Разработка урока по истории на тему "Моя родная Тува"
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа (учебник Агибалова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.docx | 70.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории 6 класс.
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010. и авторской программы к учебнику «Агибалова Е.В. Донской Г.М. История средних веков. 6 класс» и «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс».
Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Цели курса:
- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
3.Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:
- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
- Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
- Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Компетенции
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ | Умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного , воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя; | |
Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания; | ||
Классифицировать факты, явления, понятия; | ||
Выявлять значение отдельных событий; | ||
Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя) | ||
Умения раскрыть содержание иллюстрации; | ||
Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты | ||
Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира. | ||
Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения. | ||
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ | Умение определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой; | |
Умения составлять характеристику историческим личностям, объяснять собственные оценки их действий по защите своей родины, установлению тех или иных порядков; | ||
Умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы, давать отзыв на ответы других учащихся; | ||
Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков; | ||
Умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий эпохи Средних веков; | ||
Умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту. | ||
Относить разные средневековые народы и государства к различным цивилизациям Средневековья. | ||
Различать в общемировой культуре крупные цивилизации, сложившиеся в Средневековье: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация. | ||
Контроль реализации программы
а) Стартовый контроль – 2-я неделя
б) Текущий контроль – после изучения тем
в) Итоговый контроль – в конце изучения курса
Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов при 2 часах в неделю), в т.ч.:
32 часа – история Средних веков (2 контрольных работы);
36 часа – история России с древнейших времен до конца 16 века
(3 контрольных работы).
2.Контрольные работы
Контрольные работы по истории Средних веков | |
Тема | Количество |
Проверочная работа №1 по теме «Раннее средневековье» | 1 |
Итоговый контроль. Итоговое тестирование по курсу истории Средних веков | 1 |
Итого | 2 |
Контрольные работы по истории России
№ урока п/п | Наименование, раздела, темы , урока | Количество часов | Цель контроля | Виды и формы контроля |
11 | Проверочная работа № 1 по теме «Русь Древняя» | 1 | Обобщение и систематизация материала по теме «Русь Древняя», | Тематический. |
21 | Контрольная работа № 2 по теме «Политическая раздробленность на Руси» | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся о политической раздробленности Киевской Руси., о борьбе Киевской Руси с иноземными захватчиками; определить место личности в историческом развитии Руси данного периода. Продолжить развитие умений учащихся сопоставлять исторические факты и явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы. | Тематический. Тестирование. |
36 | Итоговая контрольная работа по теме «История России с древнейших времён до конца XVI века» | 1 | Повторение и обобщение изученного по курсу История России в 6 классе. Проверка уровня знаний материала и овладения основными умениями и навыками. | Итоговый. Тестирование. |
Итого: | 3 |
3.Программа реализуется с помощью УМК:
- - Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2013.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2006.
- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010
- Настенные карты по истории средних веков и истории России с древнейших времен до конца 16 века.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Презентации по курсу истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца 16 века.
2. Уроки КиМ. «Средние века». «Истории России с древнейших времен до конца 16 века».
3. Интерактивные наглядные пособия: История средних веков 6 класс и другие.
4.Планируемые знания и умения
В результате изучения истории средних веков ученик должен:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В результате изучения истории России в 6 классе ученик должен:
Знать/Понимать:
- Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;
- Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
- Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь:
- связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI века ученик должен знать и уметь:
- уметь давать характеристику историческому деятелю,
- с помощью памятки анализировать ответ товарища и делать самоанализ собственного ответа,
- ориентироваться во временном пространстве,
- составлять сложный план по тексту,
- обладать первичными навыками составления конспекта лекции,
- работать с тестами, анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а так же из документов, предложенных учителем;
- обладать навыками работы с картой (знание сторон света, частей света и материков, пользование легендой карты, заполнение контурных карт),
- анализа и составления исторических схем,
- ведения тетради по предмету и словаря исторических терминов,
- исследования различных источников,
- составления хронологических, сравнительных, обобщающих таблиц.
