Электронный урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны".
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Конспект урока содержит указания на ссылки с образовательных сайтов- "Единая коллекция образовательных ресурсов", "Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов" и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Начало Великой Отечественной войны».

Губарева Лидия Александровна

ГБОУ СОШ №1994

Учитель истории и обществознания

История

Класс:  

Великая отечественная война. Второй урок по теме.

   История России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.5-е издание, доработанное и дополненное. Москва, «Просвещение»,2008 год.

Цель  урока: определить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны; рассмотреть ход военных действий в начале Великой отечественной войны и в период Московской битвы; познакомить учащихся с подвигом советских солдат.

Задачи:

  1. обучающие: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны, подвести их к пониманию причин поражения Красной Армии в начале войны; продолжить формирование умений работать с картой, историческими документами, анализировать их, делать выводы.
  2. развивающие: развивать мыслительную деятельность – устанавливать логические и причинно-следственные связи, развивать связную речь, обогащать словарный запас.
  3. воспитательные: воспитывать на примерах мужества и героизма советских воинов чувство долга и глубокого уважения к нашим героям.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК с сетевым подключением к головному компьютеру; доступ в Интернет, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение  проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

5

6

7

Организационный момент

№ 1.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач. Демонстрация плаката.

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. Запись темы урока в тетради.

1 мин

Проверка изученного материала

 № 2.

Выполнение тестовых заданий к параграфу 28 с целью актуализации полученных знаний по данной теме.

Учитель вызывает учащегося, который должен выбирать варианты ответов теста и демонстрировать свою работу на компьютере классу.

Учащиеся следят за ответами одноклассника и оценивают его работу с места, записывая свои ответы в тетрадях.

5 мин

Учитель:

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы  друг друга.

Учащиеся работают в парах.

Изучение нового материала

№ 3.

Учитель:

-Германия нарушив Пакт о ненападении, начала артиллерией и авиацией бомбить советские города в ночь на 22 июня 1941 года. С обращением к советскому народу выступил нарком иностранных дел СССР Молотов В. М.

Учащиеся слушают фрагмент аудиозаписи выступления.

1

мин

Учитель:

-Какие выводы можно сделать. Прослушав это сообщение?

Учащиеся делают вывод о том, что война со стороны Советского Союза была справедливой, освободительной. Откликнувшись на объявление о всеобщей мобилизации, весь народ встал на защиту своей Родины.

№ 4

Указание на ссылку.             - Посмотрите внимательно на карту.

Демонстрируется анимированная карта.

Учитель:

-Объясните, что такое план «Барбаросса»?

Объясняют, что это план молниеносной войны против СССР в трех направлениях; записывают в тетрадь основные направления ударов.

3 мин

№ 5.

Указание на ссылку.

-Посмотрите на схему

« Соотношение сил в начале войны» и сделайте вывод.

Записывают в тетрадь вывод о том, что силы были примерно равными, а по численности танков и самолетов СССР превосходил Германию и ее союзников.

3 мин

Учитель:

-Откройте учебник § 29 п.4 и найдите в тексте основные причины неудач Красной Армии  летом-осенью 1941 г.

Открывают учебник, читают пункт параграфа, делают выводы и записывают в тетрадь.

Воспринимают информацию, дополненную учителем о том, что основные силы были уничтожены в первые недели войны.

№ 6.

Указание на ссылку:

- Учитель демонстрирует портрет

Г. К. Жукова и сообщает о его назначении командиром Западного фронта.

Так же демонстрируются фотографии других командиров.

Учащиеся знакомятся с деятельностью  командного состава Красной Армии.

1 мин

№ 7.

Указание на ссылку:

-Учитель рассказывает о битве под Москвой и демонстрирует схему начала ВОВ.

Учащиеся записывают в тетради дату битвы за Москву (с 30 сентября 1941 по 4 декабря 1941гг.) – оборонительный этап, (с 5 декабря 1941 по 7 января 1942 гг.) – наступательная операция.

3 мин

№ 8

Указание на ссылку:

-Демонстрация иллюстраций и рассказ о подвигах и героизме генерала Клочкова и политрука Панфилова.

Учащиеся записывают слова

«Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!»

3 мин

№ 9.

№ 10, 11.

Указание на ссылку:

-Героическая оборона Ленинграда и дневник Тани Савичевой.

Учащиеся делают вывод и отвечают на вопрос № 6 после параграфа 29.

3мин

Первичное закрепление

№ 12.

Указание на ссылку и конкретизация используемых элементов ссылки.             

Учитель:

-Ребята! Сегодня мы познакомились с начальным периодом Великой Отечественной войны. Красная Армия в тяжелейших условиях смогла не только выстоять, но собрать силы для перехода к наступлению.

Давайте проверим,  насколько вы усвоили новый материал. (Демонстрирует задания к параграфу 29 на экране).

Учащиеся по очереди дают ответы на вопросы теста и сравнивают с правильными ответами. Наиболее активные ученики получают оценки за работу на уроке.

4 мин

Закрепление

изученного материала

№ 13.

Указание на ссылку:

Учитель:

Ребята, посмотрите на карту  «План Барбаросса» и выполните задание № 1

в контурных картах.

