Интегрированный урок "Исторический репортаж"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Данный урок мы готовили вместе с коллегой Екатериной Александровной Ерофеевой. К этому времени на уроке истории закончили изучение темы "Восстание декабристов", а на уроке русского языка пришло время знакомства с публицистическим стилем... Урок соответствует критериям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_reportazh.docx | 10.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Назарова Е.А.
Ерофеева Е.А
Димитровград
МАОУ СОШ №19
«Исторический репортаж: восстание декабристов»
Интегрированный урок русского языка и истории в 8 классе
(урок проводится после изучения темы «Восстание декабристов» на уроке истории и после изучения темы «Публицистический стиль» на уроке русского языка)
Цели: повторить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания о жанре публицистического стиля — репортаже; создать условия для углубления знаний по теме через написание исторического репортажа.
Задачи: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности:
Предметные
- закрепить знания обучающихся о репортаже как о жанре публицистического стиля;
- формировать умение применять полученные знания при построении собственного речевого высказывания (репортаж);
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку.
Мета предметные
- формировать умение находить информацию в тексте;
- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов;
- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.
Личностные
- строить отношения с людьми;
- воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык.
Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок применения теоретических знаний.
Технологии: проблемно-диалогисеского обучения, информационно-коммуникативные.
Форма проведения: урок-практикум, урок- «путешествие в прошлое».
Методы, приёмы обучения: приём «обращения»; приём «открытый вопрос»; частично-поисковый.
Формы обучения: парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.
Средства обучения: проектор, экран, презентация, учебник, словарь.
Характер познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, творческий
Основные понятия: репортаж, жанры публицистического стиля.
Литература: 1. Русский язык: 8 класс/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006
2. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – Урок № 31
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. – М.: 2009
Ход урока
Организационный момент
Данный этап ур. проводит учитель русского языка.
На партах — газеты, журналы.
В ходе диалога, побуждающего к новой теме, знакомимся с репортажем как с жанром.
Словарно-семантическая работа (на слайде 3)
Учитель русского языка (У.р.я.): с каким словом созвучно слово «репортаж»?
Репортаж (англ. Report, лат. Reporto) – рапорт, доклад, сообщение; передавать; сообщать. Репортаж сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действий, передать ощущение динамики жизни.
У.р.я.: какое понятие (журналист или репортер)шире?
Ответы детей.
У.р.я.: репортажи печатаются в особом разделе газеты, журнала – хронике.
Итак, о чём же мы сегодня будем говорить, определите тему.
Тема урока «Репортаж».
Оформление тетр.
У.р.я.: попробуйте самостоятельно сформулировать цели сегодняшнего урока.
Гипотези детей.
Цели урока: узнать, что такое репортаж и как его писать.
На данном этапе - учитель истории (У.и.)
У.и.:сегодня мы усложним цели урока. Вы не только будете повторять жанр публ.стил. - репортаж, но и попробуете сами его написать на историческую тему. Вы - в роли журналиста XIX века.
Слайд 4
У.и.: так, какое же событие ВЫ будете освещать в сегодняшнем репортаже? (слайд 5)
Ответа учащихся. (восстание декабристов)
Дополним цели.
Гипотезы учащихся.
Цель: узнать, что такое репортаж и как его писать, составить репортаж о восстании декабристов.
Повторение и систематизация изученного; определение границ своего знания по теме урока
Работа с учебником, беседа
У.р.я.: (после самост. прочтения) репортаж – жанр публицистический. Кто является повествователем?
Ответы учеников
У.и.: вы будете свидетелями восстания декабристов.
У.р.я.: с какой целью пишется репортаж?
Гипотезы цчащихся
Обращение к газетам, журналам
Комментарии учащихся
У.и.: какова будет цель вашего репортажа о восстании?
У.р.я.: репортаж – это событие, процесс.
Подтверждение из текста.
У.и.: о восстании декабристов вы будете писать как о событии, только что свершившемся, или как о событии, давно минувших дней?
