методическая разработка урока "Каменная поступь золотого века"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Методическая разработка интегрированного урока (история СПб + физика), включает конспект урока, раздаточный материал к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.7 КБ |
![]() | 259.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей № 369
Красносельского района
г. Санкт – Петербург.
Методическая разработка
интегрированного урока
«Каменная поступь золотого века»
История и культура Санкт – Петербурга +физика.
Класс: 7
Учителя:
Вальская Татьяна Анатольевна.
Шайер Наталья Леонидовна.
2012 – 2013 учебный год
Санкт – Петербург.
Предмет, класс: | История и культура Санкт – Петербурга. учебник: История и культура Санкт – Петербурга. Часть I (С древнейших времен до конца 18 века), автор: Ермолаева Л.К., СПб СМИО Пресс, 2010г Физика учебник: ФИЗИКА -7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2005 год. |
Тема урока: | Каменная поступь золотого века. |
Тип урока | Интегрированный. |
Вид урока | Комбинированный. |
Цель урока | Изучение нового материала по теме «столичный город при Екатерине II, закрепление умения решения задач по теме «Давление твердого тела, жидкостей и газов.»
|
Задачи урока | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Межпредметные связи: | История и культура СПб., физика |
Технология: | Технология интегрированного обучения. |
Оборудование: | Мультимедиа-проектор, «волшебные шкатулки», образцы мрамора белого, розового, серого и гранита. |
Подготовка: | Подготовка презентация, поурочная карта (ПК) ,сигнальная карта. |
Организационная структура урока.
Этап 1: Организационный.
Этап 2: Целеполагание и мотивация к изучению нового материала.
Этап 3: Актуализация имеющихся знаний.
Этап 4: Изучение нового материала. Закрепление умения решения задач.
Этап 5: Подведение итогов.
Этап 6: Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Этап 7: Рефлексия.
Ход урока:
Этап 1: «Организационный»
Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Настроить учащихся на работу | Проверяется готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность | Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место |
Этап 2: «Целеполагание и мотивация к изучению нового материала»
Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Сформулировать цель урок, мотивировать учащихся к изучению темы. | Объявляется тема урока. Для формулирования цели урока использован прием «волшебная шкатулка», на кадрах презентации формулируется вопрос в виде загадки – перевода названия минерала, в качестве подсказки используются объекты городской архитектуры из данного камня. Учитель задает вопрос: Что в волшебной шкатулке? Учитель формулирует цель урока. | Учащиеся пишут тему урока в ПК. Учащиеся отвечают на вопрос. |
Демонстрируется презентация «Каменная поступь золотого века»
Учитель 1:
Тема нашего урока перенесет нас из Петербурга 21 века - в век восемнадцатый…
Мы поговорим о том, что позволило наш родной город называть не каменными джунглями, а «городом - цветком из камня».
В поурочной карте запишите тему урока «Каменная поступь золотого века».
Учитель 2:
О чем мы узнаем сегодня на уроке, нам помогут отгадать волшебные шкатулки.
Демонстрируется кадр 2.
- Его название переводится как «зерно». Что в шкатулке? (гранит)
Демонстрируется кадр 3.
- Его название переводится как «блестящий камень» (мрамор)
Образцы извлекаются из шкатулки.
Демонстрируется кадр 4.
Два камня гранит и мрамор определяют вид нашего города с времен правления Екатерины Великой. Позволив сказать ей: «Застав Петербург деревянным, я оставлю его каменным»
Учитель 1:
Итак, мы отправляемся в екатерининский Петербург.
Этап 3: Актуализация имеющихся знаний.
Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вызываются имеющиеся у учащихся знания о Екатерине Великой. | Учитель задает вопросы, выведенные на экран
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя в поурочной карте письменно. Осуществляют самопроверку по образцу (ответы выводятся на экран), выставляют количество правильных ответов в специальное поле на поурочной карте. |
Учитель 1:
Екатерина II Великая – императрица всероссийская, читаем мы в энциклопедическом словаре.
Давайте повторим, что мы знаем о Екатерине великой?
Демонстрируется кадр 5.
