Проект «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».
методическая разработка по теме

Данный проект поможет активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать их речь и логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kashicynoy_rol_dialoga.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и социально – политического образования

Педагогический проект

по теме «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».

                                 Работу выполнила

                                        слушатель группы И-1,

                                                            учитель истории и обществознания

                                           МОУ Тагайской средней

                                                   общеобразовательной школы

                                  Майнского района

                                                          Кашицына Ирина Александровна

                                         Научный руководитель:

                                         ____________________

                                         ____________________

Ульяновск

2012

Содержание

  1. Актуальность темы проекта_______________________________стр.3
  2. Цели и задачи педагогического проекта____________________стр.5
  3. Теоретическое обоснование педагогического проекта_________стр.6

     3.1.Диалог в учебном процессе как способ формирования

             коммуникативной компетентности учащихся.______________стр. 6

     3.2.Организация диалога на уроке истории___________________стр.11

  1. Прогнозируемые результаты.____________________________стр.18
  2. План работы при реализации педагогического проекта.______стр.19
  3. Анализ результатов деятельности с использованием диалоговой формы обучения  как способа формирования коммуникативной компетенции учащихся ___________________________________________стр.23
  4. Заключение_____________________________________________стр.25
  5. Список литературы____________________________________стр.27
  6. Приложение ____________________________________________стр.30

Актуальность темы проекта.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами  в российском образовании. Важной целью государственной политики является создание условий для достижения нового качества образования. В условиях быстро  меняющейся ситуации смещаются и образовательные приоритеты. В качестве одной из задач  выступает формирование у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой в дальнейшем для общения, сотрудничества и взаимодействия в жизни,  установления партнерских отношений, умения применить полученные знания на практике.

Изменившаяся парадигма современного образования нашла свою значимость  в идеях компетентностного подхода, в котором особую значимость приобретают социализирующие функции образования.  Это обуславливается тем,  что на первый план педагогической деятельности выдвигаются духовно-нравственные взаимоотношения учителя и ученика, которые  могут быть реализованы  только в процессе эффективного общения. Раскрытие личности ученика и учителя в  учебном процессе, налаживание доброжелательной среды общения, воспитание потребности в образовании и духовном росте невозможны без общения всех участников образовательного процесса.

Исследование сущности коммуникативной компетенции  в образовании нашли свое отражение в трудах современных дидактов и психологов.  Идеи компетентностного подхода были сформулированы в трудах А.В. Хуторского, О.Е. Лебедева, Д.А. Иванова, Т.В. Ивановой, И.А. Колесниковой.  Вопросы педагогического общения и коммуникации изучали П.И. Пидкасистый, В.С. Кукушин, М.С. Байматова. Диалоговое общение  на уроках рассматривается в работах  П.А.Баранова, М.П. Ворониной, Е. Захарченко. Педагогические условия коммуникативной компетенции  выявляли  В.В.Гузеев, Е.В.Прозорова. Проблемы коммуникативной культуры изучал А.В. Мудрик.

Формирование коммуникативной компетенции осуществляется в рамках диалогового общения между учителем и учащимися. В последнее время в педагогике большое внимание уделяется диалогу, что объясняется потребностями и запросами современного этапа модернизации российского образования. Проблема общения и диалога между людьми имеет большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально – личностного развития ребенка. Тем более что в современной школе придается большое значение личностно - ориентированному взаимодействию учителя с учеником.

Организация диалога в учебном процессе, в частности на уроках истории, является весьма актуальной задачей для современной школы, так как новые технологии и подходы ориентируют учителя и ученика на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. Общение, в свою очередь, можно назвать двигателем человеческой жизни, без которого человек просто не может жить.

Все выше изложенное свидетельствует об актуальности  темы по данной работе «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».

Цели и задачи педагогического проекта.

Цель педагогического проекта.

Формировать коммуникативную компетенцию учащихся через использование диалога на уроках истории.

С учетом поставленной цели  я определила следующие задачи:

1) изменить характер и уровень деятельности учащихся на уроке: расширить зоны индивидуальной активности ребёнка, увеличить долю коммуникативной практики в процессе диалога «учитель - ученик», «учитель - ученики», «ученик – ученик»

2) выстраивать субъект-субъектные отношения в учебной деятельности.

3) в содержание учебного материала включить использование элементов диалога, дискуссии, дебата; реализовывать принцип новизны материала, обосновывать практическую значимость коммуникативных умений в  жизни учащихся.

Теоретическая и практическая значимость проекта состоит в том, что данные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы формирования коммуникативной компетенции на уроках истории учителями-предметниками и способствовать решению проблем модернизации школьного образования в аспекте компетентностного подхода.

Теоретическое обоснование педагогического проекта.

Диалог в учебном процессе как способ формирования коммуникативной компетентности учащихся

Диалог  (от греческого dialog’s – разговор, беседа) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. [1] Толковый словарь дает такое определение: «Диалог  - это разговор между двумя лицами, обмен репликами».[2]  Диалог является формой речевой коммуникации, участники которой, находясь, как правило, в непосредственном контакте, обмениваются репликами-высказываниями, связанными единой темой.

Существуют следующие виды диалогов: социально – бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры. Виды диалогов складываются на основе целей и задач диалога, конкретной ситуации общения  и ролей партеров. Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалогов остается стабильной: зачин - основная часть – концовка.

В ценностной картине развития мира одну из основополагающих ролей играет общение, а диалогичность является свойством исторического  и культурного развития общества. Ученые указывают, на то, что уже начальная стратификация общественной жизни «свой – чужой» была продуктом диалога, который на протяжении последующих столетий мог принимать различный характер. Безусловно, любое грамотное научное или учебно-научное  обсуждение построено на диалогических  отношениях. Диалог в дидактике совершенствуется, опираясь на достижения педагогической, философской, исторической и литературной мысли. Существуют многообразные позитивные оценки диалога как явление различных областей знания, в первую очередь языка и речи, истории, литературы и т.д., но, прежде всего психологи, дидакты, методисты исследуют диалог как широкое коммуникативное явление.

Например, В.Н. Петрова считает, что «диалог на уроке – это тот мостик, на котором и учитель, и ученик встречаются как равноправные участники педагогического процесса, учебный диалог ставит ученика перед необходимостью мыслить.[3] 

Современных  ученых в проблеме диалога интересуют:

цель --- содержание -------организация--------протекание.

