Разработка урока по Истории Тувы тема" Скифское время и история Тувы"
план-конспект урока по истории (9 класс)
конспекты урока,История Тувы во время Скифского времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_tuvy.docx | 744.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по истории родного края в 9 классе.
Тема урока: «Скифское время в истории Тувы».
Педагогическая технология: модульно - редуктивное обучение.
Технологический прием: техника активно - продуктивного чтения.
Цели урока: познакомить учащихся с археологическими памятниками скифского времени Аржаан 1, провести сравнительный анализ с памятником Толстая Могила, раскопанным на территории Украины, датируемым 8-7 веками до н.э., на основе изучения особенностей уникальных находок курганов сформировать у учащихся представление о скифском времени в истории Тувы и России, узнать, что же объединяет многочисленные племена и что дает основание говорить об «общескифском» образе жизни.
Форма урока: работа в группах.
Развитие умений учащихся: уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, активно-продуктивное чтение, научиться делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания информации, при работе в группе взаимодействовать с товарищами, предъявлять результаты своей работы.
Основное содержание:
Археологическая культура скифского времени.
Памятники скифского периода на территории России.
Курган «Аржаан» - 1, Аржаан 2 - уникальные памятники скифского времени на территории Тыва.
Хозяйство и образ жизни скифов на основе археологических данных.
Общественный строй древних скифов.
Основные понятия и термины:
Скифское время - период древней истории Тувы, 8-3 вв. до н.э., когда территорию Тувы стали населять народы скифо-сибирского мира.
Скифы-древние племена в Северном Причерноморье (7-3 в. до н.э.), делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей.
Курганы - древние захоронения скифов.
Археологическая культура - понятие, обозначающее общность археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории.
Скифо-сибирский звериный стиль - условное общее название широко распространенных в искусстве древних скифов стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных.
Оборудование урока: карта Тувы, ИКТ, презентация к уроку, иллюстрации.
План урока:
Памятники скифского периода на территории России.
Курган «Аржаан»-1, Аржаан -2: история, особенности.
Хозяйство и образ жизни скифов.
Общественный строй древних скифов.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Вводно-мотивационная часть.
Актуализация жизненных наблюдений.
- Ребята, есть ли среди вас, ваших родных люди родом из Пии-Хемского кожууна?
- А вы знаете, какой уникальный археологический памятник находится в Пии-Хемском кожууне?
- Кто-нибудь видел этот курган? Опишите его, ребята.
- Чьих рук это сооружение?
Постановка учебной задачи.
- Итак, мы живем с вами на уникальной земле, где много-много лет назад жил многочисленный народ - скифы, наследие которых мы видим в виде поминальных сооружений - курганов. Давно уже нет древних скифов, сменились эпохи, пали многие империи, а курганы все также остаются молчаливыми свидетелями интересных исторических событий прошлого.
По Геродоту, скифы жили на территории Северного Причерноморья от Дуная до Дона в 5 веке до н.э. Эллины-скифы, алазоны, скифы-пахари, скифы-земледельцы и царские скифы – вот многочисленные племена скифов. Что же объединяет эти многочисленные племена и что дает основание говорить об «общескифском» образе жизни. Чтобы ответить на эти вопросы на этом уроке, мы с вами познакомимся с археологическими памятниками скифского времени Аржаан 1, проведем сравнительный анализ с памятником Толстая Могила, раскопанным на территории Украины, датируемым 8-7 веками до н.э., на основе изучения особенностей уникальных находок этих курганов узнаем о скифском времени в истории Тувы и России, узнаем, что же объединяет многочисленные племена и что дает основание нам говорить об «общескифском» образе жизни. (Слайд 4,5)
4. Изучение новой темы.
Этот период один из сравнительно хорошо изученных и важных периодов древней истории Тувы. В скифское время на территорию Тувы проникло новое население, это примерно 8 век до н.э. Скифское время представлено многочисленными и разнообразными археологическими памятниками, сохранившимися почти во всех районах Тувы и России. Изучение памятников Тувы этого времени позволило прийти к выводу о существовании в Туве специфической в ряде отношений местной археологической культуры, являющейся частью широкого круга культур Евразии скифо-сибирского облика.
- Что же такое археологическая культура? (Ответы учащихся). Показ слайда 7 с определением понятия.
