технологическая карта урока истории с использованием ЭОР
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Тема урока: «Афинский полис» (урок истории в 5 классе)
Цель урока: способствовать расширению знаний учащихся о формах правления в древних государствах на примере Афинского полиса.
Технологическая карта может быть использована при проведении дистанционного занятия, а также на уроке в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока учителя истории Федосеевой А.А.
Тема урока: «Афинский полис» (урок истории в 5 классе)
Цель урока: способствовать расширению знаний учащихся о формах правления в древних государствах на примере Афинского полиса.
Личностные результаты: развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты: развитие самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные результаты: овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах на примере Афинского полиса; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта Древних Афин.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Форма урока: комбинированный |
Опорные понятия, термины: эллины, басилей, религия, фреска, лабиринт, полис | Новые понятия: архонт, ареопаг, демократия, керамик, агора, акрополь |
Формы контроля: тестовый | Домашнее задание: прочитать параграф 26 учебника уметь рассказать о Древних Афинах, аристократах и демосе, реформах Солона |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организационный момент. | 1-2 мин. | Приветствует ученика | Отвечает на приветствие. | Беседа | ||
| 5-6 мин. | Перед тем, как мы перейдем к изучению новой темы, необходимо повторить пройденный материал. Вспомни, что такое: религия, фреска, лабиринт Вспомните, кто такой (такие): эллины, басилей, Агамемнон, Приам, Ахиллес, Одиссей Сосчитай, сколько прошло времени с окончания «темных веков» в истории Греции и до наших дней Работа с визуальным рядом по теме «Боги и герои Эллады» Работа с интерактивными источниками. | Отвечает кратко на вопросы учителя, выполняет интерактивные задания | Беседа, репродуктивный метод | способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий | Учитель создает ситуацию успеха |
| 1-2 мин. | Нам сегодня предстоит: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ В ДРЕВНИХ АФИНАХ
Формулирует цели урока | Учащийся сам формулирует задачи урока. | Беседа | определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; | |
| 1-2 мин. | Создание проблемной ситуации. Итак, после «темных веков» Греция бурно развивалась, и в этой стране появились полисы. Развивалась культура греков – они вновь научились строить из камня, отливать скульптуры из бронзы, плавать по морям, у них появились монеты и письменность (какой народ помог грекам освоить письменность?) А сегодня мы поговорим о самом прославленном городе - Афинах | Осмысление проблемы | Проблемный метод | мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного подхода; | учитель играет роль партнёра по общению с учеником |
| 18-20 мин. | В Средней Греции есть небольшой скалистый полуостров Аттика. Здесь и возник в 6 км. от моря прославленный город – Афины. Так этот город выглядит в наши дни ( ЭОР-презентация ) Об основании города есть красивая легенда, обратимся к ней. Учитель рассказывает легенду об основании Афин. Вопрос: «Почему победила Афина?», «Почему именно с Посейдоном, а не с другим богом, спорила богиня?» (Афина победила, потому что греки признали ее дар (оливковое дерево) самым нужным. С Посейдоном она спорила, потому что он- бог морей, а Афины расположены недалеко от моря) ( опрора на илюстрацию ) Учитель: кроме олив, греки выращивали виноград, из которого делали вино, которое ценилось многими народами. В Афинах был свой великолепный акрополь и агора, а на берегу Эгейского моря возник крупный порт Пирей ( ЭОР -презентация ). Аристократы и демос Мы узнали, как появились Афины, а теперь узнаем, как они управлялись. Рассказ с элементами беседы (подкрепляется интерактивной схемой) Учитель: Итак, власть была у знати (аристократии), их них состоял ареопаг – государственный совет в Древних Афинах. Он собирался на холме, посвященном богу войны Аресу. Он выбирал (также из знати) правителей города – 9 архонтов Архонты – судьи, военачальники, жрецы в Древней Греции. Так как для учащихся слова новые и сложные, можно произнести их хором, повторяя за учителем. Учитель: как вы думаете, как управляла знать полисом? Кому (знати или демосу) была выгодна такая власть? (Учащиеся могут отметить, что власть была выгодна знатным людям) Учитель: Знатные архонты придумали жестокие законы, по которым наказанием за воровство была смертная казнь! Лучшая земля также принадлежала знати. Нелёгкий труд был у простого земледельца. Взяв в неурожайный год долг, земледелец очень сильно рисковал. На его поле ставили особенную метку – долговый камень. - Предположите: чего мог лишиться земледелец, если не мог вернуть долг? (Ожидаемый ответ: за долги земледельцы теряли свою землю, а то и собственную свободу).