Конспект урока 10 класс Правление Ивана-3
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 15 Тема Иван III — государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом.
Цель урока: дать характеристику деятельности Ивана III — од ной из самых ярких и значительных фигур отечественной истории, показать масштабы его личности; выявить пути вхождения сопре дельных территорий в состав Московского царства и последствия этого процесса; обосновать те прозвания, которые получил Иван III в народной памяти: Иван Правосуд — для соотечественников, Иван Грозный — для врагов Руси, Иван Великий — по делам его; определить место и роль «Судебника» 1497 г. в истории Рус ского государства.
Оборудование урока: Выставка публикаций, посвященных эпохе правления Ивана III. Даты на доске. Историческая карта. Карточки с заданиями.
Основные даты:1462-1505-правление Ивана-3,
1478- присоединение Новгорода к Московскому княжеству;
1480 стояние на реке Угре;
1485 присоединение Твери к Московской Руси;
1497- Судебник Ивана 3;
План:
1. Организационный момент
2. Проверка знаний.
3. Вступительное слово.
4. Изучения новой темы
5. Закрепление
6. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Проверка знаний по карточкам схемам
3. Вступительное слово. деятельности Ивана III — од ной из самых ярких и значительных фигур отечественной истории, показать масштабы его личности; выявить пути вхождения сопре дельных территорий в состав Московского царства и последствия этого процесса; обосновать те прозвания, которые получил Иван III в народной памяти: Иван Правосуд — для соотечественников, Иван Грозный — для врагов Руси, Иван Великий — по делам его; определить место и роль «Судебника» 1497 г. в истории Рус ского государства.
4. Изучения новой темы.
Примерный план урока:
- Наступательная внешняя политика Руси.
- «Вечу не быти, посаднику не быти, а государство всем нам держати».
- Стояние на реке Угре.
- «Судебник» 1497 г.
- Наступательная внешняя политика Руси. дискуссия по документам.
Академик Б.А. Рыбаков считал: «Иван III, к сожалению, не был воспет ни современниками, ни потомками, хотя обозначенная его именем эпоха вполне достойна эпического увековечивания».
Работая с исторической картой, учитель определяет основные на правления наступательной внешней политики страны при Иване III, Их результаты можно проследить при анализе следующих данных: в начале его царствования территория Московского княжества равня лась примерно 430 тыс. кв. км, в конце правления — 2800 тыс. кв. км с населением в 7 млн человек. Бок о бок с русскими в стране прожи вали марийцы, удмурты, коми, ханты, манси, карелы, саамы и другие народы.
Задание:
— Какие выводы следуют из этих сведений?
Русские послы направлялись в иноземные страны и до Ивана 3, Есть редкие упоминания в летописи об их поездках в Орду, а также к великому князю литовскому.
Вопросы:
- Почему не было посольств в дальние страны?
- Почему наши предки оказались в стороне от большой европей ской политики?
- «Вечу не быти, посаднику не быти, а государство всем нам держати».
К северу и северо-западу от Новгорода усиливались Литва, Поль ша и Швеция. На востоке набирала силу Московская Русь. Оказав шись между двух огней, боярско-купеческая Новгородская республика вынуждена делать выбор. Победила антимосковская группировка, паявшая курс на союз с польским королем Казимиром. Военное столкновение с Москвой на реке Шелони сломило военную силу Новгорода.
Комментарий: Летописец, утверждает, что Иван III шел на Новгород «не яко на христиан, но яко на язычник и на отступник православья».
Вопрос:1- Не напутал ли что-либо летописец? Причем здесь вероис поведание?
2- Почему Иван III пошел на ликвидацию боярской верхушки и 11овгороде, многочисленное переселение людей? Почему он не боялся сопротивления? Почему новгородцам не удалось сохранить автономию, отстоять свои интересы?
— Слово «государь» в русском языке имеет два значения — «владелец холопов» и «глава государства». Когда был присоединен Новгород и Иван III принял титул государя всея Руси, новгородцы желали чтобы Иван III стал их государем или господином?
Формированию аналитических умений учащихся способствует за дание:
— Объясните, почему Московская и Новгородская летописи по-разному описывают поход Ивана III на Новгород?
Следует обратить внимание на дипломатические усилия Ива на III накануне 1480 г., известную смелость и риск, проявленный им при заключении союза с крымским ханом, способность велико го князя мирными средствами погасить мятеж удельных князей — братьев Ивана III, что дало возможность использовать их войска во время противостояния с ордынцами на реке Угре. Кроме тот, московский князь счел возможным устраниться от личного руководства военными силами, доверить дело профессионалам -воеводам.
- Стояние на реке Угре самостоятельно дома.
На Угре русские впервые применили огнестрельное оружие (пуш ки и пищали), что помогло предотвратить форсирование реки воина ми Ахмата.
- История создания «Судебника» 1497 г. и суть его установлении могут быть изучены десятиклассниками по тексту учебники А.Н. Сахарова стр 236
Вывод «Судебником» 1497 г. впервые было узаконено государство в каче стве верховного владельца земли. Земля делилась на вотчинную (бо ярские и монастырские владения) и государственную, принадлежав шую великому князю.
Историк Э.С. Кульпин назвал «Судебник» 1497 г. своеобразным индикатором завершения процесса внутренней колонизации, призна ния высокой ценности самой земли, введения юридического понятия собственности на землю. Однако государство так и не позволило «черному» крестьянству стать реальным собственником обрабатыва емых им земель.
Вопросы и задания:
- Почему понадобился общий для всей России «Судебник»? О чем свидетельствовало его появление?
- Докажите или опровергните следующее утверждение: для крес тьян мелких княжеств, зачастую равных по размерам вотчине, а их на территории государства было подавляющее большинство, издание «Судебника» оказалось благом.
- Почему именно Юрьев день был выбран в качестве точки отсче та для перехода крестьянина от одного хозяина к другому?
Закрепления знаний вопросы и задания:
- Выявите последствия объединения русских земель для России.
- Какие процессы, связанные с правом на землю и наблюдаемые в жизни современной России, уходят корнями в XIV — XV вв.?
Домашнее задание. §17.
Задания для индивидуальной работы:
а) изобразить в виде схемы органы центральной и местной власти в эпоху Ивана III;
б) подготовить сообщение на одну из тем: «Иван III — правитель новой эпохи», «Русское государство в эпоху
Ивана III: Восток или Запад?».
Предпосылки Участники(имена, княжества)
Куликовская битва
( )
Ход сражения результат последствия
Предпосылки Участники(имена, княжества)
Куликовская битва
( )
Ход сражения результат последствия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс
Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....
Конспект урока по истории "Наследие Ивана Грозного" (ТРКМЧП)
План урока по истории России в 7 классе на тему "Наследие Ивана Грозного" . Урок составлен по приёмам ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМО....
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Конспект урока "Насление Ивана Грозного"
Конспект урока истории в 6 классе...
конспект урока "Эпоха Ивана Грозного: внутренняя политика"
конспкт урока 10 класс...
Конспект урока "Личность Ивана Грозного. Внутренняя политика"
Конспект урока представлен для изучения темы,посвященной жизни и внутренней политике Ивана Грозного" для студентов 1 курса общебразовательной дисциплины "История".Внимание уделяется хар...