Археологическая культура этого времени названа уюкской по названию реки Уюк, где расположено наибольшее количество памятников скифского периода. Этот период считается начальным этапом скифской эпохи. Особый интерес среди них представляет курган Аржаан1. Аржаан 1 приобрел мировую известность, а сама культура утвердилась под названием уюкской.
- А есть ли на территории России другие подобные курганы, получившие мировую известность?
Показ слайда, где идет объяснение о некоторых известных российских курганах скифского периода. Определяем по карте расположение наибольшего количества курганов, чтобы учащиеся имели представление о том, что скифы жили на огромных российских просторах. (Слайд 8 «Карта России»).
- Наиболее известным курганом на территории России является курган Толстая Могила. Исследованный в 1971 г. известным украинским археологом Борисом Мозолевским курган Толстая могила – богатейший из всех известных в настоящее время скифских царских курганов. Общий вес золотых изделий, найденных в нем, составляет 4,5 кг, что намного превышает вес золота, найденного в самом богатом до того кургане – Куль-Оба (Крым).
Уникальность Толстой могилы в том, что в ней нашли пектораль. Без сомнения, главной находкой Бориса Мозолевского, принесшей Толстой Могиле и Никопольской земле всемирную славу, стала обнаруженная в центральной могиле золотая пектораль – парадное нагрудное украшение скифского царя. Ныне это гениальное творение античного искусства хранится в Киеве, в музее исторических драгоценностей Украины.
(Показ слайда 9 «Схема кургана», 10 – «Пектораль», 11- «Корона царевны»).
Вес пекторали - 1150 г., диаметр - 30,6 см. Три полукруглых фриза, образующих пектораль, заполнены растительным орнаментом, многочисленными, литыми из золота изображениями людей и животных. В верхнем ярусе помещены изображения сцен мирной жизни скифов. В центре два обнаженных по пояс скифа, снявшие свои гориты с луками, шьют меховую рубаху. Обращает на себя внимание одна деталь – их лица и прически настолько различны, что можно предполагать в них представителей разных этнических групп, принадлежащих к разным племенам.
По обе стороны этой сцены - мирно стоящие животные с детенышами, жеребенок, сосущий кобылу, корова и теленок.
Юный скиф, доящий овцу, и другой, сидящий. Одной рукой он держит амфору, а в другой его руке что-то зажато. Возможно, он пытается заткнуть амфору. Картина завершается летящими в разные стороны птицами.
( Объяснение сопровождается показом слайдов - увеличенные изображения пекторали).
Каждая из миниатюрных скульптурок пекторали является настоящим шедевром, а вся она в целом - непревзойденным творением неизвестного мастера, жившего в одном из греческих городов-государств Северного Причерноморья или Крыма. Золотая пектораль из кургана Толстая могила скорее всего была создана в начале или середине IV века до н.э.
К другим выдающимся сокровищам Толстой могилы следует отнести погребальный наряд скифской царицы - самый богатый из когда-либо найденных в царских курганах. (показ слайда).
- Наиболее известными курганами в Туве является курган Аржаан-I, Аржаан-II.
Постановка задачи:
- В чем же особенности кургана Аржаан I в отличие от других известных курганов? Есть ли сходство?
Далее идет объяснение учителя по рисунку - схеме курган «Аржаан», показ слайда 12 - схема кургана, карта расположения. По ходу объяснения учащиеся определяют особенности и записывают в тетрадь.
Учащиеся представляют результаты своей деятельности. Сравниваем ответы учащихся с ответами в слайде. Показ слайда 13.
Можно выделить следующие особенности:
- самое большое поминальное сооружение скифского времени на территории Тувы;
- единственный курган на территории Тувы с каменной насыпью;
- большая численность захороненных людей - 15 чел., включая царя и царицу;
- большое захоронение лошадей – 160;
- наличие вещественных источников, свидетельствующих о сходстве с общескифским образом жизни, сходство в вооружении, конском снаряжении и использовании звериного стиля в прикладном искусстве.
- Другим не менее известным курганом. раскопанным на территории Тувы, является курган Аржаан – II, тоже расположенный в так называемой Долине царей. (Показ по карте месторасположения кургана).
Постановка задачи: - В чем особенности кургана вы также для себя в тетради сделайте записи по ходу сообщения вашего товарища. (Слушаем сообщение о истории раскопок, найденных археологических находок, принесших мировую известность кургану). (Показ слайда)
Сообщение ученика.
