Урок "Шатурский край в XVII веке".
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
I.Учитель: Кабанова Галина Валерьевна.
II. Класс: 7 класс.
III. Курс: История России, конец XVI-XVIII вв.
IV. Тема урока: «Шатурский край в XVII веке».
V. Тип урока: урок изучения нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут.
Технологии: ИКТ-технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока и презентация | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
I.Учитель: Кабанова Галина Валерьевна.
II. Класс: 7 класс.
III. Курс: История России, конец XVI-XVIII вв.
IV. Тема урока: «Шатурский край в XVII веке».
V. Тип урока: урок изучения нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут.
Технологии: технология презентаций.
VI. Цели урока: -Образовательные:
- Познакомить учащихся с историей родного края в XVII веке, с его жителями, населенными пунктами, хозяйством, культурой.
- Раскрыть связь истории малой Родины каждого человека с историей родной страны (на примере истории Шатурского края и Руси в XVII веке).
- Обеспечить усвоение учащимися новых понятий (волость, погост, Ловчий путь), а также повторить и закрепить пройденные термины (смута, раскол, старообрядцы).
- Развивающие:
- Продолжить работу по формированию у учащихся навыков исследовательской работы (через работу с историческими документами).
- С помощью фронтальной беседы развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, выделять главное, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
- Используя элементы лекционной формы подачи материала с применением ИКТ, продолжить работу по развитию у учащихся внимания, памяти, мышления.
- Организовать познавательную деятельность учащихся на этапе закрепления в форме творческой работы с целью развития исторического воображения и творческого мышления.
- Воспитательные:
- Формировать и развивать у учащихся чувство уважения к своей истории, гордости за своих предков.
- Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности, личностное отношение к истории, показав неразрывную связь между прошлым и настоящим родного края.
- Стимулировать у учащихся желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своего края.
VII. Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Шатурский край в XVII веке», раздаточный материал (тексты историческихисточников), тетради, альбомные листы, цветные карандаши.
VIII. Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
IX. Основные методы работы на уроке: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный, репродуктивный, эвристический.
X. Планируемые образовательные результаты:
- Приобретаемые компетенции:
- Учебно-познавательная компетенция (УУД – выделение основной информации из лекционного и наглядного материала; воспроизведение информации по памяти).
- Целостно-смысловая компетенция (УУД – формулирование ответов на вопросы учителя).
- Личностная компетенция (УУД – понимание значения изучения истории родного края).
XI. ХОД УРОКА.
- Организационный момент (3 мин.).
- Приветствие.
-Проверка посещаемости и готовности к уроку.
- Мотивация (3 мин.).
Вступительное слово учителя:
- Ребята, мы с вами заканчиваем изучать историю нашей родины в XVII веке. Она богата на разные события – от трагических страниц до героических подвигов и выдающихся культурных достижений. А сегодня мы с вами откроем ещё одну страницу отечественной истории XVII века – историю нашей с вами малой родины – земли Шатурской. История каждого села, каждой деревеньки связана с общим историческим процессом кровными узами. Проанализировать и понять события, происходившие на здешней земле, выявить их влияние на жизнь нынешнюю – значит и понять события всемирно-исторического процесса.
- Введение нового материала (27 мин.) /с использованием презентации/.
1.Территория.
Работа с картой.
[Слайд 2] – на слайде карта Владимирского уезда (XVII в.) и современного Шатурского района.
Учитель предлагает учащимся внимательно изучить обе карты и сравнить их.
Учащиеся должны найти названия населённых пунктов, которые повторяются на обеих картах (Кривандинская, Туголес, Дмитровский погост, Гора), т.е. существующие уже четыре столетия. В результате сравнения учащиеся должны выяснить, что в XVII в. Шатурского района не существовало, а земли современного Шатурского района входили в состав Владимирского уезда.
Работа с терминами:
[Слайд 3, 4] – на слайдах определения терминов уезд, волость, стан.
Учитель даёт характеристику каждому термину и приводит примеры. Учащиеся слушают объяснения и переносят определения терминов в свои тетради.
УЕЗД - основная административно-территориальная единица Российского государства во 2-й пол. XVI — н. XVIII в. (термин известен с XII в). Уезды подразделялись на волости и станы.
ВОЛОСТЬ - территориальный сельский округ, входивший как низшая административная единица в состав уезда.
На территории современного Шатурского района входят земли восьми волостей XVII века, как Кривандинская, Шатурская, Гостиловская Чёрная, Польская, Мещёрская, Муромское сельцо, Дубровская, Тугалесская.