Итак, вы репортеры эпохи XIX века. Прогуливаясь по Петербургу в морозный день 14 декабря, вы услышали гул толпы со стороны Сенатской площади. Как человек причастный к новостям, заинтересовались данным событием.
Структура репортажа. Зачин
У.р.я.: как вы считаете, есть ли единые требования к написанию репортажа?
Работа с учебником
с. 214 упражнение 364, примеры зачина.
Беседа о функции и структуре зачина
У.и.: переходим к практике. Когда произошло восстание? (слайд 6)
Место происшествия? (слайд 6)
Возможно ли обращение автора к кому-либо? (слайд 6).
У.и.: вспомните,напишите 2-3 предложения для зачина, используя опорные слова.
Слайд 6: Зачин.
Заслушать 1-2 примера
У.и.: послушайте пример зачина (выводится на слайд 7).
У.р.я.: прокомментируйте пример зачина, исходя из рекомендаций, которые даются в учебнике. Найдём зачин в репортаже газеты или журн.
Работа с публицист.литературой (газеты, журналы)
Центральная часть репортажа
У.р.я.:
Беседа о типе речи и том, слова какой части речи чаще употребляются в репортаже.
Ответы учащихся
Повествование. Используются глаголы настоящего времени.
У.и.
Описание действий, произошедших в тот день. Итак, мы с вами сейчас на Сенатской площади и наблюдаем за событиями. Что мы видим? (слайд 8)
Слайд 9: Для чего люди пришли на площадь? Какое знаменательное событие было назначено на этот день?
Попробуйте, используя элементы обращения, сообщить об этом читателю (те же опорные слова).
Слайд 9 (пример основной части).
У.и.: вспомните имена участников, организаторов восстания.
Слайд 9:
Цели восставших.
Требования толпы.
Реакция со стороны властей.
Ранение М. Милорадовича, П. Каховский.
Попробуйте начать описание событий, используя опорные слова и знакомый вам материал.
Слайд 10.
У.р.я.
Беседа о правилах оформления прямой речи, диалога. Беседа об уместности использования эмоционально-окрашенных слов.
Концовка зачина
У.р.я.
Беседа о построении концовки (опора на статью учебника, примеры из газет и журн.)
Концовка должна подводить читателя к размышлению. В ней необязательна оценка событий, ведь они только что произошли.
Тренировочное упр.
Упражнение 368.
У.и.
Зачитывает материал (слайд 11). Учащиеся должны выбрать то, что, по их мнению, можно включить в концовку их репортажа.
У.и.: возможно ли наш репортаж завершить вопросом? Ваши примеры.
Слайд 12
Рефлексия: обсуждение результатов выполнения практического задания.
У.р.я.: приметы жанра? Структура?
Какие примеры из учебника, газеты, журнала вызвали вопросы, остались непонятными?
Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы справиться с творческим заданием дома.
У.и.: это полная и достаточно достоверная информация. Никакого вымысла. Только факты.
У.р.я.: чего не хватает нашему репортажу?
Гипотезы учащихся
(заголовок)
Хотелось бы закончить анекдотом, возникшим после этого события. Мужики, солдаты, матросы на площади кричали вместе со всеми слово «конституцию», но спросив у них о значении этого слова они отвечали, что наверно это имя жены Константина (сына Павла и брата Николая).
Самооценка: оцените себя и выберете то задание, с которым вы справитесь.
Домашнее задание:1) Написать репортаж, параграф 41; 2) упр.366 (оценивается на «4»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репортажи из леса на канале ТВШ. Авторская разработка.
Сценарий экологического общешкольного мероприятия в стиле телевизионной программы....
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...
Здоровьесберегающий урок русского языка в 8 классе "Репортаж-повествование"
Урок "Репортаж- повествование" Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.Задачи:Образовательные:Знать особенности строения и языковые сре...
план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"
Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...
Интегрированный урок русский язык + история на тему "Исторический репортаж"
Данный интегрированный урок для 8 класса позволяет учащимся применить на практике теоретические знания полученные по теме "Репортаж" и повторить пройденный материал по истории на тему "Восстание...
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...
Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»
Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»...