Исследователи – психологи отмечают, что для полноценного общения необходимы определенные умения:

  1. быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
  2. планировать свою речь, сообразно целям и условиям, времени и ситуации;
  3. верно, выбирать содержание акта общения;
  4. обеспечить обратную связь.
  5. соблюдение всех актов диалогического общения.

Важной характеристикой диалогового общения при этом является уровень, на котором осуществляется  контакт между партнерами. А.Б. Добрович предложил следующую классификацию уровней общения:

1) примитивный,

2) манипулятивный,

3) стандартизированный,

4) конвенциональный,

5) игровой, деловой,

6) духовный).[4]

При этом нужно учитывать, что любой из уровней общения может быть эффективным лишь тогда, когда не возникает коммуникативных барьеров. Но в реальности их очень трудно избежать. Этические и логические барьеры диалогического взаимодействия, которые нельзя не учитывать в педагогической практике, можно преодолеть, если ориентация на школьный диалог станет системной работой педагога, так как успех зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способа достижения целей.

 Используя диалог, как метод обучения, необходимо определить его тему, спрогнозировать результат, подготовиться к диалогу, наметить продолжение диалога, в котором происходит общение участников общественного процесса. Очевидно, что у школьников на уроке истории появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит  от коммуникативной деятельности учителя. Лишь педагог,  знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогическую обстановку.

Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией, и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения.

Учебный диалог – это сложное целое, диалогическое единство, континуум которого реализуется в логической последовательности взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной  учителем темы диалога. Это осмысление имеет свои этапы: экспликация (выявление) узкого и широкого содержания темы, выделение аспекта обсуждения предмета в диалоге, с предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку решения определенных целей и задач, которые в свою очередь определяют специфику диалога.

Для того чтобы учебная задача, поставленная учителем, могла вылиться в учебный диалог, она должна выступать как его точка зрения, выношенная личная позиция, стимулирующая детей к творчеству. Чтобы обеспечить понимание излагаемого материала, педагог должен раскрыть не только значение элемента содержания образования, но и его смысл в контексте с другими элементами социального опыта. Обучение, таким образом, является видом коммуникации, учитель и ученик выступают коммуникантами диалогического отношения «учитель – ученик». Профессиональная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть в общей проблеме тот уникальный поворот, который соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен мешать процессу переопределения учебных проблем, не должен препятствовать постановке учащимися новых проблем на уроке.

Вследствие своей универсальности диалог в обучении – это не сюжет, не фрагмент лекции или семинарского занятия. Диалог всегда «внесюжетен» и независим от той или иной ситуации на уроке, хотя ею и подготовлен.  Учитель и ученик должны  вместе решать поставленные на уроке проблемы. Конечно, равенство в диалоге не означает равенства в знании. Для учащихся диалог является, прежде всего, пониманием  равенства со своим собеседником.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд особенностей:

 наличие единой для всех проблемы;

 наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

 наличие цели организации диалога;

наличие обратной связи

наличие диалоговых отношений между учителем и классом, учителем и учеником.[5]

В то же время нельзя говорить о диалоге как особой форме обучения, если у школьников не сформирована культура речи, коммуникативно-речевые умения.

Учителю необходимо  развивать  на каждом уроке устную речь, учить задавать вопросы собеседнику, устанавливать обратную связь, менять свое коммуникативное поведение. Важным фактором является контакт учителя с классом. Если у учителя не найдено или потеряно взаимопонимание с классом, то появляется негативное отношение к партнеру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая от него исходит. При полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию коммуникативных и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения. Все  эти идеи нашли отражение в модели, которая призвана формировать  коммуникативную компетенцию учащихся (см. Схема 1).

Вывод:  диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса.

Организация диалога на уроке истории.

Осознание  уроков истории как диалога все более утверждается в современной методике преподавания истории в школе. В современном динамичном мире  школа уже не в состоянии дать образование на всю жизнь. На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь». Естественно, никто не отрицает определенного уровня знаний по истории, но важно то, чтобы ученик сумел самостоятельно разобраться в той или иной исторической проблеме, сумел бы высказать и отстоять свою точку зрения, аргументировать свою позицию, смог бы дать оценку ответу товарища и самооценку. Путь обновления школьного образования, уроков истории лежит через открытость, взаимопонимание, доверие, сотрудничество и гуманизацию. Отсюда и необходимость диалогичности содержания и форм урока истории, необходимо раскрепощение педагогических отношений, чтобы учитель приобрел главный ориентир своей профессии это личность ученика.

История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от наук  естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. «Необходимо понять образ  человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Этого можно достичь, вступив в диалог – с людьми прошлого  и одновременно, с интерпретаторами событий, жившими в более поздние эпохи, с нашими современниками, по – своему оценивающими эти события и их роль в истории[6]». Урок истории не должен сводиться к перечислению дат, событий, статистических данных, а также он не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащимся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика  учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний. Все выше изложенное нашло отражение в таблице, приведенной ниже.

Сравнительный анализ традиционной и диалоговой формы урок

Критерии

Традиционный урок

Урок – диалог

Роль учителя

Доминирующая/ руководящая

Сопровождающая /

направляющая

Роль ученика

Не всегда основная

Основная/ доминирующая

Стиль общения

Авторитарный или либеральный

Демократический («Союз»)

Методы обучения

Рассказ // объяснение учителя.

Монологу отведено главное место

Беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинги.

Диалог является основой существования урока

Эффективность урока

Не всегда высокая

Высокая

Отношения учитель/ученик

Официальные

Доверительные/партнерские

Мотивация к обучению

Мотив – получение хорошей оценки; не всегда высокая

Творческий/ интеллектуальный рост, нет стрессов; высокая мотивация

Такие виды уроков как беседа, спор, эвристическая беседа, дискуссия, учебные игры, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации, урок – исторический портрет, викторины  активно используются мною и  способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся как одной из задач модернизации школьного образования.

На уроках истории возможны разные виды учебного диалога в системе:

учитель – ученики;

учитель – ученик;

ученик – ученик;

ученик – ученики.

Самым распространенным видом  диалога в основной школе является система учитель – ученики.

