Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.
методическая разработка (литература, 9 класс) на тему

Ларина Ольга Николаевна

Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С.Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

«ГОЙ ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ…»

Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина

Цели урока:

Обучающая – совершенствовать умение анализировать поэтическое произведение;

Развивающая – развивать логическое мышление школьников и их творческие способности;

Воспитательная – формировать мировоззрение обучающихся.

Оборудование: репродукции и фотографии поэта, представляющие разные этапы биографии С. Есенина,  стенд – выставка рисунков обучающихся «Ой ты, Русь, моя милая Родина», компьютер, мультимедийный экран, проектор, сборники стихотворений С. Есенина, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

/Звучит музыка.  На ее фоне обучающийся читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная», на экране слайд 1/

Слово учителя: Есенин! Это имя у всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, вызовет легкое радостное чувство, ощущение чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к Родине, к человеку, к жизни. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве,» - говорил поэт. А однажды произнес: «Россия! Россия! Какое хорошее слово: и «роса»; и «сила»; и синее что-то».

                                          (Слайд 2)

Село Константиново Рязанской губернии. Крестьянская изба. Свет лампады. Странницы – богомолки поют духовные песни о прекрасном рае. Церковь. Молитвы. Бабушка шепчет: «Молись, молись,  Сергунька, Бог счастья дает». Но было и другое, перед чем меркли лампады: это свет зари в полнеба, зеленокосая в юбчонке белой стройная береза над ручьем, плач иволги да песня косарей за Окой.

                                          (Слайды 3,4)

Ученик: Родился  я с песнями в травном одеяле,

               Зори меня вешние в радугу свивали.

               О, край разливов грозных

               И тихих вешних сил,

               Здесь по заре и звёздам

               Я школу проходил.

Учитель: Во все стороны от Константинова был распахнут великий крестьянский мир. Обыкновенное большое русское село – церковь, начальная школа, двухэтажный деревянный помещичий дом с фруктовым садом. И в этом селе – обыкновенная крестьянская изба.

/Ученик читает  стихотворение «В хате», учащиеся анализируют произведение/

                                            (Слайд 5)

Учитель: 1) Как представляет поэт крестьянскую избу?

                2) Каково ее предназначение?

/Обучающиеся делают вывод о том, что крестьянская изба – это символ отношения к миру/

Учитель: Устойчивый, привычный мир преображается, обретает подвижность: окрашиваются звуки и запахи, цвета наполняются музыкальным звучанием. Запах, цвет, звук – это часть восприятия, способ передачи ощущения. Приведите примеры из стихотворения «В хате».

                /Обучающиеся приводят примеры из стихотворения/

(Слайд 6)

Учитель: Звук, цвет, запах перекликаются между собой. С их помощью поэт передает свои ощущения от встречи с самым дорогим для него – с Родиной. Звук, цвет, запах помогают С. Есенину создать яркий поэтический образ Руси. Какие цвета, звуки, запахи использовал в лирике поэт С. Есенин? Обратимся к тому материалу, который вы подготовили дома.

      /Учащиеся зачитывают заполненную  примерами  таблицу/

                                                (Слайд 7)

Учитель: Именно из цвета, звука  и запаха складывается чувство Родины  у С. Есенина. Рядом с этими понятиями в есенинских стихах сложные, необыкновенно красочные образы, которые в совокупности дают нам представления о есенинской Руси.

Задание по группам:

№1 – выписать из стихотворений строки, характеризующие С. Есенина как певца русской природы;

№ 2 – отметить своеобразие стихотворений о животных;

№ 3 – определить значение мифологической и христианской символики;

№ 4 – провести параллель между микромиром деревенской избы и исторической судьбой России;

№ 5 – проследить, как в стихотворениях поэта представлены образы людей, их нравы и обычаи;

№ 6 – образ птиц в произведениях С. Есенина.

                 /Во время выполнения задания звучит «Песня о Есенине»/

Проверка выполненного задания.

(Слайд 8)

Задание: на основе одного из стихотворений («Край любимый! Сердцу снятся…», «С добрым утром!», «Сторона ль моя, сторонка») составить «картинный план» и постараться «разгадать» душевное состояние, скрывающееся за каждой картиной.

Вариант выполнения задания:

Что увидел герой?

Какие чувства испытал?

Горевая полоса,

Только лес,

Старая церквушка,

Веки выглодала даль,

Худое тело

Горечь,

Грусть, одиночество,

Тоска,

Печаль,

Печаль, отчаяние

Вывод: в данном стихотворении преобладают печальные ноты, доминируют грусть и тоска.

Учитель предлагает выделить основные черты есенинской лирики. Обучающиеся записывают их в тетрадь:

  1. Использование звукописи, цветописи,  других средств художественной выразительности.
  2. Преобладание интонации светлой грусти и печали.
  3. Слитность с народной жизнью.
  4. Всепроникающий лиризм.
  5. Исповедальность.

Учитель: Мы сегодня открыли для себя много нового и интересного о есенинском поэтическом мире: по-иному у С. Есенина воспринимаются люди, их нравы и обычаи, животные, птицы, природный мир, крестьянская изба, мифологические существа. В совокупности это и дает единый образ Руси. Зарисовки пейзажей, любование природой и безмерная любовь ко всему живому – всё это нашло отклик в сердцах композиторов. Давайте и мы вслушаемся в волнующую музыку есенинских стихов.

(Слайд 9)

/Исполнение вокальной группой песни «Над окошком месяц»/

Домашнее задание: чтение и анализ стихотворений о Родине, выделение в них реального и мифического, творческая работа (по желанию) – нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Светозвуковой газеты по теме Цветы нашей Родины

Методическая разработка Светозвуковой газеты по теме Цветы нашей Родины...

Урок-семинар "Гой ты, Русь моя, родная..." Тема Родины в творчестве С. А. Есенина

Урок посвящен теме Родины в творчестве С. А. Есенина. Урок построен в форме семинара, что позволяет учителю развивать самостоятельность обучающихся, их речь....

Урок-семинар "Гой ты, Русь моя, родная..." Тема Родины в творчестве С. А. Есенина

Урок посвящен теме Родины в творчестве С. А. Есенина. Урок построен в форме семинара, что позволяет учителю развивать самостоятельность обучающихся, их речь....

Урок-семинар "Гой ты, Русь моя, родная..." Тема Родины в творчестве С. А. Есенина

Урок посвящен теме Родины в творчестве С. А. Есенина. Урок построен в форме семинара, что позволяет учителю развивать самостоятельность обучающихся, их речь....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...

Методическая разработка занятия «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» для кружка ИЗО

Тема занятия: «Древняя Русь».Вид занятия: сообщение нового материала, выработка практических умений и навыков.Цель занятия: - закрепить знания о художественной культуре Древней Руси;- форм...