Из опыта изучения Московского района на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и на занятиях кружка
статья по краеведению (5 класс)
педагог ГБОУ школа № 496 Абанькина М. П.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта изучения Московского района на уроках истории и культуры
Санкт-Петербурга и на занятиях кружка
педагог ГБОУ школа № 496 Абанькина М. П.
Богатый историко-культурный потенциал нашего района очень важно использовать как в преподавании предмета «История и культура Санкт-Петербурга», так и во внеурочной деятельности, при проведении занятий краеведческого кружка. К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что учащиеся недостаточно хорошо знают историю своего района, проблемы его формирования и жизни. Кроме того, существует мнение, что наш район, его история и памятники не столь уж интересны. Действительно, Московский район не так богат общеизвестными памятниками культуры, как например, центральные районы города. Однако и здесь есть большой материал для изучения. Наш район имеет свое лицо, свои особенности, традиции, которые заметно отличают его от других молодых районов города.
На уроках истории и культуры Санкт-Петербурга материал по истории Московского района можно изучать во всех параллелях. Например, при прохождении темы «Традиции Древнего Египта в Санкт-Петербурге» в 5 классе речь идет о верстовых столбах и других обелисках, о фонтане «Четыре ведьмы» на Пулковском шоссе. Многие ученики с удивлением узнают о том, что в Московском районе есть свои сфинксы. При изучении темы «Традиции Древнего Рима» говорится о Московских триумфальных воротах, темы «Традиции Византии в Санкт-Петербурге» в 6 классе – о храмах нашего района. Ребята узнают о том, что у нас есть и фрески (на фасадах Георгиевского храма), и элементы готического стиля (Чесменская церковь и Чесменский дворец). В дальнейшем, в 7 - 9 классах ученики все больше убеждаются в том, что история и культура нашего района неразрывно связаны с историей страны. Мы изучаем развитие Московского тракта в XVIII веке, Чесменский ансамбль, как напоминание о временах Екатерины Великой и важных военных победах России. В XIX веке наша Московская застава становится промышленной окраиной города, в тоже время зарождаются наши научные традиции - создается Пулковская обсерватория. А кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря становится местом упокоения многих замечательных деятелей науки и культуры XIX - начала XX века. В XX веке Московский район официально становится частью нашего города, город активно развивается в южном направлении. Изучая новые архитектурные стили, развитие промышленности, транспорта, науки, образования, искусства и спорта, обязательно следует говорить о достижениях нашего района.
Важно помнить, что Московский район богат памятниками воинской славы, которые относятся к разным периодам истории Отечества. Это дает широкие возможности для гражданско-патриотического воспитания учащихся. К сожалению, с каждым годом становится все больше ребят, которые не знают такие имена, как Александр Матросов, Зоя Космодемьянская. Необходимо говорить о нашем героическом прошлом не только на уроках, но и организовывать экскурсии, учебные прогулки в парк Победы, к Монументу Героическим защитникам Ленинграда, в парк Городов-героев. Это важный момент в работе и учителя истории города, и педагога дополнительного образования, и каждого классного руководителя.
Дополнительный стимул к изучению истории района и города ребятам дает участие в различных краеведческих конкурсах, организуемых Дворцом детского (юношеского) творчества. Ученики нашей школы каждый год успешно участвуют в таких командных играх и конкурсах, как «Московская застава», «Помни блокаду!» Один из этапов историко-краеведческого конкурса «Московская застава» проводится обычно в форме городского ориентирования. Основные маршруты известны заранее, и ребята нашей школы, готовясь к конкурсу, осматривают все объекты, посещают и площадь Победы, и площадь Московских ворот, и Чесменский ансамбль, и парки Победы и Городов-героев, и Московскую площадь.
При подготовке к районному конкурсу «Помни блокаду!» мы с ребятами обязательно говорим о жизни Московского района в годы войны, о предприятиях, работавших здесь в годы блокады, об оборонительных сооружениях, о Чесменском и Пулковском воинском кладбищах и похороненных на них героях. Кроме того, подробно изучаются памятники войны и блокады на территории нашего района, топонимы, связанные с именами героев Великой Отечественной войны (улицы Гастелло, Типанова, Севастьянова, Галстяна).
