Элективный курс "Реформы Петра Первого"
рабочая программа (история, 9 класс) по теме
-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;
-показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности, споры ведутся на протяжении трех столетий и обостряются в особо сложные моменты нашей истории;
-помочь учащимся осознать связь прошлого с настоящим;
-продолжить формирование навыков решения исторических задач, а также умение участвовать в дискуссии; развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.
-разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели укреплению царской
власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни;
- продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем и таблиц.
Курс рассчитан на 14 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Широкий Уступ Калининский район Саратовская область»
Элективный курс «Реформы Петра I»
Составитель учитель истории и обществознания Завьялова Е.А.
Цели курса:
-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;
-показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности, споры ведутся на протяжении трех столетий и обостряются в особо сложные моменты нашей истории;
-помочь учащимся осознать связь прошлого с настоящим;
-продолжить формирование навыков решения исторических задач, а также умение участвовать в дискуссии; развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.
-разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели укреплению царской
власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни;
- продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем и таблиц.
Курс рассчитан на 14 часов.
Содержание курса.
Введение.
Тема1. Военные реформы.
Место военных реформ реди Петровских преобразований. Сущность военной реформы. Задачи создания современной боеспособной армии и флота. 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Северная война. Главные итоги военных реформ Петра Великого.
Тема2. Реформа государственного управления.
Указ от 10 апреля 1716 г., присланный императором в Сенат .Стиль и методы управления. Создание в 1699 г. особого ведомства городов. Личность Курбатова. Создание губерний. Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. Создание коллегий. Реформирование местного управления по шведскому образцу. Перепись населения. Табели о рангах.
Тема3. Церковная реформа.
Поворот к новой политике после смерти патриарха Адриана. ". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода.
Тема5. Экономические преобразования.
В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.
Тема 6. Реформы в области науки, культуры и быта.
Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.
Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.
В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.
Итоговое занятие « Плюсы и минусы реформ Петра 1»
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Виды контроля |
1 | введение | 1 | лекция | конспект |
2 | Военные реформы | 2 | Лекция Практическая работа | Конспект Сообщения уч-ся |
3 | Реформы государственного управления | 2 | Лекция Практическая работа | Конспект тест |
4 | Церковная реформа | 2 | Лекция Практическая работа | Конспект коллоквиум |
5 | Экономические преобразования | 2 | Лекция Практическая работа | Конспект Мозговая атака |
6 | Реформы в области науки, культуры, быта | 2 | Лекция Практическая работа | Конспект тест |
7 | Итоговый урок | 1 | Открытый урок | дискуссия |
итого | 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"
Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...
Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»
Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....
Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)
Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....
Петр Первый- первый российский император
Обобщить яркие факты из юности Петра; иметь представление о личности Петра1: подчеркнуть его трудолюбие, любознательность, полководческое искусство и прогрессивную роль в важнейших...
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....
Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)
Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)...