5.Список литературы:
Учебно-методические материалы по курсу истории Средних веков
I .Учебники, учебные пособия для учащихся:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;2012
2. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение» 2013
II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:
1. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.
III. Учебно-методическая литература для учителя:
1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.
2. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);
3. Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;
4. Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;
5. Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
6. Арасланова О.В. История средних веков. 6 класс. Поурочные разработки –М, 2004.
7. Колесниченко Н.Ю. История средних веков. 6 класс –Волгоград, 2010.
IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.
1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.;
2. Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;
4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;
5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;
6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;
7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;
8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;
9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.;
10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;
11. «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;
12. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;
13. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;
14. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 16 ВЕКА
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVI века» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
- Колесниченко Н. Ю. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.
- Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
- Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.
Календарно-тематическое планирование 6 класс (68 часов)
№ | Тема | час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения План | Дата проведения Факт |
1 | Введение. Живое средневековье. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Вопросы. | Введение, нарисовать ленту времени | ||
Глава1. Становление средневековой Европы (VI–XI века) | |||||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках | 1 | Комбинированный | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. | Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. | Задания с кратким ответом | § 1, р/т. | ||
3 | Христианская церковь в раннее средневековье | 1 | Комбинированный | Христианская церковь. Монастыри. | Вопросы. | § 2, р/т. | |||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | Комбинированный | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Каролингское Возрождение. | Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. | Вопросы. | § 3, р/т. | ||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках | 1 | Комбинированный | Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | работать с историческими документами и схемами. | Задания с кратким ответом | § 4, р/т. | ||
6 | Англия в раннее средневековье | 1 | Комбинированный | Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. | Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. | Задания с кратким ответом | § 5, р/т. Вопросы к главе1. Творческие работы | ||
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. | |||||||||
7 | Византия при Юстиниане | 1 | Комбинированный | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана | сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого). | Вопросы. | §6, р/т. | ||
8 | Культура Византии | 1 | Комбинированный | Культура Византии | Составлять описание произведений искусства; | Вопросы | § 7, р/т. | ||
9 | Образование славянских государств | 1 | Комбинированный | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). | Зад. с кратким ответом. Творческие работы и проекты | § 8, р/т.вопросы к главе2. | ||
Глава 3.Арабы в VI – XI веках. | |||||||||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 | Комбинированный | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. | Работать с контурной картой, | Задания с развёрнутым ответом. | § 9, р/т. | ||
11 | Культура стран халифата. | 1 | Комбинированный | Распространение ислама. Культура арабов. | составлять описание произведений искусства. | Вопросы | § 10, р/т. Таблица с. 84. Проектная работа | ||
Глава 4.Феодалы и крестьяне | |||||||||
12 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | Комбинированный | Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. | Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). | Вопросы и задания | § 11, р/т. Нарисовать замок | ||
13 | В рыцарском замке. | 1 | Комбинированный | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. | Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря. | Творческие работы | § 12, р/т. С.101 задания | ||
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | |||||||||
14 | Формирование средневековых городов. | 1 | Комбинированный | Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). | Задания с развёрнутым ответом. | § 13, р/т. | ||
15 | Торговля в Средние века | 1 | Комбинированный | Расширение торговых путей. Ярмарки и банки. | Работа с атласом и контурной картой | Вопросы | § 14, р/т. | ||
16 | Горожане и их образ жизни. | 1 | Комбинированный | Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. | Сравнивать образ жизни горожан, бедняков и богатых | Задания с развёрнутым ответом. | § 15, р/т. Вопросы и задания с. 126. | ||
