Элективный курс История в лицах. Реформы и реформаторы.
элективный курс по истории (9 класс) по теме

Ходак Оксана Владимировна
Элективный курс  по истории расчитан на  17 чсаов и предназначен  для обучающихся 9 класса. Рассказывается о реформаторах нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективный курс doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ходак Оксана Владимировна  идентификатор : 232-217-412            

                       История  в  лицах.  Реформы  и  реформаторы.

                                                   Пояснительная  записка

Программа  элективного  курса  « История  в  лицах.  Реформы  и  реформаторы» предназначена  для  изучения  учащимися  9  класса.  Курс  рассчитан  на  17  часов.

Изучение  истории  развития  российской  цивилизации,  роли  в  ней  реформаторской  деятельности  позволяет  по – новому  поставить  и  решить  проблемы  обучения  и  воспитания,  сформировать  у  учащихся  высокие  гражданские и патриотические  чувства,  ощущения  своей  принадлежности  к  великой  и  сложной  культуре, занимающей  большое  место  в  мировой    истории.  Особенно  это  актуально  в  современное  время: время  возрождения  России.

Цель  элективного  курса   - расширение  знаний  учащихся  о  роли  личности  в  истории. В  настоящее  время  это  имеет  большое  значение .  движение  современного  общества  вперед  требует  от  подрастающего  поколения  инициативности,  умения  самостоятельно  принимать  решения,  активной  жизненной  позиции. На  примере  исторических  деятелей  учащиеся  могут  формировать  в  себе  необходимые  качества  личности.

Задачи  курса:

*способствовать  развитию  гражданственности  учащихся,  приучая  их  к  диалогическому     многомерному  восприятию  общественной  деятельности,  сбалансированному  подходу  к  достоинствам  и  недостаткам  исторических  личностей,  государства,  общества;

*формировать  устойчивый  интерес к  историческому  прошлому;

*создавать  условия  для  развития  у  учащихся  интеллектуальных  и  практических  умений  в  изучении истории;

*развивать  умения  самостоятельно приобретать  и  применять  на  практике  полученные  знания;  творческие  способности;

*формировать  и  развивать  коммуникативные  навыки,  которые  способствуют  умению  работать  в  группе,  вести  дискуссию.

Технология  учебно- познавательной  работы  при  изучении  курса  отличается  от  работы  в  обязательных курсах,  так  как  направлена  на  формирование  позитивной  мотивации  с  учетом  возрастных  особенностей  учащихся,  а  также   индивидуальных  черт  и  свойств.  Особое  место  здесь  отводится  внутрипредметным  связям,  нацеленным  на  просвещение  учащихся, высказывание  личностных  оценок,  практическому  применению  полученных  знаний.  Иными  словами,  ориентирует  учащихся  на  творческий  характер  обучения.

В  процессе  изучения  курса  происходит  формирование  общеучебных  умений:

*анализ и  сопоставление  фактов

*работа  с  учебной, научно – популярной и художественной  литературой

*анализ  документов

*оформление  сообщений  и  рефератов

*умение  работать  в  системе  Internet

Содержание  программы  предоставляет  возможность ,  помимо формирования  общеучебных  умений, на  основе  специфического  исторического  материала  развивать  у  учащихся специальные предметные  умения  и навыки

*определять  достоверность исторических  фактов

*устанавливать  последовательность,  синхронность исторических  событий

*сравнивать предлагаемы  исторические  события,  исторические  личности,  анализировать,  оценивать,  выявляя  сходства  и  различия

*высказывать  суждения  об  изученном  материале,  версиях,  существующих  в  различных  источниках  по  поводу  исторических  событий, фактов,  личностей.

Методика    работы  со  старшеклассниками  предполагает  в  проведении  элективного  курса  следующие  формы  и  приемы:

*лекция  с  последующим  опросом

*лекция с  обсуждением  документов

*беседы

*семинары

*практические  работы

*викторины

*презентация

Все   эти  приемы  направлены  на  стимулирования  познавательного  интереса  учащихся  и  формирование  творческих  умений,  таких  как  :

*умение  увидеть  и  сформулировать  проблему,  составить  план ее  решения

*умение  выдвинуть  гипотезу

*умение  делать  обобщения

*умение  систематизировать  материал

*умение составлять  доклад  по  теме ( на  основе  разных  источников)

*умение  перекодировать материал ( схемы, таблицы, диаграммы)

*умение  планировать  и  анализировать свою  деятельность

*умение оценивать  свою  и  чужую  познавательную  и  коммуникативную  деятельность.

