ПЕТР ПЕРВЫЙ И ЕГО РЕФОРМЫ В ОЦЕНКАХ И СУЖДЕНИЯХ.
план-конспект урока по истории по теме

Егорова Галина Альбертовна

 

Урок-дискуссия, разработан учителем высшей квалификационной категории Егоровой Г.А. МБОУ «ООШ №17» г. Старый Оскол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕТР ПЕРВЫЙ И ЕГО РЕФОРМЫ В ОЦЕНКАХ И СУЖДЕНИЯХ.

Урок-дискуссия, разработан учителем высшей квалификационной категории Егоровой Г.А. МОУ «СОШ №17» г. Старый Оскол

ЦЕЛИ: - углубление знаний о Петре и его реформах,  осмысление  значение петровских преобразований для истории России;

  1. развитие умения работать с дополнительной литературой, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения;
  2. на примере деятельности Петра, привитие уважения к людям, цель жизни которых – забота о благе Отчизны.

Оборудование: карточки с высказываниями историков о Петре Великом.

Подготовительный этап: выбор учениками вопросов для самостоятельной подготовки по дополнительной литературе.

Ход урока:

1. Мотивационный этап.

Вступительное слово учителя о признании влияния реформ Петра на развитие страны историками разных эпох.

Целеполагание: диспут, подведение итогов учителем.

Знакомство с критериями оценки за работу на уроке:

  1. записи по дополнительной литературе в тетради, пассивное участие на уроке – «3»;
  2. записи, сообщение повествовательного характера, дополнения – «4»;
  3. записи, сообщение, активное участие в диспуте, в обсуждении проблемных вопросов – «5».

Знакомство с проблемными вопросами, выбор личностно значимого, над решением которого они будут работать в течение занятия.

2. Операционный этап:

а) заполнение учащимися таблицы по ходу урока:

        Преобразования Петра

Преобразования в экономике

Реформы в государственном управлении

Реформы в вооруженных силах

Изменения в области культуры, образования

             

б) обсуждение 1 пункта плана урока: «Характеристика Петра».

Вопросы для обсуждения:

  1. Как детство отразилось на характере взрослого Петра?
  2. В чем проявилась противоречивость этого человека?
  3. Как характеризует Петра его действия после поражений под Азовом, Нарвой?

Зачитывание и комментарий по цепочке учениками высказываний о Петре.

в) выступление учащихся, готовивших самостоятельно вопрос «Экономические реформы».

г) обсуждение этой подтемы по вопросам:

  1. Определите характер развития экономики в эпоху Петра I?
  2. Говорят, что за время правления Петра территория России увеличилась, но ее население уменьшилось. Как это могло случиться?
  3. Оцените экономическое положение страны в конце правления Петра I?
  4. Оцените реформы в промышленности. К каким последствиям они привели?
  5. В чем вы видите недостатки реформ? Как бы вы реформировали экономику России рубежа XYII – XYIII вв.

д) словарная работа: поссесионные и приписные крестьяне, меркантилизм, протекционизм.

е) выступление учащихся, готовивших самостоятельно вопрос «Реформы в государственном управлении».

ж) обсуждение этой подтемы по вопросам:

  1. Чем Сенат отличается от Боярской Думы?
  2. Почему были введены коллегии?
  3. Как можно объяснить, чем было вызвано назначение фискалов?
  4. Подведите итоги государственного реформирования.

з) работа с учебником: на с.36 познакомиться с функциями основных коллегий  и составить схему государственного управления после реформ Петра I

и) выступление учащихся, самостоятельно готовивших подтему «Военные реформы».

й) обсуждение подтемы по вопросам:

  1. В чем вы видите недостатки рекрутских наборов в армию?
  2. Почему народ не слагал песен о подвигах и деяниях Петр Великого?
  3. Каковы результаты военных реформ?

к) выступление учащихся , готовивших подтему «Изменения в культуре, образовании, быту».

л) обсуждение подтемы по вопросам:

  1. Оцените общий характер образования при Петре I. С чем связано создание именно таких учебных заведений?
  2. Понимал ли Петр, что его культурная реформа на века раскалывает русский народ? Считал ли он это неизбежным злом, или, наоборот, благом?

3. Оценочно-рефлексионный этап.

Подведение итогов правления Петра, значения реформ: высказывания учащихся по одному из проблемных  вопросов, записанных на доске, выбранных в начале урока (экспресс-ответы, с аргументацией):

  1. Удалось ли преодолеть отставание России от стран Запада?
  2. Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на историю России?
  3. Был ли Петр революционером на троне?
  4. Петр – чудо или чудовище?

