технологическая карта урока истории с использованием ЭОР
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

 

Тема урока: «Афинский полис» (урок истории в 5 классе)

Цель урока: способствовать расширению знаний учащихся о формах правления в древних государствах на примере Афинского полиса.

Технологическая карта может быть использована при проведении дистанционного занятия, а также на уроке в классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока учителя истории Федосеевой А.А.

Тема урока: «Афинский полис» (урок истории в 5 классе)

Цель урока: способствовать расширению знаний учащихся о формах правления в древних государствах на примере Афинского полиса.

Личностные результаты: развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты: развитие самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные результаты: овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах на примере Афинского полиса; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта Древних Афин.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



Форма урока: комбинированный



Опорные понятия, термины:

эллины, басилей,

религия, фреска, лабиринт, полис



Новые понятия: архонт, ареопаг, демократия, керамик, агора, акрополь







Формы контроля: тестовый




Домашнее задание: прочитать параграф 26 учебника

уметь рассказать о Древних Афинах, аристократах и демосе, реформах Солона




Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)


1.Организационный момент.




1-2 мин.

Приветствует ученика

Отвечает на приветствие.

Беседа



  1. Актуализация знаний.






5-6 мин.

Перед тем, как мы перейдем к изучению новой темы, необходимо повторить пройденный материал.

Вспомни, что такое: религия, фреска, лабиринт

Вспомните, кто такой (такие): эллины, басилей, Агамемнон, Приам, Ахиллес, Одиссей

Сосчитай, сколько прошло времени с окончания «темных веков» в истории Греции и до наших дней

Работа с визуальным рядом по теме «Боги и герои Эллады» 

Работа с интерактивными источниками.

Отвечает кратко на вопросы учителя, выполняет интерактивные задания

Беседа, репродуктивный метод

способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Учитель создает ситуацию успеха


  1. Целеполагание.





1-2 мин.

Нам сегодня предстоит:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ В ДРЕВНИХ АФИНАХ

  1.  ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ: АРХОНТ, АРЕОПАГ, ДЕМОКРАТИЯ
  2.  ПОНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ СОЛОНА

Формулирует цели урока

Учащийся сам формулирует задачи урока.

Беседа

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


  1. Мотивация.














1-2 мин.

Создание проблемной ситуации.

Итак, после «темных веков» Греция бурно развивалась, и в этой стране появились полисы. Развивалась культура греков – они вновь научились строить из камня, отливать скульптуры из бронзы, плавать по морям, у них появились монеты и письменность (какой народ помог грекам освоить письменность?) А сегодня мы поговорим о самом прославленном городе - Афинах

Осмысление проблемы

Проблемный метод

мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного подхода;

учитель играет роль партнёра по общению с учеником

  1. Изучение нового материала.

18-20 мин.

В Средней Греции есть небольшой скалистый полуостров Аттика. Здесь и возник в 6 км. от моря прославленный город – Афины. Так этот город выглядит в наши дни ( ЭОР-презентация  ) Об основании города есть красивая легенда, обратимся к ней. Учитель рассказывает легенду об основании Афин. Вопрос:                   «Почему победила Афина?», «Почему именно с Посейдоном, а не с другим богом, спорила богиня?» (Афина победила, потому что греки признали ее дар (оливковое дерево) самым нужным. С Посейдоном она спорила, потому что он- бог морей, а Афины расположены недалеко от моря) ( опрора на илюстрацию )

Учитель: кроме олив, греки выращивали виноград, из которого делали вино, которое ценилось многими народами. В Афинах был свой великолепный акрополь и агора, а на берегу Эгейского моря возник крупный порт Пирей ( ЭОР -презентация ).

Аристократы и демос

Мы узнали, как появились Афины, а теперь узнаем, как они управлялись.

Рассказ с элементами беседы (подкрепляется интерактивной схемой)

Учитель: Итак, власть была у знати (аристократии), их них состоял ареопаг – государственный совет в Древних Афинах. Он собирался на холме, посвященном богу войны Аресу. Он выбирал (также из знати) правителей города – 9 архонтов  Архонты – судьи, военачальники, жрецы в Древней Греции.