Проведение такого типа урока как изучение нового материала может быть построено в форме диалога - беседы (учитель – ученики), призванного актуализировать знания учащихся. Данный вид требует от учителя определенного мастерства. Желательно, чтобы диалог вылился в непринужденную беседу по вопросам, которые интересуют, не только учителя. Важно, чтобы при изучении нового материала, сами учащиеся озвучили тему, и совместно с учителем нашли бы ассоциации по данной теме урока. Данный тип урока в форме диалога - беседы учителя с учащимися способствует  формированию коммуникативных умений и навыков у пятиклассников  практически, с самого начала. Диалогизации отношений развивает дух партнерства, равенства между учителем и учениками. Учащиеся самостоятельно делают выводы при изучении новой темы,  учатся умению общаться с учителем друг другом.

 Примером для рассмотрения такой формы урока как беседа может быть тема: « Древний Египет. Государство на берегах Нила» в 5 классе. Данный урок способствует развитию навыков общения, сотрудничества,  самостоятельно находить и обрабатывать информацию, логически и грамотно излагать мысль (см. Приложение 1).

Достижению коммуникативной компетенции, т.е. достижение определенного уровня коммуникативных умений, речевых навыков, владения различными формами общения, умения устанавливать контакт с участниками учебного процесса, грамотно доказывать свою позицию, а также выразительно и близко к реальности играть свою роль в инсценировке исторического разговора, интервью, беседе призвана диалогическая речь. Сюжетно – ролевые игры на уроках истории  способствуют формированию коммуникативных умений учащихся, вызывают у ребят интерес к предмету, погружение в ту или иную историческую среду, «проживание»  чьей – то жизни.

 Учащиеся 5 -7 классов как показывает практика,  с удовольствием принимают, участие в исторических инсценировках, разыгрывании исторического диалога, сценки. Сюжетно – ролевые игры используются чаще всего во внеклассных мероприятиях, в неделях истории, но небольшие сценки, игровые ситуации, фрагменты на различные исторические сюжеты разыгрываются непосредственно на уроке, занимая немного времени. Ролевые игры способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, учат умению общаться. Размышляя вместе с  историческими персонажами, споря, от лица своего персонажа, на уроке, происходит формирование  коммуникативной компетенции учащихся.

 В 6-м классе я использую следующие сюжетно – ролевые игры: « Дело жизни  Яна Гуса  (см. Приложение 2 ), «Народная героиня Жанна дАрк».  Учащиеся охотно участвуют в составлении диалога и  инсценировке  «Баллады  о Робине Гуде», «…отрывка из грамматики Алкуина (начало ХI века). Данные диалоги можно разнообразить элементами дискуссии, предложив учащимся такие темы: «Кто он – Робин Гуд: защитник народа или разбойник?», «Может ли разбойник быть благородным человеком?» «Современная школа и школа Средневековья: общее и различное».

Проведение таких уроков как обобщение знаний может быть построено (в системе  ученики – ученики или ученик – ученики).

Работа с историческими источниками является неотъемлемой частью процесса обучения диалогу. Документы приближают ученика к историческому контексту и помогают ему понять менталитет эпохи; они позволяют развивать такие интеллектуальные умения, как анализ, синтез и оценка, и предоставляет учителю возможность конкретизировать оперативные цели, развивать коммуникативную культуру учащихся. Использование исторических документов помогает преодолеть трудности в понимании прошлого и усвоении достаточно абстрактных исторических понятий. Читая исторический текст, на уроке каждый может высказаться, чей взгляд на событие ему ближе.  Работа с источниками позволяет вести диалог с учениками, дополнять, иллюстрировать и аргументировать содержание урока, делать необходимые выводы, находить и обрабатывать информацию.

Метод обучения, в котором инициатива в задавании вопросов принадлежит ученику, называется методом эвристического диалога. Оригинальность этого метода в сравнении с традиционным подходом основывается на умении учащихся задавать вопросы, самостоятельно добывать информацию, логически и образно мыслить, расширяет  кругозор. Коммуникативная компетенция в методе эвристического диалога основывается в умениях учащихся корректно вести учебный диалог, умениях искать и находить компромиссы, иметь позитивные навыки общения в поликультурном и полиэтничном обществе. Данный метод имеет актуальность и применяется мною на уроках особенно в 5 –7-х классах. Начиная с 7 класса, особую актуальность приобретает урок – исторический портрет с элементами дискуссии.  Семиклассники знакомятся  с памяткой для оценки исторического деятеля. Восприятие истории происходит  у школьников непосредственно  через конкретные исторические образы, например: Елизаветы Английской, Вильгельма Оранского, Карла I, Людовика XIV, Мартина Лютера, Максимильяна Робеспьера, а  из российских деятелей – это образы Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны, Емельяна Пугачева и др. Можно предложить такие формулировки названий  по данному виду урока: «Две Елизаветы – две правительницы», «Золотой век» Елизаветы Английской и «золотой век» Екатерины Великой, «Мартин Лютер – реформатор католической церкви,  «Петр I: традиционалист или великий реформатор? ».

Учебная дискуссия  также призвана развивать у учащихся мыслительные, коммуникативные способности, культуру общения, умение аргументировать, владение терминологией по предмету. Данная форма организации урока не только не  потеряла своей актуальности на уроках истории, но и стала значительно многообразнее. В своей практике элементы дискуссии  я начинаю применять в 5- 6-х классах, а в 7-х классах используются такие формы дискуссии как «Дебаты», «Круглый стол», «Диспут».    

 В результате общения с учащимися происходит процесс взаимного  духовного обогащения, накапливается опыт взаимопонимания.

 В своей практике на уроках в 5-7-х  использую упражнения на короткий диалог, ситуативно-ролевые упражнения,  имитационно – моделирующие игры, например: «Конкурс на лучшего исполнителя», «Войди в образ», «6 шляп мышления», «За и против». Данные упражнения оказывают непосредственное коммуникативное воздействие, развивают речь учащихся, умения слушать, устанавливать контакт с участниками учебного процесса (см. Приложение 3). Тренинги на уроках истории  направлены на развитие коммуникативной компетенции учащихся, оказывают  большое воспитательное воздействие. Тренинги осуществляется в особой эмоциональной атмосфере, а практические упражнения воспитывают у детей навыки общения, умение слушать, видеть и понимать другого, быть открытым по отношению к нему[7]. Учителю необходимо владеть тренинговыми упражнениями и активно применять их в работе (см. Приложение 4).

