Проект на тему: "Роль учебника на уроке биологии"
проект по биологии (6 класс) на тему

Гусейнова Анастасия Сергоевна

Данный проект направлен на повышения уровня обученности и качества знаний по предмету. Для этого используется методический аппарат учебника Биология. Многообразие покрытосеменных растений, 6 класс (Пасечник В.В.). Также в ходе проекта обучающиеся знакомятся с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним, для повышения их познавательной активности на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_poekt_1.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №9» г.о. Королёв Московской области

«Использование методического аппарата учебника в процессе организации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Автор:

учитель биологии

МАОУ «Гимназия№9»

г.о.Королёв Московской области

Гусейнова Анастасия Сергоевна

Королев

2015

Оглавление

1.        Введение, актуальность образовательного проекта        

2.        Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта        

3.        Система показателей по достижению цели проекта        

4.        Этапы реализации проекта        

5.        Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта        

6.        Участники проектной деятельности        

7.        Ресурсное обеспечение реализации проекта        

8.        Риски образовательного проекта        

9.        Возможность распространения и внедрения проекта        

Использованная литература        

  1. Введение, актуальность образовательного проекта

Происходящие в нашей стране государственно-политические изменения оказывают влияние на единую систему образования, которая существенным образом совершенствуется и модернизируется. Особенно это заметно в сфере общего образования, главной целью которого является формирование не только прочных и качественных знаний, но и разносторонне развитой личности, способной в динамичных  социально-экономических условиях реализовывать свой творческий потенциал.

Мой образовательный проект отвечает задачам, поставленным следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Национальной  образовательной инициативой «Наша новая школа»;

Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2010 № 1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции).

Большое значение для достижения цели  образовательного проекта имеют школьные учебники. В настоящее время накоплен богатейший опыт их создания.  Авторские коллективы практически всех современных учебников биологии хотят заинтересовать учащихся учебным предметом. Но школьная практика показывает, что иметь на вооружении хороший учебник еще не значит решить  проблемы эффективной работы с ним. Учебник, даже безукоризненно написанный, нуждается в методике грамотного применения его в образовательной деятельности.

В условиях модернизации образования проблема школьного учебника является точкой пересечения двух важных векторов совершенствования процесса обучения: отбора содержания учебного материала и выявления оптимальных способов его подачи, т.е. методики организации познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, возникает противоречие между наличием в арсенале учителей общеобразовательных организаций современных учебников, реализующих содержательную и процессуальную стороны обучения в единстве, и существующей практикой их использования в образовательной деятельности, которая не полностью раскрывает потенциал данных средств обучения.

  1. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта

Гипотеза исследования. Эффективность образовательной деятельности на уроках биологии повысится, если будет применён усовершенствованный подход к использованию методического аппарата учебника, в основе которого будет лежать:

- методически грамотная организация познавательной деятельности учащихся, способствующая формированию у школьников осознанной  самостоятельности (осознанию смысла своих действий);

- постепенное формирование у учащихся надпредметных  приёмов работы с методическим аппаратом учебника.

Цель исследования: повысить эффективность обучения биологии путём применения усовершенствованного подхода к использованию методического аппарата учебника в процессе организации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы я решаю следующие задачи:

  1. провести исторический анализ состояния проблемы создания и использования школьного учебника биологии;
  2. изучить особенности учебников биологии как комплексного средства обучения, их  структуру и функции;
  3. выявить значение и структуру методического аппарата линии учебников биологии В.В. Пасечника;
  4. выявить особенности использования методического аппарата учебника для организации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии;
  5. экспериментально проверить эффективность организации учебно-воспитательного процесса путём реализации усовершенствованного подхода к использованию методического аппарата учебника.

Теоретическую основу моих исследований составили основные положения теории обучения; теории деятельности, формирования и развития личности (Эльконина-Давыдова); теории школьного учебника (Д.Д. Зуев, Карьенов В.А.); теоретические обобщения по проблеме школьного учебника биологии (В.В. Пасечник).

  Для  решения поставленных задач и проверки гипотезы мной  используются следующие методы исследований:

  • анализ специальной научной и учебно-методической литературы (сентябрь – декабрь 2015 года);
  •  изучение и обобщение педагогического опыта учителей биологии города Королёва и Московской области (сентябрь – декабрь 2015 года);
  •  анкетирование педагогической общественности Московской области (сентябрь – декабрь 2015 года);
  • педагогический эксперимент (январь -  сентябрь 2016 года).