Археологические раскопки кургана Аржан-2, расположенного в Пий-Хемском районе Республики Тыва, – результат совместной работы Центрально-Азиатской экспедиции Государственного Эрмитажа и Евроазиатского отдела Германского археологического института. Памятник имеет диаметр наземного сооружения 80 м и высоту 2 м. и на настоящий момент является вторым по величине из исследованных в регионе после кургана Аржан-1, раскопанного М.П.Грязновым и М.Х.Маннай-оолом в начале 70-х гг.
Раскопки начались летом 2000 года. Были исследованы несколько кольцевых оград на западной периферии комплекса и пробито два разреза в разрушенных частях кургана с целью выяснения структуры сооружения и выработки стратегии изучения памятника. Первый год исследований погребально-поминального комплекса Аржан 2 показал, что памятник отличен от кургана Аржан и подобные сооружения в Туве еще не изучались. В результате этих работ деревянные конструкции, аналогичные Аржану, не были выявлены, исследовали наземное сооружение путем разборки каменной кладки вручную по секторам с фиксацией радиальных и фронтальных профилей. Для этого площадь памятника была разбита на 18 секторов относительно базовой точки, максимально приближенной к центру кургана. За четыре года зарисовано в общей сложности около полукилометра профилей каменной кладки. Это позволило в полной мере проследить все конструктивные особенности комплекса.
В 2001 – 2003 годах проводились широкомасштабные археологические работы на Аржане-2. В них, кроме десятка специалистов из Санкт-Петербурга и Германии, были задействованы свыше ста рабочих из ближайших населенных пунктов – Турана, Аржана и Хадына. Для вывоза камней и грунта использовались самосвалы. В результате четырехлетних исследований выяснилось, что, несмотря на попытки ограбления кургана в древности и позднейшие разрушения, все захоронения, непосредственно связанные с комплексом, остались непотревоженными. Кроме основной «царской» могилы, были открыты еще 11 могил для 17 погребенных, конское захоронение 14 лошадей и два комплекса, содержащих предметы конского снаряжения. Впервые достоянием науки стал элитный памятник, сохранивший в полной мере информацию о культуре населения Тувы раннескифского времени. Золотые предметы, найденные в основном захоронении, несомненно, самая эффектная и привлекающая всеобщее внимание часть комплекса.
«Аржаан-2» оказался не богатым, а чрезвычайно, вернее — самым богатым курганом. Это было захоронение скифских царей (мужчины и женщины). Похороненные цари были упокоены с большим количеством вещей, сделанных из золота (украшения, оружие, конская сбруя, утварь, монеты, фигурки животных: кабанов, лошадей, оленей, тигров и пр.) — их общий вес составил более 50 кг, из них 20 кг составили украшения. Только одна из золотых 20-сантиметровых женских шпилек (золотая фигура оленя на расчёске) была оценена примерно в 2 миллиона долларов, историческая же ценность всей коллекции не поддаётся никакому денежному выражению. За 2001—2003 годы в кургане «Аржаан-2» было найдено около 11 тыс. различных предметов.
Есть предположение, что в кургане «Аржаан-1» (датировка: IX—VIII века до нашей эры) захоронен первый скифский царь этих мест, а в «Аржаане-2» (датировка: VII—V век до нашей эры) — последний. Если это предположение верно, значит, в этих местах могут быть курганы и других скифских царей.
Показ слайдов 14-22.
На основе иллюстраций, а также активного-продуктивного чтения текста учебника составить устные ответы по следующим вопросам. Работу можно провести в группах.
Задания для групп.
1 группа « Опишите быт и образ жизни скифов
Вопросы: Какой образ жизни вели скифы, какие факты свидетельствуют об этом ?
Какие занятия были у скифов, какое из них вы считаете самыми важными?
2 группа « Оружие скифов».
Вопросы: Каким оружием пользовались скифские воины?
Какое вооружение у скифов было основным?
Можно ли было по наличию оружия определить статус воина?
3 группа « Одежда скифов»
Вопросы: Какой стиль одежды предпочитали скифы и почему?
Какой атрибут одежды, на ваш взгляд, был наиболее значим для мужчины и для женщины?
Можно ли определить общественное положение человека по его одежде, приведите доказательства.
4 группа « Прикладное искусство скифов».