Учащиеся обозначают три главных направления ударов и подписывают названия армий.

4

мин

Закрепление изученного материала

№ 14.

Указание на ссылку и конкретизация используемых элементов ссылки.   

         

Учитель:

-Прочитайте отрывок из письма немецкого солдата и постарайтесь определить, что изменилось в настроениях солдат вермахта к осени 1941 года?

Учащиеся отвечают на вопрос и объясняют ,почему изменились настроения немецких солдат и чем это грозило Германии.

3 мин

Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).

№ 15.

Указание на ссылку:

Учитель демонстрирует вопросы для закрепления изученного материала и просит дать ответы на них.

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.

Помогает сформулировать выводы.

Учащиеся участвуют в обобщающей беседе, отвечая на вопросы; делают выводы к уроку и начинают заполнять таблицу «Основные военные операции Великой Отечественной войны»

2мин

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

 № 16.

Информирует о дифференцирован-

ном домашнем задании, комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЭОР.

Примечание: детям, имеющим  дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭОР контрольного типа

( скриншот страницы с результатами выполнения задания ученик распечатывает и приносит к следующему уроку или высылает на электронную почту учителя).

Детям, не имеющим дома возможности работать на ПК, задание по учебнику – параграф 29, ответить на вопросы на стр. 213 и заполнить таблицу в тетради.

Записывают домашнее задание в дневниках.

2 мин

Комментирован-

ное выставление оценок

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок.

Учитель:

-Спасибо за урок!

Анализируют результаты своей работы на уроке.

1 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

«Начало Великой Отечественной войны» 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Начало Великой Отечественной войны.

Информационный

 Плакат

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d90202d-1c75-4671-9f15-cb1d83dca048/%5BIS9IR_4-34%5D_%5BPD_02-r%5D.jpg

СССР накануне войны.

Контрольный

Электронный учебный модуль контрольного типа (тест)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ed2c58-fe6b-4c66-b351-f1e264f9bc4a/index_listing.html

Выступление Молотова В.М. 22 июня 1941 года по радио.

Информационный

Аудиозапись

enty-vojny/320http://www.pavlovsk-spb.ru/dokum-vystuplenie-molotova-22-iyunya-1941-g.html

Начало Великой Отечественной войны.

Практический

 Анимированная карта

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/659a08b7-55b9-41fd-9788-432e249fb07d/%5BIS9IR_4-34%5D_%5BMA_01%5D.swf

Схема соотношения сил в начале войны.

Практический

Таблица

 http://voina-cccp-germaniya.narod.ru/vov.html

Командиры Красной Армии.

Информационный

Портрет

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f29fcecb-9847-44a5-865b-ec162c844b6e/3_2_5_1.htm

Командиры Красной Армии.

Информационный

Фотогалерея портретов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/971eb51f-f4cd-4ca7-b66c-af38d1f44a0e/%5BIS11IO_4-27%5D_%5BGA_06%5D.html

Начало войны.

Практический

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f4f0dd5-df1a-4d57-b88f-b66e6483aee2/%5BIS11IO_4-23%5D_%5BCX_04%5D.swf

Начало войны.

Информационный

Иллюстрация «Советский блиндаж»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/62c9bb98-3dde-4026-9678-c235ef021497/%5BIS9IR_4-37%5D_%5BPF_02%5D.html

Героическая оборона Ленинграда.

Практический

Видеоролик

http://videoscope.cc/25736-blokada-leningrada.html

Блокадный Ленинград.

Информационный

Дневник Тани Савичевой

http://warface.narod.ru/dnevnik2.htm-

Начало войны.

Контрольный

Интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5f3956a-8afb-41fa-a2c1-00af95909f36/index_listing.html

План «Барбаросса»

Практический

Карта наступления

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73c774d1-1e78-4a27-881b-f3e96c9a8685/%5BIS9IR_4-34%5D_%5BPD_01%5D.swf

Письма с фронта.

Практический

Аудиозапись

http://www.theunknownwar.ru/pesni_nashej_pobedyi_i_pisma_s_fronta_2cd.html

Начало войны.

Контрольный

Вопросы к теме для закрепления изученного материала

http://fcior.edu.ru/card/26830/prichiny-i-podgotovka-k-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

Начало войны

Контрольный

Контрольное тестирование

http://fcior.edu.ru/card/9466/kontrol-sssr-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Великая Отечественная война" в стиле телепередачи "Как это было"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война" в стиле телепередачи "Как это было"...

Открытый урок по истории на тему: Великая Отечественная война

Проведение открытого урока на тему: Великая Отечественная война. План урока....

Урок истории по теме "Великая Отечественная война".

Урок истори по теме "Великая Отечественная война"....

Урок истории по теме "Великая Отечественная война".

Урок истории по теме "Великая Отечественная война"....

Методическая разработка урока по истории по теме "Великая Отечественная война"

Методическая разработка контрольного урока по истории по теме "Великая Отечественная войа"....

КВЕСТ - игра по истории Отечества. «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне

КВЕСТ - игра по истории Отечества.«По страницам истории»  75 лет Великой Отечественной войне...