Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. В этой ситуации человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в связи с прошлым и настоящим. Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе. Произведения , созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее. На уроке я предлагаю вам превратится в народных умельцев и преобразовать белую посуду в золотую и прекрасную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_zolotaya_hohloma.docx155.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                           МОУ СОШ  с.Луков  Кордон

Александрово-Гайский район

Саратовская  область.

Методическая  разработка урока ИЗО

« ЗОЛОТАЯ  ХОХЛОМА»

Для учащихся 5 класса

                                   

                                             Автор: БИСЕНАЛИЕВ Н.И.

                                                          Учитель ИЗО

                                                          1 категория

                                   

                                                   2011г.

Тема : «Золотая Хохлома»

Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью

Задачи:  - научить рисовать элементы хохломской росписи;

               - развивать художественный  вкус;

               - воспитывать интерес к народным промыслам:

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-экскурсия

Оборудование: проектор, шаблоны, пособие по росписи, учебные таблицы.

Музыкальный ряд: народная музыка

                                  Ход урока:

  1. Звучит русская народная музыка ( на экране показ слайдов предметов быта с хохломской росписью)

Учитель : ребята, сейчас вы посмотрели прекрасные изделия народного быта, росписанные  хохломскими художниками. Откуда появилось это чудо?

Кому посуда для кашки-окрошки

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?

к вам приехала сама

Золотая Хохлома

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю

Эта роспись по дереву золотым, красным и черным цветом появилась  в поселке Хохлома, Нижегородской области. Деревянную посуду из липы грунтовали глиной, потом натирали серебристым порошком-лудили и по

этой блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в горячую печь – так появлялся золотой цвет.

   Главный мотив хохломской росписи – травка- узор из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод.

Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

  1. Учащиеся делают практическую работу, пользуясь пособием.

Учитель помогает ученикам.

Физкультминутка.

1. Под музыку, ученики сидя на стуле вытягивают ноги, голову наклоняют вправо, влево, назад.

2.Следующее упражнение; стоя , руки на пояс, делают наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

  1. Следующее упражнение; опустить руки потрясти кистями, вытянуть руки вперед сжимание и разжимание пальцев.

     4.Практическая работа детей. Роспись шаблонов посуды

- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.

5.Показ и анализ работ

6.Итог урока :

 мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями.  В этой ситуации человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в связи с прошлым и настоящим. Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе. Произведения , созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее.

7. Рефлексия

1. Что больше  всего запомнилось   вам на уроке?

2.  Понравилась ли вам  « Золотая хохлома»?

3.  Связана ли с природой  роспись в стиле «хохломы»?

4. Понравилось ли вам рисовать  узоры « хохломы»?

Использованный ресурсы:

      1.  С.К.Жегалова. русская народная живопись.Москва. «Просвещение» 1984г.

    2.   М.А.Порохневская. Изобразительное искусство. 5 класс. Волгоград 2003г.

    3. Изобразительное искусство 5-7классы. «Учитель» Волгоград. 2009г

Хохлома   http://www.xrest.ru/preview/107079/

Хохлома   http://www.xrest.ru/images/collection/00107/079/

Хохлома   http://best-muzon.ru/russkie_narodnye_pesni

Хохлома http://knifeclub.com.ua/forum/viewtopic.php?f=2&t=12020&start=325

Петриковская роспись

http://www.24open.ru/9xxz/blog/242429/comments/

Букет в классическом кратере 1840. Государственные музеи, Берлин.

http://www.artprojekt.ru/Gallery/Euroart/Ea031.html

Декоративная роспись по дереву (Шедевры народного искусства России)

http://books.tr200.ru/v.php?p=8379&t=12&id=374862

Шедевры деревянного зодчества этнографического музея архитектуры и быта...

http://www.suvenirograd.ru/sights.php?lang=1&id=800&filtr_s=800

Экскурсия в музей Петриковской росписи.

http://bus.dp.ua/u3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?

Конспект урока:УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классовпод редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой. Unit 1. Families and friends: are we happy together?Section 3. Is it easy to live apart f...

План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?

План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Secti...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта».

Обоснование выбора темы проекта. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Работа в группах...