Экспериментальная база исследования. МАОУ «Гимназия №9» параллель 6 классов (2015-2017 учебный год).

  1. Система показателей по достижению цели проекта

Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер образовательной деятельности, использование современных образовательных технологий, в перспективе -  широту охвата субъектов обучения.  

Результаты реализации проекта оцениваются по следующим  показателям:

№ п/п

Показатель

Исполнители

Сроки

Ожидаемые  результаты

1

Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников, реализации их познавательного интереса

Гусейнова А.С., учитель биологии МАОУ «Гимназия №9»

2015-2016

 Повышение интереса к учебному предмету «Биология» (положительная динамика количества победителей, призёров и участников конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований всероссийского, регионального, муниципального уровней)

2

Повышение эффективности усвоения программного материала по биологии

Гусейнова А.С., учитель биологии МАОУ «Гимназия №9»

2015-2016

Высокие результаты обучения учащихся по биологии.

Рост числа обучающихся, мотивированных на изучение биологии в урочной и  внеурочной деятельности.

3

Участие в конкурсах и олимпиадах, фестивалях, соревнованиях всероссийского, регионального, муниципального уровней для выявления обучающихся в различных образовательных мероприятиях по учебному предмету биология.

Гусейнова А.С., учитель биологии МАОУ «Гимназия №9»

2015-2016

Подготовка победителей, призёров и участников конкурсных мероприятий

(положительная динамика количества победителей, призёров и участников конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований всероссийского, регионального, муниципального уровней)

4

 Создание учебно-методической базы  кабинета  биологии

Гусейнова А.С., учитель биологии МАОУ «Гимназия №9»

2015-2016

Создание сборников методических разработок;

выпуск сборников творческих работ обучающихся; проведение обучающих семинаров для учителей естественнонаучных дисциплин  МАОУ «Гимназия №9».

  1. Этапы реализации проекта

Аналитический: (установочный) (сентябрь 2015г. – декабрь 2015г.)

  • ознакомление с нормативно-правовой базой реализации образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ООО;
  •  анализ специальной научной и учебно-методической литературы;
  • составление плана работы,  подготовка материально-технического обеспечения  для реализации  проекта;
  •  изучение и обобщение педагогического опыта учителей биологии города Королёва и Московской области;
  •  анкетирование педагогической общественности Московской области;
  • анализ обобщения педагогического опыта учителей биологии города Королёва и Московской области и результатов анкетирования педагогической общественности Московской области.

Практический: (реализационный) (январь 2016г.- май 2016г.)

  • анализ результатов успеваемости обучающихся 6-х классов по биологии за первое полугодие (предметные и метапредметные результаты);
  • организация экспериментальных и контрольных групп  среди обучающихся 6-х классов;
  • работа с экспериментальными группами по внедрению педагогического эксперимента;
  • подведение промежуточных результатов и корректировка действий.

Контрольный  (сентябрь 2016г.- октябрь 2016г.)

  • обработка и анализ промежуточных итогов реализации предполагаемым результатам эксперимента (проекта);
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • формирование банка данных по итогам работы;
  • представление отчёта о проделанной работе по проведению эксперимента;
  • определение перспективных направлений совершенствования данного  проекта.

  1. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

  • Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников, реализации их интереса к естественнонаучному познанию окружающего мира.
  •  Воспитание личности обучающегося, способной осуществлять осознанную продуктивную деятельность, руководствуясь общечеловеческими ценностями и нормами, владеющей приемами исследовательского труда, обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры, способной к саморазвитию и самообразованию.

  1. Участники проектной деятельности

-  администрация МАОУ «Гимназия №9»

- обучающиеся 6-х классов МАОУ «Гимназии №9»

- учителя естественнонаучного цикла МАОУ «Гимназия №9»

- родители обучающихся 6-х классов МАОУ «Гимназии №9»

  1. Ресурсное обеспечение реализации проекта

Для реализации проекта в МАОУ «Гимназия №9» имеются  все необходимые условия.

Далее в таблице представлена вся ресурсная база необходимая для  реализации проекта.

Таблица 1. Ресурсная база необходимая для реализации проекта

Наименование

Ресурсная база

1. Нормативно-правовая

  • Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения  резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ                    "Об образовании в Российской Федерации";
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2010 № 1897                         «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

2. Мотивационная

Формирование осознанной потребности обучающихся  в изучении биологии как одного из инструментов познания  окружающего мира.