Выполните задание 1 с поурочной карты
- Запишите имя Екатерины II , данное ей при рождении
- Для чего София Августа Фредерика приехала в Россию?
- Как Екатерина II пришла к власти?
- Запишите период правления Екатерины II.
Демонстрируется кадр 6.
А теперь самопроверка - в кружочке поставьте количество правильных ответов.
Этап 4.1.: Изучение нового материала. Закрепление умения решения задач.
Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Показать влияние наводнений на изменение архитектурного облика нашего города (строительство высоких набережных, появление Екатерининского канала) | Демонстрируя кадры презентации, рассказывается о наводнении 1777, строительстве набережных, Екатерининского канала. Организует решение и проверку правильности решения задач. | Слушают, записывают ключевые слова, переводят единицы измерения, решают задачи. |
Учитель 1:
Демонстрируется кадр 7.
Итак, Екатерина 2 правила Россией 34 года, «способствуя ее расцвету и делая ее изобильной». За 34 года население столицы выросло с 60 тыс. до 200 тысяч человек. И было бы еще больше, если бы не наводнения 60-х и катастрофическое 1777г (унесшее более тысячи жизней).
Демонстрируется кадр 8.
Память об этом событии хранит мемориальная доска под аркой Невских ворот Петропавловской крепости, на ней отмечен уровень подъема воды в 1777 году - 321 см выше ординара.
Демонстрируется кадр 9.
Запишите ключевые слова в поурочную карту
Учитель 2:
Когда вода схлынула, петербуржцы стали вычерпывать воду отовсюду.
Попробуйте в 3 задании найти 4 названия мер измерения жидкостей в эпоху Екатерины II.
Демонстрируется кадр 10.
А теперь самопроверка - в кружочке поставьте количество правильных ответов.
Учитель 1:
Демонстрируется кадр 11.
Была и еще одна жертва наводнения: начальник петербуржской полиции Чичерин. Которого Екатерина вызвала к себе и обвинила его в халатности. Видимо, обвинения были настолько серьезными, что через два дня начальник полиции умер.
Но решать проблему защиты города от наводнений было надо и поэтому было начато создание гранитных набережных и мостов. Возложенное на «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».
Это была кропотливая и трудоемкая работа. Между вбитыми сваями заполняли пространство землей и булыжниками, после такого укрепления -лицевали гранитом.
Из-за опасности наводнений набережные делали заведомо высокими. Сооружали спуски к реке на причалы овальной формы
Как вы думаете, где появилась первая набережная из камня?
Конечно возле Зимнего дворца!
Учитель 2:
К 1780 году в столице уже было возведено более 30 км. гранитных набережных. В гранит оделись Фонтанка, Мойка, Нева.
- Выполните таблицу задания 4.
- А теперь проверим результат устно.
Демонстрируются кадры 12, 13, 14, на которых заданы задачи на нахождение давления жидкости, учащиеся устно комментируют решение, отмечают количество правильно решенных задач в специальном поле ПК.
Река | Наибольшая глубина | Давление |
Фонтанка | 3,5 м | 35000Па |
Мойка | 3 м | 30000Па |
Нева | 25 м | 250000Па |
Учитель 1:
Демонстрируется слайд 15.
Посмотрите на слайд: знаком ли вам этот канал?
Его первое название утвердила Екатерина Великая в свою честь, распорядившись прорыть его и укрепить гранитной стеной.
Созданию нового канала способствовала и распространенная в те времена гипотеза о причине наводнений: считали, что наводнения создаются самой Невой: дующий с моря западный ветер подпирает реку и ее вода, не находя выхода, затапливает местность; отсюда следовал вывод о необходимости расчистки рек (рукавов Невы) и прокладки новых каналов.
Учитель 2:
Демонстрируется кадр 16.
Сегодня этот канал носит имя великого русского поэта А.С. Грибоедова. Именно к этому каналу есть выход со станции метро «Невский проспект». Определите атмосферное давление на станции, если ее глубина 63м, а на поверхности нормальное атмосферное давление.
(765,25 Па)
Этап 4.2.: Изучение нового материала. Закрепление умения решения задач.
Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познакомить учащихся с другими памятниками архитектуры эпохи Екатерины Великой: памятник Петру Великому, Мраморный дворец, мраморные верстовые столбы. | Демонстрируя кадры презентации, рассказывается о доставке Гром – камня, организуется обсуждение способов уменьшения давления, строительства Мраморного дворца, мраморных верстовых столбов. Организуется решение и проверку правильности решения задач. | Слушают, записывают ключевые слова, переводят единицы измерения, решают задачи. |
Учитель 2:
Демонстрируется кадр 17.
Нерукотворная здесь росская гора,
Вняв гласу божию из уст Екатерины,
Пришла во град чрез невские пучины
И пала под стопы Петра.
- К какому событию были приурочены эти стихи.
(Доставке Гром – камня в СПб)
Учитель 2:
Демонстрируется кадр 18.
- Какими способами уменьшали силу трения, чтобы облегчить доставку Гром – камня?
(Было заменено трение скольжения трением качения, камень двигали по желобам, в которых находились медные шары; уменьшение шероховатости поверхности шаров; применение смазки, шары щедро поливали жиром.)
Демонстрируется кадр 19.
- Решите задачу № 5 в поурочной карте. (Проверка: решение задачи учеником на доске)
Прочитайте отрывок: «Размеры камня (параллелепипед около 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину) и его вес (около 1 800 т!!!) внушали не только ужас, но и сомнения в том, что его можно сдвинуть с места, не говоря уже о перемещении по суше, а потом по воде - только так его можно было доставить на Сенатскую площадь!» Определите примерное давление камня.
Дано m=1800т a=13м b=8м p=? | СИ 1800000кг | Решение |
Учитель 1:
Демонстрируются кадры 20 - 23
Сегодня на уроке мы много раз называли природный материал, который использовался для благоустройства столичного Петербурга.
Что это? гранит и мрамор.
Знаете ли вы, какая порода камня подарила название дворцу Петербурга?
Впервые в России архитектор Ринальди использовал природный камень - гранит и около 30 разновидностей мрамора, за что дворец и получил свое название. Даже двор со стороны Невы огражден кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами.
- Впишите пропущенные слова в задании 6, составьте предложение из получившихся словосочетаний.
Учитель 2:
Демонстрируется кадр 24.
Мраморный дворец был подарком Григ. Орлову от Екатерины зa учaстие в приведении ее нa трoн Рoссии. Кстати ответным жестом Орлова был подарок почти стоимостью Мраморного дворца Бриллиант, который сегодня называется «Орлов»
В 1784 году бриллиант «Орлов» оказался вставленным в скипетр императрицы, по ее приказу. Сейчас он хранится в Алмазном Российском фонде.
Учитель 1:
Демонстрируется кадр 25.
Рядoм с бaшенкoй нa aттике устaнaвливaют две фигуры с «гoвoрящими нaзвaниями» – «Вернoсть» и «Щедрoсть».
Учитель 2:
Демонстрируется кадр 26.
«Море солнечного света», так называли этот алмаз на его родине, в далекой Индии. Его масса 37,8 грамма. Найдите объем алмаза «Орлов», если плотность алмаза 3500 кг/м3 Решите задачу №7. (Проверка: решение задачи учеником на доске)
( 0,00001 м 3)
Учитель 1:
Демонстрируется кадр 27.
В царствование Екатерины II Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решение о благоустройстве главных въездов в столицу и предприняла замену деревянных указательных столбов «мраморными верстовыми пирамидами" по проекту Антонио Ринальди. Они были установлены на Царскосельской и Петергофской дорогах на расстоянии 1 версты друг от друга и обозначали расстояние, пройденное от начального пункта и оставшееся до конечного.
- Что принималось за нулевую версту?
(Здание Почтампта)
Учитель 2:
Демонстрируется кадр 27,а.
Верстовые столбы исполнены из разноцветных мраморов и гранита. На первых и последних верстовых столбах были установлены солнечные часы
Учитель 1:
К концу XVIII в. исполнился замысел Петра: центр Петербурга был по существу каменным, и по количеству сооружений из камня ни один город России не мог конкурировать со столицей.
Этап 5. Подведение итогов.
Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Проверить первичное усвоение материала | С помощью презентации демонстрируется тест, из выбранных ответов составляется ключевое слово «Петр» Подсчитывается общее количество баллов, набранное каждым учеником, выставляется оценка за работу на уроке. Отдельно оцениваются ученики,решавшие № 5 и 7 на доске. | Отвечают на вопросы теста, составляют ключевое слово. |
Этап 6. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
С помощью информационных источников ответить на вопросы в П.К.
Домашнее задание:
- Переведите объемы : чарка, ведро, полведра, кружка в систему «СИ»
- «Дерзновению подобно» Где были высечены эти слова?
- Какой памятник находится во дворе Мраморного дворца?
- Переведите единицу измерения «верста» в систему «СИ»
- Что такое «коломенская верста»
Известно, что от данного верстового до Петербургского Почтамта – 2 версты, от Почтамта до Царского Села 24 версты. Сколько верст от Почтамта СПб до Почтамта Москвы? |
Этап 7. Рефлексия.
На сигнальной карте изобразить настроение на уроке, сигнальные карты учащиеся вывешивают на магнитной доске.
Предварительный просмотр:
Тема:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 1:
|
Задание 2: Запишите ключевые слова:
……………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………… |
Задание 3:
Почеркните 4 единицы измерения объема жидкости, используемые в 18 веке.
А. ведро Б. бочонок В. Кадушка Г. Чарка Д. стакан Е. полведра
Ж. полкружки З. полкружки З. кружка
Задание 4: Определите давление на самой большой глубине реки. Впишите ответ в графу 3.
Река | Наибольшая глубина | Давление |
Фонтанка | 3,5 м | |
Мойка | 3 м | |
Нева | 25 м |
Задание 5: Решите задачу
Прочитайте отрывок: «Размеры камня (параллелепипед около 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину) и его вес (около 1 800 т!!!) внушали не только ужас, но и сомнения в том, что его можно сдвинуть с места, не говоря уже о перемещении по суше, а потом по воде - только так его можно было доставить на Сенатскую площадь!» Определите примерное давление камня.
Дано | СИ | Решение |
Задание 6: Впишите пропущенные слова
……………………………………………………………… дворец
Антонио …………………………………………………………….
1768 - ……………………………
Задание 7: Решите задачу
«Море солнечного света», так называли этот алмаз на его родине, в далекой Индии. Его масса 37,8 грамма. Найдите объем алмаза «Орлов», если плотность алмаза 3500 кг/м3
Дано | СИ | Решение |
Итого:
Домашнее задание:
- Переведите объемы : чарка, ведро, полведра, кружка в систему «СИ»
- «Дерзновению подобно» Где были высечены эти слова?
- Какой памятник находится во дворе Мраморного дворца?
- Переведите единицу измерения «верста» в систему «СИ»
- Что такое «коломенская верста»
Известно, что от данного верстового до Петербургского Почтамта – 2 версты, от Почтамта до Царского Села 24 версты. Сколько верст от Почтамта СПб до Почтамта Москвы? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса
Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...
Методическая разработка "Рациональное питание: золотая середина"
Мероприятие проводится в форме практической конференции, где учащиеся представляют различные концепции здорового питания, в ходе практической части рарабытавается оптимальный пищевой рацион и тарелка ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-114202-1349094512.jpg)
Методическая разработка. Сценарий праздника "Золотая осень"
Методическая разработка. Сценарий праздника "Золотая осень"...
интегрированный урок "Каменная поступь золотого века"
методическая разработка обобщающего урока по теме "Давление твердого тела, жидкостей и газов", урок интегрированный( Физика + История и культура Санкт-Петербурга), сопровождается презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-857469-1484657708.jpg)
Методическая разработка классного часа "Золотая ось", СПО, 3 курс
Методическая разработка предназначена для работы на классных часах в группах СПО, обучающихся на 3 курсе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/12/picture-903835-1489325514.jpg)
Методическая разработка урока ОДНКНР Золотое правило нравственности 5 класс
Целью урока являетсясоздание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа для выстраивания межличностных отношений; использование методики разноуровне...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-509908-1418883365.jpg)
Методическая разработка по теме "Золотая пропорция"
Золотая пропорция в математике 6 класса — это пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к ...