При изучении истории и культуры района как на уроках, так и во внеурочной деятельности, а также на занятиях краеведческого кружка важно использовать различные задания, направленные на повышение познавательной активности. Например, на повторительном занятии при работе с иллюстрациями, изображающими главные памятники культуры района, выполняется следующее задание. Один из учащихся выходит к магнитной доске с указкой. Ребята сами формулируют и по очереди задают ему вопросы, а он находит и показывает изображения, называя задуманные объекты. Следует использовать на занятиях и проблемные задания. Например, при изучении темы «Московский район в 1920 – 1930-х годах» ребятам дается задание: предположите, как развивался бы наш район, если бы был реализован Генеральный план 1935 года, предполагавший перенос центра города в южную часть Ленинграда, какие положительные и негативные последствия могло иметь это решение.
Кроме того, целесообразно применение разнообразных игр и викторин, таких как «Верю – не верю», «Третий лишний», «Расположи с севера на юг» и других. При проведении игры «Верю – не верю» (обычно в парах) ребята получают две карточки: красного и зеленого цвета. Преподаватель произносит фразу с информацией о памятниках культуры нашего района. Если предложение содержит ошибку, ребята поднимают красную карточку, если все верно, то зеленую. За правильно поднятую карточку команды получают жетоны, количество которых в конце игры подсчитывается, затем определяются победители. Игра «Третий лишний» предполагает задание на определение «лишнего» объекта, которого нет в Московском районе: ребятам предлагаются вопросы о проспектах, улицах, площадях, парках, памятниках монументальной скульптуры, театрах, библиотеках, храмах, станциях метро и так далее. Например,
- Ленинский проспект, Новоизмайловский, проспект Ветеранов;
- памятник Матросову, Кутузову, Жукову;
- театр Сказки, Молодежный театр, театр «Олеко».
Ребята должны назвать «лишний» объект и объяснить, где он на самом деле находится.
Ученикам обычно нравится игра «Расположи с севера на юг», позволяющая совершенствовать навыки ориентации в городском пространстве. Границы Московского района, действительно, вытянуты с севера на юг, что облегчает выполнение задания. Учитель демонстрирует командам пять или шесть слайдов с изображением памятников, не называя их. Команды ребят самостоятельно записывают их названия, а затем располагают объекты с севера на юг, записывая рядом с ними соответствующие порядковые номера. Например, ребятам может быть предложена такая группа объектов:
- Чесменская церковь,
- Московские ворота,
- памятник Героическим защитникам Ленинграда,
- памятник Зое Космодемьянской,
- «Пулковский рубеж».
Через одну – две минуты ученики должны написать соответствующие цифры: 2, 4, 1, 3, 5. Сначала ребята пользуются картой атласа по истории города, в дальнейшем выполняют подобные задания по памяти, мысленно представляя себе карту района.
При заполнении текста с пропусками также рекомендуется как индивидуальная работа, так и работа в парах. При этом возможно использование разноуровневых заданий. Более подготовленные ребята самостоятельно исправляют ошибки, а остальные – с помощью карты. Ученикам может быть предложен следующий текст:
Московский район находится в южной части города. Главный проспект нашего района - ………………………… Он начинается от Сенной площади и заканчивается у площади …………………… Проспект украшают Московские ворота. Они посвящены победам России над .……………………………… В нашем районе есть площадь Конституции, Чернышевского и самая большая площадь в городе - ………………………..
В Московском районе есть три больших парка: ……………………………, ………………………….. и ……………………………. В центре одного из них на Аллее Героев установлен памятник полководцу ……………………. - герою ……………………………………………… войны.
Также у нас много улиц, названия которых связаны с космосом и с авиацией, например …………………….. …...…………………… ……………………. ……………………….. ………………………….. Есть у нас и аэропорт «…………………………», и …………………………… обсерватория.
Карты и контурные карты района необходимо использовать как в урочной деятельности, так и при организации экскурсий, учебных прогулок, в том числе самостоятельных, с родителями. При этом важно давать не только задание на определение обозначенного объекта и места его расположения, но и на знание событий, связанных с данным памятником. Учебная прогулка, образовательное путешествие помогают ученику провести небольшое самостоятельное исследование. По итогам учебных прогулок составляются отзывы, компьютерные презентации, экскурсии.