3.Организационная

Формирование социального заказа на воспитание всесторонне развитой личности школьника в условиях модернизации образования.

4. Научно-методическая

  • Методические разработки использования методического аппарата учебника в процессе организации познавательной деятельности учащихся 6-х классов на уроках биологии 
  • Публикации конспектов уроков по биологии с использованием усовершенствованного подхода к реализации образовательной деятельности в рамках введения ФГОС ООО.
  • Разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить виртуальные ботанические экскурсии.

5.  Материально-техническая

  • Специализированный кабинет биологии
  • Рабочее место учителя
  • Мобильный компьютерный класс
  • Электронная лаборатория
  • Методический шлейф к урокам биологии (авторский банк методических разработок)
  • Проектор и экран
  • Результаты творческой деятельности школьников (презентации)
  • Банк ЦОР
  • Выход в сеть  Internet

6. Кадровая

  • администрация МАОУ «Гимназия №9»;
  • обучающиеся 6-х классов                                          МАОУ «Гимназии №9»;
  • учителя естественнонаучных дисциплин                          МАОУ «Гимназия №9»
  • родители (законные представители) обучающихся 6-х классов МАОУ «Гимназии №9»

  1. Риски образовательного проекта:
  1. Необязательное прохождение итоговой аттестации  обучающихся по предмету «Биология».
  2. Пассивная позиция обучающихся при организации образовательной деятельности по учебному предмету «Биология».
  3.  Несформированность общественной заинтересованности в проекте.
  1. Возможность распространения и внедрения проекта

Образовательный проект заинтересует преподавателей биологии  общеобразовательных организаций г. Королёва, а также Московской области, поскольку линия УМК под редакцией В.В. Пасечника является одним из самых используемых при изучении школьного предмета «Биология».

Работа с методическим аппаратом учебника на уроках биологии в процессе организации познавательной деятельности учащихся имеет прикладное значение для формирования осознанной потребности в познании окружающего мира.

Использованная литература

  1.         Бейлинсон В.Г. Арсенал образования.-2-е изд., испр. и доп.М.: Мнемозина, 2005. 399.
  2. Зуев Д. Д. Школьный учебник /Д.Д.Зуев. –М.: Педагогика, 1983.
  3. Зуев Д.Д. Проблемы школьного учебника: XX век: итоги: сборник статей / сост., М.: Просвещение, 2004. – 384 с.
  4. Пасечник В.В. проблемы разработки учебников биологии в начале XXI века Сборник материалов научно-практической конференции 2005 год.
  5. Пасечник В.В. Биология 6 класс, учебник Многообразие покрытосеменных, М.: Дрофа, 2015 год.
  6. Суматохин С.В. Учебник биологии в российской школе (конец XVIII -  конец XX в.в.). – М.: Издательство МГОУ, 2004
  7. Суматохин С.В. Системный подход к созданию школьного учебника биологии. Монография/ под ред. Чл.-корр. РАО, проф. Д.И.Трайтака – М.: Издательство МГОУ, 2004. -123с.
  8. Суматохин С.В. Учебник биологии сегодня: проблема выбора//Биология в школе. – 2012. - №4
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к исследовательскому проекту по теме" Роль влажности воздуха в жизни человека"

Данная презентация включает в себя цели и задачи исследования влажности воздуха в школьных помещениях.В презентации кратко представлены результаты эксперимента , проведенного в гимназии, сформулирован...

Практико-ориентированный проект на тему "Роль комбинаторных задач в обучении математики"

Рассматривается роль комбинаторики в школьной теории вероятностей. Приведены примеры решения задач по комбинаторики...

Практико-ориентированный проект на тему "Роль комбинаторных задач в обучении математики"

Рассматривается роль комбинаторики в школьной теории вероятностей. Приведены примеры решения задач по комбинаторики...

Практико-ориентированный проект на тему "Роль комбинаторных задач в обучении математики"

Рассматривается роль комбинаторики в школьной теории вероятностей. Приведены примеры решения задач по комбинаторики...

Исследовательский проект по теме: "Роль СМИ в охране окружающей среды"

 Внеклассная работа  выполнена  9 "А"  к защите КТД  по  экологии....

Проект на тему: «Роль феминативов в современном русском языке».

Изучение феминативов с научной точки зрения. Анализ разделов языкознания: лексикология, словообразование и морфема. Работа с социальным опросом школьников и студентов....

Проект на тему "Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений"

Проект рассказывает о влиянии физических упражнений на опорно двигательный аппарат человека...