Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке
план-конспект урока по краеведению (7 класс) по теме

В конспекте представлен урок по ИКМК, в котором рассматривается административно-территориальное деление и управление мордовским краем, развитие феодальных отношений и их последствие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 3

Тема: Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке

Цели:

- Рассмотреть административно-территориальное деление и управление мордовским краем, развитие феодальных отношений и их последствие;

- Научить работать с текстом, выделять главное, самостоятельно заполнять таблицы;

- Привить интерес к развитию родного края.

Вид урока: урок смешанный

Основные понятия: воевода, приказ, уезд, стан, волость, служилые люди «по прибору» и «по отечеству», бобыль.

Ход урока

  1. Орг. момент. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о том, как происходило управление мордовским краем и как здесь развивались феодальные отношения. Но давайте сначала вспомним, как затронула Смута наш край.
  2. Проверка д/з

- Назовите причины смуты;

- Почему в жители мордовского края приняли участия в смуте;

- Назовите этапы гражданской войны;

- Рассказать об участии населения мордовского края в ополчениях.

  1. Объяснение нового материала

1. Административно-территориальное деление и управление краем.

- Центральными органами управления в России в XVII в. были приказы.

Приказы — это органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.

- Откройте стр. 30 и заполните самостоятельно таблицу «Приказная система управления в мордовском крае»

Приказ

Назначение

Приказ Казанского дворца

Ведал служилыми людьми нерусских народов

Дворцовая контора

Занималась организацией ведения хозяйства царской семья, дворцовыми крестьянами

Монастырский приказ

Ведал монастырскими крестьянами и монастырями

Поместный приказ

Ведал русским дворянами, боярами и князьями

- Трритория края состояла и з нескальких уездов. В начале XVII в. территория мордовского края входила в состав Темниковского, Алатырского, частично Кадомского и Шатского уездов. К концу XVII в. – Темниковского, Саранского, Инсарского, частично Алатырского, Кадомского, Шацкого и Азамасского уездов.

- Откройте стр. 32 и попробуйте сформулировать определение к понятию «Уезд».

После коррекции должно получится:

Уезд – это административно-территориальная единица, формировавшаяся вокруг городов со служилым населением и приписными к нему владениями феодалов.

- Уезды, в свою очередь делились на станы и волости. Во главе уезда стоял воевода подобранный в Приказе Казанского дворца. Назначался воевода на срок 2-3 года. Центром воеводского управления на местах была приказная изба.

Запись в тетрадь. Обязанности воеводы:

1. строительство военных крепостей и засек

2.сбор налогов;

3.судебные обязанности;

4.поддержка порядка.

-Скажите, все ли обязанности сохранились к концу XVII в. (Нет, строительство засек на территории края прекратилось, т.к. мордовские земли стали внутренней областью страны)

- Одним из первых воевод был воевода Е. Тенишев

2. Развитие феодальных отношений

Работа с текстом учебника

- Прочитайте пункт «Развитие феодальных отношений» на стр. 34 и ответьте, кто владел мордовскими землями в XVII в.

Запись в тетрадь. Развитие феодальных отношений:

1.В начале XVII в. правительство раздавало земли на поместном праве;

- на какие категории делились служилые люди?

2.Вторая половина XVII в. – царское правительство раздавало земли боярам и дворянам для укрепление своей власти;

-Кому были пожалованы крупные владения?

3. Значительные земельные участки получили монастыри.

- Каким ещё образом монастыри могли завладеть землёй? (За счёт пожертвований, и незаконных захватов у местного населения).

3. Последствия феодального освоения мордовского края

Организация самостоятельной работы

-Откройте пункт «Последствия феодального освоения мордовского края» стр.36-38 и заполните таблицу

Категории крестьян, живших на территории мордовского края

Категория крестьян

Характеристика

Источники пополнения

Дворцовые

Находились в собственности царской семьи

Мордовские крестьяне, первоначально платившие ясак

Помещичьи

Находились в собственности помещиков, несли повинность в пользу казны и своих владельцев

Русские крестьяне переселенные из центральных районов страны

Монастырские

Принадлежали монастырям и несли повинность в их пользу и государству.

Русские

Государственные

Жили на государственных землях, платили подать и несли повинность в пользу гос-ва

Мордва

Вывод: Распространение феодального землевладения привело к изменениям:

  1. В начале XVII в. Коренные жители оседали на пустовавших территориях;
  2. Позже мордва стала уходить за пределы своей территории;
  3. Увеличилось число бобылей – бедных крестьян, несших феодальные повинности в полном объёме;
  4. Численность населения мордовского края увеличивалась за счёт переселённых помещиками русских крепостных крестьян.
  1. Закрепление материала

-Каким образом шло управление мордовским краем в XVIIв.?

-Какие функции были у воеводы? Кто был первым воеводой на территории края?

-Кто такие служилые люди? На какие две категории они делились?

-Кто получал земли на территории края?

-Какие категории крестьян оформились в крае в XVI-XVII вв.?

  1. Выставление оценок.
  2. Д/з § 3, вопросы 3,4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Международные отношения XVI-XVII веков в Европе"

Урок разработан для 7 класса с учетом перспективы введения ФГОС II поколения. На уроке предполгается самостоятельная работа обучающихся....

Урок "Шатурский край в XVII веке".

I.Учитель: Кабанова Галина Валерьевна.II. Класс: 7 класс.III. Курс: История России, конец XVI-XVIII вв.IV. Тема урока: «Шатурский край в XVII веке».V. Тип урока: урок изучения нового материала....

Урок по теме "Политическое развитие в России в XVII веке"

Урок  построен по технологии интерактивного обучения....

Развитие феодальный отношений.

Визуальный ряд к уроку в 10 кл. соц.-гум. профиля....

Презентация "Международные отношения XVI-XVII века

ПРезентация по всеобщей истогрии 7 класс...

Россия в системе международных отношений в XVII веке

презентация  по истории России для 7 класса Россия в системе международных отношений  в XVII веке соответствует обновленному ФГОС...