Роль учебника на уроках истории.
статья по истории на тему

Юричева Оксана Дмитриевна

Выступление на педагогическом совете о роли учебника на уроках истории. Попытки ответить на вопросы - является ли учебник, сегодня, основным источником знания? Каким должен быть современный учебник истории. О видах самостоятельной работы обучающихся с учебником. Дается небольшой анализ содержания школьных учебников, положительные тенденции учебников истории и их недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchebnika_na_urokakh_istorii.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль учебника на уроках истории»

Выступление на педагогическом совете

Является ли учебник сегодня основным источником знаний школьника? Наверное, нет. Современное образование осуществляется в условиях качественно нового этапа информационной революции. Появление всевозможных изданий энциклопедического характера, справочного, научно-популярного, большое количество телевизионных программ, компьютерные системы, Интернет – все это привело к тому, что школьный учебник и урок истории стали выглядеть ручейком в огромном океане информации. Одним из следствий информационного взрыва стало привнесение в школьные курсы истории значительного количества нового фактического материала, усложнилась и теоретическая база школьного курса (цивилизационный подход, теория модернизаций).

Какую роль учебник играет в воспитании интереса к предмету? Не исключено, что никакой. 25 лет назад, когда учебник был черно-белым, с небольшим количеством картинок, интерес к истории не угасал. Может быть, все-таки главная фигура на уроке, и об этом надо вспомнить, – учитель. Его взгляд на историю, умение интересно рассказать, доступно объяснить и формируют интерес к истории. У учеников нет представления о прошлом, именно учитель создает его своим рассказом.

Каким должен быть современный учебник истории, зависит от целей и задач преподавания этого предмета в школе. Ученики должны не только знать даты и факты, но и уметь работать с источниками, анализировать, описывать, объяснять, сравнивать исторические версии и оценки, аргументировать свою точку зрения, уметь работать с различной информацией. Значит, современный учебник надо рассматривать именно с этих позиций.

В настоящее время хороший учебник – это прежде всего инструмент организации учебной деятельности на уроке.

В учебнике важны три составляющие: дидактика, психология, методика. Это означает, что учебник должен давать знания (чему-то учить), отвечать психологическим и возрастным особенностям учащихся, быть хорошо методически построенным. Методический аппарат учебника должен быть таким, чтобы он давал возможность учителю на уроке организовать разнообразные виды деятельности. Чем больше видов деятельности на уроке, тем продуктивнее урок, тем больше отдача. Ученик может просто пере-

сказывать прочитанный материал, а может быть активным участником в ролевой игре, в диспуте. Смена видов деятельности – чтение текста, работа с документом, работа с иллюстрацией – все это способно удерживать высокую активность детей на уроке.

Авторский текст учебника должен легко и интересно читаться учениками. Отсюда возникает проблема: кто должен писать учебники? Современная тенденция, когда учебники создаются крупными историками-специалистами, привела к тому, что зачастую учебные тексты малопонятны не только ученикам, но и учителям. Они не отвечают психологическим особенностям конкретного возраста в усвоении исторического материала, методический аппарат состоит лишь из сложно сформулированных вопросов к параграфу. Как правило, и опыт это подтверждает, ни один современный ученик (без специального указания учителя) не читает вопросы в конце параграфа. С другой стороны, хороший учебник учителя и методисты без привлечения специалистов написать не могут.

Современные дидактические задачи выводят на первый план учебного пособия систему вопросов и заданий. Для того чтобы научиться работать с исторической информацией, школьник должен уметь отвечать на вопросы и, что еще более важно, уметь их задавать. Работа над учебником должна начинаться не с определения объема фактов и концептуальных основ текста, а с решения вопросов о том, чему может научить задуманный учебник и какими средствами можно достичь запланированной цели.

Обязательным элементом учебника должен быть источник. В старых учебниках он, как правило, был примитивной иллюстрацией к авторскому тексту. Сегодня источник – это средство обучения работе с исторической информацией. Однако не следует забывать, что задача школы заключается вовсе не в том, чтобы познакомить учеников с кухней исторической науки. Целостная картина восприятия исторического материала порой отходит на задний план. Поэтому в учебнике для каждого класса должно быть разумное сочетание текста и исторического документа.

Важнейшим элементом учебника являются иллюстрации, причем не только классические музейные экспонаты, но и нарисованные на определенную тему картинки, карикатуры, плакаты, современные фотографии.

В современном учебнике обязательно должны быть такие рубрики, как: “Для любознательных”, “Интересное задание”, “Трудный вопрос” и другие. Именно они способны заинтересовать учеников, вызвать желание узнать больше.

Роль школьника в учебном процессе существенно изменилась. Он не ограничивается пассивным восприятием текста с последующим его воспроизводством и совершением с ним логических операций. Сегодня перед учеником ставят исторические проблемы, для решения которых ему требуются и знакомство с вариантностью историографических оценок, и умение вырабатывать собственное оценочное отношение.

Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.

Для развития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщения.

1) Виды самостоятельной работы с текстом учебника;

нахождение ответов в тексте учебника на поставленные учителем вопросы;  

нахождение ответов на вопросы, приведенные в конце параграфа;

чтение текста учебника после обсуждения какого-либо вопроса;

чтение текста параграфа по частям для выделения главного или составления планов;

комментированное чтение текста;

нахождение в тексте того, о чем не говорил учитель;  

сравнение рисунков, схем, таблиц в новом параграфе или в новом и ранее изученном;

составление вопросов и задач по тексту параграфа или его отдельным частям;

чтение текста и составление к нему тезисов.

2) Виды самостоятельной работы с иллюстративным материалом учебника:

нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом;

работа с рисунком, схемой, диаграммой по плану, предложенному учителем).                                                                                                      3) Виды самостоятельной работы, связанной с использованием учебника для справок:

по предметно-именному указателю найти, на каких страницах имеются сведения о каком-нибудь ученом;

работа с таблицами для усвоения какой-либо закономерности.

II. НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКОВ

(требования к отбору содержания)

Школьный учебник истории остается важнейшим условием обновления содержания образования.

Сегодня возможность выбора для учителя и ученика школьных учебников становится реальностью. Нет уже одного издательства-монополиста, нет "избранных" авторов, так называемых "стабильных" учебников.

И все же школа сегодня не удовлетворена действующими школьными учебниками истории. В них еще очень сильна традиция "переписывания". Меняются фактография, оценки и интерпретация, но не философия истории, которая неизбежно присутствует даже на уровне бытового знания о прошлом. Классовые оценки снимаются, но классовая модель истории мыслится как единственно возможная. Новая, ранее закрытая информация, новые источники включаются в старые парадигмы социологии истории.

В новых учебниках истории шире применяются новые подходы и категории, методологические новации:

1. Раскрытие различных исторических альтернатив и путей их реализации на основе сравнения стран, народов, регионов, в первую очередь, по линии "Россия - мир"; построение курса истории по принципу диалога "Россия - мир";

2. Раскрытие различных моделей исторического развития стран и народов, в том числе с использованием:

а) формационного принципа (теория "эшелонов" развития, "догоняющей" и "отстающей" моделей, революционный и эволюционный пути развития и др.);

б) цивилизационного принципа (место стран, в т.ч. России, в системе индустриального, постиндустриального, информационного общества), теория модернизации и другое;

в) политологического аспекта (особенно - в ХХ веке): тоталитаризм и демократия, радикализм - либерализм - консерватизм как формы общественных идеологий, парламентаризм и диктатура и другое;

г) этногеополитического аспекта (национальные особенности развития, их влияние на все сферы жизни общества и человека, этнонациональные и религиозные связи и влияния, в т.ч. вне государственных границ и разных общественных систем);

д) психолого-антропологического аспекта (типы мышления, менталитета, поведения разных слоев населения у разных народов России).

3. Раскрытие сущности и своеобразия истории России в контексте мировой истории, показ отношений: "Мы - в мире" и "Мир в нас", "Мы - о мире" и "Мир о нас"; включение для этого новых источников, рассмотрение крупнейших событий российской истории с позиций историков разной ориентации.

4. Усиление внимания к общечеловеческим ценностям и принципам, сохранение классового подхода преимущественно в истории классов; показ общегуманистических, нравственных критериев в оценке событий, явлений, деятелей истории России и мира.

5. Включение, наряду с общегосударственным "макроуровнем", "микроуровня" истории малых групп и социальных слоев, этносов и религиозных конфессий. Рассмотрение типичных представлений о человеке и мире, о нормах поведения и жизненных установках, интересах и ценностях, историческом сознании масс и массовых настроениях.

6. Усиление целостного рассмотрения всемирной истории, чему способствуют т.н. "обзорные" темы, где рассматриваются, например, экологические проблемы ХХ в., глобальные проблемы современности, итоги развития мировой цивилизации к началу ХХ века, к концу ХХ века и др.

Конечно, не во всех учебниках и не в полном объеме авторам удается реализовать эти методологические требования, но тенденция к этому явно существует, особенно в учебниках по истории античности и средних веков, по истории цивилизаций.

Отметив выше положительные тенденции новых учебников истории, приходится все же говорить о том, что это только тенденции, пока еще слабо выраженные и мало реализованные. Каковы типичные черты большинства новых учебников истории, которые не позволяют учителям и ученикам считать их настоящей учебной книгой, новым типом учебника, отвечающим современным требованиям базовой науки и педагогики?

1. Прежде всего, учебники все перегружены, в 2-3 раза превышают доступный и необходимый объем, включают огромное число дат, событий, имен и фактов, не соответствующих ни требованиям стандарта, ни возрасту учащихся. Учебники не осваиваются учениками соответствующего возраста и в то количество уроков, которое отводится на курс.

