Элективный курс "История России в лицах. XX-начало XXI века".
элективный курс по истории (9 класс) по теме

Доржу Эртине Семис-оолович

 

Актуальность элективного курса «История России в лицах. XX-начало XXI века» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами. Также описывать биографии и называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_istoriya_rossii_v_licah.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Тээлинская средняя общеобразовательная школа им.В.Б.Кара-Сала

Элективный курс «История России в лицах.

XX-начало XXI века»

                                                                                        Учитель истории и обществознания:

                                                                                                  Доржу Эртине Семис-оолович

Тээли-2012 год

Пояснительная записка

Актуальность элективного курса «История России в лицах. XX-начало XXI века» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами. Также описывать биографии и называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.

Курс «История России в лицах. XX-начало XXI века» рассчитан на 34 часа изучения в 9 классе в и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества  XX века.

Цели:

  1. Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.
  2. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
  3. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

  1. Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
  2. Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
  3. Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
  4. Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
  5. Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.

В процессе  обучения  учащиеся  приобретают   с л е д у ю щ и е   у м е н и я:

  1. самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
  2. представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
  3. анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
  4. обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

  1. анализ исторической литературы и исторических источников,
  2. эвристическая беседа,
  3. лекция,
  4. дискуссия (дебаты),
  5. сюжетно-ролевая игра («Суд»),
  6. подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
  7. «мозговой штурм» и др.

Основные формы отчетности:  тетрадь  с  конспектами  и  заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические  портреты, тексты «Кто есть кто?»).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

программа курса

Введение. (1 час).

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

    Тема 1.Личность царя Николая II. (1 час)  Социальные противоречия в период царствования. Задачи правительства последнего российского императора.

    Тема 2. С.Ю.Витте-министр финансов российской империи. (1 час) Биография Витте. Финансовая  реформа. Сторонник экономических реформ.

    Тема 3. П.А.Столыпин-одинокий реформатор.(1 час) Биография. Разрушение крестьянской общины.  «Дайте государству 20 лет покоя…»

    Тема 4. Г.Распутин-пророк или авантюрист. (1 час) Старец из Сибири. Злой гений революционных событий.

    Тема 5. В.И.Ленин-руководитель ВКП (б). -(1 час) Становление  В.И. Ленина как политика и революционера. Идеолог российской революции. Первый нарком Советской России. Политическое завещание  Ленина.

    Тема 6. Деятели серебряного века русской культуры. (2 часа) Наука. Литература. Живопись. Скульптура.

Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.  

    Тема 7. Руководители белого движения М.Ф.Алексеев, А.В.Колчак, А.И.Деникин, П.В.Врангель. (2 часа)

Причины поражения белого движения.

    Тема 8. Красные командиры: М.Ф.Фрунзе, М.Н.Тухачевский, С.М.Буденный. (2 часа) Создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии. «Красный террор». Ликвидация  Романовых. Почему победили красные.

    Тема 9. Иосиф Сталин. (1 час) Биография Иосифа Джугашвили. Становление Сталина как политика. Влияние фигуры Сталина на политическую жизнь и развитие СССР. Причины репрессий. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Причины смерти вождя.

    Тема 10. Адольф Гитлер. (1 час) Биография Адольфа Шикльгрубера. Путь к власти. Идеология фашизма. Развязывание Второй мировой войны.

    Тема 12. Франклин Рузвельт- 32-й президент Соединенных Штатов Америки. (1 час) «Новый курс» Ф.Рузвельта. Вступление США во Вторую мировую войну. Участие  Ф.Рузвельта на Тегеранской и Крымской конференциях.

    Тема 13. Уинстон Черчилль-премьер-министр Великобритании. (1 час) Политическая карьера. Знаменитые речи У.Черчилля. Участие в конференциях «большой тройки» во время Второй мировой войны.

    Тема 14. Лаврентий Берия. (1 час) Биография Лаврентия Берии. Народный комиссар внутренних дел СССР. Министр внутренних дел СССР. Первый секретарь ЦК Компартии Грузинской ССР.

    Тема 15. Маршалы СССР-К.Е.Ворошилов, А.М.Василевский,  М.Н.Тухачевский, , ,К,К,Рокоссовский, Р.Я Малиновский, И.С.Конев,  и др. (2 часа) Участие в Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах.

    Тема 16. Г.К.Жуков-маршал Победы. (1 час)  Военная карьера полководца на фоне Великой отечественной войны.  Гений и власть. Человек, которого боялись правители.

    Тема 17. Никита Хрущев. (1 час) Страницы биографии Никиты Хрущева. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель СМ СССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Председатель СНК УССР. Председатель Совета Министров УССР.

    Тема 18. С.П.Королев – создатель ракетной техники. (1 час) Биография А.П. Королева. Создатель ракетной техники. Космические программы Королева.

    Тема 19. Ю.А.Гагарин – первый человек в космосе. (1 час) Жизнь и карьера Ю.А. Гагарина. Полет в космос. Альтернативные версии гибели.

    Тема 20. Диссиденты в СССР. (2 часа) А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров и др. Высылка из страны инакомыслящих.  Правозащитное движение в СССР.

    Тема 21. Леонид Брежнев. (1 час) Биография Леонида Брежнева.Генеральный секретарь ЦК КПСС. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981).

     Тема 22. А.Н.Косыгин (1 час) Биография Косыгина. Экономическая реформа и «золотая» пятилетка (1966-1970гг.). Разрыв с Брежневым и его окружением.  

     Тема 23. Юрий Андропов. (1 час) Биография. Партийная карьера. Генеральный секретарь ЦК КПСС (12 ноября 1982 года — 9 февраля 1984 года). Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель КГБ (18 мая 1967 года — 26 мая 1982 год).

      Тема 24. Борис Ельцин. (1 час) Детство. Юность. Профессиональная партийная деятельность. Президент РСФСР. Путч. Распад СССР. Экономические реформы. Политический кризис. Конституционная реформа. Президентские выборы 1996 г. Второй срок президента Ельцина. Внешняя политика. Отставка.

      Тема 25. Егор Гайдар. (1 час) Биография Гайдара. «Шоковая терапия» - экономические реформы начала 1990-х годов. Отставка.

      Тема 26. В.В.Путин. (1 час) Детство и юность. Служба в КГБ. работа в Санкт-Петербурге и в Москве. Участие в выборах Президента РФ в 2000 году.

      Тема 27. Д.А.Медведев. (1 час) Детство и юность. Преподавательская и научная деятельность. Начало карьеры. Приоритетные национальные проекты. Участие в выборах Президента России в 2008 году.

     

      Итоговое повторение. (1 час) 

              Резерв (1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс

Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России  XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...

Россия.Географические исследования 18-начало 20 века

Таблица географических исследований территории России....

Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."

В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания м...

Статья Зариповой М.А. "Семья Эйхенвальд как феномен в истории культуры и науки России второй половины XIX - начала ХХ века"

Статья напечатана в сборнике: Этнические немцы России: Исторический феномен народа в пути. Материалы XII международной научной конференции. Москва, 18-20 сентября 2008 г.  - М.: МСНК-пресс, 2009....

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...