Следует отметить важность не только теоретического изучения учащимися памятных мест района, но и практическую помощь, например, по благоустройству. Ребята нашей школы ежегодно участвуют в проведении субботников как на территории школы, так и в парке Победы, у памятников воинской славы нашего района. А благодаря участию в городском историко-краеведческом конкурсе «Святыни Петербурга» наши ученики неоднократно помогали и в благоустройстве на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Интересна и такая форма проведения внеурочного мероприятия, как игра по станциям. Недавно восьмиклассники нашей школы провели для ребят 5-7 –х классов игру по станциям «Московская застава», посвященную дню рождения Московского района. Целью мероприятия стало создание необходимых условий для формирования представления о важном значении Московского района в жизни Санкт-Петербурга, а также осознания сопричастности к его судьбе, развитие общей культуры.
Ученики восьмых классов активно участвовали в составлении вопросов, кроссвордов и других заданий для более младших ребят. Ученикам 5 -7 - х классов заранее были даны темы, которые следовало повторить для успешного участия в игре:
- основные памятники истории и культуры Московского района,
- памятники воинской славы,
- предприятия района,
- главные улицы, площади, проспекты, парки района.
Эти темы изучались на уроках истории города, также их предлагалось обсудить на классных часах и с родителями.
При проведении игры были организованы пять станций, где восьмиклассники сами давали задания командам, подсчитывали баллы и заполняли маршрутные листы. Названия станций в основном соответствовали названиям станций метро, расположенных в нашем районе. На первой станции – «Московская» команды получили одинаковые тексты о Московском районе. Их задачей было за определенное время найти и исправить допущенные ошибки. Если команда испытывала затруднения, ей предлагалось использовать карту, но при этом вычиталось 4 балла. За каждую зачеркнутую ошибку присуждался 1 балл, за исправление ошибки - еще 1 балл. Текст с ошибками предлагался следующий:
Московский район расположен на огромной территории от реки Фонтанки до Пулковских высот на юго-западе Санкт-Петербурга. С самого начала существования города здесь проходила дорога на Москву. Она неоднократно меняла названия: Вознесенский, Царскосельский, Забалканский, Международный проспекты. Наш район довольно молод, он был основан в 1929 году. Сегодня он является одним из самых благоустроенных в городе. Особенно многолюдна главная магистраль района – Ленинский проспект. Потоки автомобилей и городского транспорта, 4 станции метрополитена, расположенные на территории района, перевозят пассажиров из центра в южные районы и пригороды. Московский район – единственный в городе имеет на своей территории два крупнейших аэропорта государственного значения.
Появление на проспекте Гагарина такого учреждения, как Российская национальная библиотека, стало важным приобретением культурной жизни. В нашем районе много зелени, здесь находятся два больших парка: парк Победы и парк Авиаторов. Самая большая площадь района и города – площадь Победы украшена сегодня прекрасными фонтанами. Красивы и другие площади Московского района: Московская, Сенная, площадь Чернышевского, площадь Московских ворот. У нас можно увидеть множество памятников воинской славы, посвященных победам в Великой Отечественной войне, Русско-турецких войнах, Северной войне со шведами и Отечественной войне 1812 года (ошибки подчеркнуты).
На станции «Парк Победы» капитаны команд по очереди вытягивали карточки с иллюстрациями и вопросами, посвященными памятникам воинской славы нашего района, и отвечали на них. Как правило, команде нужно было назвать памятник и его расположение.
На станции «Электросила» каждая из команд разгадывала кроссворд, посвященный предприятиям нашего района.
Вопросы к кроссворду.
По горизонтали:
1. Производственное объединение, выпускающее энергооборудование («Электросила»).
2. Продукция, которую производит масложировой комбинат (Майонез).
3. Продукция, выпускавшаяся заводом имени Егорова (Вагоны).
4. Предприятие, производящее детскую обувь («Скороход»).
По вертикали:
2. Мучные изделия, которые производит фабрика, расположенная на улице Коли Томчака (Макароны).
5. Предприятие, выпускающее пищевую продукцию: «…. дом» (Хлебный)
6. Крупнейшее транспортное предприятие района («Пулково»).
7. Фирма - производитель аксессуаров для бритья («Джилетт»).
8. Старейшее предприятие по выпуску стиральных порошков («Аист»).
На станции «Московские ворота» каждая из команд получала комплект карточек с номерами ответов: от 1 до 3. Ведущий задавал вопрос и называл три варианта ответов. Затем командам давалось 15-20 секунд на обсуждение. По команде ведущего капитаны поднимали карточку с номером правильного ответа.
