Урок истории в 6 классе по теме "А.Невский"
презентация к уроку по истории (6 класс) по теме
Урок истории в 6 классе представлен вместе с презентацией и планом урока. Материалом может воспользоваться учитель для проведения своего урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_6_klass.rar | 436.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗРАБОТКА урока с использованием компьютерных технологий»
- Копылова Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ п. Янталь, Усть – Кутского района, Иркутской области.
2. Урок истории. Тема: Борьба Руси с западными завоевателями. Ледовое побоище. 6 класс.
3.Тип урока - изучение нового материала, данный урок является 6-м в главе «Политическая раздробленность на Руси» и 2-м в теме «Борь Руси с западными завоевателями».
Цель: познакомить учащихся с ходом борьбы северных русских земель с экспансией крестоносцев.
1. Задачи для учащихся:
1. Познакомится с фрагментом летописи “Ледовое побоище” и отрывком из стихотворения Ю. Лермонтова, объяснить фразеологизм “гнали их русские с боем как по воздуху...”
2. Закрепить навыки работы с картой и схемой,
3. Научиться сравнивать различные источники информации, делать выводы,
4. Решить кроссворд по теме урока.
5. Научиться адекватно оценивать свои знания.
2. Задачи для педагога
1.Учить работать с документами, с картой и схемой, учить делать выводы, сравнивать.
2.Развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, умения обобщать.
3.Воспитывать чувство гордости за наших предков на примере полководческого и дипломатического талантов Александра Невского, а также героев тех времен: Гаврилы Алексича, Василия Буслаева; воспитывать любовь к Родине, чувство сострадания и сопереживания к лишениям русского народа.
3.Совместные цели для педагога и учащихся.
1. Научиться в сотрудничестве: ученик-учитель, ученик-ученик
2. Закрепить ключевые понятия темы.
Ключевая проблема урока.
Воспитание любви к Родине, чувства сострадания и сопереживания к лишениям русского народа.
Отбор содержания учебного материала для использования на уроке (работа с текстами, отбор образовательных программ, иллюстративный материал).
Исторические имена: Евпатий Коловрат, Гаврила Олексич, Александр Невский
Термины: меч, секира, копье, перст, боевые топоры.
Источники: отрывок из летописи, текст учебника, литературное произведение.
Изображения – портреты А.Невского, рыцари – крестоносцы, битва, храм А.Невского, Орден А.Невского, изображения Евпатия Коловрата и Гаврилы Олексича.
Карты – поход дружины к Чудскому озеру.
Схемы – битва на льду
Презентация
Ход урока:
- Орг. Момент Мотивация: Зачем люди изучают историю? (чтобы знать о прошлом Родины, о людях, оставивших след в истории.) Мы с вами должны тоже постараться, чтобы наш урок остался в истории школы. Сегодня на уроке за правильные ответы вы будете получать медали. Ваша задача, как можно больше заработать медалей.
Кроме того, в процессе урока необходимо будет ответить на такие вопросы:
В чем вы видите героизм русских людей?
С кого из героев вы хотели бы брать пример? Почему?
В чем вы увидели полководческий талант Александра Невского?
Какой источник о битве вам понравился больше? Почему?
- Повторение пройденного. Игра «Угадай слово». (вызывается один ученик, над головой поднимается карточка со словом, которое он должен угадать. Класс подсказывает ему, но не называет слово)
Слова:
- Евпатий Коловрат (воевал с монголами, из Рязани, собрал отряд в 1700 воинов, Батый про него сказал, что это сам урусутский бог Сульдэ)
- Гаврило Алексич (Воевал на Неве, дружинник, по мосткам ворвался на корабль шведов и убил воеводу и епископа)
- Александр Невский. (князь, в Новгороде, повел дружину против шведов)
- Что объединяет эти имена? (они герои)
- Как вы думаете, с именем какого героя будет связан наш урок? (Александра Невского)
- Что вы знаете о нем?
- Имя Александра Невского сегодня у всех на устах. В 2008 году в конкурсе – он был назван именем России.
А за какие заслуги он удостоился столь высокого звания в наше время?
(победа в Невской битве). А еще какова заслуга Александра Невского перед русским народом, вы узнаете на сегодняшнем уроке.
Сложность трудов, выпавших на его долю, переплелись с драмой личной жизни. Его отца, Великого князя владимирского Ярослава, вызвали в Каракорум, столицу монгольского государства, основанную Чингисханом, для утверждения на княжение. Мать монгольского хана в знак высочайшей милости подавала еду князю своими руками, а в пище была отрава.
Старший брат Федор внезапно умер в день собственной свадьбы.
Рано князь потерял и свою умную советчицу – мать. Именно она отсоветовала ему ехать в Каракорум за ярлыком на звание великого князя Руси – материнское сердце чувствовало, что постигнет его та же участь, что и отца.
После победы над шведами, бояре, боясь, что он расширит свою княжескую власть, вынудили его покинуть Новгород.
- Новая тема.
- Но разгром шведов не остановил немецких и датских крестоносцев. В 1240 году они захватили крепость Изборск, затем взяли Псков.
- Стали грабить купцов и близ Новгорода. Но защитить новгородцев было некому.
- И тогда на вече решили пойти с поклоном к князю Александру Ярославовичу. Он согласился вернуться.
- О какой черте характера говорит этот факт? (о любви к родной земле, об умении прощать и не помнить зла)
- Карта: Александр со своею дружиною заманил крестоносцев на Чудское озеро у острова Вороний камень.
Именно здесь решено было дать бой.
- Работа по источникам.
Задание: прочитать вслух фрагмент летописи “Ледовое побоище” и ответить на вопросы:
- - Когда состоялась битва?
- Почему на озере не было видно льда?
- Что означает выражение летописца “гнали их русские с боем как по воздуху...”?
Ледовое побоище
(извлечение из летописи)
Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и русских, и слышен был треск ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, и пало немцев 500, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.) ...
Уже в ХХ веке Константин Симонов написал стихотворение «Ледовое побоище».
Прослушайте отрывок из стихотворения и скажите, что нового оно вам поведало об этой битве? А также, отметьте, какие слова вам были непонятны.
***
- Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
…И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел Дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились,
Из – под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.
Что нового узнали из стихотворения?
- Какие слова были непонятны.
- Физпауза. – А сейчас идем в поход, дружно встали. Раз, два, в ногу.
Сядем дружно на коней и поскачем прямо в бой.
Ух, устали, отдохнем. Сядем.
Работа с учебником: давайте прочтем текст учебника о Ледовом побоище на стр. 111.
- Показ схемы.
-Какой источник о битве вам понравился больше? Почему?
Выделить какой – то один источник нельзя. Ведь они дополняют друг друга. Дают нам разные факты.
- В чем вы увидели полководческий талант Александра Невского?
- Александр Невский Русской православной церковью причислен к лику святых.
- В городе Софии построен собор Александра Невского.
- Итог урока.
- Разгадайте кроссворд
- Показ ордена.
В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры
- За что они получали столь высокую награду?
( за выбор «удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск»).
- Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Ледовое побоище» и прочитать §13 учебника.
- Самооценка: Мы хорошо потрудились. Как вы думаете, орден умника иль умницы, кому вручить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира
Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...
Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"
Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....