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы | |||||||||
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | Комбинированный | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. | Выявлять различия католической и православной церквей | Таблица, тест. | § 16, р/т. С. 149 таблица. | ||
18 | Крестовые походы | 1 | Комбинированный | Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев | Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев | Задания с кратким ответом. | § 17, р/т. Сочинение | ||
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). | |||||||||
19 | Объединение Франции | 1 | Комбинированный | Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. | Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). | Задания с кратким ответом. | § 18, р/т.таблица с. 158 | ||
20 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Комбинированный | Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны | Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы. | Тест. | § 19, р/т. Продолжить таблицу с . 166 | ||
21 | Столетняя война | 1 | Комбинированный | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. | Наносить на контурную карту ход боевых действий. | Вопросы | § 20, р/т. | ||
22 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии | 1 | Комбинированный | Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. | Таблица, тест. | §2 1, р/т. | ||
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | Комбинированный | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. | Работать с контурной картой (на примере Реконкисты). | Задания с кратким ответом | § 22, р/т. | ||
24 | Германия и Италия в XII – XV веках. | 1 | Комбинированный | Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. | Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям. | Задания с развёрнутым ответом. | § 23, р/т.Вопросы и задания с. 199 | ||
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. | |||||||||
25 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | Комбинированный | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. | Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус). | Задания с кратким ответом. | § 24, р/т. | ||
26 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | Комбинированный | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). | Тест. | § 25, р/т.Вопросы и задания с.213. | ||
Глава 9. Культура Западной Европы в XI – XV веках. | |||||||||
27 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство | 1 | Комбинированный | Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь | Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. | Задания с кратким ответом. | § 26-28, р/т. Таблица с. 223 | ||
28 | . Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | Комбинированный | . Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. | Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. | Задания с развёрнутым ответом. | § 29, р/т. | ||
29 | Научные открытия и изобретения | 1 | Комбинированный | Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания | Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. | тест | § 30, р/т.Вопросы и задания с.251 | ||
Глава 10. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. | |||||||||
30 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 | Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. | Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии. | Таблица Задания с развёрнутым ответом. | §3 1, р/т таблица с.264. | |||
31 | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. | 1 | Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки. | Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. | Задания с кратким ответом. | § 32, р/т. Вопросы и задания с. 276 | |||
32 | Наследие Средних веков в истории человечества. Тест | 1 | Контроль знаний | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. | Повторить, задания с. 279 | ||||
История России с древнейших времен до конца XVI века | |||||||||
№ | Тема | час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения План | Дата проведения Факт |
33 | Введение | 1 | Урок изучения нового материала | Хронологические рамки курса 6 класса Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Вопросы. | Введение, с. 4-6 | ||
34 | Восточные славяне. | 1 | Комбинированный | Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. | Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами | Задания с кратким ответом | § 1, вопр. Раб/тет. | ||
35 | Соседи восточных славян. | 1 | Комбинированный | Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. | Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств. | Задания с кратким ответом. | § 2, Раб/тет. | ||
36 | Формирование Древнерусского государства. | 1 | Комбинированный | Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами. | Задания с развёрнутым ответом. | § 3, Раб/тет. | ||
37 | Первые киевские князья. | 1 | Комбинированный | Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава. | Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей. | Вопросы. | . § 4, вопросы Раб/тет. | ||
38 | Князь Владимир. Принятие христианства. | 1 | Комбинированный | Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы. | Задания с развёрнутым ответом.
| § 5, Раб/тет. | ||
39 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | Комбинированный | Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. | Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
| Таблица, тест. | § 6, таблица Раб/тет. | ||
40 | Культура Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.
