | |||
6. | Россия периода Смуты |
| 4 | |||
7. | Россия 17 в |
| 6 | |||
8. | Итоговое занятие | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...
Методическое пособие к элективному курсу " История в лицах"
Методическое пособие предназначено для учителей и учеников. Но пособие не завершено. Прошу коллег прислать отклики и советы....
Элективный курс История в лицах. Реформы и реформаторы.
Элективный курс по истории расчитан на 17 чсаов и предназначен для обучающихся 9 класса. Рассказывается о реформаторах нашей страны....
рабочая программа элективного курса "История России в лицах"
Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....
Элективный курс "История России в лицах. XX-начало XXI века".
Актуальность элективного курса «История России в лицах. XX-начало XXI века» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии обществ...
Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания м...
Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.
Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...