Вопросы.
1) Что находилось раньше на месте Московских ворот? (1.Ближняя Рогатка. 2.Средняя Рогатка. 3.Дальняя Рогатка.)
2) Какой победе посвящены Московские ворота? (1.Над Швецией. 2.Над Францией. 3.НадТурцией.)
3) Из какого материала изготовлены ворота? (1.Гранит. 2.Чугун. 3.Известняк.)
4) Какова длина Московского проспекта? (1.Около 6,5 км. 2.Около 8 км. 3.Около 9,5 км.)
5) Где начинается Московский проспект? (1.Площадь Победы. 2.Сенная площадь. 3.Площадь Восстания.)
6) Какое название носил проспект в конце 19 – начале 20 века? (1.Забалканский. 2.Пулковский. 3.Международный.)
7) Где на территории нашего района раньше находился указатель «4 руки»? (1.Средняя Рогатка – площадь Победы. 2.Ближняя Рогатка – площадь Московских ворот. 3.Дальняя Рогатка – у Пулковской горы.)
8) Кто из знаменитых архитекторов работал на территории нашего района? (1. Д. Трезини. 2. Тома де Томон. 3. К. Росси.)
9) Какая церковь самая старинная в районе? (1.Чесменская. 2.Казанская. 3.Георгиевская.)
10) В каком стиле построена Чесменская церковь? (1.Классицизм. 2.Псевдорусский. 3.Псевдоготический. )
11) Кто из цариц останавливался в Чесменском дворце? (1.Екатерина I. 2.Елизавета. 3.Екатерина II.)
12) В честь какой победы российского флота получила название Чесменская церковь? (1. Над Швецией. 2.Над Турцией. 3.Над Японией.)
13) Кто из замечательных деятелей литературы похоронен на Новодевичьем кладбище? (1.Н. В. Гоголь. 2.Н. А. Некрасов. 3.А. А. Фет.)
14) Что из перечисленного было создано на территории района еще в XVIII веке? (1.Московские ворота. 2.Верстовые столбы. 3.Пулковская обсерватория.)
На станции «Звездная» командам выдавался список объектов и контурная карта Московского района. Задание было следующим: соотнести названия улиц, проспектов и парка, которые связаны с авиацией и космосом, и их буквенные обозначения на контурной карте:
1) парк Авиаторов
2) Авиационная улица
3) улица Гастелло
4) улица Севастьянова
5) улица Звездная
6) проспект Гагарина
7) проспект Космонавтов
8) Авиагородок
9) аэропорт «Пулково»
10) Воздухоплавательная улица
Проведенная у нас в школе игра по станциям, также как и многие другие мероприятия, способствовала решению как образовательных и развивающих, так и важных воспитательных задач: формированию эмоционально-ценностного восприятия памятников истории и культуры района и города, гражданственных, патриотических, нравственных чувств, пробуждению познавательного интереса к истории и культуре своего района.
Литература.
1. Мой родной Московский… Наш Петербург./ Сост. Г. А. Кулькова, В. Е. Нижегородова, Г. Н. Петрова и др. – СПб., 2003.
2. Московский район. Под ред. В. В. Коровина. СПб., 2007.
3. Соколов В. А. Пулковский рубеж. СПб., 2002.
4. Яковченко Р. Н. Московский проспект. Л., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
Доклад "Из опыта применения электронных учебников на уроках истории"
Изложен опыт использования на уроках истории России, Древнего мира электронных учебников издательство "Просвещения" К учебникам Данилова...
Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе
Выступление с областного семинара по вопросам изучения регионального компонента. В нём дана краткая аннотация к урокам по изучению вопросов регионального компонента, а также раскрыты некоторые методы ...
Изучение исторических персоналий на уроках истории
Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса . На уроках необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркн...
Из опыта работы. Изучение вопросов культуры на уроках истории в 8 классе.
Изучение вопросов культуры России XIX века представляет собой благодатную почву для формирования представлений о духовном наследии, оставленном нам нашими предками, воспитания патриотизма,...
Из опыта работы. Игровые технологии на уроках истории.
В современном постиндустриальном обществе перед нами стоят, как и в прошлые времена, вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появился еще один: “Как у...
Обобщение опыта работы :"использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Использование ИКТ делает урок современным,приближает урок к мировосприятию современного ребенка...