Планируемый  результат педагогического проекта.

  1. Положительная динамика следующих составляющих:
  1. сформирование коммуникативной компетентность  у учащихся
  2. повышение качества учебно-познавательной деятельности;
  3. удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;
  4. повышение уровня познавательного интереса к истории у учащихся.
  1. Повышение интенсивности урока через создание системы мотивационных приёмов, ИКТ.

План работы по реализации педагогического проекта.

1. Анализ состояние данной проблемы; входное диагностирование (анкетирование) (сентябрь 2010г.)

2. Изучение литературы по применению приёмов: составление и использование  исторических ситуаций; дидактические игры на уроке истории, методика проведение диспутов и дебатов на уроках истории (сентябрь – октябрь 2010г.)

3. Разработка исторических ситуаций; дидактических игр, диспутов и дебатов на уроках истории (5-7 классы)

4. Изучение основ конструирования урока с применением ИКТ, знакомство с опытом работы учителей по данной проблеме (октябрь-ноябрь 2010г.)

5. Систематизация имеющегося материала: презентации к урокам, план-конспект к урокам, тесты и задания в Word, фрагменты исторических фильмов, проблемные ситуации, исторические документы, дополнительный материал к урокам и для внеклассной работы к урокам истории (ноябрь - декабрь 2010г.)

6. Разработка (декабрь 2010 – январь 2011гг.) и проведение системы уроков с использованием ИКТ ( декабря 2010г. по декабрь – 2011гг).

7. Описание выполненных мероприятий. (декабрь  2011г.)

8. Анализ результатов в процессе осуществления педагогического проекта (2011г.)

9. Продолжение проекта (январь 2012г – май 2013г)

Анализ результатов деятельности с использованием диалоговой формы обучения  как способа формирования коммуникативной компетенции учащихся.

С 2009 по 20011 год  мною активно  используется  диалоговая форма обучения истории в 5- 7 классах. Наилучшие показатели можно проследить на примере 7а класса. В 2009 году бывшие 5 - классники на начало 1 четвери, при использовании традиционной формы урока, истории имели успеваемость - 86%, качество знаний составило - 75%, не все учащиеся имели ярко выраженный интерес к предмету.  Во втором полугодии 5 класса мною стала использоваться форма диалога на уроке, в качестве ведущего метода обучения, существенным образом отразилось на результатах обучения (см. Диаграмму 1). Успеваемость за 2 года составила 90%, а количество учащихся, которые  имеют оценку «4» и «5»за год в среднем увеличилось  с 75%- до 87% т.е. отмечается тенденция к росту качества знаний. Данный метод позволяет повысить эффективность и продуктивность уроков, мотивацию учащихся к предмету, увеличить  качество знаний, снизить  число неуспевающих, избежать стрессов у учащихся.

Диаграмма 1

Сравнительный   анализ результативности учащихся при

использовании традиционной и диалоговой формы урока по истории

Вывод: учитель должен создать учебный диалог как творческое взаимодействие, как диалог равноправных сознаний. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, ведут класс через личностное восприятие каждого к объективному пониманию истории. В процессе диалога возникает на уроке особое общение между учителем и учащимися, в котором ученики не просто проявляют те или иные грани античного, средневекового, современного мышления, но, прежде всего, имеют свой собственный взгляд на  мир.

 2.2. Анализ исследования коммуникативных способностей учителя и учащихся.

Для выявления коммуникативных способностей учителя и учащихся были подобраны следующие методики, диагностирующие сформированность  коммуникативных качеств: «Тест качества общения в системе (учитель – ученик) (см. Приложение 5) , «Коммуникативная деятельность учителя (основные идеи – А.А. Леонтьева) (см. Приложение 6),  «Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся» (см. Приложение 7). Было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте принимали участие учащиеся 5-6-х классов. Учителем была сформирована произвольно контрольная группа из 25 учащихся.

Цели экспериментального исследования:

-выявить уровень коммуникативных способностей учителя учащимися;

- выявить уровень коммуникативных способностей учащихся;

-определить взаимосвязь коммуникативных способностей учащихся и   оценки по предмету.

Исследование проводилось на основе тестирования учащихся контрольной группы.

Полученные результаты уровня коммуникативных способностей учителя  представлены  на рис. №  1, 2

Результаты теста  качества общения в системе «учитель – ученик» [8]

 


Рис. 1.(1- гносеологический компонент; 2- эмоциональный компонент; 3- поведенческий компонент)


Данный тест качества общения позволяет выявить отношение учеников к учителю. В результате проведенного тестирования  гносеологический компонент, т. е. уровень компетентности учителя, составил – 81%, эмоциональный компонент составил – 65%, поведенческий компонент составил – 68%.

Анализ коммуникативной деятельности учителя

(основные идеи – А.А. Леонтьева)[9]

 


Рис. 2.(1- модель активного взаимодействия «Союз»; 2- модель демокритически-либеральльного стиля общения.)


Из результатов исследования  можно сделать вывод о том, что учитель на уроках активно взаимодействует с классом по типу модели «Союз», поощряет инициативу, находится в постоянном диалоге с классом, гибко реагирует на изменение психологического климата в классе  так считают (65% учащихся контрольной группы), но  в тоже время не все учащиеся могут быть в поле  его внимания, опора на активную часть учеников  так считают (35% учащихся контрольной группы.). Учителю нужно стремиться к взаимодействию со всеми учениками. Низкая оценка коммуникативной деятельности (авторитарная модель поведения педагога) не была выявлена.

Анализ результатов методики выявления коммуникативных склонностей учащихся.[10]

Низкий уровень

Ниже среднего

Средний уровень

Выше среднего

Высокий уровень

4 исследуемых                      

6 исследуемых

7 исследуемых

5 исследуемых

3 исследуемых

16%

24%

28%

20%

12%

Из  данных таблицы  видно, что у исследуемых контрольной группы в основном доминирует  средний уровень коммуникативных способностей. В сумме низкий уровень и уровень ниже среднего дают в сумме  - 40%. Этот показатель настораживает меня как учителя, но уровни от среднего до высокого дают в сумме – 60%, а это больше половины исследуемых в контрольной группе.