Чтобы  оценить  образовательную  деятельность  учащихся,  важно  не  только  уделять  внимание  развернутым  ответам,  в  которых  проявляется  готовность  связно,  образно  излагать  факты,  но  и  формировать  собственное  отношение к оценке  персонажей  и  фактов.

По  окончании  изучения  элективного  курса  учащиеся  должны:

*соотносить  единичные  факты  и  общие  явления  и  процессы

*называть  характерные,  существенные  черты  минувших  событий и исторических  личностей

*сравнивать  исторические  события  и  исторических  деятелей

*объяснять , в  чем  состояли  мотивы, цели и результаты  деятельности  отдельных  людей  в  истории;  излагать  оценки  событий  и личностей

Условия для  реализации:  

Занятия  по  изучению  элективного  курса  проводятся  в  кабинете  истории,  имея  оборудование: карты  по  истории  России,  иллюстрированный,   справочный  материал  научную и методическую  литературу,  работа  с  Интернетом.

Для  фиксации  результатов  и   коррекции  познавательной  деятельности  учащихся  необходимо  иметь  разнообразные  виды  заданий ,  в  том  числе  и  тестовых.   Так  измерителем  обученности  учащихся  может  быть:

*исторический  диктант,  в  котором  учащиеся  должны  уметь  правильно  соотнести  исторический  факт  с  указанием  на  доске  названиями,  историческую  личность  и  ее  деятельностью

*деформированный  текст,  в  котором  учащимся  нужно  вставить  пропущенные  слова  ,  даты

*обобщающие  вопросы  и  задания

*текст  с  ошибками,  в  котором   учащиеся  должны  исправить  ошибки

                           Учебно – тематический  план

№ п/п

Наименование темы

Всего  часов

В том  числе

Формы контроля

Лекция

Практика

Семинары

1

Введение

1

1

2

Российское реформаторство

1

1

Круглый стол

3

Первые отечественные  реформаторы и их преобразования

1

1

Письменная работа

4

Иван Грозный

1

1

Участие  в  семинаре

5

Петр I.

1

1

Письменная  работа,  тест сообщения

6

А. Ордин – Нащекин и В. Голицын

1

1

Сообщение

7

Александр II: великие реформы

1

1

Письменная  работа , сообщение

8

Последний  реформатор Российской  империи: П. А. Столыпин

1

1

Сообщение

9

Витте С.Ю.  : человек  и  политик

1

1

Сообщение

10

М.М. Сперанский , П.Д.Киселев

1

1

Сообщение

11

Реформаторы 1990-2002 гг

1

1

Участие  в семинаре (круглый стол)

12

Е.Т. Гайдар

1

1

Сообщение

13

В.С. Черномырдин

1

1

Сообщение

14

С.В. Кириенко.

1

1

Сообщение

15

М.М. Касьянов. Новый этап развития России.

1

1

Составление таблицы

16-17

Итоговое занятие

2

                   

2

Защита  работ по  данному  курсу , составление презентаций

                            Программа   курса

Тема 1. Введение.     Знакомство  со  структурой   курса     (1 час)

Структура  курса,  его  особенности.  Необходимость и  актуальность  изучения  истории.  Роль  личности  в  историческом  процессе.  Реформы  и  реформаторы,  их  роль  в  развитии  государства.

Тема 2.  Российское  реформаторство (1 час)

Семинар – круглый стол  « Российское  реформаторство» « Реформы и  реформаторы».

Что  такое  реформа?  Кого  мы  называем  реформатором? Реформа  и  революция,  сравнительный  анализ.  Положительные и  отрицательные  стороны  реформ.  Проведение  реформы  «сверху».  Роль реформаторов  в  развитии  российского  государства.

Тема 3.  Первые  отечественные  реформаторы  и  их  преобразования .(1 час)

 Лекция  «Что  такое  реформа?».