СТАН - территориальная единица, место пребывания должностных лиц администрации. Станов на территории, которую охватывает современный Шатурский район, было четыре: Клековский, Остров-Вышелесский, Сенег, Тарутский остров.
Все эти волости входили в состав так называемого Ловчего пути.
ЛОВЧИЙ ПУТЬ – ведомство княжеской или царской придворной охоты.
2. Географическое положение и природные условия.
Работа с историческим источником.
Учащимся раздаётся текст документа – выдержка из труда российского историка С.Ф.Платонова «Очерки по истории Смуты» (см. Приложение 1).
Задание учащимся: внимательно прочитать текст.
Беседа по вопросам к документу. Работа с картой.
- Названия каких русских городов упоминаются в документе? Найдите их на карте. (Коломна, Муром, Рязань, Касимов).
- Существуют ли эти города сейчас? (Да, существуют).
- Какие географические объекты упоминаются в документе? (реки Клязьма, Пра, Гусь, болота).
- Почему автор считает, что эти земли в то время не нуждались в постройке оборонительных укреплений? ( Существовала естественная защита в виде лесных болот).
- Исходя из прочитанного отрывка, можно ли сделать вывод, что Мещёрская земля в XVII веке находилась в стороне от основных путей передвижения? (Да, это подтверждается отсутствием крепостей, наличием непроходимых болот и лесов).
Объяснение с использованием презентации. Рассказ учителя:
Волости и станы здесь находились в стороне от основных путей передвижения людских потоков. Зато местность с обилием болот, озёр, рек и речушек всегда была привлекательной, главным образом, для рыболовства, бортничества и охоты. Сохранились сведения о развитии рыбного промысла в Туголесской группе озёр.
[Слайд 5] – на слайде текстовая и наглядная информация о бобровом промысле.
Кроме того, в наших краях на высоком уровне был налажен бобровый промысел. Люди, занимавшиеся этим промыслом назывались бобровники. В старину бобры были повсеместным зверем. В XV и XVI веке в земле Рязанской и около Воронежа производилась значительная ловля бобров. В конце царствования Алексея Михайловича ценность бобров за десяток в оптовой продаже была от 8 до 30 руб. Бобры употреблялись преимущественно на женские шапки, ожерелья и опушки женских шубок, но не видно, чтобы бобровые меха служили для мужских шуб. Бобровую шерсть русские вычесывали не только из новых бобровых мехов, но и из поношенных и продавали ее иностранцам; в XVII в. она отправлялась во Францию, где из нее делались шляпы. В XVII в. бобры повывелись в России, и их приказывали беречь особыми указами.
Входя в состав Ловчего пути, население платило подати в государственную казну не с тягла или количества земли, а с рыбных и охотничьих угодий и промыслов. Такой род налога назывался ловчее. Но к концу XVII века ведомство ловчего пути будет отменено.
3. Смутное время.
Актуализация и повторение знаний, полученных по теме «Смутное время в России».
Вопрос учащимся:
- Вспомните, какое название получили события начала XVII века в истории России? (Смутное время, Смута).
Дайте краткую характеристику Смутному времени?
(Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом).
Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает им обратить внимание на слайд и проверить свои знания.
[ Слайд 6, 7] – на слайдах информация о Смутном времени в России.
Объяснение с использованием презентации. Рассказ учителя:
Во время польско-литовского разорения все земли Ловчего пути обезлюдели, и Шатурская волость в это время сливается с Сенежским станом. Только к середине века начинается бурное развитие, погост Шатур становится одним из самых больших приходов Владимирской епархии. В этот период начинается и раздача всех государственных земель служилым людям, сынам боярским и казакам за участие в освобождении Москвы от поляков. Большая часть поместий на территории сегодняшнего Шатурского района принадлежала каширянам, чьи волости были сильно разорены бандой Лисовского. К концу XVII века многие земли оказались во владении монастырей, так как прежние владельцы дарили свои вотчины за вечное поминовение себя и своих усопших родственников.
4. Церковь.
Работа с данными краеведческих исследований:
На партах у учащихся – документ с материалами из писцовых книг XVII века (см. Приложение 2).
Задача учащихся – внимательно изучить документ.
Беседа по прочитанному:
- Сколько церквей насчитывалась на территории современного Шатурского района в XVII веке? (19 церквей).
- Как назывались населённые пункты, имевшие на своей территории церкви? (погосты).
- Дайте определение термину погост? (центр административно-податного округа, место пребывания администрации).
- Выберите из списка погостов XVII века те, что существуют до сих пор? (Кривандино, Тугалес, Дмитровский погост).
- Почему на 11 погостах по данным писцовых книг находилось сразу 19 церквей? (большинство погостов, кроме приходской церкви, имели ещё и кладбищенскую).
