«Россия на рубеже XVI – XVII веков».
план-конспект урока (история, 7 класс) по теме

Дамзина Ирина Анатольевна

 

Урок повторения по истории в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtoreniya_po_istorii_v_7_klasse.doc38 КБ
Office presentation icon smuta_7_klass.ppt77 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок повторения по истории в 7 классе

                           «Россия на рубеже XVI – XVII веков».

Цели урока:

Образовательная:

повторить, систематизировать, обобщить исторические факты данного периода.

Развивающая:

формировать умения и навыки работы с дополнительным материалом, выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная:

продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому своей страны.

Оборудование:

доска, ПК, мультимедийный проектор, экран, портреты исторических деятелей данного периода ( Фёдор Иванович, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Филарет, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин ).

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме. Игра.

III.Подведение итогов работы на уроке.

I.Организационный момент – 5 минут.

Класс делится на группы и учащиеся занимают рабочие места. Проверяется их готовность к уроку.

II.Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме. Игра – 35 минут.

Рубеж XVI – XVII веков – сложное для нашей страны время. Со смертью царя Фёдора Ивановича закончилось правление Рюриковичей. Начался период, названный «смутой».

Это время неурожая, голода, мора, крестьянских побегов и волнений, самозванства и интервенции. Беда сплотила русский народ, который сумел отстоять независимость своей страны. Сегодня на уроке мы вспомним события Смутного времени и попытаемся дать свою оценку этому периоду в истории России.

Учебная задача: Смута – это время «падения» России или «взлёта», шаг «назад» или «вперёд» в её развитии?

                               Ход игры:

1 тур «Разминка».

Командам предлагается тест.

1)Имя правителя, основавшего новую династию на рубеже веков:

а)Фёдор;

б)Борис;

в)Дмитрий;

г)Иван.

2)Указ, установивший пятилетний срок сыска беглых крестьян:

а)о «заповедных летах»;

б)об «урочных летах»;

в)о «народном  ополчении»;

г)о «семибоярщине».

3)Имя московского митрополита, назначенного патриархом московским и всея Руси:

а)Илларион;

б)Никон;

в)Иов;

г)Феофан.

4)В каком году началось крестьянское восстание под предводительством Хлопко:

а)1601 г.;

б)1603 г.;

в)1605 г.;

г)1606 г.

5)Кому была передана власть после смерти Бориса Годунова?

а)Ивану;

б)Дмитрию;

в)Фёдору;

г)Лжедмитрию.

2 тур «Тёмная лошадка».

На доске висят портреты исторических деятелей кон. XVI – нач. XVII веков. Члены команд должны правильно сопоставить имена и личности.

3 тур «Угадай  дату».

1)Введение патриаршества в России (1589 г.)

2)Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян (1597 г.)

3)Воцарение Лжедмитрия I (1605 г.)

4)Убийство Лжедмитрия I (1606 г.)

5)Восстание под предводительством И. И. Болотникова (1606 – 1607 г.)

6)Восстание под предводительством Хлопко (1601 – 1603 г.)

7)Царствование Василия Шуйского (1606 – 1610 г.)

8)Период «семибоярщины» (1610 – 1612 г.)

9)Образование Первого ополчения (1611 г.)

10)Образование Второго ополчения (1612 г.)

4 тур «Дальше, дальше».

Учитель зачитывает вопросы, а команды быстро и правильно отвечают на них.

1.Старшего сына Ивана Грозного звали (Иван)

2.Первый патриарх Московский и всея Руси (Иов)

3.Жена первого самозванца (Марина Мнишек)

4.Прозвище Лжедмитрия II ( «тушинский вор» )

5.Руководитель первого ополчения (Прокопий Ляпунов)

6.После гибели Лжедмитрия I престол занял (Василий Шуйский)

7.Верный сподвижник князя Д. Пожарского во Втором ополчении (Кузьма Минин)

8.Настоящее имя Лжедмитрия I (Григорий Отрепьев)

9.Имя младшего сына Ивана Грозного (Дмитрий)

10.Крестьянское выступление в царствование Б. Годунова возглавил (Хлопко)

5 тур «Маска, я тебя знаю».

Учащиеся должны определить о каком деятеле идёт речь.

1)По рождению был московитом, но в юности был взят в плен татарами и продан в Турцию. Там он был прикован к галере и несколько лет выполнял тяжёлую работу. Был освобождён немецким судном и привезён в Венецию. Оттуда через Германию он пришёл в Польшу и узнал об удивительных изменениях, произошедших в его отечестве во время его отсутствия.

2) «…телосложения слабого, тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается. Он прост и слабоумен, но всегда любезен, тих и милостив, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен…»

3)Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жён и детей и соберём казну на жалованье ратным людям».

4)Современники отмечали его ум, рассудительность, красноречие. Но он был безгранично властолюбив, коварен и беспринципен.

5)Из семьи знатного боярина. Стал одним из близких советников царя. Попал в опалу, пострижен в монахи. Митрополит Ростовский и Ярославский. В Тушинском лагере провозглашался русским патриархом. Попал в польский плен.

6 тур «Брэйн – ринг».

Каждая команда получает конверт с двумя терминами. Необходимо дать им верные определения.