Так как для учащихся слова новые и сложные, можно произнести их хором, повторяя за учителем.

Учитель: как вы думаете, как управляла знать полисом? Кому (знати или демосу) была выгодна такая власть? (Учащиеся могут отметить, что власть была выгодна знатным людям)

Учитель: Знатные архонты придумали жестокие законы, по которым наказанием за воровство была смертная казнь! Лучшая земля также принадлежала знати. Нелёгкий труд был у простого земледельца. Взяв в неурожайный год долг, земледелец очень сильно рисковал. На его поле ставили особенную метку – долговый камень. - Предположите: чего мог лишиться земледелец, если не мог вернуть долг? (Ожидаемый ответ: за долги земледельцы теряли свою землю, а то и собственную свободу).Рабство было пожизненным. А взятого в рабы за долги земледельца рабовладелец мог даже продать в другую страну!- Как вы думаете, был ли доволен своим положением демос?- Чего хотел демос? Каких прав для себя желал? (Демос хотел жить, не боясь каждый день за свое будущее, желал иметь право на участие в делах государства)

Законы Солона

Обстановка в городе накалилась. Знать и демос выбрали нового архонта – Солона, его очень уважали, он был мудрым политиком (работа с интерактивной схемой).

594 г. до н.э. – реформы Солона в Афинах.

Учитель: предположите, что Солону необходимо было изменить в Афинах в первую очередь? (учащиеся могут предположить, что он должен был облегчить положение крестьян)

Учитель: Теперь не аристократы, а народное собрание ведало управлением страной,  а там были и богатые, и бедные. Солон положил начало демократии – «народовластию» . Крестьяне требовали у Солона, чтобы им вернули землю, а аристократы не хотели ее отдавать – все были недовольны Солоном. Он уехал из Афин. Власть получил вождь демоса Писистрат, он казнил и изгонял из Афин своих врагов, после его смерти в Афинах победила демократия. Все граждане стали равноправными.

Слушает рассказ учителя, смотрит презентацию, отвечает на вопросы, делает предположения

Беседа.

Объяснительно-иллюстративнй

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

5.Физкультминутка

















1-2 мин.


Предлагает отдохнуть, выполнив упражнения:

 Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

  Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

  Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.

Исполняет движения

  1. Первичное осмысление и закрепление.













6-7 мин.

Помогает применять знания в новой ситуации:

-Где располагались главные сооружения Акрополя?(ЭОР- работа с интерактивной схемой)        

-Соберите изображение Парфенона из фрагментов ( пазл)

-Какое значение имела Агора в жизни афинян? (работа с интерактивной таблицей)

-Что такое Керамик? (тест)

-Жилище афинян (интерактивный текст)

Выполняет интерактивные задания под наблюдением учителя

Частично-поисковый метод, творческий

 поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений;

согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов

  1. Подведение итогов. Рефлексия.






















1-2 мин.

Итак, мы сегодня познакомились с жизнью в Древних Афинах, научились объяснять термины

( архонт, ареопаг, демократия), попытались проанализировать значение реформ Солона.                

Что тебе особенно понравилось? Что еще ты  бы хотел узнать по данной теме?

Мне важно знать твое мнение об уроке и полученных  на нем знаниях.Выбери соответствующее высказывание:                                                     -Урок интересный, и я все понял.                          

-Урок интересный,но не все было понятно.                                               - Урок неинтересный,  и я мало что понял.

Оценивает свою работу на уроке при помощи рефлексивных карт.

Беседа

 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

           

  1. Домашнее задание.

Проводит инструктаж:

  1. прочитать параграф 26
  2.  уметь рассказать о Древних Афинах, аристократах и демосе,

             реформах Солона

Задает вопросы

Беседа

  1. Оценка учителя.











1-2 мин.

Оценивает работу учащегося, указывает ошибки

Отвечает, что усвоено, что получилось

Беседа

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  1. Заключительный этап.

Благодарит за работу, прощается.

Прощается с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории с использованием ЭОР и ЦОР

Учебно-технологическая суть урока основывается на использовании технологии адаптивного планирования, целью которого является предоставление учащимся последовательности модулей знаний для обучения и ра...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....

Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."

Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К.  Цель урока:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать,  как...