Объяснение с использованием презентации:
[ Слайд 8] – на слайде информация о церковном расколе середины XVII века.
Как вы помните, в середине XVII века произошёл церковный раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653-1656 гг.) Старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом были отлучены от церкви и создали свои церковные организации. Массовый характер раскол приобрёл после решения Церковного собора 1666-1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Старообрядцы, спасаясь от преследований, уходили в леса Поволжья, европейского севера, в Сибирь, где основывали скиты – раскольничьи общины.
[ Слайд 9] – на слайде информация о Гуслицах и карта Гуслицких деревень.
А вот один из центров старообрядчества был создан практически на границе будущих Шатурских земель. Назывался он Гуслицы. Если мы возьмем вышедший в 1996 году словарь "Старообрядчество. Лица. События. Предметы и символы", то прочитаем следующее: "Гуслицы – старинное название местности, захватывающей несколько районов восточного Подмосковья (по дореволюционному административному делению – также с-запад Рязанской и запад Владимирской губ.), которая протянулась вдоль течения р. Гуслицы до верховьев р. Нерской. Общая площадь – ок. 400 кв. км. Здесь расположены города Орехово-Зуево, Егорьевск, Куровское. Это местность традиционного расселения старообрядцев всех согласий, с преобладанием поповцев. Часто слово "гуслицкий" прямо означает – "поповский".
Закрепление изученного материала (10 мин.) /с использованием презентации/.
Выполнение творческого задания:
[ Слайд 10] – на слайде подборка изображений гербов городов и районов Московской области.
Задание учащимся: на экране вы видите примеры гербов городов и районов Московской области. Посмотрите внимательно и скажите, что можно узнать о населённом пункте, увидев только его герб?
(Ответы учащихся: фрагменты его истории, главное занятие жителей, его географическое расположение, год основания и т.д.)
Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового об истории нашего края в XVII веке. А сейчас у вас будет шанс использовать на практике полученную информацию, а заодно и проявить свои творческие способности. Попробуйте пофантазировать и представить, как мог бы выглядеть в XVII веке герб Шатурского края либо одного из его населённых пунктов, например, погоста Сенег, деревни Митинская, Шатур, Дмитровского погоста и т.д. Постарайтесь отразить в вашем рисунке основную информацию о выбранном объекте. Для этого у вас на партах есть альбомные листы, карандаши, а на экране – примеры таких гербов. Приступайте к работе.
По окончании работы возможно организовать мини-выставку на доске и попросить авторов наиболее удачных работ представить их.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание (2 мин.).
Домашнее задание (инвариантная часть): выучить записи в тетрадях.
Домашнее задание (вариативная часть): подготовить сообщение об истории одного из населённых пунктов Шатурского района.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Компьютер уже давно и прочно вошёл в жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой чудо-техники невозможно представить себе и школу. Компьютер стал привычным атрибутом на уроках истории.
Создание презентаций в программе Power Point сегодня – одна из самых доступных, но оттого не менее эффективных форм работа с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Именно она может помочь в раскрытии творческого потенциала учителя и облегчить учащимся усвоение учебного материала, сделав это в более доступной, наглядной, яркой и креативной форме.
На конкурс «Компьютер и школа» в номинации «Лучший урок с использованием презентации» я решила представить свою методическую разработку урока «Шатурский край в XVII веке». Почему я выбрала именно эту тему для конкурсной работы?
Во-первых, сразу отмечу, что этот урок входит в состав краеведческого компонента программы по истории России. А такие уроки традиционно, с одной стороны, крайне важны и интересны тем, что ученики в ходе их узнают об истории тех мест, где живут они сейчас и где жили когда-то их предки. Но, с другой стороны, сложность проведения таких уроков состоит в том, что, как правило, в школьных учебниках по отечественной истории краеведческий материал вообще отсутствует. Соответственно учителю приходится искать в краеведческой литературе не только фактическую информацию, тексты исторических документов, но и наглядность (карты, фотографии, иллюстрации и т.д.). Как правило, это отнимает много времени, да и качество иллюстративного материала часто сильно страдает. А ведь качественная и методически грамотно используемая наглядность помогает учителю и привлечь внимание учащихся, повысить их мотивацию, способствовать усвоению ими нового материала, а, возможно, и вызвать у них желание продолжить самостоятельно изучать историю малой Родины. Поэтому именно на этом уроке презентация не просто важна, она НЕОБХОДИМА.