Рабство было пожизненным. А взятого в рабы за долги земледельца рабовладелец мог даже продать в другую страну!- Как вы думаете, был ли доволен своим положением демос?- Чего хотел демос? Каких прав для себя желал? (Демос хотел жить, не боясь каждый день за свое будущее, желал иметь право на участие в делах государства) Законы Солона Обстановка в городе накалилась. Знать и демос выбрали нового архонта – Солона, его очень уважали, он был мудрым политиком (работа с интерактивной схемой). 594 г. до н.э. – реформы Солона в Афинах. Учитель: предположите, что Солону необходимо было изменить в Афинах в первую очередь? (учащиеся могут предположить, что он должен был облегчить положение крестьян) Учитель: Теперь не аристократы, а народное собрание ведало управлением страной, а там были и богатые, и бедные. Солон положил начало демократии – «народовластию» . Крестьяне требовали у Солона, чтобы им вернули землю, а аристократы не хотели ее отдавать – все были недовольны Солоном. Он уехал из Афин. Власть получил вождь демоса Писистрат, он казнил и изгонял из Афин своих врагов, после его смерти в Афинах победила демократия. Все граждане стали равноправными. | Слушает рассказ учителя, смотрит презентацию, отвечает на вопросы, делает предположения | Беседа. Объяснительно-иллюстративнй | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
5.Физкультминутка | 1-2 мин. | Предлагает отдохнуть, выполнив упражнения: Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд. | Исполняет движения | |||
| 6-7 мин. | Помогает применять знания в новой ситуации: -Где располагались главные сооружения Акрополя?(ЭОР- работа с интерактивной схемой) -Соберите изображение Парфенона из фрагментов ( пазл) -Какое значение имела Агора в жизни афинян? (работа с интерактивной таблицей) -Что такое Керамик? (тест) -Жилище афинян (интерактивный текст) | Выполняет интерактивные задания под наблюдением учителя | Частично-поисковый метод, творческий | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; | согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов |
| 1-2 мин. | Итак, мы сегодня познакомились с жизнью в Древних Афинах, научились объяснять термины ( архонт, ареопаг, демократия), попытались проанализировать значение реформ Солона. Что тебе особенно понравилось? Что еще ты бы хотел узнать по данной теме? Мне важно знать твое мнение об уроке и полученных на нем знаниях.Выбери соответствующее высказывание: -Урок интересный, и я все понял. -Урок интересный,но не все было понятно. - Урок неинтересный, и я мало что понял. | Оценивает свою работу на уроке при помощи рефлексивных карт. | Беседа | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
| Проводит инструктаж:
реформах Солона | Задает вопросы | Беседа | |||
| 1-2 мин. | Оценивает работу учащегося, указывает ошибки | Отвечает, что усвоено, что получилось | Беседа | выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; | |
| Благодарит за работу, прощается. | Прощается с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории с использованием ЭОР и ЦОР
Учебно-технологическая суть урока основывается на использовании технологии адаптивного планирования, целью которого является предоставление учащимся последовательности модулей знаний для обучения и ра...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС
Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...
Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс
Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...
Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"
обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....
Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."
Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К. Цель урока: Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать, как...