Уровни коммуникативных способностей учащихся  в контрольной группы, были сравнены с их оценкой по предмету за год. Полученные результаты представлены в таблице.

Взаимосвязь коммуникативных способностей учащихся  и оценки

Оценка за год

Оценка «3»

Оценка  «4»

Оценка «5»

Уровень коммуникатив. способностей

Низкий и ниже среднего уровня

Средний и выше среднего уровень

Выше среднего и высокий уровень

 26%

44%

30%

Коммуникативные способности учащихся оказывают непосредственное влияние на успешность обучения истории: чем выше коммуникативные склонности, тем выше оценка по предмету.

Заключение

Сегодня образование все более начинает осознаваться нашим обществом как сфера инвестиций в человека, в будущее Российского государства. Реализовать лучшие идеи реформирования образования может только учитель, понимающий и принимающий задачи современного образования. Утверждение приоритетов диалога в школе, в частности на уроках истории, способствует овладению учащимися коммуникативной компетенции, воспитывает творческую и ответственную личность и поэтому, является важнейшей задачей современного этапа российского образования и нашего общества в целом. 

Общие выводы исследования и его результаты:

1. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

2. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.

3. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

 4. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к  тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

5. Диалогический строй  уроков истории способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.

6. Формирование коммуникативной компетенции должно осуществляться только в рамках учебного сотрудничества учитель – ученики. Ролевые позиции «учитель» - «ученик» не являются однозначно жестко фиксированными, а наоборот, находятся в динамике и в зависимости от отношения педагога и от ситуации могут меняться местами, обе стороны находятся на равных, т. е. в состоянии ученичества.

7. В ходе экспериментального  исследования коммуникативной деятельности учителя была выявлена тенденция модели «Союз» т. е. модель активного взаимодействия  учителя с учащимися.

8. В результате экспериментального исследования коммуникативных склонностей учащихся была выявлена следующая тенденция, что чем выше коммуникативные способности учащихся, тем выше оценка по предмету.

9. Контрольно – оценочная деятельность  учителя должна быть направлена на организацию рефлексивной деятельности учащихся как условие развития коммуникативной компетенции  учащихся.

10. В результате проведенного исследования была обоснована  практическая возможность использования  диалога  как средства   развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории.

Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.  Образование и воспитание духовно развитой и ответственной личности, возможно только в диалоге, который способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Литература

  1. Агибалова, Е.В. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Текст / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2006. 272 с.
  2. Арасланова, О.В. История Древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера,И.С. Свенцицкой и Ф.А.Михайловского Текст/О.В. Арасланова. М.: ВАКО, 2004. 284 с.
  3. Арасланова, О.В., Соловьев К.А. История Средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, В.А. Ведюшкина, М.А.Бойцова, Р.М. Шакурова Текст /О.В. Арасланова.  К.А. Соловьев. М.: Просвещение, 2004. 416 с.
  4. Байматова. М.С. Диалоговая компетентность в профессиональном развитии  учителя начальных классов Текст  М.С. Байматова // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004. №12. С.12 – 16.
  5.  Баранов, П. А. О модели профессиональной компетентности учителя истории  Текст / П.А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №  9. С.57-62.
  6.  Борзова, Л. П. Тренинг на начальном этапе обучения истории Текст /Л.П.    Борзова // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005  №4 С.18 -22.
  7. Внеклассная работа по истории  Текст / Р.Н. Чеброва, А.В. Брамин. Саратов: Лицей, 2003. 256 с.
  8. Ворожейкина,  А.И. Вариативное моделирование уроков истории в основной школе Текст /А.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. №5. С.18 – 22.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации  Текст  / Под. ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.

  1. Вигасин,  А.А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений Текст / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2010. 287с.
  2. Воронина, М.П. Диалог на уроке в начальной школе  Текст / М. П. Воронина // Начальная школа. 2004. № 6. С. 45 -51.
  3. Зарецкая, Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации Текст / Е.Н.Зарецкая.  М.: Дело, 1999. 480 с.
  4. Иванова, Т.В. Компетентностный подход Текст  / Т.В. Иванова  // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. № 3 С.28 -33.
  5. Использование технологии «Дебаты» в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметов: сб. статей / сост. А.Н. Логинова Текст /Ярославль: ИРО, 2007. 32 с.
  6. Кан – Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя Текст / В.А. Кан – Калик. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  7. Киселева, Т.Г.,  Коммуникативная компетентность педагога: методическое пособие Текст / Т.Г. Киселева, Е.В. Коточигова. Ярославль: ИРО, 2005. 64 с.
  8. Климов, Е.А. Психология профессионала: Учебное пособие Текст / Е.А.Климов.  М., Воронеж, 1996. 509 с.
  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Минобразования России от 11.02. 2002 № 393.
  10. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность Текст / В.С. Кукушин.  Ростов -  на – Дону.: Март, 2002. 224 с.
  11. Лагута, О.Н. Стилистика. Культура речи. Теория речевой коммуникации: учебный словарь терминов. Учебное пособие. / Отв. ред. Н.А. Лукьянова Текст / О.Н. Лагута. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2000. часть 2. С.43-44. 
  12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение Текст / А.А. Леонтьев. М.: Знание, 1979.
  13. Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст / А.К. Маркова.  М., 1996.
  14.  Мишина, И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования Текст / И.А. Мишина // Преподавание истории обществознания в школе. 2007. № 7. С.25 – 29.
  15.  Ожегов, С. И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е. изд. дополнительное  Текст / с.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. М.: Азбуковник, 2001. 944 С.
  16. Петрова, В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учитьТекст / В.Н Петрова. М.: Сентябрь, 1999. С.28. 35. Педагогика: учебное пособие Текст / П. И. Пидкасистый. М.: Высшее образование, 2008. 430 с.
  17.  Печенева, Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку Текст / Т.А. Печенева // Педагогика. 2003. № 4.С .48-54.
  18. Розенталь, Д.Э. , Теленкова, М.А. Справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя  Текст /Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. М.: Просвещение, 1972. 495 с.
  19.  Словарь иностранных слов Текст / 18- е изд., М.: Русский язык, 1989. 624 с.
  20.  Станкин,  М.И. Психология общения: курс лекций Текст / М.И. Станкин. М. – Воронеж, 2003. 336 с.
  21.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ Минобразования России от 23. 12.2003 № 21/12.
  22. Хуторской,  А. В. Ключевые компетенции как компонент  личностного образования Текст / А.В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
  23. Шустова, Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы Текст / Л.П. Шустова // Классный руководитель. 2006. № 4.  С.77 – 80.