Смута – общенациональный кризис, охвативший все сферы российского общества, сопровождающийся гражданской войной и иностранной интервенцией.

Интервенция – вторжение войск иностранных государств, их вмешательство во внутренние дела страны.

Ополчение – участие в военных действиях людей невоеннообязанных, мирного населения.

Самозванство – присвоение кем – либо имени представителя царствующей династии.

7 тур «Ты – мне, я – тебе».

Команды задают друг другу по одному вопросу (вопросы подготовлены заранее).

III.Подведение итогов игры – 5 минут.

Сегодня мы ещё раз вспомнили события Смуты. Давайте вернёмся к учебной задаче и ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока.

Учащиеся высказывают свою точку зрения и обосновывают её.

Учитель выставляет оценки за урок.

А. Толстой в стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» пишет об этом времени:

…Прямые были страсти –

Порядка ж ни на грош.

Известно, что без власти

Далёко не уйдёшь.

Чтоб трон поправить царский

И вновь царя избрать,

Тут Минин и Пожарский

Скорей собрали рать.

И выгнала их сила

Поляков снова вон,

Земля же Михаила

Взвела на русский трон.

Через несколько уроков мы будем знакомиться с политикой Михаила Романова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII ВЕКОВ

Слайд 2

Смута - это время "падения" России или "взлета", шаг "назад" или "вперед" в её развитии? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Слайд 3

РАЗМИНКА Первый тур

Слайд 4

ИМЯ ПРАВИТЕЛЯ, ОСНОВАВШЕГО НОВУЮ ДИНАСТИЮ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: А) ФЕДОР Б) БОРИС В) ДМИТРИЙ Г) ИВАН

Слайд 5

УКАЗ, УСТАНОВИВШИЙ ПЯТИЛЕТНИЙ СРОК СЫСКА БЕГЛЫХ КРЕСТЬЯН: А) О "ЗАПОВЕДНЫХ ЛЕТАХ" Б) ОБ "УРОЧНЫХ ЛЕТАХ" В) О "НАРОДНОМ ОПОЛЧЕНИИ" Г) О "СЕМИБОЯРЩИНЕ"

Слайд 6

ИМЯ МОСКОВСКОГ МИТРОПОЛИТА, НАЗНАЧЕННОГО ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ: А) ИЛЛАРИОН Б) НИКОН В) ИОВ Г) ФЕОФАН

Слайд 7

В КАКОМ ГОДУ НАЧАЛОСЬ КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ХЛОПКО: А) 1601 г. Б) 1603 г. В) 1605 г. Г) 1606 г.

Слайд 8

КОМУ БЫЛА ПЕРЕДАНА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ БОРИСА ГОДУНОВА? А) ИВАНУ Б) ДМИТРИЮ В) ФЕДОРУ Г) ЛЖЕДМИТРИЮ

Слайд 9

ВТОРОЙ ТУР ТЕМНАЯ ЛОШАДКА

Слайд 10

ТРЕТИЙ ТУР УГАДАЙ ДАТУ

Слайд 11

УГАДАЙ ДАТУ 1. Введение патриаршества в России 2. Указ "об урочных летах", начало сыска крестьян 3. Воцарение Лжедмитрия I 4. Убийство Лжедмитрия I 5. Восстание под предводительством И.И.Болотникова

Слайд 12

УГАДАЙ ДАТУ 6. Восстание под предводительством Хлопко 7. Царствование Василия Шуйского 8. Период "семибоярщины" 9. Образование первого ополчения 10. Правление Бориса Годунова

Слайд 13

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР "ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ"

Слайд 14

ПЯТЫЙ ТУР МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ

Слайд 15

ШЕСТОЙ ТУР БРЭЙН-РИНГ

Слайд 16

СЕДЬМОЙ ТУР О КАКОМ СОБЫТИИ ИДЕТ РЕЧЬ?

Слайд 17

ВОСЬМОЙ ТУР ТЫ-МНЕ, Я-ТЕБЕ

Слайд 18

Смута - это время "падения" России или "взлета", шаг "назад" или "вперед" в её развитии? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Слайд 19

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута

Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....

«Россия на рубеже XVI - XVII вв» по истории России (7кл.)

Методическая разработка раздела образовательной программыпо истории России (7кл.)    «Россия на рубеже XVI - XVII вв»...

Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия на рубеже XVI - XVII веков"

Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия на рубеже XVI-XVII веков"....

Кризис Российской государственности на рубеже XVI - XVII веков. Смутное время

Лекция по истории Смутного времени с включением извлечений из исторических источников...

Контрольная работа по истории России в 7 классе по теме «Россия на рубеже XVI – XVII веков»

Контрольная работа по истории России в 7 классе по итогам темы "Россия на рубеже XVI XVII вв.". Содержит тестовые задания на нахождение правильного ответа, необходимости указания неверного ответа, уст...

Россия на рубеже XVI-XVII веков

Итоговый тест для 7 класса...

Зарубежные и отечественные методики постановки голоса. Формирование различных школ на рубеже XVI-XVII веков

Актуальность темы данной курсовой работы связана с тем, что репертуар современного оперного и камерного певца, как правило, включает произведения представителей различных национальных культур. Возможн...