История Древнего мира. 5 класс. Урок 5. Первые художники и волшебники.
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Данный урок расчитан на образовательную линию Школа 2100. Построен по системе ФГОС. Учащиеся сами ставят проблему и пытаются решить ее в течении урока. Учитель контролирует процесс, помогая учащимся, правильно ставить цели, задачи. Очень интересно и продуктивно проходит урок. Ученики вовлечены в учебную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по всеобщей истории 5. класс. Период: Древний мир. | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5. Первые художники и «волшебники».
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Научить выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей,
связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину.
Научить объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить выявлять исторические особенности формирования религиозных представлений у древнейших людей.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
Научить выражать свои позиции по вопросам религиозных верований, а также умение отстаивать собственную точку зрения по данной проблеме.
Обязательный минимум содержания: значение религиозных верований и искусства у первобытных людей.
Основные понятия: душа. Мифы, религия, искусство
План урока:
- Постановка проблемы урока.
Проблема урока: Что значили для людей первые рисунки?
II. Поиск решения проблемы:
1. Представления и верования первобытных людей.
2. Первобытное искусство.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | –– Открываем с. 28. Читаем диалог Антошки и Археолога. – Какие впечатления произвели наскальные рисунки Фиксирует на доске: Первобытные люди создавали красивые рисунки. – Читаем дальше. – Какие факты привёл Археолог? Фиксирует на доске: Первобытные люди старались никому не показывать свои рисунки. – Сравните впечатления Антошки и факты, приведённые Археологом. – В чём противоречие, какой возникает вопрос? Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 30, сделанные первобытными людьми. Какое ощущение у вас возникает, глядя на них? – Что нам сегодня предстоит выяснить? Фиксирует на доске: Чт пытались выразить первобытные люди создавая произведения искусства? | Высказывают своё мнение. Читают текст на с. 28 до слов: « …и мамонтов?» – Антошка считает, что такие красивые рисунки надо всем показывать. Читают текст от слов: «А вот это вряд ли!» и до конца. – Первобытные люди старались создавать свои рисунки в труднодоступных местах. Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах. 1 | Регулятивные умения 1. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. |
II. Версии. | – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? – Кого и как изображали первобытные художники? | Скорее всего, дети могут выдвинуть такие версии: – Люди верили в волшебную силу рисунка. – В рисунках пытались выразить свои представления о мире. | 2. Выдвигать версии. |
III. Актуализация знаний. Планирование деятельности. | Работа со словарем – С помощью словаря объясните, что такое религия, искусство. Фиксирует на доске: Знаем: Религия – вера. Искусство – творчество. – Какой период в истории человеческого общества мы изучаем? – Что нам надо узнать, чтобы найти решение проблемы? Фиксирует на доске: Надо узнать: 1) Во что верили первобытные люди? 2) Каким было первобытное искусство? | Индивидуально, самостоятельно работают со словарём. 1 – Религия – это вера во что-либо. – Искусство – это творчество, в котором с помощью образов выражены чувства, представления человека. – Первобытный мир. – Во что верили первобытные люди? – Какое было первобытное искусство? – Что хотели передать в своём творчестве первобытные люди? 3 | Познавательные умения 1. Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию. 3. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), используя ИКТ. |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Представления и верования первобытных людей. – Как вы думаете, представления о мире первобытных людей будут отличаться от взглядов наших современников? Давайте вспомним, кто же такой первобытный человек? Мог ли древнейший человек объяснить с научной точки зрения, все то, что его оружало. – Прочитайте п. 1, с. 28–30, выделите несколько отличий во взглядах на мир первобытных и современных людей. – Сделайте вывод по проблеме. Где могли отразить свои верования, представления первобытные люди? – Используя словарь или текст учебника, объясните, что называют мифом. – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Указывает на проблему, записанную на доске. | Высказывают своё мнение. Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника. Примерный ответ: Люди, у которых отсутствовала письменность, наука. Нет, ему было недостаточно знаний Примерный алгоритм ответа: – Первобытные люди верили в то, что у человека есть душа, продолжающая самостоятельное существование в потустороннем мире после смерти человека. Человек ощущал себя частью природы, а животных считал своими предками. Человек верил в сверхъестественные силы, способные творить чудеса. – В мифах. – Мифы – это рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями. Своё представление о мире первобытные люди отражали в мифах, считая себя частью природы и наделяясверхъестественными силами различные явления природы. | 2. Анализировать (в т.ч. выделять главное). 4. Оценивать степень и способы достижения цели. Коммуникативные умения 1. Излагать своё мнение (в монологе), аргументируя его. |
2. Первобытное искусство. – С помощью текста в учебнике на с. 31–32 оцените: вера ваших первобытных предков в магию, «чудеса» «колдунов» представляется вам смешной и глупой или нет? – Чтобы справиться с этим заданием, давайте вспомним порядок продуктивного чтения. (См. учебник, с. 9.) | Читают вслух пункт 2, применяя приём «диалог с автором». | 3. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. 2. Умение вести диалог. | |
V. Выражение решения проблемы. | – Какой вывод по проблеме мы можем сделать? | – Первобытные люди создавали произведения искусства, в которых выражали своё понимание мира, а также с помощью магии пытались воздействовать на сверхъестественные силы. 1 | |
VI. Применение знаний. | Работа в парах. Выделить основные признаки религиозных верований первобытных людей, построить алгоритм ответа | Алгоритм ответа 1.Вера в сверхъестественное.
| |
VII. Домашнее задание. | - Прочитать параграф 3. Ответить на вопрос 3 письменно - На с. 33 ответить на вопросы в начале параграфа в разделе «Вспоминаем, то что знаем». | Высказывают свои предположения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"
Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
Урок истории Древнего мира. Тема урока: «Финикия»,
1. Тема урока: «Финикия», Раздел II Древний Восток, глава 3 Древняя Азия2. Учебник: Т.П. Андриевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина «История древ...
Методическая разработка урока для 5 класса по Истории Древнего мира по теме: "Первый властелин единого Китая"
конспект урока...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 КЛАСС) «Первые русские князья»
Тема урока: «Первые русские князья», 6 классЦель урока: Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских княз...