Вопросы: Какой стиль в искусстве был свойственнен скифским племенам?
Что предполагает этот стиль?
Какие сюжеты чаще использовались скифскими мастерами и почему?
5. Первичное закрепление материала. (Работа в группах).
Творческое задание: составить тесты к данной теме и обменяться ими между группами и выполнить их.
Варианты тестов 1 группы.
1.VIII-III вв. до н.э.- определяют _____ временем.
2.Первые сведения о скифах оставил, древнегреческий историк ____.
3.Археологическая культура этого времени получила название___, по названию реки_.
4.Самый известный памятник скифского времени называется____.
5.Он был раскопан в ___ годах.
Варианты тестов 2 группы.
1.Какой образ жизни вели скифы?
А) кочевой образ жизни;
Б) оседлый образ жизни;
В) занимались скотоводством, земледелием.
2.Кто стоял во главе скифских племен?
А) царь б) вождь в) старейшина
3. Священное животное скифов?
А) медведь б) лошадь в) олень
4. У скифов был развит культ__?
А) лощади б) солнца в) огня г) воды д) медведя.
5. Какой стиль господствовал в искусстве скифов?
А)звериный стиль б) романский стиль в) готический
Выставление оценок.
6. Домашнее задание. К пункту «Общественный строй" подготовить вопросы.
Избирательные системы
Избирательная система- особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, со способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
Мажоритарная система- способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.
Пропорциональная система—способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.
Разновидности мажоритарной системы:
- Принцип абсолютного большинства
Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос.
- Принцип относительного большинства.
Побеждает кандидат, набравший голосов больше чем каждый из его соперников в отдельности.
Мажоритарная система Пропорциональная система
Объединение различных интересов объединение различных интересов
Происходит до выборов в парламент происходит после выборов в парламент. Действует на основе создания коалиций групп различные партии, в том числе и мало. Интересов, стимулирует существование двух- численные, имеют возможность быть пре
Партийной или двухкоалиционной системы дставленными в парламенте, не в ходя в какие –либо коалиции.
Применяется в США, Индии, Японии. Применяется в Италии, Израиле.
Вопросы к тексту:
- Можно ли назвать идеальной одну из избирательных систем?
- Выдерживается ли принцип справедливости, если, например, какое- то решение принято 51% голосов? Ведь в этом случае остальные 49% голосовавших вынуждены принять то решение, за которое они не отдавали голоса? Почему? Ведь их всего на два процента меньше «победителей». Это же совсем незначительная разница. Как разрешить это очевидное противоречие?
- Назовите недостатки и достоинства избирательных систем?
- Назовите важнейшие условия и гарантии политической демократии.
Государство – основной институт политической системы.
Признаки и структура государства.
Признаки государства.
- Публичная власть.
- Территория.
- Суверенитет.
- Правовая система.
- Легальное применение силы.
- Система налогов.
Структура государства.
По выполняемым функциям. По месту в системе разделения властей.
Внутренние законодательные учреждения Полиция, суд, прокуратура, исполнительно- распорядительные
налоговый аппарат, органы культуры органы образования, органы связи. Судебные органы.
Внешние
Вооруженные силы, разведка, Дипломатические органы, гос. безопасность. Внутренняя политика Внешняя политика
Направления: направления:
1.экономическое 1. оборонное
2.социальное 2. иностранное
3. государственно правовое 3. внешнеэкономическое
4.культурное
5.экологическое
6. информационное.
Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа.
- Выявляются общественно значимые проблемы и их причины.
- определяются цели
- начинается процесс реализации
- анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключительная оценка проводимой политике, работе государственных органов.
Госслужба
Гражданская служба
Военная служба
Правоохранительная служба принципы госслужбы.
Признание и соблюдение прав человека.
Профессионализм.
Компетентность.
Нравственные нормы поведения чиновников.
1.Соблюдать нейтралитет по отношению к партиям.
2.быть корректным в обращении с гражданами.
3. проявлять уважение к обычаям и традициям народов РФ.
4.Не допускать конфликтных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"
Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письме...
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
Разработка урока по истории на тему "Моя родная Тува"
Рабочая программа (учебник Агибалова)...
Конспекты уроков по истории Тувы
Конспекты уроков по истории Тувы в 9 классе, разработка Оюн К.С....
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "
Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...
урок по истории тувы
Урок по истории Тувы. Занимательный интересный...