Первые  русские  реформаторы : княгиня Ольга  и  Владимир  Святославович.  Их  роль  в  развитии  русского  государства.  Административно-финансовая  реформа  княгини  Ольги.  Крещение  Руси – коренное  преобразование  русской  истории.

Тема 4.  Иван  Грозный  (1  часа)

Семинар « Реформы  XVI века:  Избранная рада и  Иван  Грозный»

Причины  проведения  реформ  в  XVI веке.  Реформаторская  деятельность  Избранной  рады.  Роль  протопопа  Сильвестора,  Алексея  Адашева,  Андрея  Курбского  в  деятельности Избранной  рады.  Иван  Грозный  и  его  преобразования.  Опричнина:  причины  ее  возникновения  и  результаты.

Тема  5. Петр I  (1  час)

Практическое занятие « Петр I  тиран  или …»

Причины  проведения  реформ  в  начале  XVIII в. Цели  реформаторской  деятельности  Петра I.  Какой  хотел  видеть  страну  великий  реформатор.  Методы  достижения  цели.  Петр I. : человек  и  правитель.  Итоги  реформаторской  деятельности  Петра I.

Тема   6 . А.Л. Ордин-Нащекин  и В.В. Голицин (1 час)

Лекция   «Деятельность А.Л. Ордин-Нащекин  и В.В. Голицин»

Тема  7.  « Александр II: великие  реформы» ( 1 час)

Практическое  занятие « Великие  реформы»

Личность  АлександраII. Причины  проведения  реформ  во  второй  половине XIX в.  Цели  и  методы  проведения  реформ  второй  половины XIX в.  Особенности  подготовки  и  проведения  крестьянской  реформы.  Значение  реформ Александра  II.

Тема  8.  Последний  реформатор  Российской  империи   (1  час)

Лекция  «  П.А Столыпин – последний  реформатор  Российской   империи»

Личность  П.А. Столыпина  последнего  реформатора  Российской  империи.  Деятельность  П.А. Столыпина.  Аграрная  реформа: содержание  и  осуществление.  Итоги  реформаторской  деятельности  П.А. Столыпина.

Тема   9 .   С.Ю. Витте:  человек и  политик. (1  час)

Практическое  занятие    «  С.Ю. Витте:  человек  и  политик»

Тема   10.     М.М. Сперанский , П.Д.Киселев  ( 1 час)

Историческая  справка  о  русских  государственных  деятелях

Практическое занятие .  Законы  М.М. Сперанского.

Тема 11. Реформаторы 1990-2002 гг  (1 час)

Семинар (круглый стол). Роль реформ в дальнейшем развитии российского государства. Личности,  сыгравшие роль в проведении реформ

Тема 12. Е. Т. Гайдар (1 час)

Лекция. Суть и механизм реформ. Этапы проведения. Дотация и приватизация. Социально-экономические последствия реформы.

Тема 13.  В. С. Черномырдин ( 1 час)

Лекция.  Реформы  середины 90 –х годов. Продолжение экономических реформ. « Валютный коридор». Деноминация.  Цель реформы.

Тема 14. С.В. Кириенко. ( 1 час)

Лекция.  Антикризисная программа. Пути выхода. Дефолт.

Тема 15.  М.М. Касьянов Новый этап развития России.( 1 час)

Практическое занятие. « Реформы и их содержание».  Радикальные реформы. Содержание и суть проведения реформ.

Тема 16-17. Итоговое занятие (2 часа)

Практическое занятие. Защита  работ по  данному  курсу , составление презентаций .

Литература.

1.Данилов А.А.  Косулина Л.Г  Учебники  по  Истории  России 6-9 класс М., Просвещение  2008

2.Чеботарева Н.И. История  России  на  рубеже XIX-XX  веков . Волгоград: Учитель, 2007

3. Ресурсы сети  Internet

4.Школьная  энциклопедия История  России  XVIII-XIX в. – М.: Олма – Пресс Образование  2003

5.Щагин Э.М, Бородина И.О.  История России ХХ век(дополнительный материал)1991- 2002 .-М.: Владос, 2002.

6.Энциклопедия  Кирилл  и  Мифодий .  Пресс  - Образование 2000

7.Энциклопедия  Россия  М.6 Олма – Медиа  2008

        

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...