Подведение итогов урока: определение оценок, заключительное слово.

Инструктаж по д/з: подготовка к контрольном тесту; осмыслить и записать в тетради положительные и отрицательные стороны преобразований Петра I.

Анекдоты о Петре I  и его времени

  1. После подавления стрелецкого бунта 1698 года одна из женщин, у которой в бунте принимали участие три ее сына и все трое были схвачены, умоляла Петра оставить им жизнь. Петр отказал ей, так как вина их была доказана, а преступления, ими совершенные, карались смертью.
    И все же несчастная мать вымолила у царя жизнь одного из трех - самого младшего. Царь разрешил ей попрощаться с двумя приговоренными к смерти и забрать из тюрьмы младшего.
    Мать долго прощалась с сыновьями и, наконец, вышла с помилованным сыном на волю. И когда они уже прошли ворота тюрьмы, ее сын вдруг упал и, ударившись головой о большой камень, умер мгновенно.
    Петру донесли о случившемся, и он был настолько сильно поражен этим, что впоследствии очень редко миловал преступников, если их вина была достаточна и очевидна.
  2. Однажды Петр I приехал на железоделательный и чугунолитейный завод Вернера Миллера и там пошел в ученики к мастерам кузнечного дела. Вскоре он уже хорошо стал ковать железо и в последний день своей учебы вытянул 18 пудовых полос железа, пометив каждую полосу своим личным клеймом.
    Окончив работу, царь снял кожаный фартук и пошел к заводчику.
    - А что, Миллер, сколько получает у тебя кузнец за пуд поштучно вытянутых полос?
    - По алтыну с пуда, государь.
    - Так заплати мне 18 алтын, - сказал царь, объяснив, почему и за что именно должен Миллер заплатить ему такие деньги. Миллер открыл конторку и вынул оттуда 18 золотых червонцев. Петр не взял золото, а попросил заплатить ему именно 18 алтын - 54 копейки, как и прочим кузнецам, сделавшим такую же работу.
    Получив свой заработок, Петр купил себе новые башмаки и потом, показывая их своим гостям, говорил:
    - Вот башмаки, которые я заработал своими собственными руками.
    Одна из откованных им полос демонстрировалась на Политехнической выставке в Москве в 1872 году.
  3. Восемнадцатилетний недоросль-дворянин долго избегал службы, но наконец был взят в солдаты и попал рядовым в Ингерманландский пехотный полк. Там оказался он под началом бывшего своего крепостного, взятого на службу раньше его и уже дослужившегося до сержанта. Бывший барин отказался подчиняться своему бывшему крепостному, и, когда однажды не явился в строй, сержант побил его палкой.
    Дворянин написал о произошедшем письмо домой и просил мать свою защитить его от произвола сержанта. Мать приехала в Петербург и подала Петру жалобу на раба своего Ваньку, который побил барина.
    Петр велел доставить к нему и солдата и сержанта и в присутствии жалобщицы стал спрашивать:
    - За что ты бил сына сей старухи?
    - За непослушание, государь, - отвечал сержант, - я приказывал ему быть к ученью в четвертом часу, а он не пришел. Я велел привести его силой и наказал, как ослушника.
    - Да покажи-ка, как ты его бил, - попросил Петр, и сержант еще несколько раз ударил дворянина палкой, приговаривая: "Не ослушайся! Не ослушайся!"
    Мать, увидя все это, завыла в голос. А Петр сказал:
    - Видишь, какой Ванька-то твой озорник, даже и при мне дерется и не унимается. Отойди-ка ты от него, дабы и тебе самой от него не досталось: ведь за непослушание везде бьют.
  4. Однажды Петру I донесли, что в Москве живет очень ловкий стряпчий, прекрасно знающий все законы и даже дающий за деньги советы московским судьям в особо трудных случаях. Петр решил с ним познакомиться, и тот так ему понравился, что царь назначил его судьей в Новгород. Отправляя на место службы нового судью, Петр сказал, что верит в него и надеется, что он будет справедливо судить и ничем себя не запятнает.
    А между тем вскоре дошло до царя, что его ставленник берет взятки и решает дела в пользу тех, кто подносит ему подарки и деньги.
    Петр произвел строгую проверку, убедился в виновности судьи и только после этого призвал его к себе.
    - Что за причина, что ты нарушил данное мне слово и стал взяточником? - спросил он судью.
    - Мне не хватало твоего жалованья, государь, - ответил судья. - И я, чтобы не залезать в долги, стал брать взятки.
    - Так сколько же тебе нужно, чтоб ты оставался честным и неподкупным судьей? - спросил Петр.
    - По крайней мере вдвое против того, сколько получаю я теперь. - Хорошо, - сказал царь, - я прощаю тебя. Ты будешь получать втрое против нынешнего, но если я узнаю, что ты принялся за старое, то я тебя повешу.