Приложение 1

                                                                    Плохой учитель преподносит истину,

                                                                              хороший учит её находить.

                                                                                                              А. Дистервег  

Урок – беседа по теме: « Древний Египет» в 5-м классе.

Цели урока:  

- познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями древнего Египта;

-формирование умений работы с историческими источниками, с текстом учебника, картой;

- формирование коммуникативных умений и навыков:

- умение самостоятельно  находить и обрабатывать информацию;

- учится  самим задавать вопросы  к тексту;

 - логически и правильно излагать речь;

 - развивать навыки общения, сотрудничества при  работе в парах.

- воспитывать культуру общения, культуру речи.

Оборудование  к уроку:

 Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира: Учебник для V кл. М.: Просвещение, 2008; карта « Египет и Междуречье до середины I тыс. до н.э.»; Арасланова О.А.  Поурочные разработки по истории Древнего мира. М.: Вако, 2004. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя Сост. Е. А. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – беседа.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Актуализация темы.

3.Совместное целеполагание.

4. Изучение нового материала.

5.Закрепление.

6.Рефлексия.

                Работа учителя

           Работа учащихся

Актуализация темы: Сегодня  мы приступаем к изучению новой темы.

Как она называется?


 Что вы знаете о Египте?



Древний Египет. Государство на берегах Нила.

Учащиеся могут  называть такие  ассоциации по теме: папирус, Нил, фараон,  гробница, пирамиды, мумия и т д.

Совместное целеполагание:

Что бы вы хотели узнать  в ходе изучения данной темы?


Месторасположение, климат, природа, занятие людей, влияние природы на жизнь людей

Переход к изучению нового материала: Откуда ученые узнают о жизни людей в прошлом?


Из исторических источников

Организация изучения памятки при работе с историческими источниками (см. ниже).

Изучение памятки (по ситуации, если не изучена). Работа с памяткой в паре ученик – ученик. Один задает вопросы другому и наоборот.

Определение месторасположения Древнего Египта, его особенностей.

Беседа с классом.


Работа с картой, восстановление сторон света на карте.

Нахождение реки Нил, городов.

 Организация учителем работы с фрагментами исторических источников для изучения природы, климата Египта. Используются тексты Диодора Сицилийского. Составьте 5-6 вопросов к тексту?

Работа с историческим источником. Алгоритм работы с текстом: 1) прочитайте  текст; 2) найдите  в каждом абзаце ключевые слова, 3)задайте  вопрос к тексту.

Организация беседа по вопросам к документу.

Учащихся учатся задавать вопросы к тексту и отвечать (работа в парах)  Вывод: природа Египта оказывала существенное влияние на жизнь народа.

Почему в Египте образовалось единое государство? Для того чтобы ответить на этот вопрос, идет рассказ об объединении Египта.

Вывод: слабые государства покорялись сильным. Окончательно сложилось единое государство в III тыс. до н.э.

Закрепление. Почему древнегреческий историк Геродот назвал Египет даром Нила?

Река Нил оставляла после себя  плодородный ил, поэтому главное занятие Египтян  - земледелие, основа возникновения государства.

Рефлексия.

Поделитесь впечатлениями от работы в парах.

 Все ли вы поняли с урока или  что-то осталось неясным?

Что вызвало у вас особый интерес?


Обмен  впечатлениями.

Как необходимо работать с фрагментами исторических источников

                                                 (для 5-кл.)

1. Прочитай заголовок.

2. Ознакомься с оглавлением (если оно есть).

3. Просмотри текст.

4. Обрати внимание на дату написания.

5. Определи причины, побудившие автора написать работу.

6.Внимательно прочитай текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное.

7. Раздели текст на смысловые части. В каждой части выдели основное слово, значение.

8. Еще раз просмотри весь текст. Составь план.

9. На основе плана выпиши главные мысли в тетрадь.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека[11].

30. Египет простирается  в основном (с севера) на юг и, кажется,  не малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С Запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние.… Из частей же страны, обращенной к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. … Четвертая сторона омывается Египетским (Средиземным морем), почти не имеющим пристани.

   Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий – 184, 97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.

32. … вступив в  Египет. Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а, образуя всяческие извивы,… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Нил, разделяясь в нижней части Египта на много рукавов. Образует называемую так по очертанию дельту. Стороны её образуют крайние из рукавов реки. Основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями.

34. Дельта очертания похожа на Сицилию. Этот остров разделяется многими каналами. Сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи, орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил. …Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота…Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом.

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Примерные   вопросы к тексту, которые могут задать учащиеся к тексту:

  1) О коком государстве рассказывает Диодор Сицилийский?

  2) Где находится Египет?

  3) О какой реке идет речь в документе?

  4) Где берет свое начало Нил?

  5) Что происходит с рекой во время солнцестояние?

  6) Какие занятия существовали у жителей Египта?

  7) Кто управлял Египтом?                                                                                

Приложение 2

                                                                  Не могу изменить своей  совести…

                                                                                                                Ян Гус

                      Ролевая сюжетная игра «Дело жизни Яна Гуса»

(История Средних веков. 6 – й класс.

Урок по теме: Гуситское движение в Чехии».)

При изучении данной темы за основу можно взять сюжетно – ролевую игру «Дело жизни Яна Гуса (можно как элемент урока). Важно раскрыть этот яркий исторический образ Яна Гуса. Игра проводится в ходе изучения новой темы и не требует специальной предварительной подготовки.

Цель игры:

развитие коммуникативной  компетенции учащихся:  

-умение устанавливать контакт между всеми участниками учебного процесса;

- формирование навыков публичного выступления;

-раскрытие личности учителя и учащихся по средствам диалогового общения;

- развитие навыков дискуссии;

- развитие речевой коммуникации;

-воспитание высоких моральных качеств, умение сопереживать, сочувствовать.

В 6 классе при подготовке к игре основную функцию берет на себя учитель, так как учащиеся не имеет достаточного организационного  опыта.

Роли: ведущий, Ян Гус, император Сигизмунд, пан из Хлума, архиепископ Лондонский, епископ Бриксенский, епископ Журский, епископ Констанцский.