Вторая причина, по которой я решила представить на конкурс именно этот урок, проста. Сегодня Интернет-ресурсы педагогической направленности наводнены неимоверным количеством плагиата – конспектов и презентаций, в которых отдельные элементы либо повторяются частично, либо идентичны практически во всём, кроме фамилии «авторов». В уроках на краеведческие темы, по моему мнению, гораздо меньше. Кроме того, меньше и самих презентаций, да и не всегда они выполнены на достаточно высоком уровне. Таким образом эту методическую разработку я с полным правом могу назвать авторской, так как при её создании НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ материалы конспектов уроков и презентаций других педагогов. Она создана на основе информации из краеведческой и методической литературы, а также Интернет-ресурсов краеведческой направленности.
Урок «Шатурский край в XVII веке» включен в календарно-тематическое планирование курса истории России конца XVI-XVIII вв., составленного на основе рабочей программы по Истории России для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному плану. Программа предусматривает выделение одного часа в каждой теме на изучение краеведческого компонента. При этом содержательная часть данного материала не регламентирована авторами, программы, что даёт мне, как педагогу, широкие возможности и простор для творческого поиска.
Урок «Шатурский край в XVII веке» даёт возможность более подробно рассмотреть сюжеты, связанные с историей родного края, города, сёл и деревень. Он является завершающим теоретическим занятием (восьмым) в теме «Россия в XVII веке», на который отводится по программе 9 часов, и предваряет урок итогового повторения и обобщения по данной теме.
На данном учебном занятии я предлагаю использовать ИКТ в форме комбинированного (диалогового) урока, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием информационно-коммуникационных технологий и работу учащихся (фронтальную, индивидуальную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках презентации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Готье Ю.В. Замосковный край в XVII веке. М., - 1937.
2. Давыдов Н.В. Шатурский край при царе Михаиле Фёдоровиче в письмах и мерах князя В.П.Кропоткина. – Москва, «Известия», 2010.
3. Дорожкина А.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. – М.,: ВАКО, 2009.
4. Казаков В.М. Дозорная книга. – М., 1995.
5. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве в XVI-XVII вв. – Москва, 1995.
Интернет-ресурсы:
- http://www.shaturyane.ru/ - краеведческий сайт города Шатуры и Шатурского района.
- http://www.shatura.ru/ - информационный сайт города Шатуры и Шатурского района.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«…От Коломны до Мурома… севернее Рязани не было ни одного сколько-нибудь заметного укрепления, которое оберегало бы Замосковье со стороны Рязани и Касимова. Да в нём и не было нужды: широкая полоса лесных болот, залегших между Клязьмой и Рязанской стороной в так называемой Мещёрской стороне, по течению реки Пры и Гуся, служила наилучшим укреплением».
Платонов С.Ф. «Очерки по истории Смуты
в Московском государстве в XVI-XVII вв.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Из писцовых книг XVII века до нас дошли упоминания одиннадцати погостов и церквей на них, которые располагались в пределах нынешнего Шатурского района.
- Погост Шатур, «а на погосте церкви Никольская и Казанская».
- Погост Сенгу, церкви Преображенская и Рождества Богородицы.
- Погост Кривалдино (Кривандино), церковь Воскресенская и Покрова Богородицы.
- Погост Тугалес, церкви Пятницкая и Казанская.
- Дмитровский погост, церкви Дмитрия Солунского и Всех Святых.
- Погост Телема, церкви Пятницкая и Успенская.
- Пустопольский погост, церковь Никольская.
- Погост Остров, церкви Троицкая и Зачатьевская.
-Погост Фроловский, Радушкино тож, церкви Николы Чудотворца и Фрола и Лавра.
- Погост Ильмяны, Куплиям тож, церкви Покровская и Вознесенская.
-Погост Гридино, церковь Покровская.
Всего в писцовых книгах перечислено 19 церквей на погостах. Каждый погост, кроме приходской церкви, имел ещё и кладбищенскую.
Казаков В.М. Дозорная книга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Культура России в XVII веке"
Презентация содержит сведения по архитектуре, живописи, просвещению России в XVII веке. Предназначена для учащихся 7 класса....
Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке». «Смутное время».
Контрольный тест с ответами по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» содержит задания части А с выбором ответа....
«Россия на рубеже XVI – XVII веков».
Урок повторения по истории в 7 классе...
Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке
В конспекте представлен урок по ИКМК, в котором рассматривается административно-территориальное деление и управление мордовским краем, развитие феодальных отношений и их последствие....
Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв.
Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв. для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида....
Заселение Саратовского края и его экономическое развитие в XVII веке
презентация к уроку краеведения в 9 классе...
"Распространение грамотности и письменности в крае. Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке"
Технологическая карта урока "Распространение грамотности и письменности в крае. Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке". Истории Нижегородского края. 7 класс....