2. Абсолютное большинство учебников усложнены и не соответствуют интеллектуальным возможностям школьников соответствующего возраста. Учебники плохо адаптированы для школы, включают много сложных понятий и категорий, содержат сложную логику изложения и требуют детального знания описываемого - ситуаций и событий. Многие учебники по отечественной истории ХХ века скорее подходят для студентов вузов, чем для школьников массовых школ.

3. Учебники слабо структурированы, параграфы в них огромны, не все имеют "фонарики".

В учебниках слабо используются шрифтовые выделения определений, выводов, вопросов, познавательных или ситуационных заданий и т.д.

Вопросы и задания составляют незначительную часть учебников. Первые издания учебников не содержат (по понятным причинам) ни иллюстраций, ни схем и таблиц, ни карт.

4. Но главное, конечно, фактическое содержание учебников. Надо сразу сказать, что большинство авторов затратили много сил на создание новых книг, ввели в оборот школьного исторического образования новые факты, источники, объяснения, а главное - постарались (каждый по-своему) выстроить новое видение истории, прежде всего отечественной - ХIХ - ХХ вв. И в этом большая заслуга авторов.

Но ситуация в базовой науке, неполная открытость архивов, личная научная ориентация авторов, прежние ("доперестроечные") взгляды и позиции, от которых не так легко отказываться даже под давлением неотвратимых фактов, - все это затрудняет и замедляет новое осмысление прошлого и создание новых исторических концепций. Поэтому в новых учебниках встречаются и умолчания, и искажения, и новые мифы, пытающиеся вновь дать искаженную и упрощенную картину.

Возникает вопрос об отношении школьников к обновленной системе исторического образования и к новым учебникам истории в частности. Существует мнение, что из-за своей перегруженности, слабой методической проработанности учебники не воспринимаются школьниками, что приводит к падению интереса к предмету, к ослаблению его роли в становлении личности ученика как гражданина своей страны.

Но в то же время, встречи с учителями и учащимися, анкетирование и наблюдение, анализ сочинений на свободную тему по истории, написанных учащимися разных регионов и разных типов школ, позволяет говорить о сохраняющемся и безусловно растущем (по сравнению с 70 - 80-ми годами) интересе к прошлому своей страны. Старшеклассники хотят получить ответы на вопросы о причинах глубоких кризисов и потрясений в нашей стране в ХХ веке, узнать правду о Ленине, Сталине, Жукове, о причинах военных поражений и миллионах погибших в ГУЛАГе, хотят знать, почему нас называли "империей зла" и, за что проливали кровь их деды и отцы.

Школьники хотят понять, что составляет предмет национальной гордости тысячевековой истории России, и в чем они наследуют завещанное предками. Читателями огромного объема исторической литературы, заполнившей магазины и книжные развалы, являются и школьники всех возрастов, которые покупают Ишимову, Соловьева и краткие тома Ключевского, мемуары Деникина и Троцкого, романы Пикуля и Резуна. Быстро раскупаются журналы "Родина" и "Наше наследие". Именно там, а не только в учебниках, они ищут ответы на вопросы о своем прошлом и настоящем. И прекрасно, что такая возможность появилась у населения за последние десять лет в силу ослабления авторитаризма и догматизма, складывания элементов открытого общества, усиления альтернативности, дискуссионности, диалогичности общественной литературы, в т.ч. адресованной школьнику.

Задача школьных учебников состоит в том, чтобы полнее, более открыто, честно соотносить реалии истории и ее объяснение, помочь увидеть исторические корни процессов и явлений сегодняшнего дня, показать ученику реальные, жизненные уроки и мотивы, которые он может извлечь для себя из прошлого, готовясь к будущему, помочь молодежи подготовиться к существованию в открытом обществе, в свободной стране, где личность человека определяет многие стороны успеха. Изучение истории, прежде всего истории своего Отечества, осмысление прошлого и конфликтного настоящего помогает определению места личности в настоящей и будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крещение Руси. Роль князя Владимира. Урок истории 6 класс.

Крещение Руси. Роль князя Владимира.Цели и задачи урока:·         на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии, выяснить общие черты...

Проект «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».

Данный проект поможет активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать их речь и логическое мышление....

Работа с учебником на уроках истории

•В настоящее время всё чаще идет речь о необходимости превратить обучение в процесс приобретения учащимися ключевых компетенций, в том числе технологии овладения знаниями. Образование превращает...

Доклад "Из опыта применения электронных учебников на уроках истории"

Изложен опыт использования на уроках истории России, Древнего мира электронных учебников издательство "Просвещения" К учебникам Данилова...

Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....

Курсовая работа КПК учителя истории "Роль наглядности на уроках истории"

Курсовая работа КПК учителя истории "Роль наглядности на уроках истории"...

Проект на тему: "Роль учебника на уроке биологии"

Данный проект направлен на повышения уровня обученности и качества знаний по предмету. Для этого используется методический аппарат учебника Биология. Многообразие покрытосеменных растений, 6 класс (Па...