Роли выбираются по желанию самими учащимися  или самим учителем. На подготовку отводится 5-7 минут. Класс читает документ «Письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса»[12],  а ученик, который играет Яна Гуса, получает слова от учителя: «Заявление Яна Гуса в Соборной церкви 6 июля 1415 г».[13]

Задание для учащихся: используя исторический документ, инсценируйте судебное заседание по делу Яна Гуса.

Сценарий игры:

Выходят участники заседания перед классом, рассаживаются за стол.  

Ведущий зачитывает Охранную грамоту императора Сигизмунда:

«Мы, Сигизмунд … король римлян (и.т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра наук под наше и священной империи покровительство и защиту…».

 Входит Ян Гус и начинает свое выступление:

-Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешским по закону…и по требованию природы должны быть первыми в должностях, чтобы чех умел управлять  своими подданными. Священники расхищают богатства, устраивают неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…Я не смогу отречься ни от одного положения написанного или высказанного мною.

В зале крик против Гуса и требуют голосовать  за или против. Класс делится на сторонников и противников Яна Гуса.

Ведущий:

- Давайте выслушаем участников собора. Слово предоставляется пану их Хлума.

Пан из Хлума:

- В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу!

Ведущий: А что скажет архиепископ Лондонский.

Архиепископ Лондонский:

- Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда б я взял у него.… Пусть сгинет этот чех!

Епископ Бриксенский: Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Пусть печется, и сегодня же.

 Ведущий:

- Слово епископу Журскому.

- Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса.

Ведущий:

- Последнее слово епископу Констанцскому.

-Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас, здесь пребывающих. Пусть умрет!

Ведущий:

- Заключительное слово предоставляется Яну Гусу.

Ян Гус:

- Присяга их основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!

После игры классу предлагается  порассуждать над словами  Яна Гуса: «Не могу изменить своей совести»… Завязывается дискуссия с классом.

-Правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись отречься от своих взглядов? Как  вы относитесь к главному герою?

- Разделяете ли вы взгляды Яна Гуса?

- Почему Ян Гус, имея возможность скрыться, этого не сделал, а предпочел смерть?

Рефлексия.

Какое впечатление произвела на вас ролевая  игра?

Хотели бы вы  принять участие в игре?

Что возможно бы вы  изменили или добавили к игре?

Кто лучше исполнил свою роль?

Приложение 3

                                                                       Идеи могут быть обезврежены

                                                                                только идеями.

                                                                                                          О.Бальзак    

Имитационно – моделирующие игры

 

1. Упражнение на короткий диалог.

Класс делится на пары, в которых один – учитель, другой – ученик. Ведущий, т.е. учитель дает им темы для диалога на пять минут, затем они меняются ролями. Усложненный вариант – ведущий дает вводное задание, рассчитанное на неподготовленное коммуникативное воздействие.

2. Конкурс на лучшего исполнителя роли, образа, чтеца и т.д.

Ученики по очереди читают один и тот же отрывок из исторического текста, диалога, баллады, песни. Класс оценивает выступление, речь, интонацию, затем определяется победитель.

3. Упражнение «Войди в образ».

Учащимся нужно дать оценку, предложенной исторической ситуации от имени разных людей, сословий, классов и.т.д., например:  дать оценку отмене крепостного права в России от имени крестьянина, помещика, императора, студента.

4. Метод «6 шляп мышления».[14]

Это упражнение позволяет обсудить проблему с различных позиций.

Учащиеся вытягивают фанты с разными цветами (всего 6).

Кто вытянул белую шляпу, тот оценивает проблему спокойно, без эмоций, констатирует факты, последовательность событий.

Кто вытянул черную шляпу, тот критически подходит к ситуации, видит во всем недостатки и отрицательные последствия.

Кто надевает желтую шляпу, все воспринимает оптимистично. Он - оптимист.

Обладатель зеленой шляпы становится творцом.

«Красная шляпа» живет лишь эмоциями.

 Обладатель синей шляпы становится исследователем, извлекает уроки.

Данное упражнение можно рассмотреть на примере темы: «Дворцовые перевороты в России».

Обсуждение проблемы с позиции «белой шляпы»:

-Дворцовые перевороты проходили  в России при поддержке гвардии в период с 1725 – 1762гг.

Обсуждение проблемы с позиции «черной шляпы»:

-Самым страшным в дворцовых переворотах было то, что они сопровождались заговорами, смещением царствующих особ, ожесточенной борьбой между различными группировками, даже убийствами. Они отрицательным образом сказывались на развитии государства.

Обсуждение проблемы с позиции «желтой шляпы»:

-Нет событий абсолютно плохих и абсолютно хороших. У каждого события есть свои положительные стороны, например дворцовые перевороты – это период правления ярких женщин: Елизаветы Петровны, Екатерины II.

Обсуждение проблемы с позиции «красной шляпы»:

- Какие  чувства испытывал российский народ в этот период? Что чувствовали заговорщики? Что чувствовал человек, который хотел завладеть престолом?

Обсуждение проблемы с позиции «синей шляпы»:

Из любого события нужно извлечь уроки, даже из  дворцовых переворотов.

Обсуждение с позиции «зеленой шляпы»:

«Эпоха дворцовых переворотов» нашла свое отражение в творчестве художников, поэтов, писателей и т.д.

Приложение 4

                                                                                 Главным предметом изучения

                                                                              Человечества является человек.

                                                                                                                     Гёте

Тренинговые упражнения[15]

1. «Ассоциативные связи». 

Учащиеся должны определить, с чем связывается у них изображение данного человека?  Например: с реформами, войнами, культурой, политической и т.д.

2. «Знакомство».

Каждый представляется от лица выбранного исторического героя и говорит о себе несколько слов. Другие участники задают вопросы, а «исторический герой» отвечает. В ответе не требуется быть исторически точным, главное  - вообразить, как мог ответить тот или иной исторический герой.

3.Игра «Мой любимый герой». 

Этот тренинг лучше проводить в конце года, когда уже накоплен исторический материал по персоналиям. Заблаговременно участники выбирают себе героя (самостоятельно).

Учащиеся пишут  имя на карточке и прикрепляют к одежде. Затем рассказывают, как они выбирали своего героя.