| Задания с кратким ответом. | § 7, Раб/тет. | ||
41 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев. | Сравнивать образ жизни разных групп населения. | Задания с развёрнутым ответом. | § 8, Раб/тет. | ||
42 43 | Русь Древняя. | 2 | Урок обобщения Проверочная работа№ 1 | Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей. | Сравнивать исторические явления. | Задания с кратким ответом. | Повторить, кроссворд | ||
44 | Глава 2.Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века). Начало раздробления Древнерусского государства. | 1 | Урок изучения нового | Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах. | Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха). | Задания с развёрнутым ответом. | § 9, Раб/тет. | ||
45 46 | Главные политические центры Руси. | 2 | Комбинированный | Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем. | Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
| Задания с кратким ответом. | § 10-11, Раб/тет.Вопросы | ||
47 | Нашествие с Востока. | 1 | Комбинированный | Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов. | Задания с развёрнутым ответом. | § 12, Раб/тет. | ||
48 | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | Комбинированный | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. | Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский). | Тест. | § 13, Раб/тет. | ||
49 | Русь и Золотая Орда. | 1 | Комбинированный | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси. | Задания с кратким ответом. | § 14, Раб/тет. | ||
50 | Русь и Золотая Орда. | 1 | Комбинированный | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси. | Задания с кратким ответом. | § 15, Раб/тет. | ||
51 | Культура русских земель в XII – XIII веках. | 1 | Комбинированный | Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись. | Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры. | Задания с кратким ответом. | §16, Раб/тет. таблица | ||
52 | Родной край в древности. | 1 | Комбинированный | Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения. | Выявлять особенности развития края. | Задания с развёрнутым ответом. | Повторить, определения | ||
53 | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | Контроль знаний Контрольная работа№2 | Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности. | Обобщать исторические события и явления; делать выводы. | Тест. | повторить | ||
54 | Глава 3. Русь Московская Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | 1 | Урок изучения нового | Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита). | Таблица, тест. | § 17, Раб/тет. | ||
55 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 1 | Комбинированный | Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. | Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской). | Задания с кратким ответом. | § 18, Раб/тет. Вопросы | ||
56 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. | 1 | Комбинированный | Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей. | Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель. | Задания с развёрнутым ответом.
| § 19, Раб/тет. | ||
57 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | Комбинированный | Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. | Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы. | Задания с кратким ответом. | § 20, Раб/тет. | ||
58 | Московское государство в конце XIV – начале XVI века. | 1 | Комбинированный | Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы. | Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке. | Тест. | § 21, Раб/тет. | ||
59 | Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века. | 1 | Комбинированный | Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». | Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы. | Задания с развёрнутым ответом. | § 22, Раб/тет. Сообщения |
60 | Реформы Избранной рады. | 1 | Комбинированный | Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы. | Задания с кратким ответом. | § 23, Раб/тет. | ||
61 | Внешняя политика Ивана IV. | 2 | Комбинированный | Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. | Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель). | Задания с развёрнутым ответом. | § 24, Раб/тет. Вопросы | ||
62 | Опричнина. | 1 | Комбинированный | Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. | Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства. | Тест, вопросы. | § 25, Раб/тет. Вопросы | ||
63 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. | 1 | Комбинированный | Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература | Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. | Задания с кратким ответом. | § 26, Раб/тет. Таблица Сообщения | ||
64 | Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. | 1 | Комбинированный | Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. | Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. | Таблица | § 27, Раб/тет. | ||
65 | Быт XV – XVI веков. | 1 | Комбинированный | Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. | Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. | Задания с развёрнутым ответом. | § 28, Раб/тет. | ||
66 | Родной край в XIV – XVI веках. | 1 | Комбинированный | Поселения казаков, их занятия. Основание Царицына. Значение города. |
| Задания с кратким ответом. | Вопросы | ||
67 | Русь Московская. | 1 | Урок обобщения | Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение. | Обобщать исторические события и явления; делать выводы. | Задания с развёрнутым ответом. | Повторить Определения Кроссворд | ||
68 | Общее и особенное в развитии средневековой Руси. | 1 | Контроль знаний Контрольная работа | Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы. | Обобщать и систематизировать изученный материал. | Вопросы. | повторить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.
Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С....
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
конспект урока по истории и культуре родного края
Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...
Разработка урока по Истории Тувы тема" Скифское время и история Тувы"
конспекты урока,История Тувы во время Скифского времени"...
Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"
Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...
Разработка урока по литературному чтению на родном башкирском языке для 2 класса "Миңлеғәли Шайморатов - башҡорт халҡының милли батыры" , "Минигали Шаймуратов - национальный герой башкирского народа "
Конспект урока по родной башкирской литературе для 2 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения....