Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.
методическая разработка (литература, 9 класс) на тему
Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С.Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина
Цели урока:
Обучающая – совершенствовать умение анализировать поэтическое произведение;
Развивающая – развивать логическое мышление школьников и их творческие способности;
Воспитательная – формировать мировоззрение обучающихся.
Оборудование: репродукции и фотографии поэта, представляющие разные этапы биографии С. Есенина, стенд – выставка рисунков обучающихся «Ой ты, Русь, моя милая Родина», компьютер, мультимедийный экран, проектор, сборники стихотворений С. Есенина, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
/Звучит музыка. На ее фоне обучающийся читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная», на экране слайд 1/
Слово учителя: Есенин! Это имя у всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, вызовет легкое радостное чувство, ощущение чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к Родине, к человеку, к жизни. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве,» - говорил поэт. А однажды произнес: «Россия! Россия! Какое хорошее слово: и «роса»; и «сила»; и синее что-то».
(Слайд 2)
Село Константиново Рязанской губернии. Крестьянская изба. Свет лампады. Странницы – богомолки поют духовные песни о прекрасном рае. Церковь. Молитвы. Бабушка шепчет: «Молись, молись, Сергунька, Бог счастья дает». Но было и другое, перед чем меркли лампады: это свет зари в полнеба, зеленокосая в юбчонке белой стройная береза над ручьем, плач иволги да песня косарей за Окой.
(Слайды 3,4)
Ученик: Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
О, край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.
Учитель: Во все стороны от Константинова был распахнут великий крестьянский мир. Обыкновенное большое русское село – церковь, начальная школа, двухэтажный деревянный помещичий дом с фруктовым садом. И в этом селе – обыкновенная крестьянская изба.
/Ученик читает стихотворение «В хате», учащиеся анализируют произведение/
(Слайд 5)
Учитель: 1) Как представляет поэт крестьянскую избу?
2) Каково ее предназначение?
/Обучающиеся делают вывод о том, что крестьянская изба – это символ отношения к миру/
Учитель: Устойчивый, привычный мир преображается, обретает подвижность: окрашиваются звуки и запахи, цвета наполняются музыкальным звучанием. Запах, цвет, звук – это часть восприятия, способ передачи ощущения. Приведите примеры из стихотворения «В хате».
/Обучающиеся приводят примеры из стихотворения/
(Слайд 6)
Учитель: Звук, цвет, запах перекликаются между собой. С их помощью поэт передает свои ощущения от встречи с самым дорогим для него – с Родиной. Звук, цвет, запах помогают С. Есенину создать яркий поэтический образ Руси. Какие цвета, звуки, запахи использовал в лирике поэт С. Есенин? Обратимся к тому материалу, который вы подготовили дома.
/Учащиеся зачитывают заполненную примерами таблицу/
(Слайд 7)
Учитель: Именно из цвета, звука и запаха складывается чувство Родины у С. Есенина. Рядом с этими понятиями в есенинских стихах сложные, необыкновенно красочные образы, которые в совокупности дают нам представления о есенинской Руси.
Задание по группам:
№1 – выписать из стихотворений строки, характеризующие С. Есенина как певца русской природы;
№ 2 – отметить своеобразие стихотворений о животных;
№ 3 – определить значение мифологической и христианской символики;
№ 4 – провести параллель между микромиром деревенской избы и исторической судьбой России;
№ 5 – проследить, как в стихотворениях поэта представлены образы людей, их нравы и обычаи;
№ 6 – образ птиц в произведениях С. Есенина.
/Во время выполнения задания звучит «Песня о Есенине»/
Проверка выполненного задания.
(Слайд 8)
Задание: на основе одного из стихотворений («Край любимый! Сердцу снятся…», «С добрым утром!», «Сторона ль моя, сторонка») составить «картинный план» и постараться «разгадать» душевное состояние, скрывающееся за каждой картиной.
Вариант выполнения задания:
Что увидел герой? | Какие чувства испытал? |
Горевая полоса, Только лес, Старая церквушка, Веки выглодала даль, Худое тело | Горечь, Грусть, одиночество, Тоска, Печаль, Печаль, отчаяние |
Вывод: в данном стихотворении преобладают печальные ноты, доминируют грусть и тоска. |
Учитель предлагает выделить основные черты есенинской лирики. Обучающиеся записывают их в тетрадь:
- Использование звукописи, цветописи, других средств художественной выразительности.
- Преобладание интонации светлой грусти и печали.
- Слитность с народной жизнью.
- Всепроникающий лиризм.
- Исповедальность.
Учитель: Мы сегодня открыли для себя много нового и интересного о есенинском поэтическом мире: по-иному у С. Есенина воспринимаются люди, их нравы и обычаи, животные, птицы, природный мир, крестьянская изба, мифологические существа. В совокупности это и дает единый образ Руси. Зарисовки пейзажей, любование природой и безмерная любовь ко всему живому – всё это нашло отклик в сердцах композиторов. Давайте и мы вслушаемся в волнующую музыку есенинских стихов.
(Слайд 9)
/Исполнение вокальной группой песни «Над окошком месяц»/
Домашнее задание: чтение и анализ стихотворений о Родине, выделение в них реального и мифического, творческая работа (по желанию) – нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Светозвуковой газеты по теме Цветы нашей Родины
Методическая разработка Светозвуковой газеты по теме Цветы нашей Родины...

Методическая разработка занятия "Военная присяга - клятва на верность Родине"
Целью методической разработки является знакомство школьников с историей возникновения и ритуалом приведения к военной присяги, разъяснения учащимся значения военной прсяги для военнослужащих....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Русь святая. Святитель Димитрий Ростовский – покровитель Донской земли»
Мероприятие посвящено жизни святителю Димитрию Ростовскому....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Моя малая и большая Родина"
Направление - научно – познавательноеВид деятельности - познавательно, игровойВикторина «Своя игра» в 5-м классе с использованием мультимедийной презентации.Викторина способств...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Химические элементы на защите Родины»
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-11 классов...

Методическая разработка занятия «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» для кружка ИЗО
Тема занятия: «Древняя Русь».Вид занятия: сообщение нового материала, выработка практических умений и навыков.Цель занятия: - закрепить знания о художественной культуре Древней Руси;- форм...