4.Игра – драматизация, инсценировка сюжетов и их анализ; игра – загадка, разыгрывание ситуаций

                                                                                                          Приложение 5

Тест качества общения в системе «учитель-ученик»

Шкала включает 18 вопросов, выявляющих отношение учеников к учителю по трем параметрам (по 6 вопросов 0)– гносеологическому, эмоциональному и поведенческому. Гносеологический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика. Поведенческий – показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика. Результат опроса можно представить графически или с помощью таблиц.

    Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то – «нет».

1. Учитель умеет точно предсказать успехи свих учеников.

2. Мне трудно ладить с учителем.

3. Учитель – справедливый человек.

4. Учитель умело готовит меня к контрольным работам и экзаменам.

5. Учитель тщательно планирует учебную работу со мной.

6. Я вполне доволен учителем.

7. Учитель недостаточно требователен ко мне.

8. Учитель всегда может дать разумный совет.

9. Я полностью доверяю учителю

10. Оценка учителя очень важна для меня.

11. Работать с учителем – одно удовольствие.

12. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.

13. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

14. Учитель наказывает меня за малейший проступок.

15. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны.

16. Я хотел бы быть похожим на учителя.

17. У нас с учителем чисто деловые отношения.

18. Я дружу с учителем.

                                                                                                   Приложение 6

                                          Тестовая карта                             

               оценки стиля коммуникативной деятельности учителя

                               (основные идеи – А.А. Леонтьева)

    Оцените деятельность своего преподавателя, заполнив следующую тестовую карту оценки стиля коммуникативной деятельности.

Профессиональные качества

   Баллы

Профессиональные качества

1

2

3

Доброжелательность

5 4 3 2 1

Недоброжелательность

Заинтересованность в качестве занятий

5 4 3 2 1

Безразличие

Поощрение инициативы учащихся

5 4 3 2 1

Подавление инициативы


Открытость (свободно выражает свои  чувства, нет «маски»)


5 4 3 2 1

Закрытость (стремиться не выходить за рамки социальной роли, боится возможных недостатков, беспокоится за свой престиж)

Активность (стремиться постоянно, быть в общении, держать учащихся в тонусе)


5 4 3 2 1

Пассивность (пускает общение на самотек)

Гибкость в разрешении возникающих конфликтов и проблем

5 4 3 2 1

Жесткость (не видит проблем, не замечает возникшего конфликта)

Дифференцированность в общении  

5 4 3 2 1

Отсутствие дифференцированности


Требовательность в пределах разумного


5 4 3 2 1

Завышенная, ничем не оправданная требовательность, категоричность суждений

Ключ

40 -30 баллов

Это модель активного взаимодействия «Союз».  Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Дружеская непринужденная атмосфера в классе. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждаю поставленный вопрос. Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует ни них. Демократический стиль общения, стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

29-20 баллов

Это характеризует педагога как вполне удовлетворительно обладающего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольна, свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. Опора большей частью на наиболее активную часть собравшихся. Занятия проходят оживленно, но не всегда достигают поставленной цели. Взаимопонимание педагога с обучаемыми строиться по жесткой программе, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не обладает, барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим  положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной модели общения. Следствие: воспитывается безынициативность обучения, теряется его творческий характер, искажается мотивационная сфера познавательной активности. 

чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия. Это модель дифференцированного внимания и негибкого реагирования. Демократически-либеральный стиль общения.

19-11 баллов

Авторитарная модель поведения педагога («Я – сам»). Низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога.    

10-5 баллов

Очень низкие оценки, Всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям диктаторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ни чем не отличается от публичной лекции. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга.

                                                                                                 Приложение 7

                                               Методика   выявления

                              коммуникативных склонностей учащихся [16]

               (составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой

                          «Справочная книга школьного психолога)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20  вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «- ». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

                                   

                                       Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. любители Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладывайте на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы ваши друзья действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируйтесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной жизни школы/класса?

16. Верно ли что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий?

18. Часто ли Вы опаздывайте на встречу, свидание?

19. Часто ли Вы оказывайтесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуйте себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

Лист ответов

              1                          6                           11                          16

              2                          7                           12                          17

              3                          8                           13                          18

              4                          9                           14                          19

              5                         10                          15                          20

   Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

            *низкий уровень – 0,1-0,45;

            *ниже среднего –   0, 46-0,55;

            *средний уровень-  0,56-0,65;

            *выше среднего  -   0,66-0,75;

            *высокий уровень—0,76-0,1.

 


[1] Розенталь Д.Э. , Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1972. С.89.

[2] Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь  русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / российская академия наук. Институт им. В.В.Виноградова. М.: Азбуковники, 2001. С.165.

[3]Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить. М.: Сентябрь, 1999. С.28.

[4]Добрович  А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 185

[5] Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе // Начальная школа. 2004.  № 6. С.45 – 50.

[6] Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 6. С.25 – 29.

[7] Борзова Л. П. Тренинг на начальном этапе обучения истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005  №4 С.18 -22.

[8] Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Ростов н / Д: издательский центр «Март», 2002. С.296 – 207.

[9] Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Ростов н /Д : Издательский центр «МарТ», 2002. С.204 – 205.

[10] Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под. ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. С. 38 – 40.

[11]Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя  Сост. Е. А. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991.С.27 -29.

 

[12]Агибалова Е. В. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2006. С.197.

[13] История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В.2 ч. Ч.2 (XV –XVII века) / Сост.В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. 3- е изд., М.: Просвещение, 1988.  С.21.

[14]Использование технологии «Дебаты» в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметов: сб. статей / сост. А.Н, Логинова. Ярославль: ИРО, 2007. С.28.

[15]Борзова Л.П. Тренинг на начальном этапе обучения истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №4 С.18- 22.

[16] Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред.Е.Н.Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. С. 38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом "Роль проектной деятельности в развитии и формировании коммуникативной компетенции"

Данная работа показывает, что такое проектная работа, какие виды проектов бывают и представлен пример одного из проектов для 7 класса по теме: "Английский - международный язык"...

Роль народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных компетенций для развития конкурентоспособных знаний учащихся

В статье дается описание народных  традиций и обычаев в формировании коммуникативных способностей учащихся....

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции  учащихся на уроках литературы...

«Роль и место уроков музыки в формировании ключевых компетенций учащихся»

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования....