Урок истории в 8 классе. Тема "Декабристы".
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

Медведева Татьяна Васильевна

Урок истории в 8 классе.Тема " Декабристы" .Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.8_klass.tema_._dekabristy.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 8 классе

Тема. Декабристы.

Цель: - на примере восстания декабристов показать наличие глубоких противоречий в российском обществе глубоких противоречий, порождённых отжившей феодально – крепостнической системой; отметить, что разрешение этих противоречий было возможно лишь по пути реформ;

- разобрать ход восстания; уяснить причины поражения; оценить историческое значение восстания декабристов;

- учить работать с историческими документами;

-воспитывать уважительное отношение к прошлому нашей страны.

Основные понятия: династический кризис; присяга; диктатор восстания; картечь.

Основные даты: 14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади.

Персоналии: великий князь Константин Павлович; великий князь Николай Павлович; Н. С. Мордвинов; М. А. Милорадович; С. П. Трубецкой; П. П. Каховский.

Оборудование: учебник  А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIXвек. М.

« Просвещение» 2012 год; школьные атласы; схема-карта; репродукция картины; портреты декабристов.

Известно мне:

погибель ждёт.

Того, кто первый

восстаёт

На утеснителей народа,-

Судьба меня уж обрекла

Но где, скажи,

когда была

Без жертв

искуплена свобода?

/К. Ф. Рылеев./

                 

    За дело вольное народа и страны

                                                               14 декабря     1825 года

ЧТО

                                                            ЭТО

                                                                                                                       БЫЛО?

Восстание ?                                      акт                                                « жертвы

                                                  гражданского                                           мысли

                                                 неповиновения ?                                безрассудной»?

                                                                         

                                                                   Ход урока.

1.Организация класса.

2.Сообщение темы, цели урока.

   Постановка  проблемы.

- В конце урока ответить на вопрос : « Что же это было? Восстание? Акт гражданского неповиновения? « жертвы мысли безрассудной»?

3. Сообщение ученика о династическом кризисе в России осенью 1825 года ( задание дано опережающее на предыдущем уроке). Учащиеся записывают в тетради понятия « династический кризис», « присяга»

4. Объяснение нового материала.

Руководители Северного общества воспользовались междуцарствием. Их план предусматривал захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости, окружение Сената и принуждение его силой к опубликованию « Манифеста к русскому народу»  об уничтожении самодержавия и отмене крепостного права.

5.Работа с историческим источником  « Манифест к русскому народу».

-Что представлял собой « Манифест» восставших?

-В чьих интересах были предложены в нём меры?

-Какое положение  «Манифеста» вы считаете главным и почему?

6.Продолжение объяснения нового материала, запись детьми в тетрадь плана восстания.

- Накануне , 13 декабря, собравшись на квартире К. Рылеева составили план восстания:

1. Выбрали диктатора ( руководителя) восстания- С. Трубецкого.

2. Трубецкой должен вручить « Манифест» Сенату.

3. Якубович должен арестовать царскую семью.

Однако план восстания был нарушен.( Использование воспоминаний генерал-майора М. А. Фоноизина ( подготовил сообщение ученик.)

Николая Iпредупредили о готовящемся выступлении ( Ростовцев) и он провёл присягу Сената, Синода , Госсовета ночью.

- Что не успели сделать декабристы?

Каховский отказался убить царя.

Поспорив , декабристы пришли к выводу, что не все средства хороши, и отдали предпочтение мирным формам борьбы.

6.Работа с картой – схемой. Работа над понятиями « каре», картечь».

Рассказ учителя, ученики следят по схеме о передвижениях декабристов на Сенатской площади. С помощью карточек , на которых указано время, дети выясняют, что сроки были упущены из-за нерешительности восставших.

9ч.            11ч.              12ч.50 мин.                     13ч.30мин.           14 ч. 30 мин.        16ч.

             Моск.           Н. Бестужев,              рота лейб-                       поручик

             Полк,           гвард.экипаж              гренад. Полка               Панов

            800чел.             1100 чел.

___________________________________________________________________

                                                                   3 000 человек

( Сообщить детям тот факт, что солдаты не знали истинных целей декабристов, они были скрыты восставшими)

7.Оценка исторического значения восстания декабристов.

- В чём вы видите главную причину поражения восставших?

8.Дискуссия по проблемному заданию.

9.Выставление оценок.

10.Домашнее задание. Параграф 9прочитать, ответить на вопрос» В Чём состояло историческое значение восстания декабристов?»

11. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....