Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке
план-конспект урока по краеведению (7 класс) по теме
В конспекте представлен урок по ИКМК, в котором рассматривается административно-территориальное деление и управление мордовским краем, развитие феодальных отношений и их последствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 3
Тема: Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке
Цели:
- Рассмотреть административно-территориальное деление и управление мордовским краем, развитие феодальных отношений и их последствие;
- Научить работать с текстом, выделять главное, самостоятельно заполнять таблицы;
- Привить интерес к развитию родного края.
Вид урока: урок смешанный
Основные понятия: воевода, приказ, уезд, стан, волость, служилые люди «по прибору» и «по отечеству», бобыль.
Ход урока
- Орг. момент. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о том, как происходило управление мордовским краем и как здесь развивались феодальные отношения. Но давайте сначала вспомним, как затронула Смута наш край.
- Проверка д/з
- Назовите причины смуты;
- Почему в жители мордовского края приняли участия в смуте;
- Назовите этапы гражданской войны;
- Рассказать об участии населения мордовского края в ополчениях.
- Объяснение нового материала
1. Административно-территориальное деление и управление краем.
- Центральными органами управления в России в XVII в. были приказы.
Приказы — это органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.
- Откройте стр. 30 и заполните самостоятельно таблицу «Приказная система управления в мордовском крае»
Приказ | Назначение |
Приказ Казанского дворца | Ведал служилыми людьми нерусских народов |
Дворцовая контора | Занималась организацией ведения хозяйства царской семья, дворцовыми крестьянами |
Монастырский приказ | Ведал монастырскими крестьянами и монастырями |
Поместный приказ | Ведал русским дворянами, боярами и князьями |
- Трритория края состояла и з нескальких уездов. В начале XVII в. территория мордовского края входила в состав Темниковского, Алатырского, частично Кадомского и Шатского уездов. К концу XVII в. – Темниковского, Саранского, Инсарского, частично Алатырского, Кадомского, Шацкого и Азамасского уездов.
- Откройте стр. 32 и попробуйте сформулировать определение к понятию «Уезд».
После коррекции должно получится:
Уезд – это административно-территориальная единица, формировавшаяся вокруг городов со служилым населением и приписными к нему владениями феодалов.
- Уезды, в свою очередь делились на станы и волости. Во главе уезда стоял воевода подобранный в Приказе Казанского дворца. Назначался воевода на срок 2-3 года. Центром воеводского управления на местах была приказная изба.
Запись в тетрадь. Обязанности воеводы:
1. строительство военных крепостей и засек
2.сбор налогов;
3.судебные обязанности;
4.поддержка порядка.
-Скажите, все ли обязанности сохранились к концу XVII в. (Нет, строительство засек на территории края прекратилось, т.к. мордовские земли стали внутренней областью страны)
- Одним из первых воевод был воевода Е. Тенишев
2. Развитие феодальных отношений
Работа с текстом учебника
- Прочитайте пункт «Развитие феодальных отношений» на стр. 34 и ответьте, кто владел мордовскими землями в XVII в.
Запись в тетрадь. Развитие феодальных отношений:
1.В начале XVII в. правительство раздавало земли на поместном праве;
- на какие категории делились служилые люди?
2.Вторая половина XVII в. – царское правительство раздавало земли боярам и дворянам для укрепление своей власти;
-Кому были пожалованы крупные владения?
3. Значительные земельные участки получили монастыри.
- Каким ещё образом монастыри могли завладеть землёй? (За счёт пожертвований, и незаконных захватов у местного населения).
3. Последствия феодального освоения мордовского края
Организация самостоятельной работы
-Откройте пункт «Последствия феодального освоения мордовского края» стр.36-38 и заполните таблицу
Категории крестьян, живших на территории мордовского края
Категория крестьян | Характеристика | Источники пополнения |
Дворцовые | Находились в собственности царской семьи | Мордовские крестьяне, первоначально платившие ясак |
Помещичьи | Находились в собственности помещиков, несли повинность в пользу казны и своих владельцев | Русские крестьяне переселенные из центральных районов страны |
Монастырские | Принадлежали монастырям и несли повинность в их пользу и государству. | Русские |
Государственные | Жили на государственных землях, платили подать и несли повинность в пользу гос-ва | Мордва |
Вывод: Распространение феодального землевладения привело к изменениям:
- В начале XVII в. Коренные жители оседали на пустовавших территориях;
- Позже мордва стала уходить за пределы своей территории;
- Увеличилось число бобылей – бедных крестьян, несших феодальные повинности в полном объёме;
- Численность населения мордовского края увеличивалась за счёт переселённых помещиками русских крепостных крестьян.
- Закрепление материала
-Каким образом шло управление мордовским краем в XVIIв.?
-Какие функции были у воеводы? Кто был первым воеводой на территории края?
-Кто такие служилые люди? На какие две категории они делились?
-Кто получал земли на территории края?
-Какие категории крестьян оформились в крае в XVI-XVII вв.?
- Выставление оценок.
- Д/з § 3, вопросы 3,4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока "Международные отношения XVI-XVII веков в Европе"
Урок разработан для 7 класса с учетом перспективы введения ФГОС II поколения. На уроке предполгается самостоятельная работа обучающихся....
Урок "Шатурский край в XVII веке".
I.Учитель: Кабанова Галина Валерьевна.II. Класс: 7 класс.III. Курс: История России, конец XVI-XVIII вв.IV. Тема урока: «Шатурский край в XVII веке».V. Тип урока: урок изучения нового материала....
Урок по теме "Политическое развитие в России в XVII веке"
Урок построен по технологии интерактивного обучения....
Развитие феодальный отношений.
Визуальный ряд к уроку в 10 кл. соц.-гум. профиля....
Заселение Саратовского края и его экономическое развитие в XVII веке
презентация к уроку краеведения в 9 классе...
Презентация "Международные отношения XVI-XVII века
ПРезентация по всеобщей истогрии 7 класс...
Россия в системе международных отношений в XVII веке
презентация по истории России для 7 класса Россия в системе международных отношений в XVII веке соответствует обновленному ФГОС...