Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. В этой ситуации человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в связи с прошлым и настоящим. Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе. Произведения , созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее. На уроке я предлагаю вам превратится в народных умельцев и преобразовать белую посуду в золотую и прекрасную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_zolotaya_hohloma.docx | 155.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ с.Луков Кордон
Александрово-Гайский район
Саратовская область.
Методическая разработка урока ИЗО
« ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
Для учащихся 5 класса
Автор: БИСЕНАЛИЕВ Н.И.
Учитель ИЗО
1 категория
2011г.
Тема : «Золотая Хохлома»
Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью
Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи;
- развивать художественный вкус;
- воспитывать интерес к народным промыслам:
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-экскурсия
Оборудование: проектор, шаблоны, пособие по росписи, учебные таблицы.
Музыкальный ряд: народная музыка
Ход урока:
- Звучит русская народная музыка ( на экране показ слайдов предметов быта с хохломской росписью)
Учитель : ребята, сейчас вы посмотрели прекрасные изделия народного быта, росписанные хохломскими художниками. Откуда появилось это чудо?
Кому посуда для кашки-окрошки
Чудо-блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда?
к вам приехала сама
Золотая Хохлома
Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю
Эта роспись по дереву золотым, красным и черным цветом появилась в поселке Хохлома, Нижегородской области. Деревянную посуду из липы грунтовали глиной, потом натирали серебристым порошком-лудили и по
этой блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в горячую печь – так появлялся золотой цвет.
Главный мотив хохломской росписи – травка- узор из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод.
Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
- Учащиеся делают практическую работу, пользуясь пособием.
Учитель помогает ученикам.
Физкультминутка.
1. Под музыку, ученики сидя на стуле вытягивают ноги, голову наклоняют вправо, влево, назад.
2.Следующее упражнение; стоя , руки на пояс, делают наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
- Следующее упражнение; опустить руки потрясти кистями, вытянуть руки вперед сжимание и разжимание пальцев.
4.Практическая работа детей. Роспись шаблонов посуды
- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.
5.Показ и анализ работ
6.Итог урока :
мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. В этой ситуации человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в связи с прошлым и настоящим. Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе. Произведения , созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее.
7. Рефлексия
1. Что больше всего запомнилось вам на уроке?
2. Понравилась ли вам « Золотая хохлома»?
3. Связана ли с природой роспись в стиле «хохломы»?
4. Понравилось ли вам рисовать узоры « хохломы»?
Использованный ресурсы:
1. С.К.Жегалова. русская народная живопись.Москва. «Просвещение» 1984г.
2. М.А.Порохневская. Изобразительное искусство. 5 класс. Волгоград 2003г.
3. Изобразительное искусство 5-7классы. «Учитель» Волгоград. 2009г
Хохлома http://www.xrest.ru/preview/107079/
Хохлома http://www.xrest.ru/images/collection/00107/079/
Хохлома http://best-muzon.ru/russkie_narodnye_pesni
Хохлома http://knifeclub.com.ua/forum/viewtopic.php?f=2&t=12020&start=325
Петриковская роспись
http://www.24open.ru/9xxz/blog/242429/comments/
Букет в классическом кратере 1840. Государственные музеи, Берлин.
http://www.artprojekt.ru/Gallery/Euroart/Ea031.html
Декоративная роспись по дереву (Шедевры народного искусства России)
http://books.tr200.ru/v.php?p=8379&t=12&id=374862
Шедевры деревянного зодчества этнографического музея архитектуры и быта...
http://www.suvenirograd.ru/sights.php?lang=1&id=800&filtr_s=800
Экскурсия в музей Петриковской росписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?
Конспект урока:УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классовпод редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой. Unit 1. Families and friends: are we happy together?Section 3. Is it easy to live apart f...
План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?
План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Secti...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе
Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта».
Обоснование выбора темы проекта. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Работа в группах...