    Судья вернулся в Новгород и несколько лет не брал ни копейки, а потом решил, что царь уже обо всем забыл, и по-прежнему стал брать подношения. Узнав о его новых прегрешениях, Петр призвал виновного к себе, изобличил в содеянном и сказал:
    - Если ты не. сдержал данного мне, твоему государю, слова, то я сдержу свое.
    И приказал судью повесить.
  5. Петр I не чаял души в Меншикове. Однако это не мешало ему частенько поколачивать светлейшего князя палкой. Как-то между ними произошла изрядная ссора, в которой Меншиков крепко пострадал - царь разбил ему нос и поставил под глазом здоровенный фонарь. А после чего выгнал со словами:
    - Ступай вон, щучий сын, и чтоб ноги твоей у меня больше не было!
    Меншиков ослушаться не смел, исчез, но через минуту снова вошел в кабинет... на руках!
  6. Оделся как-то Петр 1 в солдатский мундир да и зашел в кабак. Видит: сидит за столом печальный солдат.
    - Что с тобой, братец? - спрашивает царь.
    - Друг у меня помер, - отвечает солдат.
    Пожалел его Петр и вопреки обычаю велел целовальнику подать две чарки водки. Выпили царь с солдатом, и захотел солдат отблагодарить своего благодетеля. А денег у него не было, и заложил он у кабатчика, за два штофа водки свой казенный тесак.
    Петр его и спрашивает:
    - Что ж ты наделал, дурья голова? А ну как государев смотр, что тогда?
    - Эка невидаль - царь! Да что его и надуть нельзя?
    С тем они и распрощались, а наутро царь приехал в тот полк, в котором служил его вчерашний сотрапезник.
    - Выстроить полк! - приказал Петр.
    Полк выстроили, и царь тут же признал солдата. А признав, велел ему: "Руби голову соседу слева!" Знал Петр, что рубить-то голову солдату будет нечем.
    А у пропойцы-солдата тесак был, да только деревянный, сделанный вечером, наспех, из лучины.
    - Ваше императорское величество! - взмолился солдат, - за что невинная душа пропадет?
    - Руби, я тебе приказываю! - повторил Петр.
    - Выполняю царский приказ! - прокричал солдат. - Только молю царя небесного помочь мне. Царь небесный! Ты выше царя земного! Сотвори чудо! Не дай погибнуть невинной душе! Преврати железный тесак в деревянный! И с тем вытащил из ножен лучину.
    Петр рассмеялся и одарил солдата серебряным рублем.
  7. В царствование Петра Великого трое подрядчиков объявили свои условия Адмиралтейств-коллегий.
    Один предложил услуги за гривенник с рубля, второй - за пятак, а третий объявил, что будет трудиться бесплатно, из усердия и ревности к государю.
    Узнав об этом, Петр учинил резолюцию: "Отдать подряд тому, кто требует за труды по гривне с рубля. Другому отказать, понеже пяти копеек ради не из чего трудиться, а третьего, аки плута, отдать на два месяца на галеру, сказав ему, что государь побогаче его".
  8. При начале турецкой войны 1711 года молдавский господарь князь Дмитрий Константинович Кантемир перешел под покровительство Петра I.
    После неудачного для русских Прутского похода, закончившегося поражением русской армии, турки при заключении мира потребовали выдачи Дмитрия Кантемира.
    Петр ответил: "Я лучше уступлю земли до самого Курска, нежели соглашусь на это, ибо тогда мне еще останется надежда когданибудь снова отвоевать потерянное. Но не сдержать данного слова - значит навсегда потерять веру и верность. Мы имеем своею собственностью одну только честь. Отречься от нее то же самое, что перестать быть государем".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Реформы Петра Первого"

-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований  для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;-показать, что в ист...

урок "Реформы Петра Первого"

Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....

Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"

«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого  и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...

Разработка урока истории «Петр Первый – итоги реформ»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальн...

Конспект урока "Реформы Петра Первого"

Конспект урока по истории России для 7 класса по теме "Реформы Петра I"...

Урок истории по теме: Петр I и его реформы: оценка человека XXI века.

Урок способствует определению у учащихся своего отношения к личности и эпохе Петра Великого, расширяет представления о роли и значении исторической личности в истории, развивает умения излагать и отст...

Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)

Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)...